Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Рыбные аукционы: мировой опыт и перспективы развития в России (Поляк В.А., Поляк А.В., Алексеев С.В.)

Рыбные аукционы: мировой опыт и перспективы развития в России (Поляк В.А., Поляк А.В., Алексеев С.В.)

Дата размещения статьи: 16.10.2015

На сегодняшний день рыбные аукционы являются довольно распространенной формой ведения торговли рыбными и другими биологическими ресурсами. Исходя из результатов исследования, проведенного в 2005 г. Европейской ассоциацией рыбных портов и аукционов (EAFPA), в Европе существует более 330 рыбных аукционов. По данным того же исследования, около 95% вылавливаемой в Европе рыбы продается именно через рыбные аукционы. Это свидетельствует об удобстве такой модели продаж как для продавцов, так и для покупателей рыбной продукции.

В Российской Федерации аукционная торговля рыбными и другими биологическими ресурсами развита слабо. Причиной этого во многом служит недостаточный уровень законодательного регулирования рыбной торговли.
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, является Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Кроме прочего, данным Федеральным законом регулируются отношения в области промышленного рыболовства, под которым в соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Закона понимается рыболовство, осуществляемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.

Пунктом 3.5 ч. 3 ст. 19 вышеуказанного Закона устанавливается, что реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции может осуществляться на организованных торгах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществление торговли рыбными и другими биологическими ресурсами на организованных торгах, т.е. торгах, "проводимых на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров..." (в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах"), является лишь правом хозяйствующих субъектов, а не их обязанностью. Такое положение вещей не способствует развитию рынка рыбной торговли в России, а также свободному и прозрачному ценообразованию на нем.
Чтобы понять важность и необходимость торговли рыбными и другими биологическими ресурсами посредством организованных торгов (рыбных аукционов), необходимо обратиться к опыту регулирования подобных правоотношений в развитых государствах с многовековыми традициями рыбной торговли.
Одним из таких государств, безусловно, является Норвегия. Рыба является ценнейшим национальным продуктом этой страны. В Норвегии отношения в сфере торговли морскими биологическими ресурсами регулируются Законом от 21 июня 2013 г. N 75 "О первой продаже диких морских биологических ресурсов (О сбытовых рыболовных организациях)". В соответствии с параграфом 4 главы 2 вышеуказанного Закона все рыбаки и рыболовные организации должны быть членами рыболовных кооперативов (сбытовых рыболовных организаций). В соответствии с законом такие сбытовые организации должны иметь устав, в котором, в частности, закрепляются положения об органах управления такой организацией, о порядке осуществления продаж, о порядке разрешения споров между участниками организации и т.д.
Параграфом 8 главы 3 норвежского Закона "О первой продаже диких морских биологических ресурсов (О сбытовых рыболовных организациях)" устанавливается, что сбыт морских биологических ресурсов может осуществляться только с одобрения сбытовой рыболовной организации. В параграфе 9 данного Закона указывается, что сбытовой рыболовной организацией устанавливаются минимальные цены на продаваемые морские биологические ресурсы. Такие цены устанавливаются на ежегодном собрании отдела продаж организации. При этом продавцы и покупатели морских биологических ресурсов обязаны придерживаться условий продаж, установленных сбытовой рыболовной организацией, а продажа продукции по более низким ценам, чем те, которые установлены сбытовой рыболовной организацией, запрещается.
Норвежские сбытовые рыболовные организации в соответствии с главой 4 Закона "О первой продаже диких морских биологических ресурсов (О сбытовых рыболовных организациях)" имеют право осуществлять контроль за качеством выловленной рыбы, осуществлять инспекцию рыболовецких судов и складских помещений. Если того требуют обстоятельства, сбытовая рыболовная организация может наложить временный запрет на ловлю рыбы или установить ограничения на нее. Кроме того, такие организации могут направлять уловы, которые проходят через них, определенным покупателям и для определенного использования, если существует необходимость реализации уловов наиболее выгодным для рыбаков способом, или для успешного ведения промысла, приема, производства и дальнейшей реализации для обеспечения внутренних потребностей государства в рыбных ресурсах.
Подобные нормы закреплены и в Бизнес-правилах Норвежского кооператива по сбыту рыбы-сырца (Norges Rafisklag) от 4 сентября 2014 г., разработанных на основе вышеуказанного Закона. Бизнес-правилами устанавливаются условия продажи морских биологических ресурсов с разрешения Норвежского кооператива по сбыту рыбы-сырца.

Правилами устанавливаются допустимый доход от первой продажи морских биологических ресурсов, порядок осуществления продаж и экспорта. Норвежский кооператив по сбыту рыбы-сырца имеет право устанавливать минимальную цену продажи морских биологических ресурсов. Продажа продукции по более низким ценам, чем те, которые установлены кооперативом, запрещается. Кроме того, в соответствии с Бизнес-правилами Норвежский кооператив по сбыту рыбы-сырца имеет право решать и другие вопросы регулирования ценовой политики.
Первая продажа рыбы по норвежскому законодательству происходит на специализированных рыбных аукционах. Особенностью норвежских рыбных аукционов по сравнению с другими европейскими рыбными аукционами является то, что зачастую в них отсутствуют большие помещения для проведения торгов, хранения и сортировки рыбы, а все торги проходят виртуально с помощью компьютерных систем. Это связано с большой протяженностью норвежской береговой линии и малым количеством самих аукционов.
Норвежский кооператив по сбыту рыбы-сырца (Norges Rafisklag) управляет одним из норвежских рыбных аукционов. Ежегодно на нем продается около 580 тысяч тонн рыбы более чем на 250 миллионов евро.
Таким образом, можно констатировать, что отношения в сфере торговли рыбой и другими биологическими ресурсами в Норвегии являются четко организованными, открытыми и прозрачными. Модель торговых отношений, выстроенная в Норвегии, позволяет оперативно регулировать процессы ценообразования на рыбу и другие биологические ресурсы, исключить элементы недобросовестной конкуренции на данном рынке, а также осуществлять эффективный контроль качества и количества продаваемой продукции.

В соответствии с законодательством Португалии первая продажа рыбы и других биологических ресурсов осуществляется исключительно посредством рыбных аукционов. Так, ст. 1 португальского Декрета-закона N 81/2005 от 20 апреля 2005 г. устанавливается, что "первая продажа всей свежей рыбы обязательно производится с помощью аукциона или аукционной системы". В ст. 4 данного Декрета-закона закреплена возможность проведения аукционов на расстоянии, в том числе с помощью сети Интернет. Система торговли рыбой с помощью аукционов в португальском Декрете-законе N 81/2005 характеризуется как механизм регулирования цен, спроса и предложения в данном секторе экономики, поддержания прозрачности в ценообразовании и мониторинга качества рыбных и других биологических ресурсов.
С целью повышения эффективности управления, а также стандартизации методов и процедур аукционной торговли рыбными и другими биологическими ресурсами в Португалии Декретом-законом N 107/90 от 27 марта 1990 г. была учреждена компания "DOCAPESCA - Ports e Lotas, SA", объединившая в единое целое всю систему аукционной продажи рыбы. На сегодняшний день "DOCAPESCA - Ports e Lotas, SA" является государственной компанией, оказывающей услуги по первой продаже рыбы и других биологический ресурсов на всей территории Португалии.
Большой опыт в сфере аукционных продаж рыбы и других биологических ресурсов имеет Испания. В Испании действуют аукционы как государственной формы собственности, так и коммерческие. Как и в Португалии, в Испании первая продажа свежей рыбы должна производиться исключительно через аукционы. Такое правило закреплено в Королевском указе "О первой продаже рыбной продукции" N 1822/2009 от 27 ноября 2009 г. В соответствии с ч. 2 ст. 3 данного Королевского указа "...в случае первой продажи рыбы на территории Испании такая продажа должна производится на аукционах..."
В Нидерландах история возникновения аукционной торговли рыбой насчитывает несколько веков. Изначально аукционы создавались государством или местными органами власти с целью обеспечить рыбакам справедливую цену на их продукцию. Со временем аукционы перешли в частную собственность и на сегодняшний день существуют в форме или рыбных кооперативов, или независимых акционерных обществ. Так же как в Португалии и Испании, вся выловленная рыба должна быть реализована с помощью аукциона. Такая система позволяет контролировать количество выловленной рыбы и формировать справедливые рыночные цены.
Интересен также опыт Австралии в области продажи рыбы и других биологических ресурсов. По австралийскому Закону от 17 декабря 1935 г. "О рыболовстве" устанавливалась обязанность рыбаков продавать свои уловы исключительно через кооперативные рыбные общества или рыбные рынки. Одним из таких рынков был Сиднейский рыбный рынок (Sydney Fish Market). С целью улучшения контроля за продажами рыбных ресурсов в 1964 г. была основана Администрация рыбной торговли (Fish Marketing Authority), которая осуществляла управление Сиднейским рыбным рыком до 1994 г. В 1994 г. Правительство Австралии провело приватизацию объектов рыбной торговли, по итогам которой Сиднейский рыбный рынок стал частной компанией.
Позже, в 1999 г., государством на основе принятого в 1994 г. Закона "О рыбной торговле" была проведена дерегуляция в сфере рыбной торговли, вследствие которой рыбаки получили возможность продавать свою рыбную продукцию свободно, не пользуясь услугами Сиднейского рыбного рынка или других кооперативных рыболовных организаций. Таким образом, Сиднейский рыбный рынок утратил монополию на продажу рыбных и других биологических ресурсов.
Несмотря на отсутствие монопольного права на торговлю морепродуктами, на сегодняшний день Сиднейский рыбный рынок является крупнейшим рыбным рынком в Южном полушарии и входит в тройку крупнейших рыбных рынков мира. Ассортимент продукции, продаваемой на Сиднейском рыбном рынке, составляет более 500 видов. На рынке продается более 14,5 тысяч тонн морепродуктов в год.

Залогом успешной работы Сиднейского рыбного рынка послужила внедренная в 1989 г. компьютеризированная система голландского аукциона. Особенностью такого аукциона является то, что сначала объявляется самая высокая цена на продаваемую продукцию, а затем ставки снижаются до той цены, на которую согласится первый покупатель, которому и продается товар. Внедрение этой системы позволило ускорить процесс проведения аукциона, а также повысить эффективность продажи продукции. При этом такая система гарантирует покупку рыбной продукции покупателями по наилучшей цене, полученной на конкурентной основе.
Таким образом, на основании анализа мирового опыта торговли рыбой и другими биологическими ресурсами можно отметить, что в большинстве развитых государств такая торговля осуществляется посредством проведения рыбных аукционов. Причем во многих государствах продажа рыбы с помощью аукциона является не правом хозяйствующего субъекта, а его обязанностью. Это дает возможность контролировать количество и качество вылавливаемой рыбы, регулировать уровень цен, а также обеспечивать здоровую конкуренцию на рынке. И хотя в некоторых государствах продажа рыбных и других биологических ресурсов на аукционах на сегодняшний день не является обязательной, в силу сложившейся многолетней деловой практики продавцы и покупатели данной продукции предпочитают именно такую форму заключения сделок.

Российская Федерация наряду с описанными выше государствами также является крупным добытчиком рыбы, в связи с чем необходимо использовать положительный опыт, накопленный такими государствами, в области организации рыбной торговли. В силу того что российский рыбный рынок находится в процессе своего развития и аукционная продажа рыбных и других биологических ресурсов пока еще занимает незначительную долю от общих продаж, необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять продажу рыбных и других биологических ресурсов на специализированных рыбных аукционах. В свою очередь, для регламентации работы таких аукционов уполномоченным государственным органам Российской Федерации следует подготовить соответствующую законодательную базу.
Такие изменения будут способствовать переходу рыбной торговли в Российской Федерации на качественно новый уровень.

Литература

1. Австралийский Закон от 2 ноября 1994 г. N 53 "О рыбной торговле" (Fish Resources Management Act, 1994 (Act No. 53 of 1994)). URL: https://www.slp.wa.gov.au/legislation/statutes.nsf/main_mrtitle_3205_homepage.html.
2. Испанский Королевский указ от 27 ноября 2009 г. N 1822/2009 "О первой продаже рыбной продукции" (Real Decreto 1822/2009, de 27 de noviembre, por el que se regula la primera venta de los productos pesqueros). URL: http://www.boe.es/boe/dias/2009/12/21/pdfs/B0E-A-2009-20498.pdf.
3. Норвежский Закон от 21 июня 2013 г. N 75 "О первой продаже диких морских биологических ресурсов (О сбытовых рыболовных организациях)" (LOV 2013-06-21 nr 75: Lov om forstehandsomsetning av viltlevande marine ressursar (fiskesalslagslova)). URL: http://www.fiskeridir.no/Yrkesfiske/Regelverk-og-reguleringer/J-meldinger/Gjeldende-J-meldinger/J-146-2013.
4. Португальский Декрет-закон от 27 марта 1990 г. N 107/90 (Decreto-Lei n. 107/90 de 27 de Marco: Transforma a DOCAPESCA - Sociedade Concessionaria da Doca de Pesca, S. A., em sociedade anonima de capitais maioritariamente publicos e transfere para a sua titularidade o Servico de Lotas e Vendagem) // http://www.docapesca.pt/legislacao.html.
5. Португальский Декрет-закон от 20 апреля 2005 г. N 81/2005 (Decreto-Lei n. 81/2005 de 20 de Abril: Actualiza o regime da primeira venda de pescado fresco). URL: http://www.docapesca.pt/legislacao.html.
6. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102126021&backlink=1&&nd=102090164.
7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах". URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102152043&rdk=&backlink=1.
8. Официальный web-сайт Европейской ассоциации рыбных портов и аукционов ("EAFPA"): http://eafpa.org.
9. Официальный web-сайт компании DOCAPESCA - Ports e Lotas, SA: http://www.docapesca.pt.
10. Официальный web-сайт Норвежского кооператива по сбыту рыбы-сырца ("Norges Rafisklag"): http://www.rafisklaget.no.
11. Официальный web-сайт Сиднейского рыбного рынка ("Sydney Fish Market"): http://www.sydneyfishmarket.com.au.
12. Поляк В.А., Сарчев А.М., Алексеев С.В. Проблемы и перспективы рыбной промышленности в Российской Федерации. Концепция создания цивилизованного рынка водных биоресурсов и продуктов их переработки в России // Юридический мир. 2012. N 8.
13. Поляк В.А., Поляк А.В., Алексеев С.В. Открытость и прозрачность ценообразования как основа устойчивого развития рыбной отрасли // Юридический мир. 2014. N 9.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта