Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

С 1 января 2016 года вступили в силу существенные изменения корпоративного законодательства и смежных с ним законодательных актов. Главными целями нововведений являются обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, и повышение степени защиты участников обществ с ограниченной ответственностью. Одной из наиболее интересных новелл стала процедура государственной регистрации изменения адреса в случае изменения места нахождения юридического лица.

Четкое разграничение

Еще в 2014 году с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменился подход законодателя к определению адреса и места нахождения юридического лица.
Так, в п. 2 ст. 54 ГК РФ указано, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В Едином государственном реестре юридических лиц, в свою очередь, должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 61 пояснил, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования).
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержится информация об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Таким образом, четко разграничиваются понятия "адрес" и "место нахождения".

Изменение процедуры

Со вступлением в силу 1 января 2016 года изменений поменялась процедура изменения адреса при смене места нахождения юридического лица.
Определено, что в случае принятия юридическим лицом решения о смене адреса, которое влечет изменение места нахождения (населенного пункта, города, региона), необходимо уведомить регистрирующий орган. Такое заявление с приложением необходимых документов подается в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения. Далее по истечении 20 дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, подаются документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Таким образом, процедура, установленная Законом N 129-ФЗ, предельно ясна и не должна вызывать затруднений на практике. Если юридическое лицо планирует сменить адрес путем изменения места нахождения, то есть населенного пункта (региона или города), то сначала оно должно сообщить об этом в регистрирующий орган и только после истечения определенного, установленного Законом N 129-ФЗ срока вправе зарегистрировать изменение адреса.
Любое другое изменение адреса в пределах одного населенного пункта осуществляется без уведомления регистрирующего органа о принятом решении.
По данному вопросу имеется также разъяснение Федеральной налоговой службы. В своем письме от 11.01.2016 N ГД-4-14/52@ Федеральная налоговая служба указывает, что уведомление о смене места нахождения подается в случае изменения адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица. Заявление подается по форме N Р14001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Неверное понимание

К сожалению, смысл и назначение внесенных поправок не всегда верно понимаются участниками гражданского оборота, а также органами государственной власти.
Порой регистрирующие органы демонстрируют свое довольно своеобразное понимание ситуации. Так, по мнению Инспекции Федеральной налоговой службы N 46, выраженному в начале января 2016 года, любая смена адреса юридического лица осуществляется в два этапа. На первом этапе подается заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001). На втором же этапе подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001). Такой подход существенно нарушает права и законные интересы юридических лиц, затрудняет и замедляет регистрационные действия, совершенно очевидно не соответствует закону и, кроме того, демонстрирует внутренние противоречия. В частности:
- регистрирующим органом смешиваются понятия "адрес" и "место нахождения", которые четко разграничены законодателем;
- при любой смене адреса, даже при переезде юридического лица в соседнее здание, необходимы будут соблюдение 20-дневного срока плюс осуществление дополнительных действий;
- сам же регистрирующий орган указал на то, что на первом этапе в заявлении по форме N Р14001 указывается только регион или город. Не совсем понятна смысловая нагрузка данного действия, если регион/город не сменился;
- регистрирующий орган не учел, что в уставе может быть и не указан адрес, так как в соответствии с действующим законодательством достаточно определить населенный пункт. Следовательно, теряет смысл и действие по подаче заявления по форме N Р13001 на втором этапе.
Регистрирующий орган присвоил себе функции законодателя, распространив определенный режим, установленный Законом N 129-ФЗ, на иные отношения. Истолковав данный Закон расширительно, в угоду своим интересам и потребностям, Инспекция Федеральной налоговой службы N 46 грубо нарушает права юридических лиц и их контрагентов, замедляет действия по регистрации, а также усложняет гражданский оборот.
Если в уставе детально определен адрес, то при смене адреса в пределах одного населенного пункта действия осуществляются в один этап (подаются документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ). Если в уставе указан лишь населенный пункт, то подаются документы, предусмотренные п. 2 этой же статьи.
При изменении адреса, которое повлечет изменение места нахождения юридического лица, применяется более длительная процедура в два этапа: сначала регистрирующий орган уведомляется о планируемом изменении, затем по истечении 20 дней в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица представляются документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица. Перечень документов определен в п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В отличие от государственной регистрации юридического лица при создании, смене места нахождения юридического лица необходимо представить правоустанавливающие документы в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: переход на электронный документооборот (Данченко С.П.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Спорные вопросы, возникающие при государственной регистрации (Рябинин В.В.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

подробнее>>

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

подробнее>>

Где эта улица, где этот дом... (Афаунова Ф.)

Дата размещения статьи: 21.03.2016

подробнее>>

Госрегистрация юрлиц и ИП: что нового (знакомимся с изменениями в Закон о госрегистрации, УК РФ и КоАП РФ. Комментарий к Закону от 30.03.2015 N 67-ФЗ) (Мошкович М.Г.)

Дата размещения статьи: 10.06.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта