Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Учет упрощенцем расходов на содержание имущества, переданного по договору аренды (Картвели С.)

Учет упрощенцем расходов на содержание имущества, переданного по договору аренды (Картвели С.)

Дата размещения статьи: 17.11.2015

(Комментарий к Письму ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14232 "О направлении Письма Минфина России")

От редакции. Неблагоприятные внешнеэкономические и внешнеполитические факторы последнего времени повлияли на все сферы экономики. Не стал исключением и рынок недвижимости, в том числе рынок аренды офисов, складских и иных коммерческих помещений.
Стремясь удержать арендаторов, владельцы офисных помещений и торговых центров предпринимают различные меры: идут на снижение стоимости аренды, предоставляют арендаторам места на парковке и другие льготы. Некоторые арендодатели предлагают включить в стоимость аренды коммунальные платежи (оплату водоснабжения, отопления, энергоснабжения и т.п.). Спорные моменты между арендодателями и арендаторами - в условиях кризиса явление нередкое. И хотя аренда - это наиболее распространенный вид хозяйственных операций, с их учетом и налогообложением порой возникают проблемы, о чем свидетельствуют многочисленные разъяснения финансового ведомства и налоговой службы по данной тематике. К числу таких писем относится и комментируемое Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14232. Но фактически комментарий посвящен не Письму налоговой службы, а направленному ею Письму Минфина России от 10.06.2015 N 03-11-09/33555. В нем министерство разъяснило порядок учета расходов на содержание переданного по договору аренды имущества налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН).

Напомним, что с 2007 г. в полномочиях налоговиков произошло кардинальное изменение. Речь, в частности, идет о положениях ст. 32 НК РФ. Теперь пп. 5 п. 1 этой статьи установлена прямая обязанность налоговых инспекций руководствоваться письменными разъяснениями финансового ведомства по вопросам законодательства РФ о налогах и сборах. Разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных им письмах, подлежат размещению в базе данных налоговой службы. В Письме от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ "О разъяснениях ФНС России" налоговая служба обращает внимание на необходимость неукоснительного применения нижестоящими налоговыми инспекциями при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России.
Сами же налоговики обязаны (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. Среди прочих обязанностей налоговые инспекции должны сообщать налогоплательщикам о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В комментируемом Письме налоговая служба поручает довести разъяснение финансового ведомства до налогоплательщиков.
Статус писем налоговой службы был затронут в недавнем Постановлении КС РФ от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть". В этом документе суд отметил, что с учетом положений НК РФ (п. 1 ст. 34.2, пп. 5 п. 1 ст. 32, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), а также Положения о ФНС России (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) не исключается право ФНС России принимать акты информационно-разъяснительного характера, с тем чтобы обеспечить единообразное применение налогового законодательства налоговыми инспекциями на всей территории РФ. Такие акты адресованы непосредственно налоговым органам и должностным лицам, применяющим соответствующие законоположения. Обязательность содержащихся в них разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена. Но такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых инспекций, приобретают по сути обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков. Ведь нижестоящие налоговые инспекции в силу ведомственной подчиненности обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от налоговой службы разъяснениями норм НК РФ.

По вопросам содержания сданного в аренду имущества за разъяснениями чаще обращаются арендаторы. Но на сей раз разъяснить ситуацию попросил арендодатель. По установившемуся в последнее время порядку суть проблемы в Письме не отражается. Из первой части Письма Минфина ясно только то, что арендодатель применяет УСН. Перечень расходов, которые можно признать на упрощенке, закрытый. Можно учесть лишь те траты, которые указаны в ст. 346.16 НК РФ. Но в приведенном в этой статье (пп. 4 п. 1) перечне расходов есть лишь арендные платежи за арендованное имущество. А о расходах арендодателя на содержание сданного в аренду имущества ничего не сказано. Возможно, именно это обстоятельство и смутило налогоплательщика, обратившегося за разъяснением.

Гражданско-правовые основы

Основы арендных отношений регулируются гл. 34 ГК РФ. Поэтому и свои разъяснения финансисты начали со ссылок на положения этой главы.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статья 616 ГК РФ (п. 2) возлагает на арендатора обязанность поддерживать полученное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Налоговый учет

Как уже было отмечено, Налоговым кодексом для упрощенцев установлен ряд особенностей, в частности закрытый перечень расходов.
Как следует из пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов.
Согласно п. 2 указанной статьи названные налогоплательщики состав материальных расходов определяют в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.
Положениями этой статьи (пп. 1 п. 1) определено, что к материальным расходам относятся в том числе расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Подпунктом 5 п. 1 той же статьи к материальным расходам отнесены в том числе расходы на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.
К материальным расходам отнесены и расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в том числе по техническому обслуживанию основных средств (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Наконец, п. 2 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы, указанные в пп. 5 п. 1 данной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 265 НК РФ. Она, как известно, посвящена внереализационным расходам. В числе этих расходов упомянуты расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу). Правда, только в том случае, если сдача имущества в аренду носит разовый характер. Если же по договору имущество сдается в аренду на систематической основе, то расходы арендодателя, связанные с содержанием такого имущества, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Вот так посредством выявления сложной взаимосвязи правовых норм финансовое ведомство сделало вывод: налогоплательщики-арендодатели, применяющие УСН, могут учитывать в составе материальных расходов затраты по содержанию объектов аренды, если договором аренды эти затраты возложены на арендодателя.
Обобщим сказанное в разъяснениях. В общем порядке (п. 2 ст. 616 ГК РФ) арендованное имущество поддерживает в исправном состоянии арендатор (производит за свой счет текущий ремонт и несет расходы на содержание такого имущества).
Однако договором аренды могут быть зафиксированы условия, согласно которым обязанность по содержанию объекта аренды возлагается на арендодателя.
Нормы НК РФ (п. 2 ст. 346.16 и пп. 1 п. 1 ст. 265) позволяют арендодателю учитывать затраты на обслуживание переданного имущества в составе материальных расходов.
При этом в целях исчисления единого налога при УСН для признания издержек таковыми сдача в аренду должна осуществляться систематически, то есть сдача имущества внаем во временное пользование должна быть видом предпринимательской деятельности организации-арендодателя.

От редакции. НК РФ не содержит норм, определяющих понятие "систематический характер". Тем не менее расшифровки систематичности в Кодексе найти можно. Например, понятие систематичности, применяемое в п. 3 ст. 120 НК РФ, означает два раза и более в течение календарного года. Аналогичным образом (два раза и более) интерпретируется систематичность и в ст. 105.28 НК РФ (пп. 3 п. 1).

В условиях кризиса арендодатели стараются быть гибкими и при заключении договоров выбирать условия, приемлемые как для себя, так и для арендатора.
Но при этом нужно помнить, что в учете аренды (в том числе для упрощенцев) есть еще не до конца урегулированные вопросы. Речь, в частности, идет в отношении учета затрат арендодателя по уплате коммунальных платежей в целях исчисления единого налога.

Затраты арендодателя по уплате коммунальных платежей

Как уже было отмечено, финансисты и налоговики разъясняют (например, Письма Минфина России от 31.07.2014 N 03-11-11/37705, УФНС России по г. Москве от 18.12.2008 N 18-14/2/118479@ и другие, более ранние, письма), что затраты арендодателя-упрощенца по уплате коммунальных платежей за сданное в аренду помещение должны признаваться материальными расходами (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Это при условии, что договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя. Ведь арендодатель рассчитывается с организациями, осуществляющими водо-, тепло-, электроснабжение и другие подобные услуги.
Включение коммунальных платежей в состав материальных расходов поддерживает и судебная практика. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А11-10907/2008-К2-24/585 или, скажем, Северо-Западного округа от 28.08.2006 N А56-42386/2005. В этих решениях суд отклонил довод инспекции о том, что предприниматель неправомерно включил в состав расходов суммы затрат, связанных с обеспечением электро- и водоснабжения сдаваемых в аренду помещений. Перечисленные услуги были предусмотрены договорами аренды, а затраты по их оказанию подтверждены документально.
В то же время на практике встречались случаи, когда налоговые инспекции были против того, чтобы арендодатель учитывал в расходах траты на коммунальные платежи. Налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.03.2006 N 18-11/3/17206) обосновывали свою позицию тем, что основным потребителем таких услуг при аренде является арендатор. А для арендодателя такие платежи не являются экономически обоснованными. Стало быть, такие расходы неправомерно учитывать при исчислении налоговой базы по единому налогу при УСН.
В такой ситуации во избежание налоговых споров рекомендуется предусмотреть возмещение арендодателю сверх арендной платы стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, на основании:
- отдельного договора;
- договора аренды, в котором указано, что арендатор возмещает арендодателю его затраты на оплату коммунальных услуг, потребленных арендатором.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта