Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О том, что к производству не имеет прямого отношения (Семенов М.В.)

О том, что к производству не имеет прямого отношения (Семенов М.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2015

Каждый год финансовым работникам приходится знакомиться с разными новшествами бухгалтерского и налогового законодательства. Не все из них имеют прямое отношение к предприятиям промышленности и к направлениям их деятельности, но все же у названных предприятий могут закрадываться сомнения по этому поводу. Помогут прояснить их разъяснения уполномоченных органов и арбитражная практика, что поспособствует читателю в сопоставлении своих знаний с мнениями чиновников и судей и, возможно, в укреплении его позиции по спорным вопросам.

 

И снова о торговом сборе и производственной деятельности 

Позиция автора базировалась в основном на нормах законодательства, регулирующего взимание данного сбора и осуществление торговой деятельности в целом. Прошло время, и появились разъяснения компетентных органов, в частности Письмо Минфина России от 17.07.2015 N 03-11-06/41106, о возможности установить торговый сбор в отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли. Согласитесь, у производственного предприятия, находящегося на традиционной системе налогообложения, и так предостаточно налоговой нагрузки, чтобы утяжелять ее торговым сбором, являющимся разновидностью местного налога.

Как бы там ни было, начнем с того, что плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ). Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен указанный сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. п. 1 и 2 ст. 413 НК РФ). К торговой деятельности относятся в том числе:

- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, а также торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Объектами торговли в целях гл. 33 НК РФ в отношении торговой деятельности признаются здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ). Поэтому в целях гл. 33 НК РФ следует применять понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ в части, не противоречащей данной главе. В частности, нужно использовать понятия и термины, данные в ГК РФ, Законах о торговой деятельности <1> и о розничных рынках <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ.

<2> Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ. 

Указав на перечисленные акты, чиновники продолжают оперировать нормами налогового законодательства. В силу пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ торговлей признается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

В ст. 413 НК РФ в целях гл. 33 НК РФ не приводятся определения таких понятий, как розничная и оптовая торговля, стационарный и нестационарный торговый объект, площадь торгового объекта. В связи с изложенным в целях гл. 33 НК РФ следует использовать следующие понятия, установленные ст. 2 Закона о торговой деятельности. 

Оптовая торговля

Розничная торговля

Стационарный торговый объект

Нестационарный торговый объект

Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях

Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения

Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, включая передвижное сооружение

На основании представленных терминов чиновники делают следующие выводы. В отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли, не может быть установлен торговый сбор, поскольку, как было указано выше, торговый сбор может быть установлен только при ведении торговой деятельности через объект осуществления торговли.

В то же время если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (в частности, торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленным подразделениями), то в отношении данной деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.

Таким образом, не все так однозначно, как могло показаться на первый взгляд. Да, предприятие промышленности не имеет отношения к торговому сбору, при условии, что оно занимается именно производством и реализацией продукции конечным покупателям, продавая продукцию через сторонних лиц - торговые организации. В противном случае может иметь место совмещение видов деятельности, в связи с чем предприятию нужно быть готовым к выполнению требований в повышенном объеме.

 

Производство, офисная и складская деятельность 

Производственные предприятия, обладающие значительными площадями, по-разному используют их в целях получения дохода: в частности, сдают в аренду под офисы сторонним лицам, в том числе дружественным компаниям, которые продают продукцию предприятия. В отношении деятельности таких "помощников" возникает ряд вопросов, ответы на которые даны в Письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.

Облагается ли данным сбором использование организациями офисов для заключения договоров купли-продажи? К производству продукции это отношения не имеет, но все же... Ведь предприятие имеет отдел продаж, который может заключать договоры как на поставку, так и на продажу своей продукции конечным покупателям.

Согласно ст. 2 Закона о торговой деятельности площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Иными словами, если офис не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.

Чем отличается торговля путем отпуска товаров со склада предприятия от торговли через объекты стационарной торговой сети? По мнению чиновников, складом, как правило, является здание (строение, сооружение) или его часть, используемая для хранения товарно-материальных ценностей. Для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь, согласно ст. 2 Закона о торговой деятельности, должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан объектом стационарной торговой сети в целях уплаты торгового сбора.

Представим ситуацию, что на промышленном предприятии (на доступной иным лицам территории) находится столовая, которая обслуживает как своих работников, так и сторонних посетителей. Причем посетителям предлагаются и блюда столовой, и готовые покупные полуфабрикаты, и кондитерские изделия. Нужно ли уплачивать в таком случае торговый сбор? Услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если она является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях уплаты торгового сбора. При этом, как было указано выше, определение объекта осуществления торговли гл. 33 НК РФ привязано к осуществлению вида деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, на данном объекте. Поэтому объекты организации общественного питания, если с их использованием осуществляется исключительно оказание услуг общественного питания, не могут быть признаны объектами осуществления торговли, и, соответственно, обязанность по уплате торгового сбора не возникает.

 

Имеет ли отношение к производству еще одна прерогатива торговцев? 

Как догадался читатель, речь пойдет о расчете налога на имущество по кадастровой стоимости с высокодоходных объектов административного и торгового назначения. Напомним, что с 2014 г. было предусмотрено определение налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости. К таким объектам относятся (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

- административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства.

При этом конкретный перечень облагаемых по "кадастровым" правилам объектов определяется региональными властями. Объекты, теоретически подпадающие под кадастровое налогообложение, но не включенные местными властями в перечни, облагаются налогом на имущество в привычном порядке, то есть исходя из среднегодовой стоимости (Письмо Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246).

Практика показывает, что предприятия промышленности, имеющие административные здания, с целью получения дополнительного дохода предоставляют их в аренду коммерческим и иным организациям и лицам. Переводят ли это заводское здание в разряд административно-делового центра, налог на имущество с которого нужно платить исходя из кадастровой, а не среднегодовой бухгалтерской стоимости? За ответом обратимся к Определению ВС РФ от 15.07.2015 N 5-АПГ15-32. Им оставлено без изменения Решение Московского городского суда от 19.02.2015, которым частично удовлетворено заявление об исключении двух объектов из Перечня недвижимого имущества, подпадающего под кадастровое налогообложение <3>.

--------------------------------

<3> Утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП. 

В частности, в данный Перечень попали два производственных объекта, адрес которых уже говорил сам за себя (проезд 4608). Производственная площадь зданий составляла большую часть в их общей площади. Торговой, складской, учрежденческой, площади бытового обслуживания указанные спорные здания не имели. Согласно представленной в дело экспликации БТИ зданиям присвоен тип "производственные". Обозначенные здания были расположены на земельном участке, предоставленном в долгосрочную аренду с указанным в договоре видом разрешенного использования - для эксплуатации существующих зданий производственного и административного назначения.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что названный вид разрешенного использования земельных участков не позволяет размещать на них офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. Формулировка "здание производственного и административного назначения" предполагает, что на таких участках допускается размещение административных объектов, составляющих инфраструктуру любого промышленного предприятия и входящих в состав единых производственных комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения, в том числе вспомогательные постройки.

Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд сделал итоговый вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, не подпадает под критерии, установленные предписаниями ст. 378.2 НК РФ для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), и не может быть признан объектом, в отношении которого "имущественная" налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

 

Производство и "вмененка" несовместимы 

Данный факт в очередной раз был доказан в одном из судебных разбирательств (Постановление АС ЦО от 11.12.2014 N А54-7605/2012, Определение ВС РФ от 13.04.2015 N 310-КГ15-2267). В деле фигурировали железобетонный завод и предприниматель, через которого осуществлялась реализация продукции завода. Налоговики предъявили претензии по поводу необоснованной уплаты ЕНВД с данного направления деятельности.

Одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети. Торговым является место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи (абз. 30 ст. 346.27 НК РФ). К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) или земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей.

Из системного толкования названных норм права следует, что здание (строение, сооружение), в котором ведется розничная торговля, должно быть изначально предназначено для ведения торговли, а не приспособлено под таковое. Как установлено материалами дела, под розничную торговлю железобетонными изделиями использовалось помещение бухгалтерии. В помещении кассир предпринимателя осуществлял прием наличных денежных средств от покупателей за стройматериалы (железобетонные изделия) согласно прайс-листу. Прайс-лист располагался на стенде непосредственно перед входом в помещение. При реализации товара покупателю выписывался товарный чек с перечнем оплаченной продукции, и данный чек являлся пропуском покупателя на склад. Далее все вопросы по отгрузке товара решались со службой сбыта завода.

Предприниматель к отгрузке товара покупателям и отпуску товара со склада предприятия отношения не имел. Складских помещений - как в собственности, так и находящихся в аренде - у предпринимателя не было. При расчете с поставщиком железобетонных изделий предприниматель осуществлял предоплату, наименование товара при этом не указывалось. Когда происходила продажа товара, предприниматель давал заявку поставщику, а покупатели сами забирали товар со склада поставщика. Поскольку предприниматель осуществлял торговлю железобетонными изделиями по прайс-листам путем проведения денежных расчетов в здании завода (в механических мастерских), а исполнение договора розничной купли-продажи в части передачи товара покупателям осуществлялось сотрудниками завода со склада, можно сделать вывод, что деятельность предпринимателя по продаже железобетонных изделий не относится к "вмененной" торговле.

В итоге схема реализации продукции завода с участием предпринимателя признана незаконной, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды в виде занижения сумм нескольких налогов путем уплаты ЕНВД, размер которого не зависит от полученной выручки, а определяется условиями "псевдорозничной" торговли.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта