Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Ошибки в счетах-фактурах, влияющие на вычет НДС (Юдахина Е.)

Ошибки в счетах-фактурах, влияющие на вычет НДС (Юдахина Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

Обязательные реквизиты счетов-фактур установлены ст. 169 Налогового кодекса РФ. При их отсутствии в вычете откажут. Однако некоторые помарки не могут являться препятствием для получения вычета по НДС. Разбираемся, какие неточности помешают принятию НДС к вычету, а какие - нет.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию от своего имени) сумм НДС к вычету.

Использование факсимильной подписи при заполнении счетов-фактур

Счета-фактуры, составленные с использованием факсимильной подписи, признаются составленными с нарушением установленного порядка. Подписанные факсимиле счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (Письмо Минфина России от 27.08.2015 N 03-07-09/49478).
Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении определенных требований. Правила по оформлению счетов-фактур указаны в п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Обязательные реквизиты счета-фактуры

Так, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
6.1) наименование валюты;
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

Использование факсимиле при формировании счета-фактуры не предусмотрено

Подпунктом 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ установлено, что счет-фактуру подписывает руководитель и главный бухгалтер организации либо иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью от имени компании.
Среди требований, предъявляемых к порядку оформления счетов-фактур, использование факсимильной подписи при заполнении счетов-фактур не обозначено. Поэтому счета-фактуры, оформленные с использованием факсимильной подписи, не соответствуют установленному порядку и не являются основанием для предъявления сумм НДС к вычету.
Подтверждением такого вывода является и судебная практика. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 рассматривалась аналогичная ситуация.
Основанием для отказа в применении вычета по НДС послужил вывод налоговой инспекции о том, что порядок заполнения счетов-фактур не соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса РФ. В частности, подписи руководителя и главного бухгалтера на счетах-фактурах были выполнены путем факсимильного воспроизведения.
В обоснование отказа суды привели положения ст. 169 Налогового кодекса РФ и Закона о бухгалтерском учете, которые не предусматривают возможности оформления документов первичного бухгалтерского и налогового учета с использованием факсимильной подписи лиц, уполномоченных на их подписание.
Этот вывод судов Президиум ВАС РФ считает правильным по следующим основаниям.
Налоговые вычеты по НДС применяются только при наличии соответствующих первичных документов на основании счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур установлен ст. 169 Налогового кодекса РФ, согласно которой счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, приведенных в п. п. 5 и 6 названной статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Факсимиле (в переводе с латинского - сделай подобное) представляет собой клише, то есть точное воспроизведение рукописи, документа, подписи средствами фотографии и печати.
Положениями ст. 169 Налогового кодекса РФ не предусмотрено возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры. Не содержит подобной нормы и Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в силу которого документы бухгалтерского учета должны содержать личные подписи соответствующих лиц, в связи с чем отступление от установленных правил влечет отказ в применении налоговых вычетов по таким счетам-фактурам.
Подобное мнение выражено и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2013 N А42-3909/2012. Налогоплательщик привел довод, что действующее налоговое законодательство не содержит норм, устанавливающих допустимые способы подписания счетов-фактур, товарных накладных и не предусматривает запрета на совершение подписи руководителем путем проставления штампа-факсимиле. Арбитры отклонили его и заявили, что отступление от установленных правил и использование налогоплательщиком счетов-фактур с факсимильной подписью влекут отказ в применении налоговых вычетов по таким счетам-фактурам, так как именно такой характер подписи очевиден лишь для налогоплательщика.
Еще одно Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2013 N А52-1727/2012 с аналогичным выводом.
Компания привела следующие обоснования. Налоговое законодательство не устанавливает допустимые способы подписания счетов-фактур и не запрещает ставить подписи руководителю путем проставления штампа-факсимиле.
Суды первой и апелляционной инстанций отклонили данный довод и указали, что положения ст. 169 Налогового кодекса РФ не предусматривают возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры. Не содержит подобной нормы и Закон о бухгалтерском учете.

Дополнительные сведения в счетах-фактурах допускаются

Перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставляемых при реализации, установлен п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Нормами гл. 21 Налогового кодекса РФ отражение в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не запрещено. Более того, указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом (Письма Минфина России от 26.08.2015 N 03-07-11/49125, ФНС России от 12.03.2012 N ЕД-4-3/4061@).
Солидарны с этим и судьи (Постановление ФАС Поволжского округа от 07.06.2008 N А55-14265/2007). Указание в счете-фактуре дополнительной информации не предусмотрено п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ в качестве основания для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Среди дополнительной информации, отражаемой в счетах-фактурах, могут быть:
- дополнение новыми графами (Письмо ФНС России от 18.07.2012 N ЕД-4-3/11915@);
- указание должности уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру (Письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-09/11863);
- указание номеров транспортных накладных;
- указание в счете-фактуре КПП подразделения и КПП организации-покупателя не является нарушением действующего порядка оформления счета-фактуры (Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-07-09/29204).

Некоторые помарки не могут являться препятствием для получения вычета по НДС

Однако следует обратить внимание и на положение абз. 2 п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ. Оно устанавливает, что ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах не могут являться причиной для отказа в принятии к вычету сумм НДС, которые не препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать:
- продавца;
- покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- их стоимость;
- налоговую ставку;
- сумму налога, предъявленную покупателю.
Счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товаров (работ, услуг), либо отсутствуют показатели стоимости товаров и сумма НДС не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога (Письма Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-09/46708, от 30.05.2013 N 03-07-09/19826).

Неверный КПП покупателя в счетах-фактурах не мешает получению вычета

Счета-фактуры, в которых неверно указан КПП покупателя, не являются основанием для отказа в вычете НДС (Письмо Минфина России от 26.08.2015 N 03-07-09/49050).
Дело в том, что в ст. 169 Налогового кодекса РФ установлены обязательные реквизиты счета-фактуры, которые обязательны для заполнения. В случае их отсутствия в вычете откажут.
Если в счете-фактуре имеются неточности или дополнения, которые не помешают инспекторам определить продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, они не явятся препятствием для получения вычета.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 20.01.2014 N А55-27704/2012 судьи отмечают, что среди неотъемлемых реквизитов счета-фактуры КПП не указан. Поэтому неверное указание КПП в счете-фактуре не признается несоответствием требованиям пп. 2 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Аналогичную позицию заняли арбитры в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2013 N А19-19838/2012. Они отклонили довод инспекции о том, что в представленных обществом счетах-фактурах указан недостоверный КПП покупателя, что не является основанием для отказа в налоговом вычете по налогу на добавленную стоимость, поскольку ст. 169 Налогового кодекса РФ не содержит требования об указании такого реквизита счета-фактуры, как КПП.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта