Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Защита прав осужденных предпринимателей (Борсученко С.)

Защита прав осужденных предпринимателей (Борсученко С.)

Дата размещения статьи: 26.11.2015

По данным Генеральной прокуратуры РФ, за последние четыре года за экономические преступления осуждены 110 тыс. человек, в местах лишения свободы находится 12 тыс. предпринимателей, в СИЗО - 5,5 тыс., под следствием - почти 200 тыс. В 2014 году за преступления в сфере предпринимательской деятельности осуждены 2 тыс. человек. Для защиты прав таких обвиняемых и осужденных была создана должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Правовая основа деятельности омбудсмена

В целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 - 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ст. ст. 171 - 172, 173.1 - 174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 УК РФ, контрольными полномочиями в уголовно-исполнительной сфере наделен Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (Уполномоченный).
Должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22.06.2012 N 879 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей". С целью закрепления правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и детального урегулирования его деятельности был принят Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту РФ доклад о результатах своей деятельности.
Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и официальному опубликованию в "Российской газете" (ст. 3 Закона).
Таким образом, система федеральных органов государственной власти, осуществляющих контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, дополнена новым субъектом, имеющим свой предмет и методы контрольной деятельности в уголовно-исполнительной сфере.

Полномочия омбудсмена

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения (п. "ж" ч. 1 ст. 24 УИК РФ).
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к Уполномоченному (ч. 4 ст. 12 УИК РФ). Корреспонденция от осужденных цензуре не подлежит и не позднее одного рабочего дня должна быть передана операторам связи для ее доставки адресату (ч. 4 ст. 15 УИК РФ).
В соответствии со ст. 5 Закона N 78-ФЗ Уполномоченный наделен широким кругом полномочий. Так, в ходе рассмотрения жалоб от осужденных Уполномоченный вправе:
- запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
- беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
- без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, в целях защиты прав предпринимателей;
- принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также представить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.
В целях рассмотрения обращений Уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе Уполномоченного могут создавать рабочие группы.
Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным определен в ст. 4 Закона N 78-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 4 этого Закона по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:
- разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ;
- передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;
- направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;
- обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, СК РФ, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
- обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством РФ;
- направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством РФ порядке.
При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.
Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при условии обязательного обезличивания персональных данных.
В целях выполнения возложенных на Уполномоченного задач он вправе:
- направлять Президенту РФ, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;
- направлять Президенту РФ мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности до решения этого вопроса соответствующим судом;
- направлять Президенту РФ мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ;
- направлять в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности;
- направлять высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ);
- давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий 30 дней со дня получения соответствующего заключения;
- направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в КС РФ, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в КС РФ с запросом о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ, совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Правовые гарантии и инициативы

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей закон предусматривает административную ответственность (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом.
Так, вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме, оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков представления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 02.07.2013 N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии". Документ предусматривал освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе если обвинительный приговор еще не вступил в силу).
Благодаря этому Постановлению были освобождены от наказания 340 человек, из них 180 человек из колоний и 160 - из СИЗО. Кроме того, прекращены 1299 уголовных дел по статьям за экономические преступления.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.




10 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 120190-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере градостроительства и устранение несоответствия разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, а также повышение эффективности контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.




4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".



В центре внимания:


Пройти проверку на пять (Трапаидзе К.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

подробнее>>

Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>

Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Кванина В.В.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

подробнее>>

Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации (Трофимчук Н.В.)

Дата размещения статьи: 17.09.2016

подробнее>>

О практике защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованных внеплановых проверок (Егупов Д.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта