Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Государственный и муниципальный контроль: снижение давления на малый бизнес (Лесникова В.А.)

Государственный и муниципальный контроль: снижение давления на малый бизнес (Лесникова В.А.)

Дата размещения статьи: 09.10.2015

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ <1>. В представленной статье речь пойдет об изменениях, внесенных в данный документ Федеральным законом N 246-ФЗ <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
<2> Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральный закон N 246-ФЗ: обзор изменений

Поправки, внесенные Федеральным законом N 246-ФЗ, направлены на снижение административного давления на субъекты предпринимательской деятельности. В частности, внесенные изменения предлагают:
- применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора);
- отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на период 2016 - 2018 гг.
Положения Федерального закона N 246-ФЗ вступают в силу со дня его официального опубликования <3>. Нормы Федерального закона N 294-ФЗ (в ред. Федерального закона N 246-ФЗ) в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 01.01.2018. Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 01.01.2018.
--------------------------------
<3> Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14.07.2015.

Риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Задачи риск-ориентированного подхода

Применение данного подхода направлено:
- на оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
- на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- на повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенному классу (категории) опасности

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если данные критерии не установлены федеральным законом.
В случае если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
В случае если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности производится в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности устанавливаются нормативным правовым актом, утверждающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

Преимущества использования риск-ориентированного подхода для организаций и индивидуальных предпринимателей

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль производится в форме плановых и внеплановых проверок. Обе могут проводиться в виде документарной или выездной проверки.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности:
- плановая проверка указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится;
- выездная плановая проверка названных юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.
Также Правительством РФ может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Проверки субъектов малого предпринимательства в период 2016 - 2018 годов

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 246-ФЗ, в общем случае с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".
При этом предусмотрены исключения, что такие проверки проводятся:
- в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ согласно ч. 9 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ;
- если имеется информация о том, что в отношении субъекта малого предпринимательства ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в силу Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято данное решение, прошло менее трех лет.
В обозначенном случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении указанных лиц по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

* * *

В статье рассмотрены изменения, внесенные Федеральным законом N 246-ФЗ в порядок осуществления государственного и муниципального контроля: появляется возможность применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), отменяются плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на период 2016 - 2018 гг.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.




5 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 601000-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

В целях обеспечения единообразия подходов проектом федерального закона определены критерии отнесения юридических лиц к категории организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.



В центре внимания:


Понятие вредоносной компьютерной программы (Русскевич Е.А.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Классификации гостиниц в Российской Федерации (Ефимцева Т.В.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы имущественной ответственности разработчика авиационной техники за вред, причиненный ее конструктивными дефектами (Занковский С.С.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы обеспечения баланса частных и публичных интересов сторон соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности (Громова Е.А.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

"Два тела корпорации": правосубъектность юридического лица и отдельные проблемы корпоративной ответственности (Ульбашев А.Х.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи