Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора (Гурьев А.В.)

Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора (Гурьев А.В.)

Дата размещения статьи: 03.02.2016

В современных условиях развития общественных отношений в сфере туризма отдельно взятый турист (потребитель туристского продукта) не может оказывать значительного влияния на предупреждение банкротства туроператора. Это связано прежде всего с тем, что туристы в отличие от иных кредиторов (организации гостиничного бизнеса, транспортные организации и др.) не обладают для этого достаточными финансовыми ресурсами.

Тем не менее, у туристов есть свой интерес в недопущении возникновения состояния банкротства туроператора и, как следствие, интерес в том, чтобы не произошло введения в судебном порядке процедур банкротства (главным образом конкурсного производства) в отношении туроператора.
Автор соглашается с тем утверждением, что "потребители, как правило, не есть лишь пассивная сторона в сделках с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений. Главный эгоистический деловой интерес потребителей - приобретение товаров и услуг - реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами продукции (услуг, работ) на основе самостоятельного поиска контрагентов по принципу максимизации выгоды" <1> [1].
--------------------------------
<1> URL: http://otvet.mail.ru/question/58264640.

Потребительский интерес туриста формируется и реализуется потребительским поведением, которое является не только экономическим, но и социально-психологическим феноменом.
По мнению автора, потребительский интерес туриста направлен на:
1) своевременное получение качественных услуг по получению туристского продукта по приемлемой цене в соответствии с договором с туроператором;
2) возврат в полном объеме уплаченных денежных средств в случае неполучения указанных услуг в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств.
Из вышесказанного следует, что потребитель заинтересован в финансовой устойчивости туроператора, и возникает вопрос: каким образом турист может повлиять на предупреждение банкротства туроператора?
Проанализируем закрепленные в различных нормативных актах права туристов-потребителей, возникающие в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 гг." <2> [2] задачей государства является повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2163.

Действующее законодательство о туристской деятельности (ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <3>) [3, 4] наделяет следующими правами туристов, пострадавших от неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств:
--------------------------------
<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491; 2012. N 19. Ст. 2281.

- право на обеспечение экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
- право на возмещение в установленном законодательством порядке убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом. Применительно к данному пункту нужно обратить внимание на высказывание И.А. Мингеса, который отмечает, что право требования возмещения имущественного ущерба и морального вреда за нарушение личной безопасности может возникнуть лишь в случае наличия причинной связи между неправомерным действием (бездействием) - лишением жизни, повреждением здоровья и ограничением физической свободы - нарушением психического благополучия гражданина [4]. Таким образом, туристу для привлечения туроператора к гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие состава гражданского правонарушения.
Однако, если право на обеспечение экстренной помощи, в силу прямого государственного регулирования, турист реализовать может, реализация права на возмещение убытков в случае банкротства туроператора практически невозможна. Это, как уже было сказано, связано с тем, что в случае признания в судебном порядке туроператора несостоятельным (банкротом) требования кредиторов-потребителей туристского продукта подлежат удовлетворению в третью очередь после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. И, как часто бывает на практике, имущества обанкротившейся организации не всегда достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов.
Как было отмечено, отдельно взятый турист не может повлиять на предупреждение банкротства туроператора. В то же время объединение туристов обладает существенно большими возможностями в этой сфере.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативно урегулированный подход, который позволил бы туристам влиять на предупреждение банкротства туроператора.
Автор полагает, что по каждой туристской организации, которая не исполняет свои обязательства в отношении определенного числа потребителей туристских услуг, по инициативе Объединения потребителей России должен регистрироваться комитет кредиторов туроператора для наиболее тщательного целевого общественного контроля деятельности туроператора.
В связи с этим автор предлагает дополнить Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.05.2012) положениями, регулирующими создание и деятельность комитета кредиторов туроператора в качестве кредитора неплатежеспособного туроператора. В общих чертах это могут быть следующие положения.
Комитет кредиторов туроператора является некоммерческой организацией и создается в организационно-правовой форме публично-правовой компании. Речь идет о юридическом лице, осуществляющем публично-правовые функции, создаваемом на основании отдельных федеральных законов, административных актов и имеющем особый правовой статус [6].
Законодательное закрепление публично-правовой компании, как одной из организационно-правовых форм юридических лиц, основано на Федеральном законе от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <4> [7].
--------------------------------
<4> Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. N 19. Ст. 2304.

Число потребителей, в отношении которых туроператор не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, должно рассчитываться исходя из требований, изложенных в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ были внесены изменения в указанную статью 6, согласно которым для возбуждения дела о банкротстве в отношении должника - юридического лица требования кредиторов в совокупности должны составлять не менее трехсот тысяч рублей <5> [8].
--------------------------------
<5> Собрание законодательства РФ. 05.01.2015. N 1 (часть I). Ст. 35.

Автор полагает, что минимальный объем требований кредиторов-потребителей, являющийся основанием для создания комитета кредиторов туроператора, должен составлять 1/3 от требований, изложенных в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Минимальный размер требований кредиторов-потребителей к туроператору в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей.
Основанием для создания комитета кредиторов туроператора являются данные, полученные в результате проведенных проверок контролирующими органами государственной власти, заключение Ассоциации туроператоров России о деятельности туроператора, а также обращение территориальных отделений объединений туроператоров.
Для финансового обеспечения деятельности комитета кредиторов туроператора необходимо создание фонда, состоящего из взносов, которые вносятся от Ассоциации туроператоров России и их территориальных подразделений. Фонд - это объединение финансовых ресурсов, которые аккумулируются на специальном банковском счете комитетом кредиторов туроператора. Фонд должен формироваться исключительно денежными взносами.
Однако было бы несправедливо и неэффективно возлагать бремя формирования такого фонда лишь на Ассоциацию туроператоров России.
Ввиду конституционного закрепления права гражданина на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ <6>) [9] и государственного признания туристской деятельности в качестве одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <7>) [10] Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов также должны участвовать в формировании указанного фонда.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
<7> Российская газета. 03.12.1996. N 231.

Представляется, что порядок регистрации комитета кредиторов туроператора в организационно-правовой форме публично-правовой компании должен проходить в упрощенном порядке с целью скорейшего удовлетворения требований кредиторов-потребителей.
В целях экономии времени и финансовых ресурсов необходимо создание примерной формы устава комитета кредиторов туроператора, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
Комитет кредиторов туроператора должен формироваться из представителей потребителей - туристов, представителей Ассоциации туроператоров России и представителей уполномоченного органа государственной власти. Высшим органом управления комитета кредиторов является наблюдательный совет, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям комитета кредиторов туроператора в самых общих чертах можно отнести:
1) заключение от лица комитета кредиторов туроператора с туристами-потребителями договора об уступке требования (договора цессии) к туроператору;
2) аккумулирование задолженности каждого кредитора-потребителя в единый пул после перехода требования комитету кредиторов туроператора;
3) запрос у туроператора (его учредителей) информации, касающейся его финансового состояния;
4) разработка совместно с туроператором плана по финансовому оздоровлению туроператора;
5) утверждение совместно с туроператором графика погашения задолженности комитету кредиторов туроператора. На основании утвержденного графика погашения задолженности между комитетом кредиторов и туроператором заключается мировое соглашение. При недостижении соглашения о предмете и содержании мирового соглашения оно передается на рассмотрение и утверждение в суд. Решение суда об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению.
После погашения задолженности туроператором комитет кредиторов туроператора ликвидируется в силу закона, а оставшиеся денежные средства выплачиваются лицам, сформировавшим фонд, пропорционально их взносам.
Таким образом, наравне с предпринимательским интересом со стороны юридических лиц - кредиторов туроператора, в предупреждении банкротства туроператора существенно заинтересованы сами туристы, как потребители. Однако действующее российское законодательство не позволяет туристам активно участвовать в принятии мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности туроператора. Автор предлагает нормативно урегулировать указанные общественные отношения путем формирования публично-общественной организации (комитета кредиторов туроператора), обладающей рядом полномочий по работе с туристами и туроператором в целях предупреждения его банкротства.

Список литературы

1. Что такое потребительский бизнес? // Ответ@Mail.ru: http://otvet.mail.ru/question/58264640.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 гг." // Собрание законодательства РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2163.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
4. Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2281.
5. Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2000. 21 с.
6. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. 352 с.
7. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.
8. Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 1. Ст. 35.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
10. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Рос. газ. 1996. 3 дек. N 231.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Претензионно-исковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг (Шиловская А.Л., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Туротрасль: богач - бедняк (Забелина Н.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта