Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Сельскохозяйственная деятельность > Задачи и функции аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях (Фазульянова З.З.)

Задачи и функции аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях (Фазульянова З.З.)

Дата размещения статьи: 24.11.2015

Настоящая статья посвящена задачам и функциям аудита материально-производственных запасов в сельском хозяйстве, которые включают в себя совокупность общих задач и функций аудита и специальные задачи и функции аудита материально-производственных запасов, а также специфику сельскохозяйственных организаций. 

Специфика деятельности любой организации оказывает существенное влияние на порядок проведения аудита, определяет задачи и функции аудита.

Совершенствование задач и функций в аудите является очень важным направлением исследований, поскольку в России постоянно меняются отраслевые стандарты, принимаются новые нормативные акты, в том числе нормативы естественной убыли. Кроме того, разрабатываются новые стандарты учета естественной убыли, которые также влияют на задачи и функции исследуемого участка. В целом задачи и функции аудита, в том числе аудита материально-производственных запасов, не статичны, они динамичны, в этой связи те задачи, которые были определены в законодательных и нормативных актах 10 лет назад, подлежат пересмотру.

 

Задачи и функции аудита материально-производственных запасов 

Основным документом, определяющим задачи и функции аудита МПЗ, являются Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (утв. Минфином России 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 25 от 22.04.2004). В ходе аудита МПЗ аудитором должны решаться задачи, представленные в табл. 1.

 

Таблица 1 

Задачи аудита МПЗ 

Задача

Описание задачи

Существование

Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют

Права и обязательства

Необходимо убедиться в том, что права организации на МПЗ, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц

Возникновение

Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода

Полнота

Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в них отражены

Стоимостная оценка

Необходимо убедиться:

- в том, что МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке - по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

- в том, что способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой

Измерение

Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде

Представление и раскрытие

Необходимо убедиться:

- в том, что МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;

- в том, что операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- в том, что вся существенная информация о МПЗ раскрыта в отчетности

 

В международной практике аудита большое внимание уделяется контролю за материально-производственными запасами. В связи с этим, по мнению автора, в задачи аудита должна входить расширенная контрольная функция. Аудитору необходимо убедиться, кто осуществляет хранение материально-производственных запасов, какое программное обеспечение используется, имеется ли в компании специальное подразделение, осуществляющие учет материально-производственных запасов. В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) разграничиваются функции внутреннего и внешнего аудита МПЗ. В организациях, имеющих службу внутреннего аудита, функции по контролю движения материальных ценностей на складах организации и других местах хранения или часть этих функций могут выполняться указанной службой. По решению руководителя организации данная работа может осуществляться в том числе и аудиторской организацией в процессе оказания ею аудиторских услуг.

Можно выделить следующие функции аудита МПЗ: экспертную, аналитическую, консультативную [1].

Экспертная функция аудита МПЗ заключается в экспертизе материально-производственных запасов, предоставлении аудитором квалифицированного мнения в отношении наличия или отсутствия МПЗ, а также в оценке правовых особенностей и обременений.

Аналитическая функция представляет собой анализ количественных показателей МПЗ, прихода и выбытия МПЗ в процессе производственной деятельности.

Консультативная функция подразумевает консультации в области учета МПЗ (в развитых странах стоит на первом месте), проблем налогообложения, управления складским учетом, а также перераспределения, сбыта МПЗ. В целом консультативная функция аудита позволяет организации оперативно получить консультации и избежать ошибок в учете.

Вместе с тем функции аудита материально-производственных запасов можно определить как функции по контролю и надзору за приобретением, использованием, расходованием и выбытием материально-производственных запасов.

О функциях внутреннего аудита говорится в Методических рекомендациях по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации (утв. Приказом Росимущества от 03.09.2014 N 330). Согласно данному документу внутренний аудит содействует совету директоров и исполнительным органам в повышении эффективности управления компанией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед компанией целей. Автору представляется, что суть внутреннего аудита сельхозпредприятий также должна быть определена законодательно, поскольку сельское хозяйство относится к ведущим отраслям народного хозяйства страны. Функцией аудита материально-производственных запасов выступает также система управления рисками в области запасов компании как инструмент обеспечения компании запасами с целью минимизации производственных рисков.

 

Функции и задачи аудита МПЗ в сельском хозяйстве 

Г.Я. Остаев, С.Р. Концевая, А.А. Алборов посвятили свои исследования внутреннему аудиту как элементу управления сельским хозяйством [2]. Л.И. Хоружий, Е.В. Бобкова сконцентрировали внимание на аудите затрат и цикла производства продукции в сельском хозяйстве [3]. Аудиту в сельском хозяйстве посвящены также работы С.В. Бодриковой, В.В. Бодрикова [4]. Отдельные вопросы функций и задач внутреннего аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях рассматривались ранее, в том числе и автором [5].

Вместе с тем в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26) в качестве основных задач учета МПЗ в сельскохозяйственных организациях указываются:

- своевременное и полное оприходование готовой продукции, кормов, семян и прочих материалов из собственного производства;

- формирование фактической себестоимости приобретенных и изготовленных производственных запасов;

- правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по производству, заготовлению (приобретению), поступлению и отпуску запасов;

- разработка обоснованных учетных цен, своевременное отражение отклонений плановой себестоимости от фактической (калькуляционных разниц) и их отражение в бухгалтерском учете;

- систематический контроль за сохранностью запасов по материально ответственным лицам в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

- контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

- своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

- контроль за использованием материалов по целевому назначению;

- своевременное получение точной информации об остатках МПЗ в местах хранения, периодическая сверка с данными бухгалтерского учета;

- инструктаж материально ответственных лиц и других работников о порядке оформления первичных учетных документов, о правилах хранения и учета готовой продукции и материалов;

- контроль за своевременным и правильным ведением складского учета МПЗ;

- проведение анализа эффективности использования запасов.

Представляется, что данные задачи могут быть переформатированы в задачи аудита МПЗ, как это сделано в табл. 2.

 

Таблица 2 

Задачи аудита МПЗ в сельском хозяйстве 

Задача

Описание задачи

Существование

Необходимо определить, имеются ли в сельхозпредприятии материально-производственные запасы, а также установить естественную убыль МПЗ в пределах норм

Права и обязательства

Необходимо убедиться в том, каким образом сельхозпредприятие получило МПЗ: согласно договорам купли-продажи, в результате товарообменных операций, финансирования сельхозпроизводителей под получение будущих результатов

Возникновение

Необходимо убедиться, каким образом поступили, кем учитывались в сельхозпредприятии МПЗ, а также каким образом и в какие сроки они будут использованы в дальнейшем (сельхозпроизводитель может в дальнейшем перепродать МПЗ или использовать их через какое-то время, например, в качестве посевного материала)

Полнота

Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены

Стоимостная оценка

Необходимо убедиться:

- в том, что МПЗ приобретены по рыночной стоимости;

- в том, что МПЗ, приобретенные по товарообменным операциям или приобретенные в будущем, будут соответствовать рыночной оценке

Измерение

Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде

Представление и раскрытие

Необходимо убедиться в том, что все МПЗ раскрыты в текущем периоде, а не числятся на расходах будущих периодов

 

Следует также отметить, что задачи аудита МПЗ в сельском хозяйстве тесно связаны с четырьмя сферами АПК:

- производство средств производства;

- сельскохозяйственное производство;

- переработка продукции, хранение, торговля;

- материально-техническое обеспечение, информационно-консультационное обслуживание [6].

Соответственно, функции аудита МПЗ на сельхозпредприятиях в целом повторяют функции аудита МПЗ, но имеют свою специфику.

Экспертная функция в сельском хозяйстве имеет специфику в виде учета субсидий из федерального бюджета и бюджета субъектов федерации, учета товарообменных операций. Эта специфика отражается на заполнении отчетности, установлении правильности ведения бухгалтерского учета.

Аналитическая функция в сельском хозяйстве связана в том числе с планированием и прогнозированием, разработкой рекомендаций, которые дать достаточно сложно, ведь сельское хозяйство является рискованным видом деятельности, например, риски связаны с земледелием или разведением животных, поэтому достаточно сложно спрогнозировать и спланировать материально-производственные запасы.

Консультативная функция заключается в предоставлении консультаций в достаточно рискованной отрасли. В данном случае аудит должен учитывать нормативные документы, принятые в сельском хозяйстве, в частности Приказ Минсельхоза России от 12.12.2006 N 463 "Об утверждении норм естественной убыли этилового спирта при хранении", Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов". Согласно последнему документу разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов продукции растениеводства, животноводства, микробиологической, мясной, молочной, мукомольно-крупяной и другой пищевой продукции (кроме рыбной) осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В целом для реализации функций и задач аудита в сельском хозяйстве аудитор должен обладать дополнительными знаниями в отношении:

- договорной специфики в сельском хозяйстве;

- обременений, связанных с пост-оплатой материально-производственных запасов;

- особенностей норм естественной убыли в сельхозпроизводстве.

В заключение необходимо отметить, что задачи и функции аудита МПЗ в сельском хозяйстве - это первое, что необходимо определить перед началом аудита. Именно правильные постановка задач и определение функций влияют на реализацию аудита любого участка учета, в том числе и МПЗ, поэтому необходимо неукоснительно им следовать как профессиональным аудиторам, так и руководителям, которые хотят наладить учет МПЗ экономического субъекта АПК.

 

Список литературы

1. http://studopedia.net/1_33644_funktsii-audita.html.
2. Остаев Г.Я., Концевая С.Р., Алборов А.А. Внутренний контроль (аудит) как элемент управления сельским хозяйством [Текст] // Наука Удмуртии. 2014. N 3. С. 208 - 225.
3. Хоружий Л.И., Бобкова Е.В. Аудит затрат и цикла производства продукции в сельском хозяйстве [Текст] // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. N 9. С. 28 - 30.
4. Экономика и управление АПК в XXI в.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию экономического факультета и 50-летию высшего аграрного образования в Удмуртской Республике. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. 2004. С. 125 - 128.
5. Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля экономического субъекта и вопросы оценки его эффективности [Текст] // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 29. С. 29 - 43.
6. Стукач В.Ф., Помогаев В.М., Петуховский С.Л. Информационно-консультационные услуги в АПК [Текст]: Учебное пособие. Омск, 2003. С. 20.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О порядке установления льгот на электроэнергию для сельскохозяйственных предпринимателей (Малышенко Е.В.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Особенности бухгалтерского учета натуральной оплаты труда в сельском хозяйстве (Сухов А.Б.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Рассчитываем единый сельхозналог за 2016 г. (Картвели С.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория (Елисеев В.С.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

подробнее>>

Производитель сельскохозяйственной продукции как сторона договора контрактации (Малая Т.Н., Нестерова Т.И.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи