Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Изменение порядка проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Спицына Т.В.)

Изменение порядка проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Спицына Т.В.)

Дата размещения статьи: 08.10.2015

В связи с проводимой государством политикой, направленной на снижение давления на бизнес, внесены изменения в законодательство в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Какие изменения затрагивают порядок проведения проверок? Что представляет собой риск-ориентированный подход? Какие особенности устанавливаются в отношении субъектов малого предпринимательства на ближайшие три года?

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Основной целью данных новшеств является повышение эффективности осуществления государственного и муниципального контроля.
Рассматриваемые поправки вступили в силу со дня их официального опубликования - 14.07.2015. Вместе с тем новые положения Федерального закона N 294-ФЗ в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) будут применяться с 01.01.2018. При этом Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 г.

Риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)

Общие положения Федерального закона N 294-ФЗ дополняются ст. 8.1 "Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)".
В соответствии с данной статьей в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход должен решить три основные задачи:
- оптимизировать затраты на проведение проверок;
- снизить издержки проверяемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей);
- повысить результативность органов государственного контроля.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Соответственно, все организации и индивидуальные предприниматели будут отнесены к определенному классу (категории) опасности и (или) определенной категории риска. Соответствующие критерии и правила отнесения будут установлены Правительством РФ, если они не предусмотрены федеральным законом. Указанные правила должны определять возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
К этой работе будут привлечены и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

Изменения, касающиеся порядка проведения проверок

Поскольку планируются внедрение риск-ориентированного подхода к проведению проверок и отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, устанавливается и различный подход к проведению проверок.
Будут установлены такие категории риска, классы (категории) опасности, при отнесении к которым организации и индивидуальные предприниматели вообще не будут проверяться в плановом порядке. Хотя в общем порядке плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Вместе с тем Правительством РФ может быть предусмотрена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Аналогичный порядок устанавливается в отношении выездных плановых проверок. Правительством РФ в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в рамках риск-ориентированного подхода, может быть предусмотрено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, выездная плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.
Уточняются положения о сроках проведения проверок: в рамках риск-ориентированного подхода может быть установлен сокращенный срок проведения проверок в зависимости от категории риска, класса (категории) опасности.

Плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016 - 2018 годах

Федеральный закон N 294-ФЗ дополняется новой ст. 26.1 "Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства".
Так, закрепляется, что с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ согласно ч. 9 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

К сведению. Перечень видов деятельности в сферах здравоохранения, образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Однако при наличии информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации (административного приостановления деятельности) либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения проверок вправе принять решение о включении в такой план проверки в отношении данных лиц.
При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате его вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.
Установлено право юридического лица, индивидуального предпринимателя подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проверки в отношении них, если они полагают, что проверка включена в него в нарушение рассматриваемых положений. Порядок подачи такого заявления и его рассмотрения будет определен Правительством РФ.
При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 гг. орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

К сведению. 1 июля 2015 г. вступила в силу ст. 13.3 "Единый реестр проверок" Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которой в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок, который является федеральной государственной информационной системой. Оператором данного реестра является Генеральная прокуратура РФ.

Если проверяемое лицо в ходе проверки представит документы, подтверждающие его отнесение к субъектам малого бизнеса, и других оснований для проверки нет, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
Приведенный порядок в 2016 - 2018 гг. применяется в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ, за исключением:
1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Указанное исключение сделано в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Обратите внимание! Проведение плановой проверки с нарушением положений об особенностях организации и проведения в 2016 - 2018 гг. плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ.

Как принятые положения будут применяться на практике, можно увидеть на примере ФАС (Письмо от 12.08.2015 N АК/41908/15 "О проверках в сфере рекламы в период 2016 - 2018").
Запрет на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства распространяется в том числе на проверки, проводимые в сфере рекламы. При планировании проверок в сфере рекламы территориальные органы ФАС должны руководствоваться следующим:
- указанный запрет носит временный характер (затрагивает период 2016 - 2018 гг.);
- он установлен исключительно в отношении плановых проверок. На проведение внеплановых проверок в сфере рекламы данный запрет не распространяется;
- данный запрет применяется только к субъектам малого предпринимательства, в отношении остальных лиц он не действует.
В заключение отметим, что уже в 2015 г. план проверок формировался с учетом принятых позднее положений об исключении проведения плановых проверок в отношении представителей малого бизнеса, которые за последние три года не совершали грубых административных правонарушений. Кроме того, из плана проверок были исключены 12 000 сельхозпроизводителей. В основном это представители малого бизнеса <1>. С 2016 по 2018 г. мораторий на плановые проверки представителей малого бизнеса узаконен.
--------------------------------
<1> Информация представлена на официальном сайте http://www.kremlin.ru.

* * *

Изменения, внесенные в Федеральный закон N 294-ФЗ, вступили в силу 14.07.2015. Новшества, касающиеся внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора), подлежат применению с 01.01.2018.
В практику организации государственного (муниципального) контроля (надзора) вводится подход по отнесению организаций к определенной группе риска либо определенному классу (категории) опасности, основанный на оценке тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, вероятности их несоблюдения, - риск-ориентированный подход.
В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, не будут проводиться никакие плановые проверки.
Правительством РФ устанавливаются иные сроки (сокращенные) проведения проверок в отношении организаций, отнесенных к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, отличные от сроков, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ.
Законодательно устанавливается, что в период с 2016 по 2018 г. плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся, за исключением тех организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым по результатам проверки было применено административное наказание в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии в течение последних трех лет.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 




4 января 2017 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социал

Указанным постановлением вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.




21 декабря 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Закон направлен на унифицирование механизма осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. Так Закон предусматривает, что руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий Банка России.




14 декабря 2016 г.
Проект федерального закона № 54490-7

Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности. 




1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.



В центре внимания:


Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>

Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Кванина В.В.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

подробнее>>

Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации (Трофимчук Н.В.)

Дата размещения статьи: 17.09.2016

подробнее>>

О практике защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованных внеплановых проверок (Егупов Д.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 "Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489" (Сухов А.Б.)

Дата размещения статьи: 31.03.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта