Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор подряда > Сделать - полдела, передать - целое дело! (Михальчук Ю.)

Сделать - полдела, передать - целое дело! (Михальчук Ю.)

Дата размещения статьи: 12.12.2015

Основным экономическим интересом подрядных компаний является извлечение прибыли от осуществления строительства. Порой подрядчики сталкиваются с недобросовестными заказчиками, которые различными способами стараются минимизировать свои расходы на оплату работ. Одним из таких способов является необоснованное уклонение от приемки работ. О том, какие действия необходимо предпринять подрядчику, чтобы получить оплату, расскажем в статье.

Уведомление обязательно

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).
Основанием для окончательного расчета по оплате подрядных работ является их сдача подрядчиком заказчику (п. 1 ст. 711 ГК РФ). Поэтому, заканчивая строительные работы, подрядчик заблаговременно должен направить заказчику уведомление о готовности к сдаче-приемке выполненных работ. В свою очередь, заказчик обязан с участием подрядчика осмотреть и принять результат выполненной работы (п. 1 ст. 753 ГК РФ).
На практике довольно часто подрядчики пренебрегают необходимостью направлять заказчику уведомление об окончании работ и о готовности их к сдаче в письменной форме. В силу сложившихся доверительных отношений между сторонами случается, что подрядчик только устно уведомляет заказчика либо передает представителю заказчика такое уведомление без получения отметки о принятии его заказчиком.
К направлению уведомления о готовности к передаче подрядных работ применяются правила ГК РФ о юридически значимых уведомлениях (ст. 165.1 ГК РФ). Не заботясь об исполнении минимально обременяющих действий, подрядчик даже и не подозревает, что в дальнейшем отсутствие письменных доказательств может повлечь негативные последствия от взыскания заказчиком неустойки за просрочку передачи результатов работ до отказа в иске о взыскании стоимости выполненных работ.
Почему важно уведомлять заказчика о готовности к сдаче строительных работ? Если подрядчик не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ, то подрядчик не может ссылаться на отказ заказчика от исполнения договорного обязательства по приемке работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи результата работ (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).
Таким образом, отсутствие направленного письменного уведомления заказчику может стать причиной невозможности доказать, что работы в принципе были выполнены.

Если заказчик уклоняется от приемки

Распространенной проблемой является уклонение заказчика от приемки результатов работ после получения соответствующего уведомления. Оплате подлежат только те работы, выполнение которых подтверждается надлежащим образом составленным двусторонним актом. Что делать, если заказчик уклоняется от приемки результатов подрядных работ? В случае отсутствия двусторонне подписанного акта выполненных работ необходимо представить доказательства направления такого акта заказчику и его получения последним. При отказе заказчика от подписания акта в нем делается отметка об этом, акт подписывается подрядчиком и направляется заказчику заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Односторонний акт сдачи-приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными, что еще заказчику предстоит доказать в суде.
При оформлении акта подрядчик должен строго предусмотреть в нем наименование и объем выполненной работы как можно подробнее, а также детализировать стоимость. Иначе у подрядчика могут возникнуть проблемы с доказыванием объема выполненной работы, что может повлечь, например, лишь частичное удовлетворение судом требований о взыскании всей стоимости строительных работ.
Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 утвержден Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. Данные формы часто применяются профессиональными хозяйствующими субъектами строительного подряда в процессе своей деятельности. Акты выполненных работ по таким формам хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, но в то же время они не единственные средства доказывания соответствующих обстоятельств. Законом не предусмотрено, что факт выполнения работ подрядчиком может доказываться только актами выполненных работ (Определение ВС РФ от 30.07.2015 N 305-ЭС15-3990).
Не лишается доказательственной силы и акт приема-передачи результатов подрядных работ, на котором отсутствует печать организации, осуществлявшей приемку работ у подрядчика, но при этом необходимо, чтобы на акте выполненных работ была подпись уполномоченного лица от заказчика (Постановление ФАС ВВО от 03.12.2007 по делу N А38-95-18/63-2007).
Акт сдачи-приемки, переданный посредством факсимильной связи, может быть признан надлежащим доказательством выполнения работ, если использование факсимиле было разрешено по взаимному соглашению сторон (Постановление ФАС ПО от 17.03.2009 по делу N А55-6324/2008, Определение ВАС РФ от 08.07.2009 N ВАС-8709/09 по делу N А55-6324/2008).
Если в договоре этапы работ не выделены, то акты, подтверждающие выполнение лишь промежуточных работ для проведения расчетов, не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которыми закон связывает приемку работ заказчиком и переход к нему соответствующих рисков (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).
Стоит отметить, что оплата работ субподрядчика не зависит от подписания акта приемки законченного объекта. Подписание акта, составленного по форме КС-14, является основанием только для окончательной оплаты заказчиком работ генподрядчика. Последний рассчитывается с субподрядчиками после сдачи и приемки выполненных ими работ. Однако в практике арбитражных судов встречается и противоположный подход (Постановление АС УО от 22.05.2015 по делу N А60-28483/2014).
Риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных подрядчиком работ несет заказчик, в связи с чем уклонение заказчика от принятия работ не должно освобождать его от их оплаты (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 N 10147/13 по делу N А40-45830/12-151-416).

Последствия выявления недостатков

Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте приема-передачи либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки). При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 12888/11, факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ. То есть в судебном разбирательстве ответчик не может ссылаться в качестве единственного основания для неоплаты на обстоятельства некачественного выполнения работ.
В случае, когда заказчик мотивировал причины отказа от приемки работ, односторонний акт в доказывании не поможет, подрядчику необходимо либо исправить недостатки, либо доказать, что они отсутствуют. В этом поможет проведение экспертизы качества работ. Если первоначально предварительные испытания дали отрицательный результат, надо провести такие испытания повторно. Если положительные результаты не получены, заказчик вправе отказаться от подписания акта приемки работ (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).
При подтверждении экспертом надлежащего качества работ и отказе заказчика от приемки и оплаты работ подрядчик может смело обращаться в суд за взысканием стоимости выполненных работ.
Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему, качеству и стоимости работ (п. п. 12, 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, Постановления Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 17195/12 по делу N А79-5926/2011, Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009).
Оформленный в одностороннем порядке акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору. При отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика о его отказе от подписания акта (п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).

Если заказчик не платит

Если претензии к работе опровергнуты, но заказчик так и не платит, то у подрядчика есть два альтернативных способа защиты своих прав и получения денег.
Первый заключается в обращении с иском в суд. Истец-подрядчик может просить взыскать не только стоимость работ, но и неустойку или штраф, а также понесенные издержки на оплату госпошлины и услуг адвоката. Второй вариант заключается в праве подрядчика после истечения месяца по истечении срока для выполнения работ и двукратного предупреждения заказчика продать результат работы. Еще одним негативным последствием для заказчика при уклонении от принятия работ является риск случайной гибели, который переходит к нему в момент, когда передача вещи должна была состояться.
В заключение полагаем необходимым дать рекомендации подрядчикам по сдаче заказчику результатов подрядных работ в виде пошагового алгоритма.
1. При завершении подрядных работ надо направить уведомление заказчику о готовности работ к сдаче-приемке и иные необходимые документы. Такое уведомление должно быть направлено заказным письмом с уведомлением и описью вложения по адресу, который указан в ЕГРЮЛ. В уведомлении также целесообразно напомнить заказчику, что направленный им представитель должен иметь соответствующие полномочия, которые должны быть подтверждены доверенностью.
2. При подписании акта приема-передачи результата подрядных работ нужно проверить полномочия представителя заказчика, взять у него копию документа, подтверждающего полномочия, а также удостовериться, что он подписал акт.
3. Если заказчик уклоняется от приема результата строительных работ и не подписывает акт, направить акт и иные необходимые документы заказным письмом с уведомлением и описью вложения в адрес заказчика, который указан в ЕГРЮЛ.
4. Если заказчик не согласен с качеством, со стоимостью работ - следует рассмотреть вопрос о проведении экспертизы.
5. Если заказчик продолжает уклоняться от приемки работ и их оплаты, подрядчик имеет право обратиться в суд с исковым заявлением и взыскать стоимость работ, штрафные санкции и понесенные издержки.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Договор подряда: обзор судебной практики (Бедарева А.)

Дата размещения статьи: 25.12.2020

подробнее>>

Международно-правовое и национально-правовое регулирование трансграничного строительного подряда (Годдард И.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Проблемы взыскания убытков при отказе стороны от договора строительного подряда (Алексанова Ю.А.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

Минимизация рисков подрядчика по договору строительного подряда (Соколова В.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

подробнее>>

Несколько слов об оплате работ по договору строительного подряда (Мандрюков А.В.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.