Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Агентский договор > Прием наличных за товар у получателей грузов: учет и налогообложение (Емельянова Е.В.)

Прием наличных за товар у получателей грузов: учет и налогообложение (Емельянова Е.В.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательств перед поставщиком по оплате товаров, соответствует предмету агентского договора. Так, согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Прием платежей - это и есть те самые иные (а именно фактические) действия.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору. Это правило не распространяется на агентское вознаграждение. В свою очередь, на основании п. 9 ст. 270 НК РФ налоговую базу не уменьшают расходы в виде имущества, включая денежные средства, переданного агентом в связи с исполнением обязательств по агентскому договору. Таким образом, денежные средства, фактически полученные от получателей груза в счет оплаты товара интернет-магазина, не увеличивают налогооблагаемые доходы транспортной компании, и перечисленные интернет-магазину суммы также не учитываются при налогообложении. Сумму дохода составляет агентское вознаграждение, определяемое на основании условий договора с заказчиком в соответствии с первичными учетными документами (п. 1 ст. 248 НК РФ). Момент признания дохода - дата реализации услуг по приему платежей (п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ). Как правило, доходы признаются на дату утверждения заказчиком отчета агента в порядке, предусмотренном договором (ежемесячно или по каждой операции).
При исчислении НДС налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения при исполнении агентского договора (п. 1 ст. 156 НК РФ). То есть всю полученную от покупателей товаров сумму не следует включать в налоговую базу по НДС. Если в соответствии с условиями договора транспортная компания удерживает вознаграждение самостоятельно, то в силу пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ налоговая база определяется на дату поступления денежных средств от физических лиц в части, равной вознаграждению за прием платежей.
Аналогичные правила действуют и для налогоплательщика, применяющего УСНО: такие компании не учитывают доходы, указанные в ст. 251 (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). При этом датой признания дохода в виде агентского вознаграждения в случае, когда оно удерживается из сумм, полученных от физических лиц и причитающихся к перечислению заказчику, является дата фактического получения денежных средств от плательщиков (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
В бухгалтерском учете следует руководствоваться теми же самыми принципами, а именно в выручку включать только агентское вознаграждение (см. п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" <1>). Суммы, идущие транзитом через платежного агента, отражаются на счетах учета расчетов.
--------------------------------
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Отдельно следует сказать насчет используемых счетов учета расчетов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов <2> для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Он дебетуется в корреспонденции со счетом 90 "Продажи" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Прием наличных денежных средств от клиентов интернет-магазинов для логистической компании - это практически всегда услуга, дополнительная к услуге доставки. Иначе говоря, доставка без кассового обслуживания возможна, а кассовое обслуживание без доставки фактически нет (к примеру, клиент интернет-магазина может в любое время отказаться от товара до его передачи, то есть прием денежных средств не состоится, а услуга доставки, допустим, до пункта выдачи заказов считается оказанной). Стоимость доставки рассчитывается на основании тарифов транспортной компании, дополнительно заказчик может приобретать и иные услуги, например складского хранения, комплектации заказов, забора у поставщиков и пр. Указанные логистические услуги и прием платежей - это разные виды услуг, у них разные единицы измерения (вес, объем, количество, денежная сумма), различные моменты оказания. Формировать выручку, полученную от оказания всех этих услуг, следует в общем порядке при выполнении всех прописанных в п. 12 ПБУ 9/99 условий и отражать ее в учете записью Дебет 62 Кредит 90-1 независимо от порядка осуществления расчетов.
--------------------------------
<2> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" договор об осуществлении деятельности по приему платежей подразумевает, что оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан производить последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке. Право логистической компании удерживать вознаграждение за прием денег и (или) транспортные услуги из сумм, поступивших в пользу интернет-магазина от физических лиц, может быть предусмотрено в договоре. Движение денежных средств от плательщиков к заказчику услуг отражается с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому обычно открывается субсчет 76-5, аналитический учет по которому ведется по контрагентам, в частности, отдельно отражаются расчеты с физическими лицами (поступление денежных средств) и интернет-магазином (перечисление денежных средств).
Дополнительно следует сказать о счете, на котором следует обобщать информацию о наличии и движении денежных средств, открываемом во исполнение требований Федерального закона N 103-ФЗ. Денежные средства, принятые платежным агентом, имеют особый статус, подлежат обособленному хранению (зачисление принятых денег в полной сумме контролируют налоговики), по счету могут совершаться только определенные виды операций. Между тем законодательного запрета на взыскание долгов владельца счета из средств, находящихся на специальном счете, не установлено. Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Представляется, что в рабочем плане счетов организация вправе самостоятельно выбрать счет для учета операций по специальному счету платежного агента - 55 или 51 "Расчетные счета". Если компания предпочтет счет 51, нарушением это не будет являться. Если выбран счет 55, к нему целесообразно открыть отдельный субсчет (Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрены не подходящие в рассматриваемой ситуации субсчета), аналитический учет ведется по каждому специальному счету.

Пример. Логистическая компания, применяющая УСНО, получила в кассу деньги от покупателя интернет-магазина в сумме 6000 руб. В соответствии с условиями договора с интернет-магазином вознаграждение экспедитора составляет 2,3% от принятой суммы плюс тариф за доставку, в данном случае равный 300 руб. Денежные средства перечисляются интернет-магазину за минусом вознаграждения за все оказанные услуги в течение двух дней. Отчет о приеме денежных средств и акт об оказании транспортных услуг подписываются по итогам месяца.
В рабочем плане счетов компании для учета расчетов с принципалом и плательщиками (покупателями принципала) используются аналитические счета, открытые к субсчету 76-5 (в условиях примера будем обозначать их так: 76-5-1 - счет учета расчетов с интернет-магазином, 76-5-2 - счет учета расчетов с физическими лицами), а для отражения информации о движении денежных средств, принятых им в качестве платежного агента, - счет 55-4.
В бухгалтерском учете компании будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты наличные денежные средства от получателя груза

50

76-5-2

6000

Сформирована задолженность перед интернет-магазином

76-5-2

76-5-1

6000

Зачислены денежные средства в полном объеме на специальный банковский счет

55-4

50

6000

Перечислены денежные средства интернет-магазину за минусом вознаграждения

(6000 руб. - 6000 руб. x 2,3% - 300 руб.)

76-5-1

55-4

5562

Перечислено вознаграждение, причитающееся логистической компании, на расчетный счет

51

55-4

438

Сформирована выручка на дату утверждения отчета

62

90-1

438

Отражено погашение задолженности за оказанные услуги за счет удержанных денежных средств интернет-магазина

76-5-1

62

438

* * *

Транспортные компании, принимающие наличные денежные средства от покупателей интернет-магазинов при доставке им товаров и перечисляющие данные средства интернет-магазинам, выполняют функции агента. Бухучет и налогообложение соответствующих операций стандартны для агента.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Особый учет агентских договоров (Перковская Д.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Прием наличных за товар у получателей грузов: учет и налогообложение (Емельянова Е.В.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (Александрова С.П.)

Дата размещения статьи: 17.03.2015

подробнее>>

Дилерское соглашение как агентский договор (Широкин П.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.02.2015

подробнее>>

Агентские соглашения и договоры комиссии во внешнеторговом обороте (Канашевский В.А.)

Дата размещения статьи: 30.03.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта