Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Оформление ценников как особый объект правового регулирования и государственного контроля (Кондакова А.А.)

Оформление ценников как особый объект правового регулирования и государственного контроля (Кондакова А.А.)

Дата размещения статьи: 18.08.2012

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 <1> Правила продажи отдельных видов товаров в развитие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <2> на протяжении 12 лет применения в основном подвергались дополнению новыми разделами относительно розничной купли-продажи отдельных видов товаров.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 26.01.1998. N 4. Ст. 482; 02.02.2009. N 5. Ст. 622.
<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 766; 25.07.2011. N 30 (ч. I). Ст. 4590.

В силу объективных причин - в связи с развитием рынка потребительских товаров (исчезновение одних товаров, появление новых), изменением структуры и содержания торгово-технологического процесса, обусловленным в том числе увеличением ассортимента торговых объектов в десятки тысяч раз, и отрасли в целом (появление гипермаркетов, мегамоллов, магазинов премиум-класса и т.д.) - положения Правил продажи отдельных видов товаров из года в год теряли свою актуальность, однако при этом, оставаясь в тексте Постановления Правительства РФ, продолжали быть обязательными к исполнению.
Одним из таких положений является пункт 19 Правил, которым устанавливается обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В современном гипермаркете или супермаркете выполнение требования по сопровождению каждой единицы товара ценником, подписанным материально ответственным лицом или пропечатанным оттиском печати организации, сопряжено с несоразмерными затратами временных, трудовых и иных ресурсов. В магазине премиум-класса навешивание на товар ценника с обилием информации и заверяющими ее реквизитами попросту снижает внешнюю привлекательность товара.
Судебная и торговая практика убедительно свидетельствуют о том, что к ответственности за нарушение пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров в основном привлекаются маленькие и средние торговые компании, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность преимущественно в малых населенных пунктах. При этом нельзя не отметить, что в конкретных судебных делах очевидно просматривается, что соблюдение пункта 19 Правил проверяется тогда, когда другие нарушения правил торговли не обнаружены.
Крупные сетевые магазины, магазины премиум-класса сопровождают товары ценниками, не заверяемыми предусмотренными названной нормой Правил реквизитами.
Избирательное применение указанной нормы Правил продажи отдельных видов товаров хозяйствующими субъектами и проверяющими, на наш взгляд, является основанием для ее пересмотра.

Коротко об истории правового регулирования

Предшественниками Правил продажи отдельных видов товаров 1998 года были Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.1993 N 995 <3>, согласно которым торговое предприятие должно было обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары (пункт 8). Однако конкретных требований, предъявляемых к оформлению ценников, в тексте документа не было. В целях правильного применения положения пункта 8 указанных Правил и устранения возможности предъявления различных требований к оформлению ценников Роскомторг в своем письме от 13.03.1995 N 1-304/32-2 "О порядке оформления ценников на реализуемые товары" <4> рекомендовал указывать на ценниках следующие реквизиты:
--------------------------------
<3> Российские вести. 21.10.1993. N 204; СЗ РФ. 20.05.1996. N 21. Ст. 2517.
<4> СПС "КонсультантПлюс".

1) на продовольственные товары:
- для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цену за килограмм или 100 граммов;
- для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цену за единицу емкости или отвеса;
- для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., - наименование товара, емкость или вес, цену за фасовку.
Что касается товаров, расфасованных непосредственно на предприятиях торговли, то наименование товара, вес и цена за фасовку должны быть указаны во вкладыше или на упаковке;
2) на непродовольственные товары:
- наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку;
- наименование товара и цену - для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.).
В соответствии с письмом Роскомторга ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен. На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов.
Дополнительно в письме Роскомторга обращалось внимание на то, что особенности реквизитов, необходимых в ценниках на реализуемые населению меховые товары, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, алкогольные напитки и пиво, предусмотрены в соответствующих нормативно-правовых актах.
Однако ни в одном из нормативных правовых актов, устанавливающих правила продажи указанных выше товаров, об особенностях реквизитов, подлежащих отражению в ценниках, не упоминалось, кроме как в Порядке розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1088 <5>, пунктом 12 которого устанавливалось требование при продаже алкогольных напитков и пива прикреплять ценники к образцам имеющихся в продаже товаров с указанием наименования напитка, его цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин и пива в розлив в ценнике должны были указываться наименование и цена за 1 литр и 0,1 литра (в отношении вин).
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 03.10.1994. N 23. Ст. 2567; 22.05.1995. N 21. Ст. 1974.

Впоследствии рекомендации Роскомторга в самом общем виде были воспроизведены в Правилах продажи отдельных видов товаров и с 19.01.1998 были закреплены в пункте 19, ставшем обязательным для исполнения всеми торговыми предприятиями.
Критический анализ редакции нормы и особенностей ее воспроизведения в других нормативных правовых актах не ставит своей целью призыв к ее отмене. Важно понимать мотив ее включения в акты, принятые в 1992 - 1998 годах, - защита интересов потребителей от обмана относительно цены товара, совершаемого как продавцами со своим умыслом, так и по указанию руководства. Особую группу гражданско-правовых споров и жалоб потребителей в этот период составляли действия продавца по установлению цен на товары (их завышение по сравнению с установленными администрацией, их мнимое снижение на ценниках при сохранении в общей базе данных о ценах более высоких и т.д.). Перекладывание продавцами вины на администрацию, а администрации - на продавцов не обеспечивало права потребителей на достоверную информацию о цене товаров и принятие на ее основе правильного решения о выборе. В настоящее время проблема несоответствия ценников, даже заверенных печатями и подписями материально ответственных лиц, по-прежнему сохраняется. Потребители становятся жертвами манипулирования ценами на товары и в тех случаях, когда ценники заверены всеми возможными подписями материально ответственных лиц и оттисками печатей. С использованием практик стимулирования продаж посредством скидок, распродаж и т.д. ситуация усугубилась: любые несовпадения цен на ценниках и цен в кассовых терминалах в период проведения различного рода акций торговое предприятие успешно доказывает в спорах с участием потребителей несвоевременностью коррекции информации, ошибками в оформлении ценников и т.д.
В условиях сложившегося правового регулирования ценообразования и заключения договора розничной купли-продажи пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров не обеспечивает защиту прав потребителей, однако осложняет работу торгового предприятия, представляя собой дополнительный повод для давления на его руководство или предпринимателя.
Помимо отсутствия необходимого правового эффекта от требования заверять ценники на товары подписями или оттисками печатей, сама норма пункта 19 Правил и уточняющие ее иные нормы Правил и других нормативных правовых актов также не способствуют формированию единообразной судебной практики.

Ценники на алкогольную продукцию

Основная проблема правоприменения проявляется при квалификации отсутствия или неправильного оформления ценников на алкогольную продукцию. Если указанное нарушение в отношении непродовольственных товаров квалифицируется по статье 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях <6> (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров), то такое же нарушение в отношении алкогольной продукции в зависимости от суда может быть квалифицировано как по этой, так и по другой норме Кодекса РФ об административных правонарушениях - части 3 статьи 14.16 (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции). Разница квалификации принципиальна и состоит в разных юридических последствиях: если за нарушение статьи 14.15 Кодекса к предприятию могут быть применены предупреждение или штраф от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, то за нарушение части 3 статьи 14.16 Кодекса предупреждение не применяется, а административный штраф составит от 30 тыс. до 40 тыс. рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; 12.12.2011. N 50. Ст. 7366.

Логика большинства судов сводится к следующему: поскольку объектом нарушения Правил продажи отдельных видов товаров является алкогольная продукция, то ответственность за отсутствие ценников на алкогольную продукцию или их неправильное оформление должна наступать по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В результате проверки магазина общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение, выразившееся в отсутствии на алкогольную продукцию единообразных и четко оформленных ценников с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценников; в неполном оформлении ценников на отдельные виды алкогольной продукции - отсутствии на ценниках подписи материально ответственного лица или печати организации. Общество ссылалось на то, что недостатки в оформлении ценников образуют состав правонарушения, предусмотренный не частью 3 статьи 14.16, а статьей 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В кассационной инстанции аргументы заявителя были признаны необоснованными, в силу того что розничная продажа алкогольной продукции подчиняется специальным правилам. Суд в обосновании своих выводов о правомерности привлечения общества к ответственности исходил из того, что в силу статьи 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из названного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 11, пункту 1 статьи 26 Федерального закона алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения в том числе о наименовании и цене алкогольной продукции; указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством РФ; запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе алкогольной продукции, регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров; информация в обязательном порядке должна содержать сведения в том числе о цене товара (пункт 11 Правил). Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (пункт 19 Правил).
Действие данных пунктов Правил распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе XIX Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.02.2006 N 80). Информация об алкогольной продукции должна содержать сведения, указанные в пунктах 11, 12 Правил (пункт 138 Правил).
С учетом изложенного факт реализации алкогольной продукции без ценника, а также наличия недостатков в оформлении ценников на отдельные единицы алкогольной продукции свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Источник: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2009 по делу N А32-11859/2009-5/147-54АЖ <7>.
--------------------------------
<7> Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ: http:// kad.arbitr.ru/ data/ pdf/ fa0571f68e60445a86a833b3725b50d/ A32_ 118592009_ 20090611_ Reshenija+i+postanovlenija.pdf.

Примечательно, что выявленные нарушения в оформлении ценников и сопровождении ими спиртосодержащей продукции, в частности парфюмерно-косметической продукции, пищевой спиртосодержащей продукции, несмотря на то что пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров является общей нормой, а часть 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях - специальной, объектами которой являются не только алкогольная, но и спиртосодержащая продукция, все же квалифицируются как нарушение, предусмотренное статьей 14.15 Кодекса.

Ценники на алкогольную продукцию в барах, ресторанах и кафе

Еще одна сложность квалификации нарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка оформления ценников, заключается в том, что норму пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров применяют в отношении предприятий общественного питания, деятельность которых регулируется специальным нормативным правовым актом - Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 <8>. Последние не предусматривают особых правил оформления ценников на товары и снабжение ими реализуемых товаров. При этом, однако, в Правилах продажи отдельных видов товаров есть пункт 141, согласно которому в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л. Приведем анализ нескольких дел, иллюстрирующих особенности интерпретации судами норм законодательства в области защиты права потребителей на достоверную информацию о цене.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 25.08.1997. N 34. Ст. 3980; 14.05.2007. N 20. Ст. 2438.

По результатам проверки пивного бара было установлено нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, выразившееся в отсутствии на каждой единице алкогольной продукции ценника, содержащего необходимые реквизиты. По факту выявленного нарушения на общество было наложено административное наказание. Оспаривая постановление о применении административной ответственности в арбитражный суд, общество указывало на то, что к услугам, оказываемым пивным баром, возможно применение только Правил оказания услуг общественного питания, а не Правил продажи отдельных видов товаров. Первая и апелляционная инстанции удовлетворили требования общества. В кассационной инстанции суд, исследуя обстоятельства дела, исходил из следующего: обществом не была своевременно и в наглядной и доступной форме доведена до сведения покупателя необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях, обеспечивающая возможность правильного выбора товаров, а именно отсутствовал ценник на водку.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных (кроме указанных в частях 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров установлена обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Правовые основы оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается в том числе розничная продажа алкогольной продукции.
Общество в пивном баре оказывало услуги общественного питания, в рамках которых в том числе осуществлялась продажа алкогольной продукции.
Общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, поскольку в ходе проверки было установлено, что в баре на витрине на реализации находилась вышеуказанная алкогольная продукция, ценники на которую отсутствовали.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что к правоотношениям, возникающим при реализации услуг общественного питания, подлежат применению Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, а Правила продажи отдельных видов товаров применяются в части, не урегулированной Правилами оказания услуг общественного питания.
Согласно пункту 12 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель услуг обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В соответствии с пунктом 13 Правил оказания услуг общественного питания информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
Общество в соответствии с пунктами 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания представило потребителям услуг информацию об алкогольной продукции в виде прейскуранта, в котором были указаны выявленные при проверке на витрине без ценников виды алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 50, 100, 150 и 200 граммов.
Указанные обстоятельства были приняты судом в качестве свидетельства об оказании обществом услуг общественного питания, урегулированных названными Правилами.
Доказательства розничной продажи алкогольной продукции обществом не были представлены, в материалах проверки не был зафиксирован факт реализации поименованной в акте алкогольной продукции в розницу.
При таких обстоятельствах суды, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Источник: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2009 N Ф04-2277/2009(4807-А03-3) <9>.
--------------------------------
<9> Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ: http:// kad/ arbitr.ru/ data/ pdf/ c164bcd6411c4ab0b95b37e1b25f1b20/ A03-109362008_ 20090421_ Postanovlenie+kassacii.pdf.

Еще одно дело иллюстрирует, как на практике контролирующие органы интерпретируют пункты 19 и 141 Правил продажи отдельных видов товаров, а также особую позицию суда в отношении несоблюдения предприятием общественного питания порядка информирования потребителей о цене на товары.
При проверке кафе-бара был установлен факт отсутствия в прейскуранте на алкогольную продукцию сведений о цене алкогольной продукции за 0,1 л и 0,05 л. По результатам проверки общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, которое было удовлетворено в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В апелляционной и кассационной инстанциях выводы суда первой инстанции были признаны правильными и соответствующими обстоятельствам дела.
На основании части 3 статьи 14.16 Кодекса нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (помимо предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса) влечет наложение соответствующего административного штрафа.
Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В силу пунктов 3.6, 4.1 ГОСТа Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" кафе относится к предприятиям общественного питания. Характерно, что данный ГОСТ Р устанавливает требования к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов и не предъявляет такого требования к организациям общественного питания, как наличие ценников.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Одним из способов доведения такой информации до потребителя для организаций общественного питания является прейскурант.
На основании пункта 141 Правил (в действующей редакции) в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л. По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
Судом было установлено и материалами дела подтверждено, что в принадлежащем обществу кафе-баре реализация вина осуществлялась только в бутылках. Цена товара за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре в прейскуранте была указана. Реализация вина в объеме 0,1 л или 0,05 л не осуществлялась.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества признаков объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.
Довод контрольного органа о том, что, несмотря на отсутствие реализации вина в объеме 0,1 л или 0,05 л, общество обязано было указать в прейскуранте стоимость товара в указанном объеме, судом кассационной инстанции был отклонен как основанный на неверном толковании закона.
Источник: Постановление ФАС Уральского округа от 09.09.2008 по делу N А47-3400/08 <10>.
--------------------------------
<10> Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ: http:// kad/ arbitr.ru/ data/ pdf/ 0388afef3eaf420383bd3617ff52aba3/ A47-34002008_ 20080909_ Reshenija+i+postanovlenija.pdf, свободный.

В своих трактовках положений Правил продажи отдельных видов товаров относительно порядка информирования потребителей о цене на алкогольную продукцию административные органы нередко приходят к выводу о том, что реализуемая предприятиями общественного питания алкогольная продукция должна сопровождаться информацией не только в прейскурантах, но и в ценниках на каждую единицу продукции.
При проверке кафе было выявлено нарушение правил продажи алкогольной продукции, выразившееся в продаже алкогольной продукции при наличии прейскуранта цен, в котором были указаны цены на алкогольную продукцию, однако при отсутствии ценников на каждой единице алкогольной продукции. За данное нарушение общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Привлечение к административной ответственности послужило обстоятельством для обращения общества в суд.
Суд первой инстанции, учитывая положения пунктов 19, 141 Правил продажи отдельных видов товаров и то, что в данном случае проверка проводилась в организации общественного питания, пришел к выводу о том, что не требовалось обязательного оформления ценников на алкогольную продукцию в кафе при наличии утвержденного прейскуранта цен, в котором, как было установлено судом, были указаны наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции, ее цена. В связи с этим суд пришел к выводу, что нарушение Правил продажи отдельных видов товаров в части оформления ценников на алкогольную продукцию отсутствовало.
С данным выводом согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.
Источник: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2009 N А19-15966/08-28-Ф02-1496/09 <11>.
--------------------------------
<11> Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ: http:// kad/ arbitr.ru/ data/ pdf/ 223ef1c4a9054703a7b1734d84d5d9e8/ A19-159662008_ 20090416_ Postanovlenie+kassacii.pdf.

Ценник на каждую единицу товара

Именно в отношении алкогольной продукции административные органы проявляют особые усилия в доказывании, что требование пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров о наличии единообразных и четко оформленных ценников применимо к каждой единице товара. В большинстве случаев суды соглашаются с указанными доводами, несмотря на то что непосредственно из пункта 19 Правил такой вывод не следует, а также на то обстоятельство, что указанная норма в принципе неприменима к продаже товаров по образцам.
В ходе проверки общества было выявлено нарушение пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, выразившееся в отсутствии ценников на алкогольную продукцию. По данному факту общество было привлечено к административной ответственности, с чем общество не согласилось и обратилось в арбитражный суд. В обоснование своей позиции общество указывало, что сопроводило образцы представленной в отделе алкогольной продукции ценником. Судами первой и апелляционной инстанций данный довод был признан необоснованным и было указано, что из пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров следует, что ценники на алкогольную продукцию должны находиться непосредственно на продукции и соответствовать наименованию алкогольной продукции, указанному на этикетке. Кассационный суд признал данный вывод судов правильным.
Источник: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2009 по делу N А46-11235/2009 <12>.
--------------------------------
<12> Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ: http:// kad/ arbitr.ru/ data/ pdf/ fccc9b8414ba4aa9a6b263ace9c4a39f/ A46-112352009_ 20091117_ Postanovlenie+kassacii.pdf.

Данной позиции ФАС Западно-Сибирского округа придерживается последовательно во всех делах в связи с привлечением торговых предприятий к ответственности за нарушение порядка оформления ценников на алкогольную продукцию. Аналогично трактует пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров и ФАС Восточно-Сибирского округа.
По факту проверки общества были выявлены факты реализации алкогольной продукции без оформления ценников, а также ненадлежащего оформления ценников (неуказание даты оформления ценников). По данным фактам общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд. В своих возражениях общество приводило доказательство того, что ценники присутствовали на бутылках каждого вида спиртных напитков, выставленных в первом ряду на торговом оборудовании. Арбитражный суд всех трех инстанций - и, главное, кассационной - не принял данные доводы, назвав их необоснованными, указав, что в соответствии с требованиями пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на каждом товаре.
Источник: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2009 N А19-13963/08-35-Ф02-2297/09 <13>.
--------------------------------
<13> Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ: http:// kad/ arbitr.ru/ data/ pdf/ 71797077a3b44ddca9fbc88ad909ec45/ A19-139632008_ 20090526_ Postanovlenie+kassacii.pdf.

Ценники на непериодические издания,
лекарственные средства и другие товары

Непосредственно в Правилах продажи отдельных видов товаров установлено одно изъятие из предусмотренного пунктом 19 Правил требования по соответствующему оформлению ценников: пунктом 127 в отношении непериодических изданий установлено, что вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями пункта 19 Правил, допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания. Данное правило может интерпретироваться двояко: и как доказательство, что в отношении иных товаров Правила не предусматривают указания цены на каждом предназначенном для продажи экземпляре (единице) товара, и как освобождение от необходимости заверять ценник подписью материально ответственного лица или печатью организации как раз в связи с тем, что на каждой единице товара указывается цена на товар.
Однако есть еще одна категория товара, в отношении которой установлены специальные правила оформления ценников, - это лекарственные препараты. Согласно Отраслевому стандарту "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 04.03.2003 N 80 <14>, в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены ценники на предлагаемые лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций. ОСТ, обязательность соблюдения которого подтверждена Верховным Судом РФ <15>, выдвигает отличающиеся от пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров требования.
--------------------------------
<14> БНА ФОИВ. 12.05.2003. N 19; РГ. 28.06.2007. N 136.
<15> Решение Верховного Суда РФ от 11.09.2003 N ГКПИ 03-607 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 8.

От надлежащей оценки коллизий указанных актов арбитражные суды уклоняются, принимая решения и со ссылкой на ОСТ, и со ссылкой на Правила продажи отдельных видов товаров <16>.
--------------------------------
<16> См., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.05.2010 по делу N А21-5765/2009 // http:// kacl.arbitr.ru/ data/ pdf/ 6e68402093ed4166a01c9c67fa6cd0e7/ A21-57652009 20100506_ Postanovlenie+kassacii.pdf.

Наконец, необходимо обратить внимание еще на один момент применения пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров.

Нарушения оформления ценников
как малозначительные нарушения

В подавляющем большинстве случаев привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение правил оформления ценников как по статье 14.15, так и по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях последние обжалуют постановления о применении административных наказаний, апеллируя к статье 2.9 Кодекса. Согласно названной норме при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <17> разъяснил судам, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ <18> и статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения. Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене. Пунктом 18 рассматриваемого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливается, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
--------------------------------
<17> Вестник ВАС РФ. 2004. N 8; 2009. N 1.
<18> СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3012; 12.12.2011. N 50. Ст. 7364.

Выполняя указанные рекомендации, арбитражные суды тем не менее принимают разные решения даже в отношении одного и того же вида товаров. Особо интересно различие позиций проявляется в отношении алкогольной продукции: так, в судебной практике арбитражных судов Дальневосточного округа нарушение порядка оформления ценников не признается малозначительным правонарушением <19>, а в судебной практике арбитражных судов Западно-Сибирского округа - признается <20>. При этом административные органы (налоговые органы, Роспотребнадзор) нередко сами косвенным образом признают малозначительность нарушения, выражающегося в несоблюдении пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, применяя низший размер санкций, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях.
--------------------------------
<19> См., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.06.2008 N Ф03-А04/08-2/1778 по делу N А04-1079/08-24/16 // СПС "КонсультантПлюс".
<20> См., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2008 N Ф04-4102/2008(7647-А81-43) по делу N А81-175/2008 // СПС "КонсультантПлюс".

Отмеченное, на наш взгляд, позволяет говорить о необходимости пересмотра пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров, а также в связи с обновлением законодательства об обороте алкогольной продукции - пункта 141 Правил с целью коррекции требования, не обеспечивающего защиту прав потребителей, однако являющегося формальным основанием для проверки с пристрастием, когда иных нарушений в деятельности торгового предприятия найти не удалось.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи