Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Реорганизация: кто в ответе за земельный налог? (Комарова И.)

Реорганизация: кто в ответе за земельный налог? (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 16.12.2015

При универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки к правопреемнику переходят непосредственно в силу закона. Соответственно, они автоматически становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Данное правило "работает" практически при осуществлении всех возможных форм реорганизации. И только при реорганизации в форме выделения обязанность по уплате земельного налога переходит к правопреемнику в ином порядке.

Плательщиками земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса в общем случае признаются организации и физлица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В свою очередь согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента госрегистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Соответственно, для целей определения порядка уплаты земельного налога нам в первую очередь необходимо выяснить, в какой момент у вновь созданной в результате реорганизации компании появляются соответствующие права на земельный участок.

Правопреемство

Статьей 57 ГК определены формы реорганизации юрлиц. Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Самое главное при реорганизации - это правопреемство ее участников. Под таковым понимается переход всех прав и обязанностей, существовавших до реорганизации. При этом правопреемственность распространяется и на уплату налогов (ст. 50 НК).
Необходимо отметить, что при всех формах реорганизации, за исключением реорганизации в форме выделения, имеет место универсальное правопреемство. То есть все права и обязанности реорганизуемой организации переходят к ее правопреемнику (правопреемникам) (ст. 58 ГК). А потому независимо от регистрации перехода права собственности при реорганизации (опять же за исключением реорганизации в форме выделения) плательщиками земельного налога становятся правопреемники в случаях реорганизации и при наследовании (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54, Информация ФНС России от 13 июля 2011 г. "Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц").

"Выделенный" случай

Согласно п. 4 ст. 58 ГК при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юрлиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юрлица в соответствии с передаточным актом. А в п. 8 ст. 50 Налогового кодекса закреплено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. То есть здесь, как говорится, каждый сам за себя.
Так как же тогда быть с земельным налогом в случае, если по разделительному балансу он передан "выделившейся" компании, но на нового собственника права на надел еще не зарегистрированы?
Ответ на этот вопрос фактически дал Верховный Суд РФ в Определении от 5 октября 2015 г. N 308-КГ15-13284. В рассматриваемой высшими судьями ситуации организация как раз передала земельный участок по разделительному балансу одному из "выделившихся" из нее обществ. И с этого момента решила более не платить земельный налог. Дескать, участка-то фактически у нее больше нет.
В свою очередь судьи отметили, что согласно п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.
В некоторой степени "земельный" вопрос разрешил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 23 июля 2009 г. N 54. В нем разъяснено, что в общем случае плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в ЕГРП как обладающее соответствующим правом. Из данного правила арбитры сделали только два исключения. Во-первых, правоустанавливающие документы на землю, выданные до вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в упомянутом госреестре.
А во-вторых, поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юрлиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В рассматриваемой ситуации имела место реорганизация в форме выделения. Соответственно, данный случай не относится к исключительным. То есть "выделенное" общество не является правопреемником спорного земельного участка. Соответственно, разделительный баланс и документы о госрегистрации реорганизации вовсе не являются документами, достаточными для подтверждения его права собственности на спорный объект.

Итого

Таким образом, при реорганизации в форме выделения земельный налог платить должен тот, на кого земельный участок зарегистрирован, без каких-либо но.
Напомним, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - I квартал, II квартал и III квартал (ст. 393 НК). При этом местные власти вправе не устанавливать отчетные периоды.
Как бы там ни было, при возникновении (прекращении) права собственности на участок в течение налогового (отчетного) периода расчет суммы налога (авансового платежа) в отношении такого надела производится с учетом спецкоэффициента (ст. 396 НК). Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если право собственности возникло после 15-го числа месяца или прекратилось до 15-го числа месяца, то этот месяц в расчет не принимается. В противном случае в расчете спецкоэффициента месяц возникновения (прекращения) соответствующих прав следует принимать за полный.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1246367-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Законопроектом предлагается  закрепить в Законе о приватизации нормы о возможности приватизации объектов газоснабжения, как составляющих государственную или муниципальную казну, так и закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями (учреждениями). Для этого предлагается дополнить данный закон статьей 30.4. "Особенности приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления".




24 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1237255-7 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - упрощение порядка документального подтверждения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. Так, например, при оказании услуг по международной перевозке морскими, речными судами товаров, вывозимых с территории РФ, предлагается исключить требование о наличии отметок таможенных органов.




17 августа 2021 г.
Проект федерального закона № 1232063-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"

Реализация законопроекта создаст инструмент, который позволит осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе подобных земель, а также пригодности земель сельскохозяйственного назначения.




12 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1230880-7 "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"

Целью законопроекта является ликвидация основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы народных предприятий. Вносимые изменения должны устранить ряд правовых неточностей, уточнить ряд положений и норм данного закона, а также снять искусственные ограничения по созданию акционерных обществ работников (народных предприятий)




6 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1227922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства РФ в области внеуличного транспорта. Предлагаемые законопроектом нормы об установлении перевозчиками нерегулируемых тарифов относятся к видам внеуличного транспорта, фактически не субсидируемых субъектами РФ (канатные дороги, фуникулеры) и не приведут к ухудшению уровня транспортного обслуживания или снижению ценовой доступности перевозок пассажиров и багажа метрополитеном.



В центре внимания:


Льготы - не для всех линий электропередачи (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

Замена старых чугунных труб в МКД (Габелли Г.К.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

О выплате вознаграждения председателю совета МКД за счет арендных платежей (Каравайкина Е.Е.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

Расширение контроля за финансовыми операциями (Мусинов А.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

Трансграничное взыскание задолженности: поиск активов и признание судебных и арбитражных решений в России и за рубежом (Рябинин А., Маликов А.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.