Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Сельскохозяйственная деятельность > Задачи и функции аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях (Фазульянова З.З.)

Задачи и функции аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях (Фазульянова З.З.)

Дата размещения статьи: 24.11.2015

Настоящая статья посвящена задачам и функциям аудита материально-производственных запасов в сельском хозяйстве, которые включают в себя совокупность общих задач и функций аудита и специальные задачи и функции аудита материально-производственных запасов, а также специфику сельскохозяйственных организаций. 

Специфика деятельности любой организации оказывает существенное влияние на порядок проведения аудита, определяет задачи и функции аудита.

Совершенствование задач и функций в аудите является очень важным направлением исследований, поскольку в России постоянно меняются отраслевые стандарты, принимаются новые нормативные акты, в том числе нормативы естественной убыли. Кроме того, разрабатываются новые стандарты учета естественной убыли, которые также влияют на задачи и функции исследуемого участка. В целом задачи и функции аудита, в том числе аудита материально-производственных запасов, не статичны, они динамичны, в этой связи те задачи, которые были определены в законодательных и нормативных актах 10 лет назад, подлежат пересмотру.

 

Задачи и функции аудита материально-производственных запасов 

Основным документом, определяющим задачи и функции аудита МПЗ, являются Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (утв. Минфином России 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 25 от 22.04.2004). В ходе аудита МПЗ аудитором должны решаться задачи, представленные в табл. 1.

 

Таблица 1 

Задачи аудита МПЗ 

Задача

Описание задачи

Существование

Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют

Права и обязательства

Необходимо убедиться в том, что права организации на МПЗ, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц

Возникновение

Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода

Полнота

Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в них отражены

Стоимостная оценка

Необходимо убедиться:

- в том, что МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке - по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

- в том, что способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой

Измерение

Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде

Представление и раскрытие

Необходимо убедиться:

- в том, что МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;

- в том, что операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- в том, что вся существенная информация о МПЗ раскрыта в отчетности

 

В международной практике аудита большое внимание уделяется контролю за материально-производственными запасами. В связи с этим, по мнению автора, в задачи аудита должна входить расширенная контрольная функция. Аудитору необходимо убедиться, кто осуществляет хранение материально-производственных запасов, какое программное обеспечение используется, имеется ли в компании специальное подразделение, осуществляющие учет материально-производственных запасов. В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) разграничиваются функции внутреннего и внешнего аудита МПЗ. В организациях, имеющих службу внутреннего аудита, функции по контролю движения материальных ценностей на складах организации и других местах хранения или часть этих функций могут выполняться указанной службой. По решению руководителя организации данная работа может осуществляться в том числе и аудиторской организацией в процессе оказания ею аудиторских услуг.

Можно выделить следующие функции аудита МПЗ: экспертную, аналитическую, консультативную [1].

Экспертная функция аудита МПЗ заключается в экспертизе материально-производственных запасов, предоставлении аудитором квалифицированного мнения в отношении наличия или отсутствия МПЗ, а также в оценке правовых особенностей и обременений.

Аналитическая функция представляет собой анализ количественных показателей МПЗ, прихода и выбытия МПЗ в процессе производственной деятельности.

Консультативная функция подразумевает консультации в области учета МПЗ (в развитых странах стоит на первом месте), проблем налогообложения, управления складским учетом, а также перераспределения, сбыта МПЗ. В целом консультативная функция аудита позволяет организации оперативно получить консультации и избежать ошибок в учете.

Вместе с тем функции аудита материально-производственных запасов можно определить как функции по контролю и надзору за приобретением, использованием, расходованием и выбытием материально-производственных запасов.

О функциях внутреннего аудита говорится в Методических рекомендациях по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации (утв. Приказом Росимущества от 03.09.2014 N 330). Согласно данному документу внутренний аудит содействует совету директоров и исполнительным органам в повышении эффективности управления компанией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед компанией целей. Автору представляется, что суть внутреннего аудита сельхозпредприятий также должна быть определена законодательно, поскольку сельское хозяйство относится к ведущим отраслям народного хозяйства страны. Функцией аудита материально-производственных запасов выступает также система управления рисками в области запасов компании как инструмент обеспечения компании запасами с целью минимизации производственных рисков.

 

Функции и задачи аудита МПЗ в сельском хозяйстве 

Г.Я. Остаев, С.Р. Концевая, А.А. Алборов посвятили свои исследования внутреннему аудиту как элементу управления сельским хозяйством [2]. Л.И. Хоружий, Е.В. Бобкова сконцентрировали внимание на аудите затрат и цикла производства продукции в сельском хозяйстве [3]. Аудиту в сельском хозяйстве посвящены также работы С.В. Бодриковой, В.В. Бодрикова [4]. Отдельные вопросы функций и задач внутреннего аудита МПЗ в сельскохозяйственных организациях рассматривались ранее, в том числе и автором [5].

Вместе с тем в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26) в качестве основных задач учета МПЗ в сельскохозяйственных организациях указываются:

- своевременное и полное оприходование готовой продукции, кормов, семян и прочих материалов из собственного производства;

- формирование фактической себестоимости приобретенных и изготовленных производственных запасов;

- правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по производству, заготовлению (приобретению), поступлению и отпуску запасов;

- разработка обоснованных учетных цен, своевременное отражение отклонений плановой себестоимости от фактической (калькуляционных разниц) и их отражение в бухгалтерском учете;

- систематический контроль за сохранностью запасов по материально ответственным лицам в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

- контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

- своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

- контроль за использованием материалов по целевому назначению;

- своевременное получение точной информации об остатках МПЗ в местах хранения, периодическая сверка с данными бухгалтерского учета;

- инструктаж материально ответственных лиц и других работников о порядке оформления первичных учетных документов, о правилах хранения и учета готовой продукции и материалов;

- контроль за своевременным и правильным ведением складского учета МПЗ;

- проведение анализа эффективности использования запасов.

Представляется, что данные задачи могут быть переформатированы в задачи аудита МПЗ, как это сделано в табл. 2.

 

Таблица 2 

Задачи аудита МПЗ в сельском хозяйстве 

Задача

Описание задачи

Существование

Необходимо определить, имеются ли в сельхозпредприятии материально-производственные запасы, а также установить естественную убыль МПЗ в пределах норм

Права и обязательства

Необходимо убедиться в том, каким образом сельхозпредприятие получило МПЗ: согласно договорам купли-продажи, в результате товарообменных операций, финансирования сельхозпроизводителей под получение будущих результатов

Возникновение

Необходимо убедиться, каким образом поступили, кем учитывались в сельхозпредприятии МПЗ, а также каким образом и в какие сроки они будут использованы в дальнейшем (сельхозпроизводитель может в дальнейшем перепродать МПЗ или использовать их через какое-то время, например, в качестве посевного материала)

Полнота

Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены

Стоимостная оценка

Необходимо убедиться:

- в том, что МПЗ приобретены по рыночной стоимости;

- в том, что МПЗ, приобретенные по товарообменным операциям или приобретенные в будущем, будут соответствовать рыночной оценке

Измерение

Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде

Представление и раскрытие

Необходимо убедиться в том, что все МПЗ раскрыты в текущем периоде, а не числятся на расходах будущих периодов

 

Следует также отметить, что задачи аудита МПЗ в сельском хозяйстве тесно связаны с четырьмя сферами АПК:

- производство средств производства;

- сельскохозяйственное производство;

- переработка продукции, хранение, торговля;

- материально-техническое обеспечение, информационно-консультационное обслуживание [6].

Соответственно, функции аудита МПЗ на сельхозпредприятиях в целом повторяют функции аудита МПЗ, но имеют свою специфику.

Экспертная функция в сельском хозяйстве имеет специфику в виде учета субсидий из федерального бюджета и бюджета субъектов федерации, учета товарообменных операций. Эта специфика отражается на заполнении отчетности, установлении правильности ведения бухгалтерского учета.

Аналитическая функция в сельском хозяйстве связана в том числе с планированием и прогнозированием, разработкой рекомендаций, которые дать достаточно сложно, ведь сельское хозяйство является рискованным видом деятельности, например, риски связаны с земледелием или разведением животных, поэтому достаточно сложно спрогнозировать и спланировать материально-производственные запасы.

Консультативная функция заключается в предоставлении консультаций в достаточно рискованной отрасли. В данном случае аудит должен учитывать нормативные документы, принятые в сельском хозяйстве, в частности Приказ Минсельхоза России от 12.12.2006 N 463 "Об утверждении норм естественной убыли этилового спирта при хранении", Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов". Согласно последнему документу разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов продукции растениеводства, животноводства, микробиологической, мясной, молочной, мукомольно-крупяной и другой пищевой продукции (кроме рыбной) осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В целом для реализации функций и задач аудита в сельском хозяйстве аудитор должен обладать дополнительными знаниями в отношении:

- договорной специфики в сельском хозяйстве;

- обременений, связанных с пост-оплатой материально-производственных запасов;

- особенностей норм естественной убыли в сельхозпроизводстве.

В заключение необходимо отметить, что задачи и функции аудита МПЗ в сельском хозяйстве - это первое, что необходимо определить перед началом аудита. Именно правильные постановка задач и определение функций влияют на реализацию аудита любого участка учета, в том числе и МПЗ, поэтому необходимо неукоснительно им следовать как профессиональным аудиторам, так и руководителям, которые хотят наладить учет МПЗ экономического субъекта АПК.

 

Список литературы

1. http://studopedia.net/1_33644_funktsii-audita.html.
2. Остаев Г.Я., Концевая С.Р., Алборов А.А. Внутренний контроль (аудит) как элемент управления сельским хозяйством [Текст] // Наука Удмуртии. 2014. N 3. С. 208 - 225.
3. Хоружий Л.И., Бобкова Е.В. Аудит затрат и цикла производства продукции в сельском хозяйстве [Текст] // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. N 9. С. 28 - 30.
4. Экономика и управление АПК в XXI в.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию экономического факультета и 50-летию высшего аграрного образования в Удмуртской Республике. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. 2004. С. 125 - 128.
5. Котлячков О.В., Фазульянова З.З. Необходимость организации внутреннего контроля экономического субъекта и вопросы оценки его эффективности [Текст] // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 29. С. 29 - 43.
6. Стукач В.Ф., Помогаев В.М., Петуховский С.Л. Информационно-консультационные услуги в АПК [Текст]: Учебное пособие. Омск, 2003. С. 20.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Особенности бухгалтерского учета натуральной оплаты труда в сельском хозяйстве (Сухов А.Б.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Рассчитываем единый сельхозналог за 2016 г. (Картвели С.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

подробнее>>

Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория (Елисеев В.С.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

подробнее>>

Производитель сельскохозяйственной продукции как сторона договора контрактации (Малая Т.Н., Нестерова Т.И.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

подробнее>>

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: земельный налог для сельского хозяйства (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 20.01.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта