Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налог на имущество: от "кадастрового" к "балансовому" (Егорова Н.)

Налог на имущество: от "кадастрового" к "балансовому" (Егорова Н.)

Дата размещения статьи: 16.12.2015

Внесенные в Налоговый кодекс изменения, которые позволили региональным властям устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости, для многих налогоплательщиков вылились в серьезное увеличение налоговой нагрузки. Проблема в том, что при формировании перечней объектов, подпадающих под "кадастровый" налог, довольно часто обнаруживаются ошибки. Однако, увы, сами они не исправляются - это требует определенных усилий со стороны налогоплательщика. В то же время для целей налогообложения они будут оправданными.

В общем случае база по налогу на имущество, в соответствии со ст. 375 Налогового кодекса (далее - Кодекс), рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Однако п. 2 данной нормы предусмотрено, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется в особом порядке - исходя из кадастровой стоимости объектов по состоянию на 1 января года налогового периода.
Отметим, что установление конкретного перечня объектов недвижимости, в отношении которых налог уплачивается исходя из их кадастровой стоимости, является прерогативой уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК). Причем данный перечень должен быть определен и обнародован региональными властями не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

"Черный" список

На уровне Кодекса особенности определения "кадастровой" налоговой базы, исчисления и уплаты налога закреплены в ст. 378.2 Кодекса. В соответствии с данной нормой налог на имущество может исчисляться исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами техучета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в России через постоянное представительство, либо объекты, не относящиеся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
- жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Условия для "кадастрового" налогообложения

В то же время тот факт, что компания (ИП) является счастливым обладателем одного из названных объектов, отнюдь не означает, что в их отношении она непременно должна исчислять налог на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Такая обязанность возникает только при одновременном выполнении следующих условий:
- недвижимость принадлежит организации (ИП) на праве собственности;
- недвижимость включена в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости. И что немаловажно, этот перечень должен быть утвержден уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта РФ и опубликован в сети Интернет (либо на официальном сайте этого уполномоченного органа, либо на сайте субъекта РФ) не позднее (!) 1 января отчетного года;
- по состоянию на 1 января текущего года определена кадастровая стоимость этого объекта или здания, в которых он находится;
- недвижимость учтена на балансе в качестве ОС. Исключением служат только жилые дома и жилые помещения - они как раз таки облагаются "кадастровым" налогом при условии, что не учтены на балансе в качестве ОС. При этом необходимо отметить еще один важный момент. Жилые дома и помещения не включаются в перечень, утверждаемый уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта РФ. В то же время обязанность по уплате "кадастрового" налога в отношении названных объектов, которые, к примеру, учтены как товар, возникает у организации только при условии, что в региональном законе в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве ОС, установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках ст. 378.2 Кодекса. Причем в противном случае в отношении названных объектов не уплачивается ни "кадастровый" налог, ни "балансовый" (см. Письма Минфина России от 7 октября 2015 г. N 03-05-05-01/57188, от 17 августа 2015 г. N 03-05-05-01/47442 и т.д.).

Исправление "кадастровых" ошибок

Необходимо отметить, что ст. 378.2 Кодекса не предусмотрено внесения изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов. Соответственно, если недвижимость, принадлежащая организации, и является торговым центром, но в упомянутый перечень не включена, то налог на имущество в отношении данного объекта исчисляется исходя из его балансовой (остаточной) стоимости.
В то же время на практике возможны ситуации, когда тот или иной объект, напротив, включен в перечень, что называется, по ошибке. Как указал Минфин России в Письме от 19 февраля 2015 г. N 03-05-04-01/7942, в указанный перечень должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, отвечающие условиям, установленным п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса. Между тем в некоторых случаях оказывается, что региональные власти, руководствуясь теми или иными соображениями, в "кадастровый" перечень включают в том числе и объекты, которые не имеют никакого отношения ни к торговым центрам, ни к административным зданиям. Очевидно, что данное обстоятельство влечет повышенную налоговую нагрузку на собственников такой недвижимости, поскольку "кадастровый" налог по своей величине в большинстве случаев превышает балансовый.
В связи с этим контролирующие органы вынуждены были признать, что в ряде случаев "кадастровый" перечень может быть скорректирован и посреди налогового периода (см., напр., Письмо Минфина России от 20 января 2015 г. N 03-05-04-01/1246, Письмо ФНС России от 9 февраля 2015 г. N БС-4-11/1799). Речь идет как раз об ошибочно включенных уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объектах недвижимого имущества, а также о недвижимости, в отношении которой судом принято решение о неправомерности ее включения в этот перечень. К примеру, такое решение может быть принято в связи с тем, что спорный объект не отвечает установленным Кодексом критериям объекта недвижимости, в отношении которых могут быть установлены "кадастровые" особенности определения налоговой базы.

Официальная позиция

Следует признать, что контролирующие органы не стали отстаивать свойственную им фискальную позицию. В частности, в Письме ФНС России от 16 октября 2015 г. N БС-4-11/18050@ разъяснено, что объекты недвижимости, попавшие в перечень по ошибке, должны быть исключены из него. Причем соответствующая информация должна быть размещена на официальном сайте субъекта РФ или уполномоченного органа региональной власти (в зависимости от того, где был размещен сам перечень). При этом налоговая база в отношении исключенного объекта в соответствующем налоговом периоде, по мнению представителей ФНС, определяется как среднегодовая стоимость.
Почему данная позиция чиновников похвальна? Да просто потому, что в судебной практике встречаются решения, в которых арбитры приходят к выводу, что спорный пункт перечня должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (см., напр., Определение ВС РФ от 12 ноября 2014 г. N 5-АПГ14-53). И если следовать данному подходу, то выходит, что до вступления в силу решения суда компания должна уплачивать в отношении объекта недвижимости налог исходя из его кадастровой стоимости, а после - исходя из его "балансовой" остаточной стоимости.
Представляется, что позиция контролирующих органов в рассматриваемом случае куда более отвечает принципу справедливости налогообложения. Ведь если изначально объект недвижимости включен в перечень по ошибке, то и оснований для обложения его "кадастровым" налогом попросту нет. Соответственно, если за один или несколько кварталов текущего года организация уже успела начислить и уплатить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, то его нужно пересчитать с начала года и излишек вернуть или зачесть в счет будущих платежей. Более того, в том случае, если компания применяла ЕНВД или УСН, в связи с исключением недвижимости из перечня у нее вообще не возникает обязанности по исчислению в отношении данного объекта налога на имущество (п. 4 ст. 346.26 НК, п. 2 ст. 346.11 НК).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи