Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Бюджетные субсидии как один из факторов развития приоритетных отраслей российской экономики (Кулиев Т.Ш.)

Бюджетные субсидии как один из факторов развития приоритетных отраслей российской экономики (Кулиев Т.Ш.)

Дата размещения статьи: 16.10.2015

Необходимость инвестирования в развитие приоритетных отраслей российской экономики

В современных условиях необходимость модернизации отечественной промышленности, ее переход на качественно новый технологический уровень и постепенный отказ от значительной доли "сырьевого" сегмента в формировании государственного бюджета является стратегической задачей российского государства. Важность решения этой задачи определяется высокими темпами и новыми векторами развития мирового экономического сообщества. Путь выхода из "сырьевой" зависимости российского бюджета связан с существующей жесточайшей мировой конкуренцией за мировые рынки сбыта своей продукции и за привлечение иностранных инвестиций.
Роль иностранных инвестиций в современном мире из полезности превратилась в жизненно важную необходимость, и не только для развивающихся стран, но и для развитых. Исходя из приоритета необходимости в достойной интеграции России в мировую экономическую систему в современных условиях глобализации можно утверждать, что альтернативы выхода российских товаров на мировые рынки и привлечения иностранного инвестора в российскую экономику не существует.
При этом необходимо развитие приоритетных отраслей российской экономики - машиностроения, металлургии, энергетики, авиации и судостроения, отраслей ВПК, связи и информационных технологий, сельского хозяйства, лесопереработки и других, только с развитием которых Россия сможет занять достойное место в мировом экономическом сообществе. Причем на начальном этапе развития инвестирование в эти отрасли в основном должно обеспечиваться государством через использование национального богатства, заключенного в природной ренте и доходах от "сырьевого" сектора. В этих условиях особую роль следует отвести развитию науки и образования.
Так, например, согласно Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года ее финансирование планируется осуществлять в рамках:
- государственных программ Российской Федерации, координируемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и другими заинтересованными в развитии отрасли информационных технологий ведомствами;
- программ институтов развития, связанных с развитием инновационной экономики и отрасли;
- бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных стратегий развития отрасли информационных технологий или софинансирования субсидий на реализацию соответствующих программ;
- привлекаемых внебюджетных средств, в частности государственно-частного партнерства [4].
Только на втором этапе, после достижения продукцией приоритетных отраслей экономики показателей, обеспечивающих ей приемлемую конкурентоспособность на западных рынках, больший акцент в их развитии следует отводить уже иностранному инвестированию, с безусловным соблюдением условий сохранения национальной экономической безопасности.
Таким образом, в условиях все более возрастающей конкурентной борьбы на мировом рынке только взвешенная государственная инвестиционная политика способна обеспечить России ведущие позиции в современной глобальной экономической системе разделения труда. В связи с этим особое внимание привлекает деятельность государства по субсидированию приоритетных отраслей отечественной экономики.

Проблема бюджетной поддержки приоритетных отраслей экономики в условиях вступления России в ВТО

Необходимо отметить, что в связи со вступлением России в ВТО возникают проблемы финансирования экономики за счет бюджетных средств, так как согласно правилам ВТО субсидирование запрещается в связи с тем, что это дает неоправданные преимущества получателю государственных средств и нарушает "справедливые" правила игры на мировом рынке.
Однако, как показывает практика, страны - члены ВТО находят выход из подобной ситуации и используют различные способы для того, чтобы поддержать своего товаропроизводителя - как защитить его на внутреннем рынке, так и продвинуть на внешний рынок. Среди таких способов чаще всего используется прямое бюджетное субсидирование отдельных компаний, т.е. финансирование их деятельности на невозвратной основе.
Необходимо отметить, что экономически развитые страны используют значительно более высокий уровень государственной поддержки национальных товаропроизводителей, чем развивающиеся страны, на сегодняшний день относящиеся к периферии мирового капитализма.
В этом отношении Россия не представляет исключения, выступая типичным представителем этой периферии (несмотря на вхождение до недавнего времени в G8 и приостановившая свое участие в данном формате в 2014 г. в связи с международными санкциями).
Для примера возьмем хотя бы сельское хозяйство, важность развития которого определяется сложившейся зависимостью России от поставок иностранных продуктов, что угрожает не только продовольственной безопасности, но и национальной. Особо важной поддержка отечественного производителя выглядит в условиях ответных мер на введение санкций со стороны ЕС и ряда западных стран, прежде всего США, Канады, Японии и Австралии и развития импортозамещения.
Как отмечает В. Катасонов [6], начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила уровень поддержки сельского хозяйства в 89 млрд. долл. США (таким был среднегодовой уровень государственной поддержки отрасли в 1989 - 1991 гг.). Постепенно, в течение длительных переговоров о присоединении к ВТО российская делегация последовательно уступала первоначальные позиции: сначала сумма была понижена до 36 млрд. долл. США, а затем до 16 млрд. долл. США. В результате на момент вступления России в ВТО уровень государственной поддержки был определен в 9 млрд. долл. США, а к 2017 г. бюджетные субсидии будут снижены до 4,4 млрд. долл. США. В результате сегодня на 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в ЕС, и в 15 - 17 раз меньше, чем в США.
Одним из показателей, позволяющих сравнивать уровень поддержки сельского хозяйства в разных странах, выступает доля государственной помощи в стоимости продукции. Как отмечает Н.Н. Семенова [9], в США в середине прошлого десятилетия она составляла 18%, в Канаде - 21%, в ЕС - 32%, в Японии - 58%, в Южной Корее - 62%, а в Норвегии имела рекордно высокое значение - 70%. Для сравнения: в России этот показатель был равен лишь 16%.
Следует признать, что при таком уровне государственной поддержки наше сельское хозяйство как отрасль экономики просто обречено на вымирание, а зависимость России от внешних поставок продовольствия лишь увеличится. Примером в данном случае может выступать ситуация, произошедшая в ряде восточноевропейских стран после вступления в ВТО (Болгария, Венгрия, Румыния), когда их правительства не смогли обеспечить минимальный уровень дотаций своему сельскому хозяйству, что в итоге привело к сокращению внутреннего производства продукции растениеводства и животноводства, увеличению импорта продовольствия и росту цен на продукты питания.
Ситуацию, подобную той, которая сложилась в отечественном сельском хозяйстве, можно наблюдать и в других отраслях российской экономики.
В современных условиях без поддержки со стороны государства национальный товаропроизводитель просто обречен на проигрыш иностранным конкурентам не только на чужих рынках, но даже на своем собственном. Поэтому России необходимо искать такие способы поддержки отечественных отраслей экономики, которые, с одной стороны, были бы эффективны, а с другой стороны, не противоречили бы международным договоренностям.
Необходимо отметить, что кроме прямых методов поддержки национального производителя правительства зарубежных стран прибегают и к использованию косвенных методов, среди которых можно выделить следующие:
- льготное налогообложение, предусматривающее частичное или полное освобождение от налогов (или их отдельных видов);
- налоговое кредитование - отсрочку по уплате налогов;
- субсидирование закупки ресурсов (энергоносителей, сырья и др.) - предоставление возможности приобретения отдельных видов ресурсов и определенных товаров по сниженным ценам и тарифам;
- приоритетные закупки государством товаров и услуг частных компаний (чаще всего по завышенным ценам);
- научно-инновационная поддержка с бесплатной передачей результатов государственных исследований и разработок (в том числе и военных лабораторий) частным компаниям;
- льготные условия аренды или концессии земельных участков и недр, находящихся в государственной собственности;
- предоставление льготных кредитов и государственных гарантий.
Кроме этого, сегодня в различных государствах мира действуют специализированные либо государственные, либо близкие к государству агентства, которые оказывают помощь национальным товаропроизводителям в продвижении своих товаров и услуг на мировом рынке. Подобные организации предоставляют льготные экспортные кредиты, гарантии, осуществляют страхование рисков по внешнеторговым операциям. Важно отметить, что в России на сегодняшний день такая поддержка со стороны государства пока незначительна.
Необходимо отметить, что со стороны государства осуществляется ряд мероприятий по поддержке инвестиционных проектов в приоритетных отраслях российской экономики.
Так, в целях создания правовых оснований для проведения отбора инвестиционных проектов и их последующего утверждения для финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе 5 ноября 2013 г. Правительством России были приняты: Постановление N 990 "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов" [1] и Постановление N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств ФНБ и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе" [2].
Также нужно отметить, что изменение ситуации на политической арене и происходящие экономические изменения в России (проявляющийся эффект от введения международных санкций в области кредитования ведущих компаний России, снижение курса национальной валюты, нарастающая инфляция) заставляют государственную власть обращать пристальное внимание на необходимость бюджетного субсидирования приоритетных отраслей экономики через поддержку отраслеобразующих предприятий и механизм проведения различных конкурсов с целью поддержки инноваций.
Так, в августе 2014 г. Минпромторг России [7] объявил о проведении конкурса по расширению перечня приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства товаров для детей. Подать заявку на конкурс можно было с 1 по 12 сентября. Формирование перечня проводилось для предоставления государственной поддержки российским предприятиям индустрии детских товаров для создания максимально комфортных условий развития.
Необходимо отметить, что в соответствии с подпрограммой "Индустрия детских товаров" Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года [3] инвестиционные проекты, осуществляемые после 1 января 2013 г. и вошедшие в перечень приоритетных, могут получить из федерального бюджета субсидию на частичное погашение кредитов, полученных в российских кредитных организациях в 2013 - 2016 гг., в размере 0,9 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. В эту субсидию войдет также компенсация затрат на уплату лизинговых платежей, сезонной закупки сырья. Второй мерой поддержки является субсидия на возмещение части затрат на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ. Еще одна мера - поддержка продвижения российских товаров на внутреннем и зарубежных рынках.
Проекты будут оцениваться по балльной системе в соответствии с определенными критериями, среди которых: научно-технологический потенциал инвестиционного проекта, производственный потенциал предприятия, востребованность продукта на рынке [5].
Кроме этого, важным показателем является возможное влияние проекта на социально-экономическое развитие субъекта РФ, на территории которого он будет реализовываться, т.е. количество создаваемых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных, и размер налоговых поступлений в бюджет. Важным фактором является и производительность труда в организации по итогам года. Максимальное количество баллов по каждому критерию составляет 10. Чтобы попасть в перечень, проекту нужно набрать не менее 23 баллов.
В указанном конкурсе могут принять участие абсолютно все предприятия, ведущие свою производственную деятельность на территории Российской Федерации. Основным критерием выбора выступают создание нового производства, модернизация или расширение действующего производства или внедрение в серийное производство новых типов детской продукции. При этом сегмент производимых детских товаров может быть любым. Ограничения существуют для детского питания, детского кино и анимации, учебников, что связано с тем, что государственная поддержка производства этих продуктов осуществляется другими ведомствами. Важным критерием отбора предприятий для обеспечения государственной поддержки и субсидирования выступают:
- наличие четкой стратегии развития предприятия, нацеленной на лидерство в своем сегменте;
- понятный инвестиционный план развития;
- профессиональная команда для реализации проекта.
Фактически конкурс организован для лидеров отрасли - предприятий с передовым промышленным потенциалом.
Эксперты считают, что реализация инвестиционных проектов индустрии детских товаров позволит вывести российское производство продукции для детей на более высокий конкурентный уровень. Кроме того, предложенные меры господдержки способствуют достижению целей и задач, предусмотренных Стратегией развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ [8], общий оборот российской индустрии детских товаров составляет более 700 млрд. руб. в год и является одним из самых быстрорастущих не только в нашей стране, но и во всем мире. Темпы роста составляют около 10% ежегодно, что не отмечено ни в одной отрасли российской экономики. При этом предприятия индустрии расположены практически во всех субъектах РФ, а занятость с учетом розничной торговли уже составляет более 300 тыс. человек, из них 100 тыс. трудятся непосредственно в производственном секторе.
В этой ситуации необходимо отметить, что уже сегодня ряд отечественных производителей успешен не только внутри страны, но и на внешних рынках. Таких предприятий немного, в том числе и потому, что в продукции индустрии детских товаров в России невелика доля инновационных товаров, пользующихся за рубежом особым спросом. Именно поэтому среди инвестиционных параметров, по которым Минпромторг России будет определять победителей, учитываются научно-технологические и производственные потенциалы проекта.
Одним из перспективных направлений для инвестирования в сегменте детских товаров сегодня является одежда. Но пока на российском рынке наибольшим спросом пользуется западная продукция. Одним из самых выгодных сегментов рынка детских товаров выступают игрушки. В условиях высокого спроса на данный вид товаров создание сильного бренда может обеспечить успешную работу компании на многие десятки лет. Инициатива Минпромторга России связана с импортозамещением и направлена на развитие того сегмента рынка, где наши производители пока представлены слабо. Следует предположить, что решение властей может дать импульс появлению новых производств, и не только в секторе детских игрушек, но и одежды, где пока совокупная доля отечественных производителей составляет около 20%.
Таким образом, складывающаяся внешняя и внутренняя экономическая ситуация требует широкого использования косвенных методов поддержки отечественных производителей в различных сферах экономики России. При этом особое внимание следует уделить субсидированию инновационных предприятий, лидеров отрасли, способных обеспечить качественное изменение сложившейся ситуации и повысить конкурентоспособность отечественной продукции не только на национальном рынке, но и на мировом.
Для этого необходима прежде всего эффективная работа по созданию необходимых правовых предпосылок и оснований для субсидирования приоритетных отраслей российской экономики и отдельных отраслеобразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для поступательного социально-экономического развития Российской Федерации.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. N 990 (ред. от 31.10.2014) "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов" (вместе с "Правилами размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов") // СПС "Гарант".
2. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе" (вместе с "Правилами проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе") // СПС "Гарант".
3. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 962-р "Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по ее реализации" (ред. от 17.02.2014) // СЗ РФ. 2013. N 25. Ст. 3180.
4. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года" // Российская газета. 2013. 8 ноября.
5. Воронина Ю. Чебурашка теснит Барби. Производители детских товаров смогут получить субсидии от государства // Российская газета. 2014. 26 августа.
6. Катасонов В. Россия и ВТО: о субсидировании экономики и суверенной банковской системе / Институт высокого коммунитаризма. URL: http://communitarian.ru/publikacii/finansi/rossiya_i_vto%3A.
7. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). URL: http://minpromtorg.gov.ru.
8. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. URL: http://www.tpprf.ru.
9. Семенова Н.Н. Направления государственной поддержки аграрного сектора экономики в зарубежных странах // Аграрный вестник Урала. 2010. N 1 (67). С. 14 - 16.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта