Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Медицинская и фармацевтическая деятельность > Отказ в оказании учреждением здравоохранения медицинской помощи недопустим (Мандрюков А.)

Отказ в оказании учреждением здравоохранения медицинской помощи недопустим (Мандрюков А.)

Дата размещения статьи: 11.11.2015

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (в том числе за счет средств граждан).

Возникают ситуации, когда пациент обращается за медицинской помощью, но ему предлагают ее оказание на платной основе. В связи с этим неслучайно, что в Федеральном законе N 323-ФЗ <1> закреплено положение о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В чем заключается недопустимость отказа в оказании медицинской помощи?

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа). Кроме того, он имеет право на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе по договору добровольного медицинского страхования.
При этом в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации данной программы, и медицинскими работниками этой организации не допускаются.
Таким образом, указанные положения позволяют сделать вывод, что бесплатная медицинская помощь в гарантированном объеме оказывается только в рамках особого нормативного акта - названной выше программы.
В настоящее время действует Программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1273 <2>. Согласно ей органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и принимают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (далее - территориальные программы). Например, на территории Московской области действует Программа, утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014 N 1162/52.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Если пациенту оказываются платные услуги, в силу п. 6 Правил N 1006 <3> при заключении договора медицинская организация обязана предоставить больному в доступной форме информацию о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках территориальной программы.
--------------------------------
<3> Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

При этом отказ потребителя от заключения договора не становится причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.
Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А03-5237/2013 арбитры выяснили, что при заключении типовых договоров возмездного оказания медицинских услуг потребителям (заказчикам) КГБУЗ (исполнителем) не предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы и территориальной программы, и указали, что в действиях КГБУЗ содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ <4>.
--------------------------------
<4> КГБУЗ избежало административной ответственности из-за нарушения порядка привлечения к ней.

Не стоит забывать о том, что за нарушение порядка оказания бесплатной и экстренной медицинской помощи медицинские организации и работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 323-ФЗ).

Примечание. За нарушение указанной обязанности медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.).

В качестве примера можно привести Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2013 по делу N 11-16928/2013, в котором суд признал правомерным привлечение врача-хирурга к дисциплинарной ответственности в виде выговора. При этом судом было установлено, что на имя главного врача детской городской поликлиники поступили жалобы на врача-хирурга. В них указывалось, что врач-хирург отказался оказывать гражданину медицинскую помощь. От врача-хирурга затребовали объяснения по факту поступивших жалоб. Он представил такие объяснения, но детская городская поликлиника признала их неубедительными. Нарушений законодательства по процедуре привлечения врача к дисциплинарной ответственности судом установлено не было.

Оказание экстренной медицинской помощи

Одной из форм оказания медицинской помощи в силу пп. 1 п. 4 ст. 32 Федерального закона N 323-ФЗ является экстренная медицинская помощь, которой признается медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Такая медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно.
При этом в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ <5> при оказании экстренной медицинской помощи больной не обязан предъявлять медицинской организации полис обязательного медицинского страхования.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Согласно п. 5 Порядка N 388н <6> экстренная помощь является одной из форм скорой медицинской помощи, поэтому исходя из п. 1 ст. 35 Федерального закона N 323-ФЗ она оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Причем такая медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
--------------------------------
<6> Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н.

Примечание. Отказ в предоставлении экстренной медицинской помощи не допускается (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 323-ФЗ).

Кроме того, в силу п. 21 Правил N 1006 в случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуются дополнительные медицинские услуги по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, эти медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ.

Примечание. Для оказания такой медицинской услуги бесплатно должен быть установлен факт наличия экстренных показаний, в противном случае больной обязан оплатить оказанные ему медицинские услуги.

Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31150 суд удовлетворил требование медицинской организации о взыскании платы за оказанные медицинские услуги. Довод заказчика о том, что дополнительное лечение ребенка проведено по экстренным показаниям и в силу п. 21 Правил N 1006 не подлежит оплате, был отклонен, так как из медицинской карты больного не усматривалось, что лечение ребенка было вызвано необходимостью устранения угрозы его жизни.

Некоторые особенности порядка финансирования бесплатной медицинской помощи

Учитывая, что для оказания бесплатной медицинской помощи медицинская организация затрачивает определенные денежные средства, она должна получать соответствующее финансовое обеспечение своей деятельности.
Статьей 82 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрены следующие источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Основным источником финансирования оказания бесплатной медицинской помощи являются средства ОМС.
В силу ст. 37 Федерального закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном Федеральным законом N 326-ФЗ порядке.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация - оплатить помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
По договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам согласно условиям, установленным территориальной программой ОМС, за счет целевых средств (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 326-ФЗ).
В случае превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи (в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту) ТФОМС принимает решение: либо предоставляет страховой медицинской организации недостающие для оплаты медицинской помощи средства из нормированного страхового запаса территориального фонда, либо отказывает в их предоставлении (п. 6 ст. 38 Федерального закона N 326-ФЗ).
Довольно часто возникают ситуации, когда фактически оказанная бесплатно медицинская помощь превышает запланированные в системе ОМС объемы. На этом основании организациям отказывают в оплате медицинских услуг, оказанных бесплатно.
В названных случаях суды встают на сторону медицинских организаций.
Так, в Постановлении АС ДВО от 24.12.2014 N Ф03-5374/2014 по делу N А04-2184/2014 арбитры указали следующее. Федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС в зависимость от запланированного общего объема данных услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе ОМС, бесплатной медицинской помощи.
Превышение фактических расходов над запланированными не является основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медицинского учреждения. Ответственность за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения медицинские учреждения не несут.
Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях АС ЗСО от 23.12.2014 N Ф04-12778/2014 по делу N А75-2408/2014, АС СЗО от 30.03.2015 N Ф07-220/2015 по делу N А44-3908/2014.
В Постановлении ФАС МО от 03.02.2014 N Ф05-16887/2013 по делу N А40-58148/13 арбитры прямо указали: гемодиализ и перитонеальный диализ являются методами заместительной почечной терапии и производятся пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть являются жизненно важными процедурами и не могут быть прерваны, следовательно, отказать в оказании жизненно необходимой медицинской помощи по основанию превышения объема финансирования для оплаты оказанных истцом в 2012 г. медицинских услуг, установленного территориальной программой, организация не вправе. Поэтому оказанные истцом медицинские услуги сверх установленного объема финансирования для оплаты предоставленных им в 2012 г. медицинских услуг являются страховыми случаями и подлежат оплате в заявленном размере.
В некоторых ситуациях территориальный фонд привлекает медицинские организации к ответственности за нецелевое использование средств ОМС в случае оказания медицинской помощи, которая не включена в программу ОМС.
Здесь показательно Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу N А51-20558/2014 <7>. Спор заключался в том, что в ходе проведения проверки территориальный фонд ОМС указал, что осуществление деятельности логопеда в детской поликлинике не включено в базовую программу ОМС и вид специализированной консультативно-социальной помощи, оказываемой специалистом-логопедом в КГБУЗ, не мог оплачиваться в 2013 г. из средств ОМС. Выплаты специалисту-логопеду, произведенные в 2013 г. за счет средств ОМС, и страховые взносы, начисленные во внебюджетные фонды на данные выплаты, являются нецелевым использованием средств ОМС. В связи с этим фонд предложил возвратить медицинской организации средства ОМС, использованные не по целевому назначению, и уплатить штраф.
--------------------------------
<7> Определением ВС РФ от 15.05.2015 N 303-КГ15-4694 отказано в передаче дела N А51-20558/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления.

Арбитры не согласились с подобным выводом. Они указали, что в большинстве случаев нарушение речи является одним из признаков (симптомов) заболеваний нервной системы, включенных как в базовую, так и в территориальную программу. При таких обстоятельствах услуги логопеда являются неотъемлемой частью медицинской и педагогической реабилитации детей с нарушением функций центральной нервной системы, следовательно, выплаты логопеду в 2013 г. не могут быть расценены как нецелевое использование денежных средств.
Отметим, что оказанная в период переоформления лицензии медицинская помощь тоже подлежит оплате.
Так, в п. 3 Письма Минздрава России от 23.07.2013 N 12-3/10/2-5338 "О некоторых вопросах оказания гражданам лечебно-профилактической помощи" говорится, что лицензия на период ее переоформления является действующей. Учитывая, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья, они не вправе в силу положений ст. 11 Федерального закона N 323-ФЗ отказать в предоставлении такой медицинской помощи. Медицинская помощь, оказанная этими организациями в период переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе в случае реорганизации в форме преобразования или слияния, подлежит оплате.

* * *

В заключение сформулируем выводы:
- в рамках гарантии на бесплатную медицинскую помощь, закрепленной в ст. 41 Конституции РФ, Федеральным законом N 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой. Отказ в оказании такой медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются;
- экстренная медицинская помощь тоже оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно, отказ в ее предоставлении недопустим;
- федеральное законодательство не ставит возможность оказания медицинским учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе ОМС, бесплатной медицинской помощи.
Превышение фактических расходов над запланированными расходами не является основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медицинского учреждения. Ответственность за недостатки планирования программы ОМС или прогнозирования заболеваемости населения медицинские учреждения не несут.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Правовые аспекты баланса интересов: фармацевтические компании - инноваторы и производители дженериков (Паземова Е.И.)

Дата размещения статьи: 24.12.2021

подробнее>>

Правовые проблемы инновационной деятельности в сфере обращения медицинских изделий (Расаева Х.А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Актуальные вопросы обращения медицинских изделий (Полинская Т.А., Шишов М.А.)

Дата размещения статьи: 01.02.2021

подробнее>>

Приостановление действия лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности в административном (внесудебном) порядке (Рощин Д.О., Плутницкий А.Н., Чимбирева А.А.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>

Патентование способов лечения и диагностики: опыт зарубежных стран, выбор России (Ворожевич А.С.)

Дата размещения статьи: 07.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.