Дата размещения статьи: 26.02.2016
Современное законодательство Российской Федерации претерпевает многочисленные изменения, что приводит к правовой неопределенности в реализации отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации.
В настоящее время является дискуссионным вопрос, связанный с применением нормативных правовых актов, регулирующих ввод в эксплуатацию подъемных платформ для инвалидов.
Одним из важных направлений государственной социальной политики является создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В соответствии с Федеральной комплексной программой "Социальная поддержка инвалидов" <1> Госгортехнадзор России Постановлением от 11 марта 2001 г. N 10 утвердил Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов. ПБ 10-403-01 (далее - Правила ПБ 10-403-01) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 59 "О Федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 416.
<2> См.: Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов. ПБ 10-403-01, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11 марта 2001 г. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".
Правила ПБ 10-403-01 имеют отсылки к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <3>. Преамбула Закона N 116-ФЗ определяет, что данный Федеральный закон распространяется только на опасные производственные объекты. В связи с принятием Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <4> из категории опасных производственных исключены объекты, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (вне пределов метрополитена). Таким образом, платформы подъемные для инвалидов не относятся к категории опасных производственных объектов, следовательно, на них не распространяется Закон N 116-ФЗ.
--------------------------------
<3> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Разделы 9 - 12 Правил ПБ 10-403-01, регулирующие изготовление, монтаж, регистрацию, приемку, ввод, техническое освидетельствование, а также эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов, составлены с учетом требований соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-06-92, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11 февраля 1992 г. N 1, которые утратили силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 10 августа 2006 г. N 760 <5>. Таким образом, положения разделов 9 - 12 Правил ПБ 10-403-01 основаны на нормах права, утративших силу.
--------------------------------
<5> См.: Приказ Ростехнадзора от 10 августа 2006 г. N 760 "О признании утратившими силу нормативных документов в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СПС "КонсультантПлюс".
Однако Приказом Ростехнадзора от 13 января 2015 г. N 5 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2014" <6> установлен перечень нормативных правовых актов и документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в который включены в том числе Правила ПБ 10-403-01.
--------------------------------
<6> См.: Приказ Ростехнадзора от 13 января 2015 г. N 5 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2014" // СПС "КонсультантПлюс".
Из анализа введения раздела I Приказа Ростехнадзора N 5 следует, что к компетенции Ростехнадзора отнесены в числе прочего строительный надзор и правоотношения, возникающие из Правил ПБ 10-403-01.
Пунктом 2 вышеуказанного Приказа установлено руководствоваться утвержденным Перечнем в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Работники Ростехнадзора при исполнении ими должностных обязанностей в пределах предоставленных им полномочий могут использовать другие действующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные технические документы в области промышленной безопасности в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам. Следовательно, исходя из анализа Приказа Ростехнадзора Правила ПБ 10-403-01, несмотря на то что они основаны на неактуальных нормах права, являются действующим нормативным правовым актом и применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <7> настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "КонсультантПлюс".
Пунктом 2 ст. 4 Закона N 184-ФЗ установлено, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы применения Закона N 184-ФЗ (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей вышеуказанному Закону.
В соответствии с пунктом 3 ст. 4 Закона N 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение (в соответствии с пунктом 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ) составляют обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные Госстандартом России, Госстроем России и другими федеральными органами исполнительной власти, которые сохраняют свою обязательность до вступления в силу соответствующих технических регламентов, но только в части, соответствующей целям в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Пунктом 3.1 Правил ПБ 10-403-01 определено, что Правила содержат требования, соблюдение которых обеспечивает безопасность пользователей, людей, находящихся вне платформ подъемных, а для обслуживающего персонала исключает риск возникновения несчастных случаев при работе платформ подъемных и в аварийных ситуациях.
Из анализа пункта 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ и пункта 3.1 Правил ПБ 10-403-01 следует, что Правила ПБ 10-403-01 содержат обязательные (императивные) требования, так как приняты с целью защиты жизни или здоровья граждан. Кроме того, согласно пункту 7 ст. 46 Закона N 184-ФЗ все обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не были приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Следовательно, Правила ПБ 10-403-01 утрачивают силу с даты вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Статья 32 Договора от 29 мая 2014 г. "О Евразийском экономическом союзе" <8> закрепляет, что таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. При этом статьей 1 вышеуказанного Договора от 27 ноября 2009 г. принят Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) <9>.
--------------------------------
<8> См.: Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
Статьей 3 ТК ТС установлено, что таможенное законодательство Таможенного союза состоит в том числе из решений Комиссии Таможенного союза.
Частью 4 ст. 15 Конституции РФ <10> определено: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора. На основании пункта 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 утверждены Технический регламент ТР ТС 010/2011 (далее - Технический регламент) и Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" <11>. При этом пунктом 4 ст. 1 Технического регламента установлено, что технический регламент не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями.
--------------------------------
<10> См.: Конституция РФ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
<11> См.: решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования") // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, из вышеуказанного пункта следует, что Технический регламент не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Однако необходимо отметить: в связи с отсутствием четкой формулировки "оборудование, предназначенное для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями", указанной в пункте 4 ст. 1 Технического регламента, существует позиция, в том числе в государственных органах (Ростехнадзор), о распространении Технического регламента на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями. Данная позиция заключается в том, что вышеуказанную формулировку необходимо "рассматривать с учетом того, что эксплуатацию платформ осуществляют не только лица с ограниченными возможностями, но и лица по обслуживанию платформ подъемных (операторы) и лица, оказывающие помощь пользователю (лицу, на перемещение которого рассчитана платформа подъемная) при перемещении на платформу и с платформы, а также при управлении ею (сопровождающие)" <12>.
--------------------------------
<12> См.: письмо Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 5 августа 2015 г. N 09-1-27/26857.
На основании вышеизложенной позиции, а также пункта 7 ст. 46 Закона N 184-ФЗ полагаем, что Правила ПБ 10-403-01 должны были утратить силу в связи с принятием Технического регламента. Однако до настоящего времени соответствующие нормативные правовые акты не приняты, напротив, Ростехнадзор своим Приказом от 13 января 2015 г. N 5 указывает, что Правила ПБ 10-403-01 являются действующими и применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Следовательно, данная позиция приводит к правовой коллизии и отсутствию законодательного регулирования правоотношений.
Нельзя согласиться с позицией о распространении Технического регламента на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями, а также с вышеуказанной трактовкой, поскольку она не основана на нормах права; более того, изложение нормы права вышеуказанным образом приводит к полному исключению ее из правоприменения, так как третьи лица (лица, обслуживающие платформы подъемные (операторы), а также лица, оказывающие помощь инвалидам (сопровождающие)) всегда оказывают услуги и помощь лицам с ограниченными физическими возможностями при использовании ими платформ подъемных, а именно: техническое обслуживание, управление и т.д. Полагаем, ключевым значением является сам факт пользования лицами с ограниченными физическими возможностями подъемными платформами.
Считаем необходимым отметить, что слово "эксплуатация" (от франц. "exploitation") означает "использование", т.е. пункт 4 ст. 1 Технического регламента должен быть изложен в следующей редакции: "Технический регламент не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для использования лицами с ограниченными физическими возможностями".
Таким образом, вышеуказанная позиция о распространении Технического регламента на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями, является необоснованной и противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Полагаем необходимым отметить, что Технический регламент также содержит неопределенность в правовом регулировании сертификации лифтов, подъемных платформ и эскалаторов, необходимой для ввода их в эксплуатацию. Пункт 3 ст. 8 Технического регламента предусматривает сертификацию лифтов, подъемных платформ, эскалаторов аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Однако в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Евразийской экономической комиссии <13>, до настоящего времени не существует органа по сертификации, занимающегося сертификацией лифтов, подъемных платформ, эскалаторов, следовательно, невозможно исполнить императивные требования законодательства по сертификации.
--------------------------------
<13> URL: http://eec.eaeuNioN.org/ru/docs/Pages/Norma-data.aspx?IDCL=a1fa8e66-78ef-43a4-a5eb-23717854be16&hide=1 (дата обращения: 15.12.2015).
Можно сделать вывод, что до настоящего времени положения, закрепленные решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, невозможно реализовать в силу наличия противоречий с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также из-за отсутствия механизмов реализации вышеуказанного решения Комиссии Таможенного союза. Кроме того, пунктом 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), который содержит ГОСТ Р 55642-2013, ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000), ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000), регулирующие правоотношения в сфере платформ подъемных для инвалидов. Однако в силу пункта 4 ст. 1 Технического регламента данный Перечень стандартов не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями, а следовательно, не может содержать нормы права, регулирующие данные правоотношения.
При этом в соответствии с международными договорами, действующими в рамках Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза как регулирующего органа Таможенного союза подлежат обязательному и непосредственному применению на территориях государств - членов Таможенного союза. Решения Комиссии Таможенного союза, формируя таможенное законодательство Таможенного союза и являясь обязательными для исполнения нормативными правовыми актами, не могут в принципе содержать неясные, двусмысленные формулировки, а также формулировки декларативного или информационного характера. Статья 3 ТК ТС не содержит нормы о включении в решения Комиссии Таможенного союза положений, не имеющих обязательного для сторон характера <14>. Следовательно, пункт 4 ст. 1 Технического регламента носит императивный характер и не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для использования лицами с ограниченными физическими возможностями.
--------------------------------
<14> См.: решение Суда Евразийского экономического сообщества от 5 сентября 2012 г. "О признании не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, пункта 1 решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335" // СПС "КонсультантПлюс".
Как указывалось выше, Правила ПБ 10-403-01 по тексту содержат ссылки на нормативные правовые акты, которые утратили силу, следовательно, содержат сомнительные положения, разъяснения которых отдельными органами не носят конструктивного характера, а сводятся к указанию лишь на то, что Правила ПБ 10-403-01 применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, без учета факта принятия и действия Технического регламента. При этом остается неясным, в какой именно части и какие именно пункты Правил ПБ 10-403-01 применяются.
По итогам проведенного исследования считаем необходимым Правила ПБ 10-403-01 признать утратившими силу и издать новый технический регламент, регулирующий правоотношения по вводу в эксплуатацию платформ подъемных для лиц с ограниченными физическими возможностями, с учетом ранее принятых и действующих нормативных правовых актов, а также определить орган по сертификации, осуществляющий сертификацию лифтов, подъемных платформ, эскалаторов.
Библиография
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация