Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > Гражданско-правовое регулирование корпоративных отношений по предоставлению информации в деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью: теоретический и практический аспекты (Настин П.С.)

Гражданско-правовое регулирование корпоративных отношений по предоставлению информации в деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью: теоретический и практический аспекты (Настин П.С.)

Дата размещения статьи: 09.03.2016

Согласно действующему законодательству хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в рамках соответствующих организационно-правовых форм. В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Деятельность хозяйственного общества в рамках определенной организационно-правовой формы оказывает влияние на специфику законодательного регулирования корпоративных отношений, связанных с предоставлением информации.

Так, в частности, выпустив акции, такое хозяйственное общество оказывается участником рынка ценных бумаг в качестве эмитента таких акций. В результате чего деятельность корпорации приобретает специфику, определяемую ее участием на рынке ценных бумаг.
Следует отметить, что в законодательстве об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью имеются положения, которые носят универсальный (общий) характер и не связаны непосредственно с той или иной организационно-правовой формой хозяйственного общества. В частности, любое хозяйственное общество обязано обеспечить доступ своим участникам к имеющимся у такого общества судебным актам по спорам, связанным с созданием хозяйственного общества, управлением им или участием в нем, в том числе обеспечить доступ к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и обеспечить доступ к определениям о принятии искового заявления или заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска <1>. Правоотношения по обеспечению доступа корпорацией своим участникам к судебным актам реализуются без каких-либо особенностей относительно организационно-правовой формы корпорации.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (п. 3 ст. 50) // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.06.2015) (п. 3 ст. 91) // СПС "КонсультантПлюс".

Среди корпоративных информационных правоотношений, имеющих специфику в зависимости от определенной организационно-правовой формы хозяйственного общества, практический и теоретический интерес представляет, в частности, правоотношение по информированию участником корпорации об изменении сведений о своем имени (наименовании) и месте жительства (месте нахождения).
Каждый участник общества с ограниченной ответственностью обязан информировать своевременно корпоративную организацию об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества <2>. При этом обязанность акционера по информированию об изменении своих данных должна осуществляться не в отношении акционерного общества, а в отношении держателя реестра акционеров такого акционерного общества <3>. Процедура по предоставлению акционером информации реестродержателю (объем предоставляемой информации, порядок ее предоставления) строго регламентирована <4>.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (п. 3 ст. 31.1) // СПС "КонсультантПлюс".
<3> См.: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.06.2015) (п. 5 ст. 44) // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" (ред. от 20.04.1998) (п. 7.2) // СПС "КонсультантПлюс".

Указанные отличия в реализации корпоративной информационной обязанности по предоставлению информации об изменении сведений об имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения участника, как представляется, непосредственно связаны с особым правовым режимом существования и оборота такого особого объекта гражданских правоотношений, как ценные бумаги. Акции в отличие от долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, как правило, являются предметом активного оборота на рынке с привлечением большого количества участников и совершения значительного числа операций с такими акциями. В связи с чем законодатель для обеспечения стабильности гражданского оборота с учетом мирового опыта и требований рынка обязывает акционерные общества передать учет прав на акции независимому лицу с соблюдением установленных требований к порядку учета прав на такие акции. В отношении же обществ с ограниченной ответственностью законодатель, напротив, посчитал достаточным ведение учета долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в форме списка участников данного общества. Такой список участников общества с ограниченной ответственностью ведется им самостоятельно. В списке указываются сведения о каждом участнике такой корпоративной организации, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также указываются сведения о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом <5>. Передача долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в ряде случаев сопровождается совершением соответствующих нотариальных действий <6>, а также фиксируется в Едином государственном реестре юридических лиц, что, думается, выступает дополнительным "залогом" законности совершаемой сделки и достоверности информации, содержащейся в соответствующем списке участников общества с ограниченной ответственностью.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (глава III.1) // СПС "КонсультантПлюс".
<6> См.: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (ст. 21) // СПС "КонсультантПлюс".

Операции же с акциями акционерных обществ более формализованы. Прежде всего действующее законодательство выделяет такую группу действий, как "деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг", которая понимается как сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из такого реестра владельцев ценных бумаг. Реестром владельцев ценных бумаг, в свою очередь, является формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с действующим законодательством <7>.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 13.07.2015) (ст. 8) // СПС "КонсультантПлюс".

Деятельность по ведению реестра акционеров осуществляется реестродержателем на основании договора с корпорацией - эмитентом соответствующих акций <8>.
--------------------------------
<8> См.: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.06.2015) (п. 4 ст. 44) // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 13.07.2015) (ст. 8) // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" (ред. от 20.04.1998) (раздел 2) // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ ФСФР России от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг" (ред. от 24.04.2012) (п. 5.4) // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг" (ред. от 24.04.2012) (п. 1.1) // СПС "КонсультантПлюс".

Для реализации прав и обязанностей в рамках корпоративных правоотношений, складывающихся в деятельности обществ с ограниченной ответственностью, особое значение имеет ведение списка участников такого общества. В частности, если сведения о лице, обратившемся за предоставлением информации о деятельности корпорации, имеются в списке участников общества с ограниченной ответственностью, то по общему правилу такое общество не вправе требовать от обратившегося лица подтверждения его статуса участника общества <9>. Также данные указанного списка используются при созыве внеочередного общего собрания участников корпоративной организации лицами, требующими проведения такого собрания <10>; уведомление о проведении общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, а также информация и материалы, подлежащие предоставлению участникам при подготовке такого общего собрания, направляются по адресу, указанному в списке участников общества с ограниченной ответственностью <11>.
--------------------------------
<9> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (п. 13) // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (ст. 35) // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (ст. 36) // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно действующему Закону об обществах с ограниченной ответственностью в списке участников такого общества указываются сведения о каждом участнике корпоративной организации (его имя или наименование, место жительства или место нахождения), размере его доли в уставном капитале такой организации и сведения о ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих самому обществу, датах перехода долей к такому обществу или их приобретения обществом <12>. При этом следует подчеркнуть, что согласно действующему законодательству в Российской Федерации ведется государственный реестр, включающий в себя сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы - Единый государственный реестр юридических лиц. В указанном реестре, в частности, содержатся сведения об учредителях (участниках) общества с ограниченной ответственностью, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале такого общества, принадлежащих самому обществу и его участникам, сведения о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования <13>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (ст. 31.1) // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 13.07.2015) (подп. "д" п. 1 ст. 5) // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с этим можно прийти к выводу о том, что информационное наполнение Единого государственного реестра юридических лиц гораздо "богаче", нежели содержание списка участников общества с ограниченной ответственностью. По своему содержанию данные Единого государственного реестра юридических лиц более близки к содержанию реестра акционеров, в котором, в частности, содержатся записи о лицах, которым открыты лицевые счета (о зарегистрированных лицах), записи о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записи об обременении ценных бумаг <14>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 13.07.2015) (ст. 8) // СПС "КонсультантПлюс".

Кроме того, достоверность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, обеспечивается необходимостью строгого соблюдения процедуры представления информации и документов в данный реестр. В частности, представление документов и информации сопровождается представлением заявления по установленной форме, в котором заявитель подтверждает, что совершаемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства. Подпись на таком заявлении удостоверяется нотариально. Как правило, к такому заявлению прилагаются документы, опосредующие те или иные изменения сведений. Достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, обеспечивается также установлением административной и уголовной ответственности за представление документов, содержащих заведомо ложные данные, а также за внесение в указанный реестр заведомо ложной информации. Напротив, достоверность информации списка участников общества с ограниченной ответственностью обеспечивается указанием в действующем законодательстве на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа корпоративной организации, должно обеспечить соответствие сведений об участниках такой корпоративной организации и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих самому обществу, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале корпоративной организации, о которых стало известно обществу. Обязанность по обеспечению соответствия информации списка участников и информации Единого государственного реестра юридических лиц может быть возложена уставом корпорации на иной орган. Достоверность указанного списка также обеспечивается возложением на участников общества с ограниченной ответственностью обязанности информировать такое общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих участникам долях в уставном капитале общества. В случае же расхождения информации, содержащейся в списке участников корпоративной организации и Едином государственном реестре юридических лиц, приоритет отдается сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц <15>.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (ст. 31.1) // СПС "КонсультантПлюс".

Как представляется, информация, содержащаяся в Едином государственном реестре юридических лиц, обладает большей степенью достоверности, нежели содержащаяся в списке участников общества с ограниченной ответственностью. Особое доверие к сведениям Единого государственного реестра юридических лиц со стороны законодателя также можно отметить в закреплении действующим законодательством момента перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Так, в случаях, когда переход доли либо части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не сопровождается нотариальным удостоверением такого перехода, такая доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц <16>. То есть в данном случае установлена процедура, аналогичная процедуре перехода права на акции.
--------------------------------
<16> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (п. 12 ст. 21) // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с изложенным думается, что на законодательном уровне осуществлена попытка применить положения о ведении реестра акционеров в отношении обществ с ограниченной ответственностью. При этом в степени обязанности по ведению возложены на регистрирующий орган. Данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, ведение которого осуществляет регистрирующий орган, обладают степенью полноты и достоверности, а список участников общества с ограниченной ответственностью, по сути, выполняет формальную функцию и носит дублирующий характер. Кроме того, действующий Закон об обществах с ограниченной ответственностью указывает, что список участников ведется обществом, что, думается, косвенно свидетельствует о том, что ведение соответствующего списка не может быть поручено обществом иному лицу, что не представляется оправданным.
Реализация соответствующих корпоративных прав и обязанностей в условиях существования двух различных списков, как представляется, может быть затруднена. Думается, логичным в данном случае шагом будет пойти до конца в имплементации положений о ведении реестра акционеров в сферу деятельности обществ с ограниченной ответственностью, а именно в сферу ведения списка участников. В связи с чем предлагается:
- ведение списка участников общества с ограниченной ответственностью следует передать профессиональным лицам;
- снять обязанность по учету информации об участниках обществ с ограниченной ответственностью с регистрирующих органов;
- ввести порядок изменения сведений об участниках, а также перехода прав на долю (часть доли) в уставном капитале, аналогичный существующему в сфере деятельности акционерных обществ, то есть при обращении к реестродержателю.
Также следует упомянуть о различии в законодательном регулировании корпоративных отношений, связанных с предоставлением информации аффилированными лицами корпорации.
Так, в Законе об акционерных обществах и в Законе об обществах с ограниченной ответственностью определен тот орган корпорации, до сведения которого должна быть доведена информация о заинтересованности в сделке. Однако в каждом из этих законов указаны различные органы. Согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью, информация о заинтересованности должна быть доведена до сведения общего собрания участников такого общества <17>. В соответствии с Законом об акционерных обществах такая информация должна быть доведена до сведения трех различных органов управления и контроля корпорации, а именно:
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (п. 2 ст. 45) // СПС "КонсультантПлюс".

- совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- ревизионной комиссии (ревизора) общества и
- аудитора общества <18>.
--------------------------------
<18> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.06.2015) (ст. 82) // СПС "КонсультантПлюс".

Представляется, что положения Закона об акционерных обществах являются более удачными.
Во-первых, в Законе об акционерных обществах четко указаны органы корпорации, адрес места нахождения которых и их персональный состав может определить любой акционер. В отличие от указанных норм Закона об акционерных обществах, аналогичные нормы Закона об обществах с ограниченной ответственностью в качестве органа, до сведения которого должна быть доведена информация о заинтересованности в сделке, указывают общее собрание участников, у которого нет определенного места нахождения, а установление почтовых адресов каждого из участников такого общества может оказаться неуспешным ввиду защиты информации о персональных данных.
Во-вторых, направление информации одновременно нескольким органам, среди которых есть и органы управления, и органы контроля, должно обеспечить надежную защиту прав и интересов акционеров. В связи с чем думается, что оптимальным вариантом в данном случае было бы установление обязанности по направлению соответствующей информации по адресу места нахождения соответствующего хозяйственного общества. При этом в обязанности такого общества необходимо включить рассылку такой информации соответствующим органам управления и контроля общества, а также всем его участникам при подготовке к проведению соответствующего собрания с вопросом повестки дня об одобрении определенной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
Следующее несоответствие в нормах Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью касается объема предоставляемой информации. Так, согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью обязанные лица должны сообщать о юридических лицах, в которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев). Закон же об акционерных обществах говорит уже о владении двадцатью и более процентами голосующих акций (долей, паев), то есть владение привилегированными неголосующими акциями не учитывается. Представляется, что именно владение голосующими акциями соответствующего юридического лица является значимым для решения вопроса о возможности заключения сделки с заинтересованностью, поскольку именно голосующие акции предоставляют право определять решения соответствующего юридического лица, которое является, например, контрагентом или конкурентом корпорации. В связи с чем думается, что необходимо унифицировать нормы Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью, указав на необходимость представлять информацию о владении двадцатью и более процентами исключительно голосующих акций (долей, паев).
Следует также сказать, что Закон об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает обязанность аффилированных лиц общества с ограниченной ответственностью уведомлять корпорацию о приобретении доли или части доли, которые с учетом принадлежащих указанным лицам долей в уставном капитале такой корпоративной организации предоставляют право распоряжаться более чем двадцатью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества. Такое уведомление должно быть сделано в письменной форме не позднее чем в течение десяти дней с даты приобретения указанных доли или части доли <19>. При этом аналогичная обязанность содержится и в Законе об акционерных обществах. Однако Закон об акционерных обществах содержит обязанность уведомлять корпорацию о принадлежащих аффилированным лицам такого акционерного общества акциях общества в любом случае, а не только при приобретении двадцати и более процентов голосующих акций общества <20>. Отличием является также то, что на акционерное общество возлагается обязанность вести учет его аффилированных лиц. Закон об обществах с ограниченной ответственностью прямо обязанность ведения списка аффилированных лиц на корпоративную организацию не возлагает. Такая обязанность косвенно вытекает из положения о документах, которые общество с ограниченной ответственностью обязано хранить. Среди таких документов указаны и списки аффилированных лиц. Как представляется, различные подходы в регулировании отношений в указанной области со стороны Закона об обществах с ограниченной ответственностью и Закона об акционерных обществах не оправданы, и данные положения требуют унификации.
--------------------------------
<19> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (п. 6.1 ст. 45) // СПС "КонсультантПлюс".
<20> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.06.2015) (ст. 93) // СПС "КонсультантПлюс".

Думается, что для устранения правовой неопределенности и различий в правовом регулировании необходимо дополнить статью 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью пунктом 6.2 следующего содержания: "6.2. Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации". Также представляется, что обязанность о письменном уведомлении общества с ограниченной ответственностью о принадлежащих им долях в уставном капитале должна быть установлена в отношении всех аффилированных лиц такого общества, а не только в отношении тех, кто получил право распоряжаться более чем двадцатью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества.
В качестве одного из примеров неоправданного различия в условиях регулирования корпоративных отношений в деятельности хозяйственных обществ можно назвать нормы Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью, касающиеся места хранения документов общества. Решение указанного вопроса непосредственно влияет на осуществление участниками корпорации своих корпоративных прав. Так, согласно положениям Закона об акционерных обществах общество хранит документы, предусмотренные указанным Законом, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России <21>. В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью общество хранит документы, предусмотренные таким Законом, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества <22>.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.06.2015) (п. 2 ст. 89) // СПС "КонсультантПлюс".
<22> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.06.2015) (п. 3 ст. 50) // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, думается, что положения Закона об обществах с ограниченной ответственностью предоставляют участникам такой корпоративной организации больше свободы в выборе места хранения документов корпорации. Представляется, что соответствующая норма Закона об акционерных обществах также должна предоставить возможность хранить документы, предусмотренные таким Законом, не только по месту нахождения его единоличного исполнительного органа, но и в ином месте, известном и доступном акционерам общества. При этом, в случае если соответствующие документы хранятся в ином месте, известном и доступном участникам хозяйственного общества, указание на адрес такого места должно содержаться в учредительном документе такого общества.
Обоснованным представляется предложение Е.А. Суханова о разработке и применении в рамках действующего законодательства единого закона о хозяйственных обществах вместо существующих Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью <23>. Аналогичной позиции придерживается также О.А. Макарова <24>, которая справедливо указывает на то, что "в унифицированном Законе о хозяйственных (коммерческих) обществах могут содержаться общие положения, одинаковые для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, а также положения, учитывающие особенности каждого из видов хозяйственных обществ" <25>. Успешные примеры подобного регулирования есть в зарубежном законодательстве. Так, с 1 января 1993 года в Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах", в котором содержатся общие положения по регулированию отношений, возникающих при создании, деятельности и прекращении как акционерных обществ, так и обществ с ограниченной ответственностью, а также отдельные главы посвящены непосредственно акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью <26>. Единый закон о хозяйственных обществах действует также на Украине <27>. С 1 января 1997 года единый Закон о хозяйственных товариществах и обществах действует в Кыргызской Республике <28>. За принятие единого Закона о хозяйственных обществах высказываются также авторы проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах и Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, справедливо указывая, что "на нынешнем этапе совершенствования норм гражданского права о хозяйственных обществах целесообразно принятие единого закона о хозяйственных обществах. В пользу такого подхода говорит наличие множества общих норм, которые с незначительными изъятиями можно применить ко всем видам хозяйственных обществ" <29>.
--------------------------------
<23> См.: Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 5 - 12; Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. С. 65.
<24> См.: Макарова О.А. Пути совершенствования российского корпоративного законодательства // Российская юстиция. 2010. N 3. С. 4 - 6; Макарова О.А. Перспективы развития российского корпоративного законодательства // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 года, г. Москва) / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, юридический факультет им. М.М. Сперанского; Юстицинформ, 2015. 214 с.; СПС "КонсультантПлюс".
<25> Макарова О.А. Пути совершенствования российского корпоративного законодательства // Российская юстиция. 2010. N 3. С. 5.
<26> См.: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (ред. от 05.01.2015) // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1966.
<27> См.: Закон Украины от 19.09.1991 N 1576-XII "Про господарськi товариства" (ред. от 14.05.2015) // http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1576-12.
<28> См.: Закон Кыргызской Республики от 15.11.1996 N 60 "О хозяйственных товариществах и обществах" (ред. от 20.07.2015) // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/667.
<29> Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) (п. 3.2 подраздела 6 раздела II) // Вестник гражданского права. 2009. N 2; Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (п. 4.1.3 раздела III) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

При этом думается, что регулирование корпоративных информационных отношений, возникающих в деятельности хозяйственных обществ, должно быть различным не в силу различия их организационно-правовых форм, а в силу определенных обстоятельств, имеющих особое социальное, экономическое значение, затрагивающих не только частные, но и публичные интересы, требующих особого внимания к обеспечению защиты интересов участников таких отношений. Именно такие значимые обстоятельства должны требовать открытости в управлении корпорацией и в осуществляемой ею деятельности. Указание на конкретные обстоятельства, думается, должно содержаться в законодательстве. В частности, таким обстоятельством, требующим открытости в управлении корпорацией и в осуществляемой ею деятельности, является публичное размещение такой корпорацией ценных бумаг. При этом публично размещены могут быть как акции акционерным обществом, так и облигации обществом с ограниченной ответственностью либо акционерным обществом.
Таким образом, предлагается ведение списка участников общества с ограниченной ответственностью передать профессиональным лицам (реестродержателям); снять обязанность по учету информации об участниках обществ с ограниченной ответственностью с регистрирующих органов; ввести порядок изменения сведений об участниках, а также перехода прав на долю (часть доли) в уставном капитале, аналогичный существующему в сфере деятельности акционерных обществ, то есть при обращении к реестродержателю. Также обоснованной представляется консолидация Законов об обществах с ограниченной ответственностью и Об акционерных обществах в единый закон о хозяйственных обществах. Как представляется, принятие указанного закона будет способствовать единообразному подходу в области корпоративных информационных отношений как в деятельности обществ с ограниченной ответственностью, так и в деятельности акционерных обществ.

Список литературы

1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (п. 4.1.3 раздела III) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
2. Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) (п. 3.2 подраздела 6 раздела II) // Вестник гражданского права. 2009. N 2.
3. Макарова О.А. Перспективы развития российского корпоративного законодательства // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 года, г. Москва) / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, юридический факультет им. М.М. Сперанского; Юстицинформ, 2015. 214 с.; СПС "КонсультантПлюс".
4. Макарова О.А. Пути совершенствования российского корпоративного законодательства // Российская юстиция. 2010. N 3. С. 4 - 6.
5. Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 5 - 12.
6. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. С. 65.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи