Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Длительный цикл производства и НДС (Зайцева С.Н.)

Длительный цикл производства и НДС (Зайцева С.Н.)

Дата размещения статьи: 24.10.2015

В чем заключается особый порядок определения базы по НДС налогоплательщиками, реализующими товары (выполняющими работы, оказывающими услуги) с длительным производственным циклом (более шести месяцев) изготовления? Ответить на вопрос поможет наша статья. Она будет интересна в первую очередь бухгалтеру, начинающему работу в такой отрасли (впрочем, и "набившему руку" иногда не вредно вспомнить азы).

О какой продукции идет речь?

Для начала отметим: продукция, ставшая объектом нашего внимания (производственный цикл изготовления которой - полугодовой и выше), - особая. Относящиеся к ней товары, работы и услуги определены Правительством РФ в Постановлении от 28.07.2006 N 468. А их реализация предусматривает особый порядок исчисления НДС. Но, чтобы им воспользоваться, одного попадания в "правительственный" Перечень не достаточно: нужен еще и подтверждающий документ, порядок выдачи которого (указано в п. 2 Постановления Правительства РФ N 468) разрабатывается и утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Соответствующую процедуру (Административный регламент выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла) Минпромторг России утвердил в Приказе N 750 <1>. Для того чтобы "заполучить требуемое", в министерство нужно представить документы, полный перечень которых установлен п. 14 данного Регламента. К таковым, в частности, относятся:
1) заявление о выдаче документа, в котором указывается наименование товара (работы, услуги), код ОКП (ОКВЭД), юридический адрес налогоплательщика-изготовителя, зарегистрированный в налоговом органе, его ИНН и ОКПО;
2) копия контракта (договора) с покупателем, заверенная подписью руководителя налогоплательщика-изготовителя и круглой печатью <2>;
3) подробное описание товара (работы, услуги);
4) график производственного цикла изготовления товара по видам технологических переделов, подписанный руководителем налогоплательщика-изготовителя (для продукции военного назначения - согласованный с военным представительством Минобороны) и заверенный круглой печатью;
5) копия приказа об учетной политике налогоплательщика-изготовителя для целей налогообложения, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика-изготовителя (при первичном обращении в текущем году);
6) обоснование присвоения кода ОКП (ОКВЭД) на изготавливаемый товар (работы, услуги);
7) копия учредительного документа налогоплательщика-изготовителя (представляется АО, ООО при первичном обращении).
--------------------------------
<1> Приказ Минпромторга России от 07.06.2012 N 750 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг)". Начало действия документа - 03.02.2013.
<2> Напомним: с 07.04.2015 хозяйственные общества (АО и ООО) вправе не иметь круглую печать. Вместе с тем упоминание об оттиске круглой печати содержится в названном Административном регламенте и никаких исправлений в документ в связи с возникшими изменениями законодательства (см. Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ) не проводилось.

Документы проверяются, и при наличии "нестыковок" (например, при отсутствии кода ОКП (ОКВЭД) товара (работы, услуги), заявленного налогоплательщиком-изготовителем) в выдаче заключения о длительности производственного цикла откажут (см., например, Постановление ФАС МО от 23.06.2014 N Ф05-4338/2014 по делу N А40-95680/13).
И еще. Документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), выдается только налогоплательщику-изготовителю. Разъяснения на этот счет можно посмотреть, например, в Письме ФНС России от 12.01.2011 N КЕ-4-3/65@.

Особый порядок для НДС: о начислении налога и ведении раздельного учета

Теперь - непосредственно к теме, то есть к особому порядку исчисления НДС. Поставщик и производитель (в одном лице, это важно!), реализующий товары (оказывающий услуги, выполняющий работы), производство которых относится к длительному циклу (срок изготовления - более шести месяцев), вправе выбрать вариант исчисления налоговой базы: применять либо общеустановленный (в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ) либо специальный (п. 13 ст. 167 НК РФ), порядок исчисления (см. также Письмо ФНС России от 11.10.2011 N ЕД-4-3/16809@).
Первый вариант предусматривает исчисление налоговой базы в наиболее раннюю из дат - дату отгрузки или дату предоплаты (в том числе частичной) товаров работ, услуг. При втором варианте налоговая база определяется единожды - на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Это значит, что с сумм авансов продавец товаров с длительным производственным циклом НДС не уплачивает (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Свой выбор организация должна зафиксировать в учетной политике для целей исчисления НДС.
Допустим, учетной политикой организация предусмотрено, что момент определения налоговой базы она определяет в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 167 НК РФ. Раз так, то НДС с авансов организация вправе не начислять и, соответственно, "авансовые" счета-фактуры она не составляет.
Но если помимо указанной организация реализует другую продукцию (не исключено даже, что производство последней тоже "долгоиграющее", однако в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 468, она не попала), ей нужно вести раздельный учет осуществляемых операций и сумм "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, объектам основных средств и нематериальных активов, используемым для осуществления операций по производству продукции длительного производства.
Поскольку порядок раздельного учета в Налоговом кодексе не прописан, методику его ведения организация разрабатывает самостоятельно и, соответственно, закрепляет ее в учетной политике. За основу здесь можно взять методику раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Пример 1. Организация производит генераторы к паровым и газовым турбинам мощностью до 40 тыс. кВт (код ОКПО 33 8318) <3>.
--------------------------------
<3> К сведению: ОК 005-93 "Общероссийский классификатор продукции", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (в ред. от 30.09.2014).

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 468, цикл производства данной продукции превышает шесть месяцев, что подтверждено соответствующим документом. В связи с тем что организация производит и другое оборудование, цикл производства которого менее шести месяцев, она ведет раздельный учет (с помощью открытия на счетах бухучета дополнительной аналитики) операций по производству генераторов к паровым и газовым турбинам.
В феврале организация заключила контракт на изготовление и поставку партии генераторов. Аванс под будущую отгрузку получен в этом же месяце в сумме 1 200 000 руб. По условиям контракта отгрузка генераторов покупателю осуществляется в сентябре. Учетной политикой для целей исчисления НДС определено использование нормы п. 13 ст. 167 НК РФ.
База по НДС будет определена только на дату отгрузки генераторов (в сентябре). Соответственно, заплатить НДС с этой операции организация обязана будет по итогам III квартала равными долями в срок до 25 октября, 25 ноября, 25 декабря (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Итак, налогоплательщик-изготовитель воспользовался нормой п. 13 ст. 167 НК РФ. Тогда ему нужно иметь в виду, что отсрочка для начисления налога в случае, если предоплата получена в одном налоговом периоде, а документ, подтверждающий длительность производственного цикла, выдан в другом налоговом периоде (позднее), не предоставляется.
Иными словами, если для применения особого порядка исчисления НДС условия не выполнены, НДС с аванса в счет изготовления продукции с длительным производственным циклом следует начислить на общих основаниях в момент получения предоплаты. Разъяснения на этот счет также можно посмотреть в уже упоминавшемся Письме N КЕ-4-3/65@.

Особый порядок для НДС: налоговые вычеты

А что с налоговыми вычетами? Как применять их?
Если налогоплательщик закрепил в учетной политике момент определения налоговой базы в момент отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 167 НК РФ, вычеты сумм "входного" НДС осуществляются им тоже в момент отгрузки указанной продукции. Основание - п. 7 ст. 172 НК РФ.
Данная норма распространяется и на случаи, когда длительность производственного цикла изготовления продукции превышает три календарных года. В Письме от 15.06.2015 N 03-07-11/34361 Минфин России уточнил: налогоплательщики-изготовители производят вычеты НДС в налоговом периоде, в котором определяется налоговая база по реализуемым товарам (работам, услугам), в том числе после истечения трех лет с даты принятия на учет приобретенных ими товаров (работ, услуг), используемых в производстве такой продукции.

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера.
Применить вычеты по используемым в процессе производства генераторов товарам (работам, услугам) организация вправе в налоговой декларации по результатам III квартала.
Одновременно с декларацией по НДС организация обязана представить в налоговый орган следующие документы:
- контракт с покупателем (его копию, заверенную подписью руководителя и главного бухгалтера);
- документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).
Вычеты по товарам (работам, услугам), используемым для производства оборудования, цикл которого составляет менее шести месяцев, организация (при наличии раздельного учета) вправе применить в общем порядке (иными словами, дожидаться реализации этой продукции не надо).

На практике не исключена такая ситуация. Налогоплательщик предусмотрел применение нормы п. 13 ст. 167 НК РФ, однако вычет НДС, предъявленный контрагентами, принимает в общеустановленном порядке. Как исправить ошибку?
Рекомендации по решению данного вопроса приведены в Письме от 14.08.2015 N ГД-4-3/14389@, где ФНС России указала следующее. Налоговый кодекс не содержит запрет на изменение уже выбранного порядка для момента определения налоговой базы в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик, изменивший порядок, обязан уплатить НДС и пени за период, в котором он воспользовался вышеуказанным правом. При этом в ходе налоговой проверки должны быть определены обстоятельства, которые привели к изменению порядка. Если будет установлено, что налогоплательщик не менял порядок, НДС, предъявленный ему поставщиками, принимается к вычету в соответствии с нормой п. 7 ст. 172 НК РФ (то есть в момент определения налоговой базы).

* * *

Подведем итог.
Законодательством о налогах и сборах предусмотрен специальный порядок исчисления НДС при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), производственный цикл изготовления которых составляет свыше шести месяцев. Касается он только той продукции, которая определена в Постановлении Правительства РФ N 468.
В частности, при получении предварительной оплаты от покупателя в счет будущей поставки указанной продукции ее изготовитель вправе не начислять "авансовый" НДС. Определит базу по НДС налогоплательщик только в день отгрузки продукции (п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 167 НК РФ).
Но и применять налоговые вычеты по товарам (в том числе ввезенным на территорию РФ), приобретенным для изготовления продукции длительного производственного цикла, до момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 167 НК РФ, налогоплательщик не вправе (п. 7 ст. 172 НК РФ).
Именно поэтому так важно вести раздельный учет не только совершенных операций, но и сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам.
В то же время налогоплательщик вправе не применять особый порядок исчисления НДС. Тогда действовать ему нужно в общеустановленном гл. 21 НК РФ порядке. В частности, базу по НДС в отношении товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства он определит на более раннюю из двух дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок. А право заявить налоговый вычет по приобретению, необходимому для производства, возникнет после получения счета-фактуры по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам, то есть гораздо раньше, чем будут изготовлены и отгружены товары с длительным производственным циклом.
Решайте и определяйтесь, что вам выгоднее.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта