Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Возврат средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (Зайцева Г.)

Возврат средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (Зайцева Г.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

В 2016 г. автономные учреждения могут столкнуться с необходимостью вернуть в бюджет соответствующего уровня часть субсидии на выполнение государственного или муниципального задания. Сделать это придется в случаях, когда АУ не достигло показателей, установленных в задании на 2015 г. Что именно станет причиной возврата средств, когда и каким образом производить возврат, рассмотрим в настоящей статье.

Правовые основы

Возможность возврата средств субсидии, предоставленной учреждению на выполнение задания, предусмотрена Федеральным законом N 301-ФЗ <1> (вступил в силу в ноябре 2015 г.). В частности, его ст. 3 вносит изменения в ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ <2>. Согласно этой поправке не использованные в текущем финансовом году остатки названной субсидии учреждение может расходовать в очередном финансовом году на цели, ради которых оно создано, только если достигнет показателей задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги или работы. Аналогичная норма начала действовать в отношении бюджетных учреждений - ст. 4 Федерального закона N 301-ФЗ внесла изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ <3>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 03.11.2015 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Поправки определяют и сам механизм, благодаря которому органы власти вправе осуществлять возврат средств в объеме, соответствующем недостигнутым автономным или бюджетным учреждением показателям государственного (муниципального) задания. Такое условие может быть предусмотрено в федеральных законах, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах представительных органов муниципальных образований.
Для федеральных АУ и БУ обязательность возврата остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением показателей объема, а также остатков субсидии на иные цели, потребность в которых не была подтверждена, установлена ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 301-ФЗ. Аналогичные меры предприняла в отношении подведомственных АУ и БУ часть субъектов РФ. Например, Московская и Свердловская области предусмотрели в своих Законах о бюджете <4> нормы о возврате части субсидии на выполнение госзадания при недостижении его показателей, а Ростовская область, помимо данной нормы, указала в соответствующем Законе <5> еще и на необходимость возврата остатков целевой субсидии.
--------------------------------
<4> См. ст. 55 Закона Московской области от 03.12.2015 N 213/2015-ОЗ "О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" и ст. 32 Закона Свердловской области от 03.12.2015 N 138-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год".
<5> См. ч. 3 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 21.12.2015 N 473-ЗС "Об областном бюджете на 2016 год".

Отметим, что в отношении субсидий на иные цели правило о возврате автономными учреждениями неподтвержденных остатков действовало и раньше. Основанием для этого являются ч. 3.17, 3.18 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ, а также Приказ Минфина России N 82н <6>. А вот положения о возврате средств субсидии на выполнение задания появились в федеральном законодательстве только сейчас.
--------------------------------
<6> Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям".

Важен еще один момент. Хотя публично-правовым образованиям предоставлено право предусматривать в своих законах и правовых актах норму о возврате подведомственными автономными и бюджетными учреждениями остатков названной субсидии (то есть часть субъектов РФ и муниципальных образований может не воспользоваться этим правом), совершенствование федерального законодательства направлено на то, чтобы перейти к обязательности установления данной нормы. Об этом, в частности, свидетельствуют поправки, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ. Данная статья дополнена п. 5, который регламентирует содержание порядков формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, утверждаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования. В числе прочего указанные порядки должны определять правила возврата субсидии в объеме, эквивалентном недостигнутым показателям задания.
Нормы БК РФ распространяются на все публично-правовые образования, а значит, органам власти (органам местного самоуправления) потребуется привести свои порядки в соответствие новым требованиям бюджетного законодательства. В свою очередь, это создаст основу для более широкого применения нормы о возврате части субсидии на выполнение задания.

Причины возврата

Изменения, внесенные в ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ, определяют конкретные основания, по которым учреждению придется возвращать средства субсидии на выполнение задания. Главная причина - недостижение объемных показателей (неизрасходованные остатки названной субсидии теперь разрешается использовать в очередном финансовом году только при выполнении задания в полном объеме). Однако формулировки приведенной нормы позволяют указывать в числе оснований и недостижение показателей качества (органам власти и органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять возврат средств в объеме, соответствующем любым недостигнутым показателям задания). Кроме того, о показателях в целом говорится в п. 5 ст. 69.2 БК РФ, устанавливающем требования к правилам возврата средств рассматриваемой субсидии.
В связи с этим складывается самая разнообразная практика. На федеральном уровне основанием для возврата автономными и бюджетными учреждениями средств субсидии является только недостижение показателей объема (см. ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 301-ФЗ), в то время как на региональном уровне могут встречаться оба варианта. В частности, Закон о бюджете Московской области содержит общую формулировку о недостигнутых показателях государственного задания, а в законе о бюджете Ростовской области упоминаются только показатели объема.
Таким образом, чтобы выяснить, какие именно причины для возврата установлены в отношении конкретного учреждения, потребуется изучить следующие акты:
1. Закон (решение) о бюджете либо иной правовой акт, в силу ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ устанавливающий возможность осуществления возврата.
2. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, который должен быть приведен в соответствие с п. 5 ст. 69.2 БК РФ.
3. Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение задания, заключенное между органом-учредителем и автономным (бюджетным) учреждением.

Сроки возврата

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 301-ФЗ норма о возврате федеральными автономными и бюджетными учреждениями остатков рассматриваемой субсидии имеет временный характер и охватывает только 2016 г. Однако поправки Федеральных законов N N 174-ФЗ и 83-ФЗ позволяют применять данную норму и в течение более длительного периода. К тому же поправки вполне соответствуют принципам нормативного финансирования, установленным п. п. 2, 4 ст. 69.2 БК РФ: показатели задания АУ и БУ используются для определения объема субсидии на его выполнение, а этот объем рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг.
В отношении федеральных АУ и БУ сроки возврата установлены Постановлением Правительства РФ N 1456 <7>. Согласно его п. 33 учреждения до 1 июля 2016 г. должны вернуть часть субсидий, предоставленных им в 2015 г. Это касается следующих видов средств:
- остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных им показателей объема государственных услуг (работ);
- остатков субсидии на иные цели, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели в 2016 г. не подтверждено в установленном порядке.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".

Субъекты РФ и муниципальные образования должны определить сроки возврата в своих нормативных актах.

Источники возврата

О том, за счет каких источников денежных средств автономные и бюджетные учреждения должны производить возврат, в Федеральном законе N 301-ФЗ ничего не сказано. Ответ на этот вопрос следует искать в скорректированных порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения и иных нормативных актах учредителей.
Органы-учредители могут предусмотреть два основных варианта возврата средств в бюджет соответствующего уровня:
1. За счет неиспользованных остатков субсидии, выданной на выполнение задания в 2015 г. Данный вариант возможен в тех случаях, когда средства субсидии полностью не израсходованы из-за уменьшения объема предоставленных услуг либо снижения их качества, а значит, и стоимости (по сравнению с установленным нормативом затрат). Представляется, что это наименее болезненный способ возврата денежных средств.
2. За счет средств от приносящей доход деятельности. Данный источник придется задействовать, если средства субсидии по итогам 2015 г. потрачены полностью, а установленные в задании показатели объема и (или) качества все равно не достигнуты (иными словами, имеет место неэффективное расходование денежных средств).
Однако на практике может возникнуть и такая ситуация, в которой у учреждения нет ни остатков субсидии на выполнение задания, ни доходов от внебюджетной деятельности. Некоторые субъекты РФ предусмотрели и этот вариант. Например, Правительство Свердловской области в своем Постановлении <8> указало: при отсутствии двух названных источников возврат осуществляется в течение периода, необходимого для полного возмещения излишне израсходованных средств субсидии. То есть предполагается, что в будущем у учреждения появятся необходимые средства - либо за счет более экономного расходования субсидии, выданной на текущий год, либо за счет появления доходов от платной деятельности.
--------------------------------
<8> Постановление от 28.12.2015 N 1214-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 77-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания и примерной формы соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 1214-ПП).

Процедура возврата

Моментом, с которого может быть запущен механизм возврата части средств субсидии, является представление автономным или бюджетным учреждением органу-учредителю отчета о выполнении государственного (муниципального) задания на 2015 г. В частности, об этом говорится в абз. 2 п. 33 Постановления N 1456. Конкретный алгоритм действий должен быть прописан в нормативном правовом акте, утвержденном соответствующим учредителем.
Рассмотрим процедуру возврата средств субсидии на примере Свердловской области (обновленный порядок предоставления субсидий подведомственным АУ и БУ утвержден Постановлением N 1214-ПП). После того, как учреждение представило годовой отчет о выполнении государственного задания, а учредитель установил факт выполнения данного задания в меньшем объеме или с недостаточным качеством, последний должен принять заключение об объемах субсидии, подлежащих возврату, и в течение 30 календарных дней после получения годового отчета учреждения направить ему письменное требование о возврате средств субсидии.
Автономному (бюджетному) учреждению необходимо будет в течение 10 календарных дней с момента поступления письменного требования органа-учредителя вернуть соответствующую часть субсидии в областной бюджет.
Интересен и опыт Свердловской области по определению сумм, подлежащих возврату в бюджет. Постановление N 1214-ПП содержит методику расчета и несколько формул, позволяющих высчитать объем возвращаемых средств. Например, в расчетах участвуют коэффициент соответствия фактического объема оказания услуги (выполнения работы) государственному заданию и коэффициент соответствия государственной услуги (работы) установленным требованиям к качеству. Эти показатели определяются по результатам мониторинга исполнения задания, проводимого в рамках рассмотрения учредителем годового отчета учреждения, и иных контрольных мероприятий.

Расчеты осуществляются в отношении всех подведомственных учреждений. По их результатам как раз и должны быть определены конкретные АУ и БУ, которые обязаны вернуть часть средств субсидии, и точные суммы возврата.

Заключение

Поправки, внесенные в федеральное (а затем и в региональное) законодательство, стали очередным шагом во внедрении принципа нормативного финансирования и способом сократить неэффективные расходы бюджета. Учредители получили правовые основания для более тщательного контроля за результативностью использования подведомственными АУ и БУ средств субсидии. Органы власти и органы местного самоуправления теперь могут реагировать на факты отклонений от показателей, установленных государственными (муниципальными) заданиями, требуя от учреждений возврата части средств.
Однако учреждениям необходимо учесть следующий нюанс. Если в нормативном акте учредителя, государственном (муниципальном) задании или соглашении об условиях и порядке предоставления субсидии на его выполнение указаны допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей, в их пределах задание считается выполненным. А значит, обязанность возвращать средства субсидии у автономного учреждения не возникает. Возврат осуществляется только при превышении установленного диапазона отклонений от показателей задания.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


21 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 4768-8 "О внесении изменений в статью 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"

Целью законопроекта является защита жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях (общежитиях или служебных жилых помещениях), принадлежащих ранее организациям, признанным несостоятельными (банкротами). Законопроектом предусматривается система гарантий по сохранению права пользования гражданами такими помещениями, а также их право на приватизацию указанных помещений.




12 октября 2021 г.
Проект федерального закона № 1263425-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Цель законопроекта - комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства). Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных процедур в отношении юридических лиц, повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, совершенствование проведения торгов и системы саморегулирования в сфере банкротства




8 октября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1262116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроектом устанавливается правило, что денежные средства, включенные в состав ипотечного покрытия облигаций с ипотечным покрытием, эмитентом которых является ипотечный агент, обязаны находиться на открытом (открытых) эмитентом залоговом счете (залоговых счетах), банковские реквизиты которого (которых) указаны в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием. При этом такие денежные средства входят в состав ипотечного покрытия в полном объеме.




28 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1256483-7 "О финансовых группах и финансовых холдингах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является повышение эффективности контроля рисков на финансовом рынке, обеспечение финансовой стабильности и защиты прав клиентов финансовых организаций. Законопроект предусматривает введение требований к деятельности объединений с участием некредитных финансовых организаций на основе принципов действующего регулирования банковских объединений.




22 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона N 1254703-7 "О внесении изменений в статью 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ"

Цель законопроекта - повышение вовлечения пустующих земельных участков в хозяйственный оборот, поддержка инициативы субъектов, прежде всего, малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличение налогооблагаемой базы за счет земельного налога.



В центре внимания:


Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 28.07.2021 N АБ-4-20/10633@ "О применении реквизита "мера количества предмета расчета" в кассовом чеке и об ответственности за неуказание в нем наименования товара или услуги" (Чимидова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 07.07.2021 N 30-01-15/53701 "О применении ККТ индивидуальным предпринимателем при сдаче в аренду квартиры, принадлежащей ему на праве собственности" (Чимидова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2021 N 14-2/ООГ-6377 "О порядке расторжения трудового договора при оформлении оплачиваемого отпуска с последующим увольнением" (Чимидова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 11.06.2021 N 03-04-05/46440 "Об НДФЛ при получении доходов от нескольких организаций, в сумме превышающих 5 млн руб. за налоговый период" (Натырова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>

Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 30.07.2021 N БС-4-11/10830@ "Об НДФЛ с доходов, полученных работниками российской организации при направлении их в командировки в Республику Беларусь" (Натырова Е.)

Дата размещения статьи: 23.10.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.