Дата размещения статьи: 20.03.2016
Если компания закрыла один из своих магазинов в середине или конце месяца, то ЕНВД она будет рассчитывать только за фактические дни работы торговой точки. К такому выводу вслед за рядом арбитражных судей пришли специалисты Минфина. Анна Мишина изучила мнение чиновников.
Несколько лет назад Министерство финансов уже разъясняло бизнесменам ситуацию с исчислением ЕНВД, когда они закрывают (или открывают) один из магазинов в середине или конце календарного месяца (Письмо Минфина России от 30 октября 2013 г. N 03-11-11/46223). Тогда специалисты настаивали на том, что, когда бы ни произошли изменения, рассчитывать единый налог следует с первого дня месяца, когда перестала или начала работать торговая точка. В данном случае, подчеркивали финансисты, происходит изменение величины физического показателя, о которой сказано в п. 9 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ. Ведь деятельность компании, облагаемая ЕНВД, не начинается вновь (при открытии новой торговой точки) и не прекращается совсем (при закрытии одного из торговых мест предприятия).
Особое мнение по поводу расчета ЕНВД при закрытии торговой точки высказали в 2014 г. специалисты ФНС. И хотя эти разъяснения были оформлены в виде информации и не были подписаны конкретным должностным лицом службы, но они были размещены на официальном сайте (https://www.nalog.ru/rn73/news/tax_doc_news/4715718/), и бизнесмены должны ими руководствоваться. Итак, специалисты налогового ведомства считают, что фирма, стоящая на учете по ЕНВД, продолжает оставаться плательщиком этого налога даже после закрытия одной из своих торговых точек. Соответственно, она и далее не перестает быть плательщиком налога. Поэтому начисление ЕНВД должно происходить как и раньше - за весь месяц, т.к. фирма не снимается с учета как плательщик. Таким образом, норма п. 10 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ в данной ситуации применяться не должна. В то же время применение в данном случае п. 9 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ, по мнению налоговиков, тоже неправомерно. Так как в норме указано, что при изменении у компании величины физического показателя в течение налогового периода данное изменение должно учитываться с начала того месяца, в котором оно произошло. А при закрытии одной из торговых точек предприятия величина физического показателя, по утверждению ФНС, не меняется. Другими словами, специалисты налогового ведомства предостерегли бизнесменов от использования обеих норм права, не указав при этом, каким же правилом им надлежит руководствоваться.
Таблица изменений расчета ЕНВД
|
До выхода Письма Минфина России от 3 декабря 2015 г. N 03-11-09/70689 |
После выхода Письма Минфина России от 3 декабря 2015 г. N 03-11-09/70689 |
||||
|
Что происходит при закрытии торговой точки |
Расчет ЕНВД |
Норма закона |
Что происходит при закрытии торговой точки |
Расчет ЕНВД |
Норма закона |
Минфин России |
Изменение физического показателя |
Рассчитывать следует с первого дня месяца, в котором произошли изменения |
Пункт 9 ст. 346.29 НК РФ |
Приравнять к снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД |
За фактически отработанные закрывшейся точкой дни |
Пункт 10 ст. 346.29 НК РФ |
ФНС России |
Изменения физического показателя не происходит. Имеет место прекращение деятельности в сфере розничной торговли через указанный объект торговли |
Начисление должно происходить за весь месяц, в котором произошли изменения |
Не оправдав применение п. п. 9 и 10 ст. 346.29 НК РФ, налоговики не указали, какой нормой права следует руководствоваться компаниям |
На настоящий момент более поздних разъяснений по данному вопросу от ФНС России нет. Но можно рассчитывать на действие пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ |
||
Арбитражные суды |
Прекращение фирмой деятельности по одному из объектов розничной торговли по правовым последствиям можно приравнять к снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД |
За фактически отработанные закрывшейся точкой дни |
Пункт 10 ст. 346.29 НК РФ |
На настоящий момент - без изменений |
Суды поддерживают компании
А вот арбитражные судьи уже тогда заявляли, что рассчитывать ЕНВД следует исходя из фактического количества отработанных в месяце дней. Например, в ситуации, когда налоговики настаивали на уплате этого налога за весь месяц, в котором была закрыта торговая точка, судьи указали, что "вмененный" налог следует рассчитывать исходя из фактического количества дней работы спорного магазина (т.е. применять следует п. 10 ст. 346.29 НК РФ) (Постановление АС Поволжского округа от 4 сентября 2014 г. N А72-698/2014).
При этом судьи Второго арбитражного апелляционного суда, рассматривая практически аналогичный спор, высказали мнение, что прекращение работы в одном из объектов розничной торговли по правовым последствиям можно приравнять к снятию с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика "вмененного" налога. Ведь в обоих этих случаях утрачивается сущность системы налогообложения ЕНВД, которая предполагает учет при определении величины физического показателя только того имущества, которое способно приносить компании доход и непосредственно участвовать в облагаемой единым налогом деятельности. При ином подходе нарушается принцип нейтральности и равенства налогообложения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 октября 2013 г. N 3710/13, согласно которой к однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных указаний в законе должны применяться единые налоговые последствия. Таким образом, бизнесмен абсолютно правомерно посчитал "вмененный" налог за фактически отработанное время и не стал уплачивать ЕНВД за оставшийся период квартала (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2015 г. по делу N А31-7936/2014).
Несколькими месяцами позже в том же Волго-Вятском округе арбитры снова столкнулись с попыткой налоговиков доначислять фирме ЕНВД, взяв за основу весь квартал, а не фактические дни работы объекта. Отменяя их решение, служители Фемиды снова подчеркнули, что при применении "вмененного" налога должно учитываться только то имущество, которое способно приносить доход и непосредственно участвовать в облагаемой налогом деятельности. Поэтому принимать в расчет объекты, которые уже "не действуют", по мнению арбитров, было бы неверно, и платить компания должна только за те дни, когда ее торговая точка функционировала (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2015 г. N Ф01-2244/2015 по делу N А31-7936/2014).
Новая позиция Минфина
И вот месяц назад финансисты выпустили новые разъяснения (Письмо от 3 декабря 2015 г. N 03-11-09/70689). В этот раз чиновники пришли к следующему мнению. Если ЕНВД у компании рассчитывается исходя из количества такого физического показателя, как торговая точка или торговые автоматы, то в случае изменения их количества единый налог будет высчитываться в соответствии с п. 9 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ. Если же фирма вообще прекратила розничную торговлю, то это можно расценить не как изменение физического показателя, а как снятие с учета в качестве плательщика ЕНВД. Соответственно, единый налог будет исчисляться согласно п. 10 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ, т.е. за фактические отработанные дни квартала.
Если же за основу расчета "вмененного" налога берется площадь торгового зала, то для компании не будет иметь значения - закрыла ли она одну торговую точку или вообще отказалась от ЕНВД по данному виду деятельности.
В любом из этих двух случаев налог будет рассчитываться в соответствии с п. 10 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ, т.е. за фактически отработанные дни квартала <1>. Таким образом, можно сказать, что теперь позиция Минфина в отношении исчисления ЕНВД по розничной торговле находится в соответствии со сложившейся за последние несколько лет арбитражной практикой.
--------------------------------
<1> На п. 9 ст. 346.29 НК РФ можно будет опереться, лишь если изменится физический показатель, т.е. площадь торгового зала, но сама торговая точка при этом не перестала существовать.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация