Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правовые коллизии в вопросе ввода в эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов (Копылов О.Б.)

Правовые коллизии в вопросе ввода в эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов (Копылов О.Б.)

Дата размещения статьи: 26.02.2016

Современное законодательство Российской Федерации претерпевает многочисленные изменения, что приводит к правовой неопределенности в реализации отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации.

В настоящее время является дискуссионным вопрос, связанный с применением нормативных правовых актов, регулирующих ввод в эксплуатацию подъемных платформ для инвалидов.
Одним из важных направлений государственной социальной политики является создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В соответствии с Федеральной комплексной программой "Социальная поддержка инвалидов" <1> Госгортехнадзор России Постановлением от 11 марта 2001 г. N 10 утвердил Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов. ПБ 10-403-01 (далее - Правила ПБ 10-403-01) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59 "О Федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 416.
<2> См.: Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов. ПБ 10-403-01, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11 марта 2001 г. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".

Правила ПБ 10-403-01 имеют отсылки к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <3>. Преамбула Закона N 116-ФЗ определяет, что данный Федеральный закон распространяется только на опасные производственные объекты. В связи с принятием Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <4> из категории опасных производственных исключены объекты, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (вне пределов метрополитена). Таким образом, платформы подъемные для инвалидов не относятся к категории опасных производственных объектов, следовательно, на них не распространяется Закон N 116-ФЗ.
--------------------------------
<3> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Разделы 9 - 12 Правил ПБ 10-403-01, регулирующие изготовление, монтаж, регистрацию, приемку, ввод, техническое освидетельствование, а также эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов, составлены с учетом требований соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-06-92, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11 февраля 1992 г. N 1, которые утратили силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 10 августа 2006 г. N 760 <5>. Таким образом, положения разделов 9 - 12 Правил ПБ 10-403-01 основаны на нормах права, утративших силу.
--------------------------------
<5> См.: Приказ Ростехнадзора от 10 августа 2006 г. N 760 "О признании утратившими силу нормативных документов в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако Приказом Ростехнадзора от 13 января 2015 г. N 5 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2014" <6> установлен перечень нормативных правовых актов и документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены в том числе Правила ПБ 10-403-01.
--------------------------------
<6> См.: Приказ Ростехнадзора от 13 января 2015 г. N 5 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2014" // СПС "КонсультантПлюс".

Из анализа введения раздела I Приказа Ростехнадзора N 5 следует, что к компетенции Ростехнадзора отнесены в числе прочего строительный надзор и правоотношения, возникающие из Правил ПБ 10-403-01.
Пунктом 2 вышеуказанного Приказа установлено руководствоваться утвержденным Перечнем в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Работники Ростехнадзора при исполнении ими должностных обязанностей в пределах предоставленных им полномочий могут использовать другие действующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные технические документы в области промышленной безопасности в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам. Следовательно, исходя из анализа Приказа Ростехнадзора Правила ПБ 10-403-01, несмотря на то что они основаны на неактуальных нормах права, являются действующим нормативным правовым актом и применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <7> настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "КонсультантПлюс".

Пунктом 2 ст. 4 Закона N 184-ФЗ установлено, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы применения Закона N 184-ФЗ (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей вышеуказанному Закону.
В соответствии с пунктом 3 ст. 4 Закона N 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение (в соответствии с пунктом 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ) составляют обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные Госстандартом России, Госстроем России и другими федеральными органами исполнительной власти, которые сохраняют свою обязательность до вступления в силу соответствующих технических регламентов, но только в части, соответствующей целям в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Пунктом 3.1 Правил ПБ 10-403-01 определено, что Правила содержат требования, соблюдение которых обеспечивает безопасность пользователей, людей, находящихся вне платформ подъемных, а для обслуживающего персонала исключает риск возникновения несчастных случаев при работе платформ подъемных и в аварийных ситуациях.
Из анализа пункта 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ и пункта 3.1 Правил ПБ 10-403-01 следует, что Правила ПБ 10-403-01 содержат обязательные (императивные) требования, так как приняты с целью защиты жизни или здоровья граждан. Кроме того, согласно пункту 7 ст. 46 Закона N 184-ФЗ все обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не были приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Следовательно, Правила ПБ 10-403-01 утрачивают силу с даты вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Статья 32 Договора от 29 мая 2014 г. "О Евразийском экономическом союзе" <8> закрепляет, что таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. При этом статьей 1 вышеуказанного Договора от 27 ноября 2009 г. принят Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) <9>.
--------------------------------
<8> См.: Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Статьей 3 ТК ТС установлено, что таможенное законодательство Таможенного союза состоит в том числе из решений Комиссии Таможенного союза.
Частью 4 ст. 15 Конституции РФ <10> определено: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора. На основании пункта 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 утверждены Технический регламент ТР ТС 010/2011 (далее - Технический регламент) и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" <11>. При этом пунктом 4 ст. 1 Технического регламента установлено, что технический регламент не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями.
--------------------------------
<10> См.: Конституция РФ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<11> См.: решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования") // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, из вышеуказанного пункта следует, что Технический регламент не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Однако необходимо отметить: в связи с отсутствием четкой формулировки "оборудование, предназначенное для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями", указанной в пункте 4 ст. 1 Технического регламента, существует позиция, в том числе в государственных органах (Ростехнадзор), о распространении Технического регламента на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями. Данная позиция заключается в том, что вышеуказанную формулировку необходимо "рассматривать с учетом того, что эксплуатацию платформ осуществляют не только лица с ограниченными возможностями, но и лица по обслуживанию платформ подъемных (операторы) и лица, оказывающие помощь пользователю (лицу, на перемещение которого рассчитана платформа подъемная) при перемещении на платформу и с платформы, а также при управлении ею (сопровождающие)" <12>.
--------------------------------
<12> См.: письмо Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 5 августа 2015 г. N 09-1-27/26857.

На основании вышеизложенной позиции, а также пункта 7 ст. 46 Закона N 184-ФЗ полагаем, что Правила ПБ 10-403-01 должны были утратить силу в связи с принятием Технического регламента. Однако до настоящего времени соответствующие нормативные правовые акты не приняты, напротив, Ростехнадзор своим Приказом от 13 января 2015 г. N 5 указывает, что Правила ПБ 10-403-01 являются действующими и применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Следовательно, данная позиция приводит к правовой коллизии и отсутствию законодательного регулирования правоотношений.
Нельзя согласиться с позицией о распространении Технического регламента на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями, а также с вышеуказанной трактовкой, поскольку она не основана на нормах права; более того, изложение нормы права вышеуказанным образом приводит к полному исключению ее из правоприменения, так как третьи лица (лица, обслуживающие платформы подъемные (операторы), а также лица, оказывающие помощь инвалидам (сопровождающие)) всегда оказывают услуги и помощь лицам с ограниченными физическими возможностями при использовании ими платформ подъемных, а именно: техническое обслуживание, управление и т.д. Полагаем, ключевым значением является сам факт пользования лицами с ограниченными физическими возможностями подъемными платформами.
Считаем необходимым отметить, что слово "эксплуатация" (от франц. "exploitation") означает "использование", т.е. пункт 4 ст. 1 Технического регламента должен быть изложен в следующей редакции: "Технический регламент не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для использования лицами с ограниченными физическими возможностями".
Таким образом, вышеуказанная позиция о распространении Технического регламента на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями, является необоснованной и противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Полагаем необходимым отметить, что Технический регламент также содержит неопределенность в правовом регулировании сертификации лифтов, подъемных платформ и эскалаторов, необходимой для ввода их в эксплуатацию. Пункт 3 ст. 8 Технического регламента предусматривает сертификацию лифтов, подъемных платформ, эскалаторов аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Однако в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Евразийской экономической комиссии <13>, до настоящего времени не существует органа по сертификации, занимающегося сертификацией лифтов, подъемных платформ, эскалаторов, следовательно, невозможно исполнить императивные требования законодательства по сертификации.
--------------------------------
<13> URL: http://eec.eaeuNioN.org/ru/docs/Pages/Norma-data.aspx?IDCL=a1fa8e66-78ef-43a4-a5eb-23717854be16&hide=1 (дата обращения: 15.12.2015).

Можно сделать вывод, что до настоящего времени положения, закрепленные решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, невозможно реализовать в силу наличия противоречий с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также из-за отсутствия механизмов реализации вышеуказанного решения Комиссии Таможенного союза. Кроме того, пунктом 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), который содержит ГОСТ Р 55642-2013, ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000), ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000), регулирующие правоотношения в сфере платформ подъемных для инвалидов. Однако в силу пункта 4 ст. 1 Технического регламента данный Перечень стандартов не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями, а следовательно, не может содержать нормы права, регулирующие данные правоотношения.
При этом в соответствии с международными договорами, действующими в рамках Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза как регулирующего органа Таможенного союза подлежат обязательному и непосредственному применению на территориях государств - членов Таможенного союза. Решения Комиссии Таможенного союза, формируя таможенное законодательство Таможенного союза и являясь обязательными для исполнения нормативными правовыми актами, не могут в принципе содержать неясные, двусмысленные формулировки, а также формулировки декларативного или информационного характера. Статья 3 ТК ТС не содержит нормы о включении в решения Комиссии Таможенного союза положений, не имеющих обязательного для сторон характера <14>. Следовательно, пункт 4 ст. 1 Технического регламента носит императивный характер и не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для использования лицами с ограниченными физическими возможностями.
--------------------------------
<14> См.: решение Суда Евразийского экономического сообщества от 5 сентября 2012 г. "О признании не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункта 1 решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335" // СПС "КонсультантПлюс".

Как указывалось выше, Правила ПБ 10-403-01 по тексту содержат ссылки на нормативные правовые акты, которые утратили силу, следовательно, содержат сомнительные положения, разъяснения которых отдельными органами не носят конструктивного характера, а сводятся к указанию лишь на то, что Правила ПБ 10-403-01 применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, без учета факта принятия и действия Технического регламента. При этом остается неясным, в какой именно части и какие именно пункты Правил ПБ 10-403-01 применяются.
По итогам проведенного исследования считаем необходимым Правила ПБ 10-403-01 признать утратившими силу и издать новый технический регламент, регулирующий правоотношения по вводу в эксплуатацию платформ подъемных для лиц с ограниченными физическими возможностями, с учетом ранее принятых и действующих нормативных правовых актов, а также определить орган по сертификации, осуществляющий сертификацию лифтов, подъемных платформ, эскалаторов.

Библиография

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Конституция РФ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
  3. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59 "О Федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 416.
  7. Письмо Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 5 августа 2015 г. N 09-1-27/26857.
  8. Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов. ПБ 10-403-01, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11 марта 2001 г. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".
  9. Приказ Ростехнадзора от 10 августа 2006 г. N 760 "О признании утратившими силу нормативных документов в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Приказ Ростехнадзора от 13 января 2015 г. N 5 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2014" // СПС "КонсультантПлюс".
  11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования") // СПС "КонсультантПлюс".
  12. Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 5 сентября 2012 г. "О признании не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335" // СПС "КонсультантПлюс".
  13. Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.