Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль > Валютные разницы: расчеты в условных единицах по долговым обязательствам и процентам у кредитора (не разницы) (Сибиряков Н.)

Валютные разницы: расчеты в условных единицах по долговым обязательствам и процентам у кредитора (не разницы) (Сибиряков Н.)

Дата размещения статьи: 16.01.2016

Целью любого бизнеса является получение прибыли, которая зачастую складывается не только от основного вида деятельности, но и от тех, которые ведутся параллельно. В качестве примера получения дополнительных доходов можно назвать сдачу имущества в аренду или предоставление денежных займов на платной основе. Причем в современных экономических условиях отечественные бизнесмены, дающие деньги в долг, предпочитают заключать договоры займа не в рублях, а в условных денежных единицах (далее - у. е.). Ведь такие договорные отношения позволяют заработать не только на процентах, но и на перепадах курса иностранной валюты, выступающей эквивалентом у. е. В то же время для кредитора договор займа в у. е. способен принести немало проблем, о которых мы и поговорим в настоящем материале.

Вначале заметим, что договор займа как вид гражданско-правового соглашения регулируется нормами гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу ст. 807 ГК РФ сторонами договора займа выступают заимодавец и заемщик. Если предметом займа являются денежные средства, то по договору заимодавец передает в собственность заемщику деньги, а заемщик обязуется возвратить их заимодавцу в том же количестве.
Гражданское право не ограничивает субъектный состав сторон договора займа, следовательно, заимодавцем может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Однако в последнем случае, вне зависимости от того, кому предоставляются деньги - физическому или юридическому улицу, договор займа всегда заключается в письменной форме. Обычно письменная форма договора соблюдается путем составления одного документа, подписанного обеими сторонами. При этом договор займа является реальным договором, то есть считается заключенным с момента передачи денег заемщику.
Если иное не предусмотрено законом или договором, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Так как норма о плате за предоставленный заем не является императивной, то договором стороны могут предусмотреть и иное.

Обратите внимание! Предоставление беспроцентных займов другим организациям может обернуться для организации-кредитора проблемой. Особенно если предоставление займа совпадает у кредитора по времени с наличием кредитных отношений с банком. Дело в том, что налоговые органы с трудом признают расходы по обслуживанию кредитов при наличии выданных беспроцентных займов. По их мнению, расходы на обслуживание кредита в данном случае не отвечают критериям ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и, как следствие, не могут учитываться должником для целей налогообложения. Причем эту точку зрения налоговики озвучили довольно давно - еще в Письме УФНС России по г. Москве от 28 февраля 2005 г. N 20-12/12463 "Об учете расходов в виде процентов за полученные кредиты и займы".
Нужно сказать, что судебная практика по данному вопросу не отличается единым подходом. Так, часть региональных судов согласна с подходом налоговиков, о чем говорят, например, Постановление Федерального арбитражного суда (далее - ФАС) Волго-Вятского округа от 11 марта 2011 г. по делу N А28-5351/2010, Постановление ФАС Московского округа от 6 мая 2009 г. N КА-А40/2336-09 по делу N А40-23493/08-118-89 и ряд других.
Другие, напротив, поддерживают налогоплательщиков, о чем, к примеру, свидетельствует Постановление ФАС Уральского округа от 19 января 2011 г. N Ф09-11444/10-С3 по делу N А07-9140/2010. Рассматривая материалы указанного дела, суд указал, что налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по включению в состав расходов процентов по долговым обязательствам в зависимости от их дальнейшего использования. Поэтому отнесение на расходы процентов за пользование кредитом, переданным впоследствии налогоплательщиком на условиях беспроцентного займа, является правомерным.

При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте нахождения организации-заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
Порядок выплаты процентов устанавливается согласием сторон и прописывается в договоре. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
По общему правилу ст. 317 ГК РФ денежное обязательство по договору займа должно быть выражено в рублях, так как законным платежным средством в Российской Федерации является рубль. В то же время п. 2 ст. 317 ГК РФ позволяет выразить денежное обязательство по займу в иностранной валюте или в у. е., но при условии, что погашаться оно будет в рублевом эквиваленте. В этом случае подлежащая возврату сумма займа в рублях определяется либо по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц, либо по договорному курсу на дату его возврата.
Выдача займа, как и все иные факты хозяйственной жизни организации-заимодавца, в обязательном порядке отражается в его бухгалтерском учете, обязанность по ведению которого для всех российских компаний без исключения установлена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
При этом, в отсутствие федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, пока бухгалтерский учет ведется организациями в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г. На это указывает п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ.
У организации, предоставляющей деньги взаймы, выдача и возврат займа не являются расходом и доходом. На это указывает п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, и п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99).
Для организации-заимодавца денежные средства, предоставленные в пользование другой организации на платной основе, расцениваются как финансовые вложения и отражаются в учете согласно нормам, закрепленным в Положении по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденном Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н (далее - ПБУ 19/02).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета), информация о финансовых вложениях в виде предоставленных займов ведется на субсчете 58-3 "Предоставленные займы", открываемом к балансовому счету 58 "Финансовые вложения".
Пунктом 8 ПБУ 19/02 установлено, что финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости, под которой в данном случае понимается сумма займа, установленная договором.
В соответствии с договором займа, заключенным в у. е., эквивалентом последней, как правило, выступает конкретная иностранная валюта (обычно это евро или доллар США).
Бухгалтерский же учет ведется в рублях, на что указывает ст. 12 Закона N 402-ФЗ, при этом п. 3 указанной статьи прямо предусмотрено, что объекты бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, по общему правилу пересчитываются в рубли.
Правила такого пересчета пока установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденным Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н (далее - ПБУ 3/2006).
В силу п. 4 ПБУ 3/2006 стоимость валютного финансового вложения организации-кредитора для отражения в бухгалтерском учете пересчитывается в рубли. Согласно п. п. 5 и 6 ПБУ 3/2006 пересчет в рубли производится по официальному курсу валюты, установленному Банком России на дату совершения операции в иностранной валюте, которой в данном случае, как правило, признается дата списания денег с расчетного счета в банке. Если договором предусмотрен собственный курс, то пересчет производится по курсу, установленному согласием сторон.

Обратите внимание! Выдать заем наличными своему партнеру компания-кредитор может только в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов, на что указывает п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У).
Кроме того, необходимо помнить о том, что выдавать займы за счет наличности, поступившей в кассу организации в качестве выручки, нельзя. Такие операции осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с ее банковского счета (п. 4 Указания N 3073-У).

В дальнейшем, руководствуясь нормами п. п. 6, 7 и 8 ПБУ 3/2006, задолженность заемщика по займу в у. е. пересчитывается кредитором на каждую отчетную дату (конец месяца) и на дату возврата займа.
Так как курс иностранной валюты - эквивалента у. е. изменчив, то колебания курса валюты по отношению к рублю при таком пересчете приводят к образованию в учете кредитора курсовых разниц, о чем говорит п. 3 ПБУ 3/2006.
На основании п. 13 ПБУ 3/2006, в зависимости от того, в какую сторону отклоняется курс, возникающие курсовые разницы учитываются организацией-кредитором в составе прочих доходов или расходов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для отражения прочих доходов и расходов организации применяется счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Проценты по предоставленному займу - это доходы по финансовому вложению компании-кредитора, которые в силу п. 34 ПБУ 19/02 признаются доходами от обычных видов деятельности либо прочими поступлениями в соответствии с ПБУ 9/99. Понятно, что в составе выручки проценты учитывают лишь те фирмы, которые специализируются на выдаче займов. У всех остальных проценты, причитающиеся к получению, включаются в состав прочих доходов. Начисляются проценты ежемесячно (даже если договором предусмотрено, что они подлежат уплате одновременно с возвратом займа) - в последний день текущего месяца в течение всего срока действия договора. Если они выражены в у. е., то в учете кредитора помимо курсовых разниц по сумме самого займа будут возникать еще и курсовые разницы от переоценки задолженности по процентам. Пересчет этой задолженности производится в том же порядке, что и пересчет задолженности по самому займу.
Теперь что касается налогового учета займов, предоставленных в у. е. Заметим, что организации, применяющие общую систему налогообложения, налоговый учет ведут в соответствии с правилами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). С точки зрения указанной главы, когда сумма обязательств и требований, исчисленная по установленному курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях, в налоговом учете налогоплательщика образуются суммовые разницы. На это указывают положения п. 11.1 ст. 250 НК РФ и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Вместе с тем возникновение налоговых суммовых разниц в рамках договора займа, предоставленного в у. е., возможно у кредитора только по процентам. В части самого займа, предоставленного в у. е., суммовые разницы не могут возникать по определению.
Дело в том, что ключевым условием для возникновения налоговых суммовых разниц является факт реализации. В то же время из пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ вытекает, что осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), не признается реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, выдача и возврат займа с точки зрения НК РФ не является реализацией, а значит, разница между суммой выданного и возвращенного займа не может считаться суммовой, что подтверждается и мнением Минфина России, содержащимся в Письме от 27 мая 2013 г. N 03-03-06/1/18920.
Однако радоваться не стоит, это мнение вовсе не означает, что положительную разницу между суммой возвращаемых средств займа кредитору не нужно подводить под налогообложение, равно как и отрицательную, возникающую при падении курса на момент возврата займа.
Несмотря на то что порядок налогообложения положительных и отрицательных суммовых разниц по основной сумме займа, выданного в у. е., не определен, как следует поступить, сказано в Письме Минфина России от 13 декабря 2011 г. N 03-03-06/2/197. В нем чиновники разъясняют, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). В связи с этим отрицательные суммовые разницы по долговым обязательствам, выраженным в у. е., могут быть учтены в расходах заимодавца на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии соответствия их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Аналогичного подхода придерживаются и арбитры, на что указывает Определение ВАС РФ от 20 января 2011 г. N ВДС-18268/10 по делу N Д22-1272/2008.
В свою очередь, положительные суммовые разницы по займу в у. е. в налоговом учете заимодавца признаются внереализационными доходами на основании абз. 1 ст. 250 НК РФ как иные внереализационные доходы.
При использовании метода начисления разницы по основной сумме займа включаются в состав внереализационных расходов (доходов) заимодавца на дату возврата займа, что вытекает из взаимосвязи п. п. 1 и 9 ст. 272 НК РФ, а также п. п. 1 и 7 ст. 271 НК РФ соответственно.
Налогообложение процентов, причитающихся к получению у заимодавца, вопросов не вызывает - на основании п. 6 ст. 250 НК РФ они признаются внереализационными доходами компании-кредитора. В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ в состав налогооблагаемых доходов они включаются на последнее число соответствующего месяца, а также на дату прекращения договора займа. Если с момента начисления процентов в у. е. до даты их оплаты курс валюты вырос или упал, то в налоговом учете кредитора образуются суммовые разницы по процентам, которые учитываются им на дату получения в общем порядке - в составе внереализационных доходов или расходов.
Обращаем ваше внимание на то, что суммовые разницы по процентам признаются в налоговом учете в том же порядке, что и в бухгалтерском, поэтому в их отношении заимодавцу не придется применять Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н (далее - ПБУ 18/02).
В силу того что в бухгалтерском учете по основной сумме займа на отчетную дату будут возникать курсовые разницы, а в налоговом - нет, то у кредитора бухгалтерские доходы (расходы) не будут совпадать с таковыми в налоговом учете, что приведет к необходимости применения ПБУ 18/02. В том случае, если кредитор является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, он может отказаться от его применения, закрепив данное положение в своей учетной политике.
Рассмотрим предоставление займа в у. е. организацией-кредитором на примере.

Пример. 31 мая 2014 г. организация "Б" предоставила организации "А" заем в размере 10 000 у. е. сроком на два месяца под 12% годовых. Согласно договору 1 у. е. равна 1 евро, проценты уплачиваются одновременно с возвратом основной суммы займа - 1 августа 2014 г.
Предположим, что курс Банка России составил:
31 мая 2014 г. - 47,26 руб. за евро;
30 июня 2014 г. - 45,82 руб. за евро;
31 июля 2014 г. - 47,89 руб. за евро;
1 августа 2014 г. - 47,46 руб. за евро.
Организация "Б" является субъектом малого предпринимательства и не применяет ПБУ 18/02.
В бухгалтерском учете организации "Б" операции по выдаче и возврату займа, стоимость которого выражена в у. е., отражены следующим образом:
31 мая 2014 г.:
Дебет 58-3 Кредит 51 - 472 600 руб. (10 000 евро x 47,26 руб. за евро) - выдан заем в у. е. посредством перечисления денег на расчетный счет заемщика;
30 июня 2014 г.:
Дебет 91-2 Кредит 58-3 - 14 400 руб. (10 000 евро x (47,26 руб. за евро - 45,82 руб. за евро)) - отрицательная курсовая разница, возникшая при переоценке суммы займа на отчетную дату, отражена в составе прочих расходов;
Дебет 76 Кредит 91-1 - 4519,23 руб. (10 000 евро x 12% / 365 x 30 дней x 45,82 руб. за евро) - начислены проценты за июнь 2014 г.;
31 июля 2014 г.:
Дебет 58-3 Кредит 91-1 - 20 700 руб. (10 000 евро x (47,89 руб. за евро - 45,82 руб. за евро)) - положительная курсовая разница, возникшая при переоценке суммы займа на отчетную дату, учтена в составе прочих доходов;
Дебет 76 Кредит 91-1 - 204,16 руб. (10 000 евро x 12% / 365 x 30 дней x (47,89 руб. за евро - 45,82 руб. за евро)) - переоценена задолженность по сумме процентов за июнь;
Дебет 76 Кредит 91-1 - 4880,84 руб. (10 000 евро x 12% / 365 x 31 день x 47,89 руб. за евро) - начислены проценты за июль 2014 г.;
1 августа 2014 г.:
Дебет 91-2 Кредит 58-3 - 4300 руб. (10 000 евро x (47,89 руб. за евро - 47,46 руб. за евро)) - отрицательная курсовая разница, возникшая при переоценке суммы займа на отчетную дату, отражена в составе прочих расходов;
Дебет 91-2 Кредит 76 - 42,41 руб. (10 000 евро x 12% / 365 x 30 дней x (47,89 руб. за евро - 47,46 руб. за евро)) - переоценена задолженность по сумме процентов за июнь;
Дебет 91-2 Кредит 76 - 43,82 руб. (10 000 евро x 12% / 365 x 31 день x (47,89 руб. за евро - 47,46 руб. за евро)) - переоценена задолженность по сумме процентов за июль;
Дебет 51 Кредит 58-3 - 474 600 руб. (10 000 евро x 47,46 руб. за евро) - возвращены заемные средства;
Дебет 51 Кредит 76 - 9518 руб. (10 000 евро x 12% / 365 x 61 день x 47,46 руб. за евро) - оплачены проценты за пользование займом.
Окончание примера.

Обратите внимание! С 1 января 2015 г. вступят в силу изменения, внесенные в ст. ст. 250, 265, 271, 272, 273, 316 НК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 81-ФЗ). В соответствии с этими изменениями из гл. 25 НК РФ будет исключено понятие "суммовые разницы". Разницы, возникающие при дооценке и уценке обязательств и требований, выраженных в условных денежных единицах, в связи с изменением их курса к рублю Российской Федерации войдут в состав курсовых разниц, учет которых будет вестись в едином порядке.
В то же время суммовые разницы, возникшие по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., будут учитываться в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу вышеуказанного Закона (п. 3 ст. 3 Закона N 81-ФЗ).
Анализируя новый порядок учета разниц, образующихся при исполнении сделок в у. е., предлагаемый Законом N 81-ФЗ, можно сказать, что со следующего года они будут учитываться в налоговом учете практически так же, как в бухгалтерском учете. Если сегодня в налоговом учете обязательства и требования по договорам в у. е. пересчитываются на дату окончания расчетов в у. е. по договору, то со следующего года пересчитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность нужно будет не только на дату ее погашения, но и на последний день текущего месяца, в зависимости от того, что произошло ранее. Так как моменты возникновения разниц, возникающих при исполнении договоров в у. е., в бухгалтерском и налоговом учете будут одинаковыми, то у организации - участника такой сделки отпадет необходимость применения ПБУ 18/02. Кроме того, для пересчета обязательств и требований по договорам в у. е. можно будет использовать не только официальный курс Банка России, но и договорный курс пересчета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Валютная оговорка в договорах как способ преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

подробнее>>

Формирование финансовой (валютной) системы Евразийского экономического союза (Волова Л.И.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта