Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О принятии к вычету ранее восстановленного налога (Фирфарова Н.В.)

О принятии к вычету ранее восстановленного налога (Фирфарова Н.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2015

На практике у налогоплательщика порой возникает необходимость принять к вычету те суммы НДС, которые ранее им были восстановлены. По его мнению, данные действия не идут вразрез с нормами налогового законодательства. Тем не менее официальная позиция финансового ведомства расходится со взглядами налогоплательщика: чиновники считают неправомерными такие действия. Характерно и то, что правоприменительная практика складывается также не в его пользу.
Однако недавнее судебное решение, вынесенное АС ЗСО, показало, что исход спора с контролерами может быть и иным. При каких обстоятельствах? Влияют ли они на решение указанной проблемы?

Известно, что налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по правилам ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
Пунктом 2 названной статьи определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 170 установлены случаи, в которых суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в их стоимости. Таковым, в частности, является приобретение товаров (работ, услуг):
- не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
- используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
- лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей плательщика по исчислению и уплате налога;
- для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в размере, ранее принятом к вычету, в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг) для осуществления операций, указанных в п. 2 названной статьи. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
А как действовать налогоплательщику в случае возникновения обратной ситуации: имеет ли он право принять к вычету восстановленные суммы НДС? Данный вопрос может возникнуть, к примеру, в ситуации, когда организация, перешедшая с общего режима налогообложения на специальный, восстановила сумму налога, а впоследствии снова вернулась на ОСНО. И хотя, казалось бы, такая ситуация далеко не редкость, Налоговым кодексом не установлено каких-либо правил при ее возникновении.
При отсутствии указаний в законодательстве налогоплательщик, как правило, обращается к разъяснениям чиновников.

Официальная позиция

По мнению контролирующих органов, налоговый вычет ранее восстановленного НДС неправомерен. Свою точку зрения они обосновывают тем, что при возврате на ОСНО право налогоплательщика на принятие к вычету восстановленных сумм налога законодательством не предусмотрено (см. Письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-07-11/84).
Надо отметить, что подобная позиция высказывалась на протяжении долгого времени и представлена большим количеством разъяснений финансового ведомства (Письма от 23.06.2010 N 03-07-11/265, от 27.01.2010 N 03-07-14/03, от 30.06.2009 N 03-11-06/3/174, от 11.04.2007 N 03-07-11/100).
Однако нельзя не указать, что изначально Минфин России придерживался противоположной точки зрения и соглашался с возможностью применения вычета сумм НДС, восстановленных и уплаченных в бюджет в момент перехода организации на спецрежим, в случае дальнейшего перехода организации на ОСНО и использования этих товаров (работ, услуг) для операций, которые облагаются НДС (Письмо от 26.04.2004 N 04-03-11/62).

Судебная позиция

Правоприменительная практика представлена далеко не обширным списком судебных дел, рассматривающих споры аналогичного содержания. Суды вплоть до настоящего времени выносили решения не в пользу налогоплательщиков.
Позиция арбитров основывается на том, что принятые к вычету суммы НДС, восстановленные при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы, учитываются им в составе расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Поэтому в случае возврата налогоплательщика к общей системе налогообложения названные суммы налога вычету не подлежат (см. Постановление ФАС ВСО от 10.02.2010 по делу N А33-8485/2009).
Аналогичные выводы суды делали и позже, к примеру, в Постановлении ФАС ЗСО от 21.06.2011 по делу N А70-13648/2009, где они снова сослались на абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, устанавливающий правило учета сумм налога, подлежащего восстановлению. При этом суды подчеркнули, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, подлежат включению им в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль, после чего в стоимости товаров НДС отсутствует. Извлечение же налога из состава прочих расходов Налоговым кодексом не предусмотрено.
Однако в арбитражной практике есть пример судебного решения с иным подходом, весьма обнадеживающим для налогоплательщика. Речь идет о Постановлении АС ЗСО от 10.06.2015 N Ф04-19390/2015 по делу N А67-1997/2014. Суть спора заключается в следующем. Налогоплательщик, осуществляющий торговлю алкогольными напитками, применял в отношении данного вида деятельности два режима налогообложения:
- ОСНО в рамках оптовой торговли;
- "вмененку" в рамках розничной торговли.
Организация приобретала товар для осуществления деятельности, облагаемой НДС. При этом суммы НДС, предъявленные продавцами товаров, заявлялись к вычету в соответствии со ст. ст. 171 - 172 НК РФ.
Затем часть данного товара передавалась на розничный склад с целью продажи.

К сведению. В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При передаче товаров во "вмененную" деятельность налогоплательщик оформлял накладные перемещения с выделением сумм НДС, которые отражались в книгах продаж периода, соответствующего перемещению. Данным операциям присваивался код, в книгах продаж соответствующих периодов отражались номера кода, дата счета-фактуры, наименование поставщика и сумма налога. Указанные суммы НДС восстанавливались на основании п. 3 ст. 170 НК РФ.
В дальнейшем часть товара, не реализованная в розницу, вновь перемещалась на склад для оптовой реализации. При этом налогоплательщик оформлял возвратные накладные, в которых суммы НДС, заявленные к возмещению по ранее восстановленным счетам-фактурам, отдельной строкой не выделялись, а были включены в стоимость товара.
По факту конечной реализации товара в режиме деятельности по ОСНО налогоплательщиком заявлены к вычету ранее восстановленные суммы НДС.
Налоговый орган по результатам проведенной проверки пришел к выводу, что суммы налога, восстановленные организацией при перемещении товаров на розничный склад и не включенные при исчислении налога на прибыль в состав прочих расходов, при возврате товаров в деятельность на общей системе налогообложения к вычету не принимаются.
Остановимся на некоторых моментах, имеющих значение при рассмотрении данной ситуации, и поясним следующее. Порядок распределения налоговых вычетов по видам деятельности, облагаемым при применении различных режимов налогообложения, установлен п. 4 ст. 170 НК РФ. В силу названной нормы суммы налога, предъявленные продавцами товаров налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (в соответствии с п. 2 данной статьи) - по товарам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
- принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога плательщиками, переведенными на уплату ЕНВД для определенных видов деятельности.

Обратите внимание! Организация обязана вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. На необходимость ведения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения, указывается также в п. 7 ст. 346.26 НК РФ.
В соответствии с абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Судами установлено, что в силу названных норм налогового законодательства организация вела раздельный учет хозяйственных операций в отношении "вмененной" деятельности и предпринимательской деятельности, в отношении которой она уплачивала налоги в общем порядке.
Важными для арбитров оказались также следующие факты:
- товар не использовался в розничной торговле, в отношении которой налогоплательщиком применялся спецрежим в виде уплаты ЕНВД;
- товар реализован в порядке оптовой торговли на ОСНО;
- порядок перемещения товара (оптовая торговля - розничная торговля и вновь оптовая торговля) происходил внутри предприятия;
- НДС по данным товарам организацией ранее заявлен к вычету, впоследствии восстановлен к уплате и уплачен в полном объеме.
Совокупность перечисленных обстоятельств оказала существенное влияние на исход судебного разбирательства: суды всех трех инстанций оказались на стороне налогоплательщика. По их мнению, из системного анализа ст. 170 НК РФ следует, что вопросам налогового учета посвящены содержащиеся в ней положения в том значении, в котором они решают вопрос отнесения сумм НДС к налоговым вычетам по данному налогу либо к расходам по налогу на прибыль в зависимости в том числе от факта использования товаров в тех или иных хозяйственных операциях с различными режимами налогообложения. Соответственно, положения п. 3 ст. 170 НК РФ подлежат применению в случае, если товар, принятый для реализации в деятельности по ОСНО, был передан для осуществления деятельности во "вмененном" режиме и в полном объеме был использован в этой деятельности.
Таким образом, по вопросу неиспользования товаров в деятельности, в отношении которой применяется спецрежим в виде уплаты ЕНВД, если товар был перемещен внутри предприятия с целью такого использования, а в дальнейшем перемещен повторно и фактически использован в порядке оптовой торговли, суды пришли к выводу, что оснований для применения организацией положений п. 3 ст. 170 НК РФ не имеется.
Если же налогоплательщик все же восстановил НДС, довод налогового органа о том, что нормами НК РФ не предусмотрена возможность вычета ранее восстановленного налога, даже если он не учитывался в расходах при исчислении налога на прибыль, арбитры сочли в данной ситуации безосновательным: все условия для применения налогового вычета соблюдены, основания для доначисления НДС при таких обстоятельствах отсутствуют.

* * *

Какие выводы следуют из всего вышесказанного? Действительно, налоговым законодательством не установлены особенности принятия к вычету ранее восстановленных сумм НДС. Но нельзя не отметить, что и запрета на вычет в подобном случае Налоговым кодексом не установлено. Поэтому, по мнению автора, налоговики в такой ситуации будут все же стоять на своем, вследствие чего право на налоговый вычет, скорее всего, придется доказывать в суде.
Приведенные примеры судебных дел говорят о том, что доказать свою правоту налогоплательщику будет весьма не просто. Возможно, последний рассмотренный случай благосклонности арбитров скорее частный и судебное решение с подобным исходом следует ожидать при аналогичных обстоятельствах дела.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи