Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Заполнение форм 1.2 и 2.8 на сайте www.reformagkh.ru (Софийская Н.М.)

Заполнение форм 1.2 и 2.8 на сайте www.reformagkh.ru (Софийская Н.М.)

Дата размещения статьи: 22.03.2016

В течение I квартала 2015 г. организации, управляющие МКД (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК), обязаны раскрыть определенные виды информации об управлении домами по итогам 2015 г. Поскольку большинство этих сведений носят финансовый характер, бухгалтер так или иначе будет участвовать в подготовке данных для публикации. 

Напомним, что во исполнение Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, Приказом Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр, утверждены формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД. Указанный Приказ вступил в силу 25.05.2015, раскрытие сведений по итогам года именно по этим формам будет производиться впервые. Нередко бывает, что даже инспекторы органов госжилнадзора не могут ответить на конкретные вопросы представителей УК о заполнении тех или иных строк, однако это не помешает им в дальнейшем в случае ошибки наложить штраф.

 

Административная ответственность за нарушение требований к раскрытию информации 

Ненадлежащее (несвоевременное, неполное) раскрытие информации может служить поводом для привлечения УК к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). При этом важным моментом является определение срока давности привлечения к административной ответственности.

Обязанность по заполнению форм 1.2 и 2.8 (см. с. 65 и 66 соответственно) должна быть исполнена в течение I квартала года, следующего за отчетным, то есть не позднее 31.03.2016 (п. 9(3) Стандарта раскрытия информации). Обратим внимание, что на интернет-сайте www.reformagkh.ru фиксируется дата размещения информации. Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 и п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, то есть с 01.04.2016.

 

Форма 1.2. Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, товарищества, кооператива 

Параметры формы

N п/п

Наименование параметра

Единица измерения

1

Дата заполнения/внесения изменений

-

2

Дата начала отчетного периода

-

3

Дата конца отчетного периода

-

Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности

4

Годовая бухгалтерская отчетность

-

5

Сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)

руб.

6

Сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)

руб.

7

Общая задолженность управляющей организации (индивидуального предпринимателя) перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, в том числе:

руб.

8

- тепловая энергия, в том числе:

руб.

9

- тепловая энергия для нужд отопления

руб.

10

- тепловая энергия для нужд горячего водоснабжения

руб.

11

- горячая вода

руб.

12

- холодная вода

руб.

13

- водоотведение

руб.

14

- поставка газа

руб.

15

- электрическая энергия

руб.

16

- прочие ресурсы (услуги)

руб.

17

Смета доходов и расходов товарищества или кооператива

-

18

Отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива

-

 

Форма 2.8. Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год 

Параметры формы

N п/п

Наименование параметра

Единица измерения

1

Дата заполнения/внесения изменений

-

2

Дата начала отчетного периода

-

3

Дата конца отчетного периода

-

Общая информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме

4

Авансовые платежи потребителей (на начало периода)

руб.

5

Переходящие остатки денежных средств (на начало периода)

руб.

6

Задолженность потребителей (на начало периода)

руб.

7

Начислено за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту, в том числе:

руб.

8

- за содержание дома

руб.

9

- за текущий ремонт

руб.

10

- за услуги управления

руб.

11

Получено денежных средств, в том числе:

руб.

12

- денежных средств от собственников/нанимателей помещений

руб.

13

- целевых взносов от собственников/нанимателей помещений

руб.

14

- субсидий

руб.

15

- денежных средств от использования общего имущества

руб.

16

- прочие поступления

руб.

17

Всего денежных средств с учетом остатков

руб.

18

Авансовые платежи потребителей (на конец периода)

руб.

19

Переходящие остатки денежных средств (на конец периода)

руб.

20

Задолженность потребителей (на конец периода)

руб.

Выполненные работы (оказанные услуги) по содержанию общего имущества и текущему ремонту в отчетном периоде (заполняется по каждому виду работ (услуг))

21

Наименование работ (услуг)

-

22

Годовая фактическая стоимость работ (услуг)

руб.

Детальный перечень выполненных работ (оказанных услуг) в рамках выбранной работы (услуги) (заполняется по каждой выполненной работе (оказанной услуге) в п. 21 настоящего документа)

23

Наименование работы (услуги), выполняемой (оказываемой) в рамках указанного раздела работ (услуг)

-

24

Периодичность выполнения работ (оказания услуг)

-

25

Единица измерения

-

26

Стоимость на единицу измерения

руб.

Информация о наличии претензий по качеству выполненных работ (оказанных услуг)

27

Количество поступивших претензий

ед.

28

Количество удовлетворенных претензий

ед.

29

Количество претензий, в удовлетворении которых отказано

ед.

30

Сумма произведенного перерасчета

руб.

Общая информация по предоставленным коммунальным услугам

31

Авансовые платежи потребителей (на начало периода)

руб.

32

Переходящие остатки денежных средств (на начало периода)

руб.

33

Задолженность потребителей (на начало периода)

руб.

34

Авансовые платежи потребителей (на конец периода)

руб.

35

Переходящие остатки денежных средств (на конец периода)

руб.

36

Задолженность потребителей (на конец периода)

руб.

Информация о предоставленных коммунальных услугах (заполняется по каждой коммунальной услуге)

37

Вид коммунальной услуги

-

38

Единица измерения

-

39

Общий объем потребления

нат. показ.

40

Начислено потребителям

руб.

41

Оплачено потребителями

руб.

42

Задолженность потребителей

руб.

43

Начислено поставщиком (поставщиками) коммунального ресурса

руб.

44

Оплачено поставщику (поставщикам) коммунального ресурса

руб.

45

Задолженность перед поставщиком (поставщиками) коммунального ресурса

руб.

46

Размер пеней и штрафов, уплаченных поставщику (поставщикам) коммунального ресурса

руб.

Информация о наличии претензий по качеству предоставленных коммунальных услуг

47

Количество поступивших претензий

ед.

48

Количество удовлетворенных претензий

ед.

49

Количество претензий, в удовлетворении которых отказано

ед.

50

Сумма произведенного перерасчета

руб.

Информация о ведении претензионно-исковой работы в отношении потребителей-должников

51

Направлено претензий потребителям-должникам

ед.

52

Направлено исковых заявлений

ед.

53

Получено денежных средств по результатам претензионно-исковой работы

руб.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ общий срок равен трем месяцам, так как дела данной категории рассматриваются судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом нужно помнить, что для некоторых категорий дел срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года, в частности для нарушений законодательства о защите прав потребителей. При рассмотрении дел о нарушении Стандарта раскрытия информации ранее (ст. 7.23.1 КоАП РФ) некоторые суды квалифицировали правонарушение именно таким образом и подтверждали, что срок давности равен году (см. Постановления ВС РФ от 25.03.2013 N 3-АД13-2, АС СЗО от 24.11.2014 по делу N А26-592/2014, АС УО от 25.08.2015 N Ф09-5446/15). В то же время находились противники данной точки зрения (Постановление ФАС ПО от 16.06.2014 по делу N А12-24444/2013). Пояснения по этому вопросу можно найти в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10. Так, в КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Таким образом, существует риск, что нарушение лицензионных требований, выразившееся в несвоевременном раскрытии информации, может быть квалифицировано как нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей. И тогда срок давности привлечения к ответственности истечет 01.04.2017.

Что касается некоммерческих объединений граждан, для них ответственность за ненадлежащее раскрытие информации по требованиям соответствующего стандарта не предусмотрена. До 01.05.2015 действовала ст. 7.23.1 КоАП РФ, которой была установлена ответственность для организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании договоров управления. Несмотря на то что ТСЖ не заключает договоры управления как исполнитель, известны случаи, когда данная ответственность к нему применялась (Постановления ВС РФ от 22.12.2015 N 303-АД15-11489, АС УО от 03.12.2014 N Ф09-8335/14).

 

Форма 1.2 

Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖК представляются за отчетный период - календарный год, следовательно, дата начала отчетного периода - 01.01.2015, дата конца отчетного периода - 31.12.2015.

Прежде всего управляющему необходимо прикрепить сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности за отчетный период в виде файлов в электронной форме (строка 4). Это значит, что все страницы годовой бухгалтерской отчетности в объеме, предусмотренном бухгалтерским законодательством и учетной политикой, следует сканировать и как единый документ разместить в соответствующем поле при заполнении формы. Отчетность может быть размещена сразу после составления (то есть после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта <1>), без утверждения участниками компании. Это касается как УК, так и некоммерческих объединений граждан.

--------------------------------

<1> См. ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

Доходы и расходы 

Следующие две строки - сведения о доходах (расходах), полученных (понесенных) за оказание (в связи с оказанием) услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов). При заполнении этих показателей нужно учитывать, что:

- в указанной форме отражаются данные суммарно по всем домам, находящимся в управлении;

- здесь логично раскрывать информацию по всем услугам и работам, оказываемым и выполняемым на основании договоров управления (не только по непосредственно услугам управления МКД, но и по коммунальным услугам, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества);

- поскольку доходы и расходы - это объект бухгалтерского учета, логично предположить, что показатели следует взять из бухгалтерского учета;

- из предыдущего положения вытекает еще одно: компании, уплачивающей НДС по рассматриваемым операциям, доходы следует показывать без учета НДС (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации");

- под раздельным учетом понимаются способы учета, при помощи которых доходы и расходы в рамках деятельности по управлению МКД обособляются от иных доходов и расходов.

К доходам, связанным с оказанием услуг по управлению МКД (строка 5), безусловно, относятся суммы платы, начисленной собственникам (нанимателям) помещений за коммунальные услуги, содержание общего имущества, управление МКД, то есть выручка за оказание услуг, выполнение работ, признанная в текущем периоде. С точки зрения налогообложения поступления на текущий ремонт квалифицируются в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) при условии раздельного учета и целевого использования. В бухгалтерском учете поступления на текущий ремонт могут быть отнесены к целевым средствам, если они собираются примерно по той же схеме, что и взносы в фонд капитального ремонта: заранее не согласуются детальные параметры ремонта. Если же при принятии решения о внесении платы за текущий ремонт устанавливаются сроки, перечни и стоимость работ, мы предлагаем формировать доходы будущих периодов. В раскрываемый же показатель, вероятнее всего, должна попасть выручка от оказания услуг, выполнения работ (обороты по кредиту счета 90 "Продажи" за отчетный период). По этой же причине в доходы не включаются начисленные взносы на капитальный ремонт, если фонд формируется на специальном счете.

Доходы, полученные за оказание услуг по управлению МКД, следует отличать от выручки от оказания, выполнения иных услуг, работ (сдачи в аренду имущества, проведения работ на частном имуществе либо отдельных работ по договорам подряда вне договоров управления МКД). Кроме того, у любой компании есть масса иных доходов, так или иначе обусловленных основной деятельностью, например полученные суммы пеней от недобросовестных плательщиков, компенсации за причиненный ущерб, проценты от использования остатка свободных денежных средств на счете, комиссионное вознаграждение от партнеров (если, к примеру, УК за плату начисляет и собирает с населения платежи за услуги сторонних организаций), посредническое вознаграждение от собственников помещений (например, за участие от имени собственников помещений в договоре аренды общего имущества, в расчетах, связанных с выплатой вознаграждения членам совета МКД) и пр. Напрямую их вряд ли можно считать полученными за оказание услуг по управлению МКД. Поэтому такие доходы должны быть обособлены в учете и их не следует включать в форму 1.2.

В свою очередь, в связи с получением указанных доходов компания неизбежно несет расходы (строка 6). Часть из них можно напрямую соотнести с определенными доходами, а часть относится сразу к нескольким видам деятельности. В этом случае раздельный учет расходов состоит в принудительном (расчетном) распределении второй части затрат по видам деятельности. Метод распределения расходов должен быть прописан в локальном акте организации. Обратим внимание, что в бухгалтерском учете может быть принят директ-костинг - способ учета затрат, при котором компания не определяет полную себестоимость услуг, работ, а списывает коммерческие и управленческие расходы без распределения общей суммой (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Необходимость раскрытия расходов в форме 1.2 не означает, что организация должна изменить бухгалтерский способ признания затрат. Представляется, что УК вправе утвердить специальную методику распределения затрат для целей раскрытия информации и в соответствии с ней рассчитывать показатель, включаемый в форму 1.2 по строке 6.

Еще один вопрос, возникающий на практике: обязано ли ТСЖ (ЖСК, ЖК) заполнять рассматриваемые показатели (сведения о доходах и расходах в связи с оказанием услуг по управлению МКД)? Дело в том, что в зависимости от учетной политики товарищества ответ на вопрос о том, являются ли поступления от собственников помещений в возмещение расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, оплату коммунальных услуг доходами в бухгалтерском учете, может быть разным. Многие товарищества не формируют выручку от оказания услуг ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Однако в Жилищном кодексе можно встретить формулировки, из которых ясно, что ТСЖ все-таки предоставляет услуги (ч. 2 ст. 143.1). Кроме того, из буквального толкования пп. "а" п. 3 Стандарта раскрытия информации не следует, что товарищества и кооперативы освобождены от раскрытия основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности, включая сведения о доходах и расходах, связанных с услугами управления МКД. Также в форме 1.2 есть две сноски к строкам 17 (смета доходов и расходов товарищества или кооператива) и 18 (отчет о выполнении названной сметы), согласно которым данная информация подлежит раскрытию для товариществ и кооперативов. Значит, в отношении других показателей формы исключения не установлены.

Таким образом, ТСЖ следует вписать в строку 5 (доходы) сумму платежей, начисленных к уплате собственникам и нанимателям помещений (как членам, так и нечленам) за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги, а в строку 6 (расходы) - все расходы, произведенные в целях содержания и ремонта общего имущества, предоставления коммунальных услуг.

 

Смета и отчет о ее выполнении 

В строках 17 и 18 формы 1.2 ТСЖ (кооператив) должно (должен) приложить сканированные копии сметы доходов и расходов за отчетный период, отчета о ее выполнении в виде файлов в электронной форме.

Действующее законодательство не предлагает ТСЖ универсальной формы сметы доходов и расходов. Поэтому вряд ли проверяющие смогут обоснованно выдвинуть претензии к ее содержанию.

Все правовое регулирование сводится к п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, из которых следует, что:

- смета доходов и расходов составляется на год;

- смета включает среди прочего необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие предусмотренные законом и уставом товарищества цели;

- на основе принятой сметы устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности.

Представляется, что основой для составления сметы расходов должен стать годовой план содержания и ремонта общего имущества (п. 8 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), в котором описываются необходимые работы и услуги. Смета расходов в части содержания и текущего ремонта - это денежное выражение указанного плана. Получив величину планируемых расходов, следует оценить возможные поступления, рассчитав в итоге основное из них - платежи собственников помещений. Форма сметы произвольная, перечень расходов предопределяется структурой расходов каждого конкретного ТСЖ (подрядные работы по видам, затраты на содержание персонала, материальные расходы, содержание помещения товарищества и пр.).

Отчет о выполнении сметы содержит реальные показатели по запланированным статьям и отклонения от плана. Представляется, что будет логично в качестве пояснений к отчету изложить причины перерасходов и экономии. По умолчанию годовое общее собрание членов ТСЖ, на котором утверждается отчет по смете, проводится во II квартале следующего года (ч. 1 ст. 45, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ), то есть уже после того, как истечет срок раскрытия соответствующей информации. Значит, решения высшего органа управления ТСЖ по вопросам перерасхода и экономии будут опубликованы позднее.

 

Задолженность перед РСО 

Самое большое число строк формы 1.2 посвящено раскрытию данных о суммах задолженности УК (ТСЖ, ЖК) перед РСО как суммарно (строка 7), так и с разбивкой по видам коммунальных ресурсов (строки 8 - 16):

- тепловая энергия (отдельно для нужд отопления и горячего водоснабжения);

- горячая вода;

- холодная вода;

- водоотведение;

- газ;

- электрическая энергия;

- прочие ресурсы (услуги).

При заполнении данных показателей нужно обратить внимание на следующие особенности:

- в пояснениях к заполнению формы 1.2 указано, что раскрытию подлежит задолженность за отчетный период, однако показатель задолженности - это показатель, характеризующий финансовое положение компании на отчетную дату, а не результаты ее деятельности за период. Поэтому формулировка "задолженность за отчетный период" лишена смысла, полагаем, что следует раскрывать задолженность на дату окончания отчетного периода, то есть на 31.12.2015;

- если один и тот же ресурс поставляют несколько РСО (например, в разные дома), показатели задолженности следует суммировать;

- в пояснении к форме сказано: "в случае прямой поставки коммунального ресурса потребителям указывается нулевое значение". В настоящее время прямые отношения между потребителями и РСО возможны в случаях, описанных в ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ. Здесь действительно у управляющего нет задолженности перед РСО. А вот в случае прямых расчетов за ту или иную коммунальную услугу по решению общего собрания в учете УК (ТСЖ) задолженность перед РСО формируется в общем порядке, поэтому показатель должен быть раскрыт;

- показатель задолженности включает в себя не только неоплаченную стоимость коммунального ресурса, но и обычно "входной" НДС (обороты по кредиту бухгалтерского счета 60). Значит, в форме 1.2 следует показать задолженность в полной сумме, на это никак не влияет на применение управляющим вычетов НДС.

Единственный источник показателей задолженности перед РСО - это регистры бухгалтерского учета, информация в которые попадает из первичных документов. Перед составлением бухгалтерской отчетности организациям предписано проводить сверку расчетов с контрагентами, однако в учете отражаются данные, которые организация считает правильными (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Механически переносить из сверки расчетов данные РСО в форму 1.2 не следует (не исключены завышенные ошибочные показатели).

 

Форма 2.8 

В отличие от данных, раскрываемых в форме 1.2, отчет по форме 2.8 заполняется в отношении каждого дома, которым управляет компания, отдельно. Если речь идет о ТСЖ, созданном для управления одним домом, некоторые показатели форм 1.2 и 2.8 могут совпасть. Кстати, обратим внимание, что форма 2.8 имеет название "Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год". Управляющие компании, заполнив такой отчет в целях раскрытия информации, одновременно считаются исполнившими обязанность по представлению собственникам отчета на основании ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, если, конечно, иная форма отчета не была предусмотрена договором управления МКД.

С другой стороны, означает ли это для ТСЖ, что отчет о выполнении сметы, который необходимо разместить в форме 1.2, следует взять именно в виде формы 2.8? Представляется, что у властей не было задумки дублировать информацию на одном и том же источнике (www.reformagkh.ru), поэтому сделанный вывод не является императивным требованием. Отчет по смете составляется на основе (по форме) сметы, которая не может соответствовать форме 2.8 для ТСЖ как минимум потому, что включает в себя детализацию расходов на содержание персонала, приобретение основных средств ТСЖ и пр.

 

Содержание и текущий ремонт: начисления и поступления 

В первой части формы 2.8, имеющей подзаголовок "Общая информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД", приводятся данные о начисленных потребителям суммах и фактически полученных управляющим денежных средствах. При заполнении любой строки допускается указание нулевого значения. Это возможно, если у управляющего нет необходимой детализации данных либо не возникало каких-либо операций. Обращаем особое внимание, что в названном разделе не отражаются сведения, связанные со взносами на капитальный ремонт общего имущества. Среди раскрываемых показателей:

- авансовые платежи потребителей (на начало и конец периода) (строки 4 и 18), под которыми понимаются фактически внесенные потребителями денежные средства сверх начисленных к отчетной дате;

- задолженность потребителей (также на начало и конец периода) (строки 6 и 20) - сумма непогашенной задолженности потребителей, пользующихся помещениями в конкретном МКД, за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Особо подчеркнем: одновременно могут быть заполнены показатели и по авансам, и по задолженности, ведь некоторые потребители в доме могут оплачивать услуги вперед, а другие - иметь задолженность. Это соображение еще раз подтверждает, что объединение в бухгалтерской программе населения в единого заказчика не отменяет необходимости аккумулировать информацию по расчетам в разрезе каждого потребителя;

- начислено за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту суммарно (строка 7) и в том числе с разбивкой за содержание дома, текущий ремонт, услуги управления отдельно (строки 8, 9, 10). Эти показатели соответствуют оборотам за год по дебету счета 62 (по соответствующим субсчетам). Подчеркнем еще раз, что допускается указание нулевого значения в любой из строк формы. Значит, если начисления в учете проводились единой суммой - за содержание общего имущества, в отчете по форме 2.8 будет заполнена только одна строка 8 "За содержание дома". Такой порядок действий не нарушает права граждан;

- получено денежных средств за отчетный период по дому за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (суммарный показатель не может принимать нулевое значение) (строка 11). Данный показатель выявляется путем сопоставления оборотов по дебету счета 51 и кредиту счета учета расчетов с потребителями за содержание и текущий ремонт (соответствующий аналитический счет, открытый к счету 62). Кстати, если расчеты с потребителями ведутся через третьих лиц, причем управляющий выдает последним поручение перечислять деньги сразу поставщикам и подрядчикам (то есть на счет управляющего попадает лишь малая часть денежных средств), управляющий обязан показывать поступления от потребителей в полном объеме (согласно отчету платежного агента). В этом случае для заполнения данной строки отчета следует проанализировать бухгалтерскую проводку по дебету счета учета расчетов с платежным агентом и кредиту счета учета расчетов с потребителями.

На практике возникает вопрос, почему у показателя "Получено денежных средств" иная детализация, нежели в отношении показателя "Начислено за услуги (работы)". В частности, поступления следует дифференцировать по источникам (строки 12 - 16):

- денежные средства от собственников, нанимателей помещений;

- целевые взносы от собственников, нанимателей помещений;

- субсидии;

- денежные средства от использования общего имущества;

- прочие поступления.

Однако из формы не следует, что поступающие денежные средства должны покрывать именно суммы, начисленные потребителям за услуги (работы). К примеру, при получении субсидии на благоустройство придомовой территории УК не начисляет потребителям (собственникам, нанимателям помещений) плату за свои работы. Другой случай: средства от аренды общего имущества, по решению общего собрания направляемые на содержание общего имущества в МКД, сначала накапливаются и только после принятия собранием решения используются. Что касается целевых взносов (строка 13), представляется, что данная строка наиболее актуальна для ТСЖ. Заметим, что все эти денежные средства должны быть связаны именно с оказанием услуг, выполнением работ на общем имуществе. К примеру, к целевым взносам собственников общего имущества в целом могут быть отнесены платежи, предназначенные для выплаты вознаграждения членам совета МКД. Однако данные суммы не связаны с оказанием услуг УК, поэтому они не включаются в отчет.

Наибольшее число вопросов вызывает заполнение строки "Переходящие остатки денежных средств" (приводятся на начало и конец периода) (строки 5 и 19). Разработчиками форм раскрытия информации дано такое пояснение: "Указывается сумма не использованных за предыдущий отчетный период денежных средств по МКД, образованная вследствие внесения платы потребителями за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и перешедшая на следующий отчетный период". Вероятнее всего, здесь имеются в виду сборы в фонды, которые заведомо будут использованы в последующие периоды. Классический пример - фонд капитального ремонта, однако, повторим, в силу специальных предписаний расчеты, связанные с наполнением и использованием фонда капремонта, в форме 2.8 не раскрываются. Для ТСЖ это могут быть любые целевые фонды, создаваемые по решению общего собрания членов в соответствии с уставом. Для УК переходящим остатком являются средства, которые поступают ей, но не могут быть потрачены в отчетном периоде, когда они поступили. Например, это средства от пользования общим имуществом третьими лицами, если общее собрание решило накапливать их. То же самое касается взносов в фонд текущего ремонта, предусмотренный решением общего собрания. Переходящие остатки не принадлежат управляющему и при смене способа управления могут быть истребованы новым управляющим по поручению собственников помещений в МКД.

Последний показатель, на который хотелось бы обратить внимание, - "Всего денежных средств с учетом остатков" (строка 17). Он отражает общую величину денежных средств, которые находились в распоряжении управляющего в течение отчетного периода и были предназначены для содержания и текущего ремонта общего имущества. Представляется, что неправильно рассматривать величину денежных средств как сумму, которую управляющий должен потратить на содержание и текущий ремонт дома. Можно со 100%-ной уверенностью утверждать, что расходы управляющего (признаются методом начисления как возникновение обязательств) не совпадут с рассматриваемой величиной денежных средств. Но в этом нет никаких нарушений. По всей вероятности, данный показатель может позволить наглядно оценить финансовое положение управляющего, поскольку наиболее популярное обоснование нарушений в сфере содержания общего имущества - недостаток финансирования.

 

Содержание и текущий ремонт общего имущества: виды работ и их стоимость 

В строках 21 - 26 формы 2.8 должна быть представлена информация о выполняемых работах, оказываемых услугах и их годовой стоимости. Обращаем внимание, что перечень работ заносится на сайт www.reformagkh.ru в форме 2.3, а в форме 2.8 он высвечивается автоматически. Под фактической годовой стоимостью работ (услуг), которую следует вносить в строку 22, понимается стоимость таких работ (услуг) для потребителей. Если работа (услуга) выполнена (оказана) в полном объеме, ее фактическая стоимость должна соответствовать плановой. Из суммы годовой фактической стоимости всех работ (услуг), очевидно, должен получиться суммарный показатель начисленной за год платы за содержание жилого помещения. Представляется, что у УК нет оснований показывать фактические затраты как в случае, если они превышают согласованную с собственниками помещений плату (ведь соответствие установленного размера платы и фактической стоимости обязательных мероприятий есть риск УК), так и в случае, если фактически затраты меньше цены работ (услуг) (эта разница представляет собой прибыль УК). В случае же с некоммерческим объединением (ТСЖ, ЖК), напротив, годовая фактическая стоимость работ (услуг) есть не что иное, как фактические затраты на их выполнение (оказание).

Далее необходимо детализировать указанные выше работы (услуги) по видам, если это возможно. В пояснениях ко всем строкам, где нужно отразить информацию о видах работ (услуг), сказано: "Заполняется при наличии информации по детализированной работе (услуге)". Обратим внимание, что по детализированным работам (услугам) не нужно приводить годовую стоимость, достаточная информация - периодичность выполнения работ (оказания услуг) (например, ежегодно, еженедельно, непрерывно), единица измерения (количество раз, кв. м площади помещений), стоимость на единицу измерения.

Обратим внимание, что стандартно для клиентов УК рассчитывает стоимость услуг на 1 кв. м площади помещений в доме. Однако представляется, что не всегда такую стоимость нужно раскрывать по строке 26 формы 2.8. Это связано с тем, что единицей измерения объема работы (услуги) вряд ли может быть площадь помещений, принадлежащих собственникам в МКД. К примеру, если речь идет об услуге по уборке помещений общего пользования, единица измерения - 1 кв. м уборочной площади. Услугу по техническому обслуживанию лифтов целесообразно оценивать в расчете на один лифт, вывоз снега - по объему (куб. м) вывезенного снега, ежегодные осмотры - в разах, услугу по проведению общего собрания собственников помещений - в расчете на одно собрание с учетом количества собственников помещений в данном доме. Иначе говоря, эти показатели (единица измерения объема работы (услуги) и стоимость на единицу измерения) следует заимствовать из договоров с подрядчиками, которые непосредственно выполняют работы и оказывают услуги.

 

Претензии потребителей 

В соответствующем разделе формы 2.8 (строки 27 - 30) следует указывать информацию о претензиях всех собственников помещений в МКД (независимо от статуса помещения) по качеству выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Представляется, что сюда же нужно включить претензии, связанные с нарушением периодичности выполнения работ (см. Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). В строке 30 формы 2.8 указывается сумма произведенного перерасчета по результатам удовлетворения претензий потребителей. Логично предположить, что в отчет за 2015 г. должны попасть суммы перерасчета, произведенного в этом году. Добавим, что нередко УК осуществляют перерасчет по причине неправомерного завышения платы за содержание жилого помещения, однако в данный раздел эти суммы не включаются.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

4 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 114268-7 "Об альтернативных видах моторного топлива"

Законопроектом устанавливаются правовые основы производства и использования альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать развитию экономики России, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Кроме того, это позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах Российской Федерации.




28 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 112351-7 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"

Законопроект разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".




22 февраля 2017 г.
Проект федерального закона № 108659-7 "О внесении изменений в ФЗ "О лотереях" и ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российско

Законопроект направлен на ограничение кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами переводов и приема денежных средств в пользу лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, деятельность по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.




11 февраля 2017 г.
Проект Федерального закона № 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

Основная цель законопроекта - защитить людей от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей, направленных на повышение покупательского спроса на алкоголь. 




28 января 2017 г.
Проект Федерального закона N 87981-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Законопроектом предполагается, что при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности граждане могут быть освобождены от необходимости государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Перечень видов такой деятельности и условия освобождения лиц ее осуществляющих от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будут установлены федеральным законом. 



В центре внимания:


Комплексное и устойчивое развитие территории - новый инвестиционный драйвер или административный барьер? (Кузьма И.Е.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Лучший корпоративный спор, рассмотренный ВС РФ в 2016 году (Хлюстов П.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Взносы под контролем ФНС: что меняется для ИП с 2017 года (комментарий к Закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ) (Бугаева Н.Г.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Изменения в порядке учета машино-мест (комментарий к Законам от 13.07.2015 N 218-ФЗ; от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>

Льготы по прибыли для участников инвестпроектов (комментарий к Закону от 23.05.2016 N 144-ФЗ) (Калинченко Е.О.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта