Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проблемы правовой квалификации золотовалютных резервов (запасов) Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой устойчивости государства (Поветкина Н.А.)

Проблемы правовой квалификации золотовалютных резервов (запасов) Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой устойчивости государства (Поветкина Н.А.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

Несмотря на высокую роль и значимость золотовалютных резервов как финансово-правового инструмента финансовой деятельности Российской Федерации, наука финансового права до сегодняшнего дня не уделяла им практически никакого внимания и рассматривала данную проблему исключительно в контексте исследования смежной проблематики. Так, золотовалютные резервы государства рассматривались только в контексте казны Российской Федерации. В экономической научной литературе золотовалютным резервам уделяется довольно пристальное внимание и отмечается их важное значение для обеспечения независимости государства. В частности, они рассматриваются как "инструмент поддержания финансовой стабильности государства", "важное резервное средство", "страховой фонд государства на случай дестабилизирующей ситуации на финансовом рынке" и т.д.

Особо следует заметить, что правовое регулирование золотовалютных резервов является наиболее закрытым для общественности, нежели иная сфера финансовой деятельности. Сведения о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Одновременно с этим законодательно установлено, что сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ (т.е. о части золотовалютных резервов) составляют государственную тайну. Таким образом, информация о золотовалютных резервах является лишь частично открытой для общества, что объясняется стратегическим характером закрытой информации и потенциальной возможностью возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации при ее раскрытии.

Прежде всего необходимо определиться с пониманием золотовалютных резервов, за счет которых может обеспечиваться финансовая устойчивость Российской Федерации. Одной из основных проблем в сфере теоретико-правовой квалификации золотовалютных резервов Российской Федерации можно считать отсутствие единого научного подхода к определению содержания понятия "золотовалютный резерв". В нормативных актах также нет единства в используемой терминологии, по сути, наполненной одним содержанием - это непосредственно золотовалютные резервы Российской Федерации, золотовалютные резервы, международные резервы Российской Федерации, международные резервы России, резервные активы, золотовалютные резервы Банка России. Учитывая глубину данной законодательной и научной неопределенности, несомненно требующей разрешения в рамках самостоятельного научного исследования, остановимся на вопросах, имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования.

Анализ действующего законодательства приводит к следующему выводу, позволяющему судить о содержании золотовалютных резервов Российской Федерации. Итак, золотовалютные резервы Российской Федерации состоят из двух частей: первая часть - государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, полученных из законодательно закрепленных источников, находящийся в управлении Министерства финансов РФ; вторая часть - золотовалютный резерв Банка России. Двухэлементная система управления предопределяет и специфическое правовое регулирование золотовалютных резервов: нормативное регулирование Минфина России (в отношении государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней) и нормативное регулирование Центрального банка РФ (в отношении резервов Банка России). Нормативные акты двух органов действуют параллельно, имеют свой объект, предмет (весьма схожие, но не идентичные), распространяются на особый, строго определенный круг отношений, в некоторых случаях взаимозависимы и взаимоопределены. Следует отметить, что какого-либо общего нормативного акта, регулирующего единые требования к обеим частям золотовалютных резервов, равно как и требования к их понятию и составу, нет.

Рассмотрим более подробно состав золотовалютных резервов Российской Федерации, предварительно отметив, что он характеризуется сложной и неоднородной структурой и имеет высокую степень неопределенности правового регулирования.

Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (далее - Госфонд России) как часть золотовалютных резервов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" находится в непосредственном управлении Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Гохран России). Этим же Законом установлено предназначение данного фонда - обеспечение производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации.

Госфонд России включает в себя совокупность следующих драгоценных металлов - золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных в установленном порядке к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов. В свою очередь, эти ценности отнесены либо к ценностям Алмазного фонда РФ, либо к ценностям золотого запаса Российской Федерации, либо к прочим ценностям Госфонда России.

Алмазный фонд РФ представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и не подлежит отчуждению в какой либо форме. Для Алмазного фонда РФ в большей степени характерно культурно-художественное назначение, и для обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации данная часть золотовалютного резерва не представляет принципиального значения.

Золотой запас РФ состоит из аффинированного золота, который может быть использован для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях. Как видим, законодательное определение цели использования золотого запаса предопределило и первостепенное значение золотого запаса для обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации.

Остальные ценности (не включенные в Алмазный фонд и золотой запас) отнесены к прочим ценностям Госфонда России, не имеют специальной цели использования и предназначены для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Таким образом, прочие ценности Госфонда России как часть золотовалютных резервов Российской Федерации только в случае издания отдельного решения уполномоченного органа по использованию их в качестве стабилизирующего инструмента могут иметь какое-либо значение для обеспечения финансовой устойчивости нашей страны.

Таким образом, золотовалютные резервы Российской Федерации, составляющие Госфонд России и хранящиеся в Гохране России, представляют собой драгоценные камни и драгоценные металлы, включая золото. При этом именно золотой запас является стабилизирующим элементом финансовой системы Российской Федерации и позволяет создать резерв особого рода, который имеет для государства стратегическое значение.

Особо следует отметить, что правовой режим части золотовалютных резервов, составляющих Госфонд России, достаточно подробно урегулирован в нормативных правовых актах, в частности, определены:

- понятие и правовой режим Госфонда;

- его состав и структура;

- порядок его формирования, в том числе принятия решений о его пополнении, приобретении ценностей и их экспертизе;

- порядок отпуска ценностей из Госфонда России;

- учет, хранение и обеспечение сохранности;

- порядок отчетности и проведения проверок;

- правовой статус Гохрана России.

К сожалению, отсутствие открытой официальной информации на официальном сайте Минфина России не позволяет исследовать порядок управления и оценить размеры и динамику формирования и расходования этой части золотовалютных резервов.

Вторая часть золотовалютных резервов Российской Федерации находится в Центральном банке РФ. И с этого момента они определяются как золотовалютные резервы Банка России либо международные (золотовалютные) резервы. Управление данными резервами относится к официальным функциям ЦБ РФ (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 30.12.2015)). Несмотря на то, что Закон о ЦБ РФ прямо не устанавливает основное предназначение золотовалютных резервов, находящихся в его управлении, можно сделать вывод, что это предназначение идентично общим целям деятельности Центрального банка РФ - защите и обеспечению устойчивости рубля, развитию и укреплению банковской системы Российской Федерации, обеспечению стабильности и развитию национальной платежной системы, развитию и обеспечению стабильности финансового рынка Российской Федерации.

В состав части золотовалютных резервов Банка России входят средства в иностранной валюте, специальные права заимствования (СДР), резервная позиция в МВФ и монетарное золото.

В категорию средств в иностранной валюте входят наличная иностранная валюта, остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте, депозиты с первоначальным сроком погашения до одного года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах, долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до одного года включительно. Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг, также учитываются в составе международных резервов.

Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством РФ на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, также является составляющей международных резервов Российской Федерации.

Специальные права заимствования (СДР) - международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Департаменте СДР Фонда.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству РФ стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 999/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей, и представляющее собой вторую часть золотого запаса Российской Федерации, хранящуюся в Банке России.

Годовой отчет Банка России за 2014 г. использует иные термины в обозначении золотовалютных резервов, однако изучение данного документа позволяет констатировать, что содержательное наполнение является идентичным. Так, в нем указано, что резервные активы Банка России (новый термин) состоят из резервных валютных активов Банка России и активов Банка России в золоте. К резервным валютным активам Банка России относятся номинированные в долларах США, евро, фунтах стерлингов, канадских долларах, австралийских долларах, иенах, швейцарских франках и специальных правах заимствования (СДР) (далее - разрешенные валюты) требования Банка России к иностранным контрагентам и принадлежащие Банку России ценные бумаги иностранных эмитентов. Как видим, уточняется состав иностранной валюты, в которых могут быть размещены резервы. Кроме того, вводится дополнительная цель управления резервными валютными активами Банка России - обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.

Таким образом, золотовалютные резервы Банка России имеют более наполненный элементный состав по сравнению с Госфондом России.

Кроме содержательных различий в двух частях золотовалютных резервов можно выделить и еще одно отличие, заключающееся в разнице их связи с федеральным бюджетом. Так, средства, полученные от реализации ценностей Госфонда России, не являются источником доходов федерального бюджета, а предназначены лишь для погашения дефицита федерального бюджета и относятся к иным источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (средства, получаемые от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100% (ст. 93.1 Бюджетного кодекса РФ)); средства, полученные от управления золотовалютными резервами Центрального банка РФ, зачисляются в прибыль Банка России (и лишь затем в составе 90% прибыли перечисляются в доход федерального бюджета, но в отличие от первого случая - в качестве неналогового дохода).

Данный признак и закрепленные цели использования золотовалютных резервов Российской Федерации позволяют выделить несколько взаимосвязанных функций:

- защитную, позволяющую говорить о закреплении финансово-правового средства, способствующего достижению состояния защищенности государства в условиях рисков и угроз;

- компенсирующую, поскольку они предназначены для восстановления сбалансированности бюджета при наличии дефицита;

- стабилизирующую, способствующую формированию состояния надежности и гарантированности выполнения всех финансовых обязательств государства и направленности на дальнейшее обеспечение финансовой устойчивости Российской Федерации. Еще в 1990 г. формирование золотого запаса связывалось с созданием стабилизационного монетарного фонда государства.

Кроме выполнения данных функций золотовалютные резервы Российской Федерации способствуют формированию надежного положительного имиджа государства среди инвесторов. Чем выше величина золотовалютных резервов, тем большим доверием иностранных инвесторов и кредиторов пользуется государство.

Однако, несмотря на значительные различия в правовом режиме регулирования, можно выделить и определенное единство в их правовой природе. Так, законодательно сформулированным, единственным общим признаком двух частей золотовалютных резервов является их принадлежность к федеральной собственности, что объясняет их отношение к казне Российской Федерации.

Внимательный анализ нормативных актов, регулирующих сферу золотовалютных резервов, позволяет выявить очередную неопределенность правового регулирования. Так, в соответствии с частью 1 ст. 8 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях частью золотовалютных резервов Российской Федерации является золотой запас Российской Федерации. Здесь же законодатель устанавливает и более конкретную цель использования золотого запаса, нежели для иных частей Госфонда России, и закрепляет, что золотой запас предназначен исключительно для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

Далее, в этой же статье, законодатель разделяет золотой запас Российской Федерации на две части и указывает, что первая хранится в Центральном банке РФ и учитывается на его счетах. А также устанавливает субъекта, управляющего им (в частности, решение о расходовании этой части золотого запаса Российской Федерации принимается ЦБ РФ в порядке, согласованном с Правительством РФ). Отчет о состоянии учитываемой на счетах ЦБ РФ части золотого запаса Российской Федерации представляется Банком Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Центрального банка РФ о деятельности Банка (ч. 2 ст. 8). Вторая часть золотого запаса находится в Госфонде России, подлежит учету на счетах Министерства финансов РФ. Решение о расходовании данной части золотого запаса Российской Федерации принимается в соответствии с планами, утверждаемыми Правительством РФ, в стоимостных объемах, устанавливаемых Федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 23).

Таким образом, возникает вопрос: распространяется ли действие части 1 ст. 8 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях на часть золотого запаса, находящегося в ЦБ РФ? Буквальный анализ позволяет ответить утвердительно, что влечет возникновение следующих противоречий и коллизий. Если часть золотого резерва Банка России находится в пределах правового поля действия части 1 ст. 8 вышеуказанного Закона, то это означает, во-первых, что на него распространяется и ограничение по использованию золотого запаса для осуществления лишь финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях, и это должно, в свою очередь, коррелировать с целями деятельности Банка России, указанными в статье 3 соответствующего Закона (так как управление золотовалютными резервами Банка России ограничено именно этими целями), и не может не вызывать определенные противоречия; во-вторых, приводит к возникновению вопроса об отнесении части золотого запаса ЦБ РФ к общему золотому запасу Российской Федерации. Принимая во внимание факт, что Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях регулируются отношения по управлению частью золотовалютного резерва в общем и золотым запасом в частности, которые относятся к Госфонду России, указание на золотой запас Банка России в контексте общего правового регулирования данного Закона представляется как минимум некорректным и приводит к возникновению так называемых недействующих "мертвых" норм.

В связи с этим целесообразным представляется внесение изменений в Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях в части уточнения правового режима золотовалютных резервов (с последующим внесением изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). В частности, предлагается закрепить понятие золотовалютных резервов Российской Федерации (возможно, через перечисление объектов, в него входящих), состав золотовалютных резервов с четким указанием субъектов, управляющих ими и их компетенцией, определить цели использования (расходования) золотовалютных резервов, а также возможность (либо невозможность) передачи частей золотого запаса из Госфонда России в Банк России и т.д.

Следует заметить, что исследование проблем содержания и структуры золотовалютных резервов центральных банков находится в более активном интересе ученых, нежели золотовалютные резервы Гохрана России. Так, первой группе резерва посвящены работы И. Ольшаного, Г. Фетисова, В. Андрианова, Т. Малаховой и др. Из работ, посвященных резервам Гохрана, можно выделить только работы И. Кучерова и С. Янкевича.

Переходя к вопросам управления золотовалютными резервами, справедливо будет отметить, что стабильность государства, его финансовая устойчивость во многом определяются не только объемом резервов, но и оптимальностью их структуры и эффективностью управления ими. Государство поставило перед уполномоченными органами непростую задачу - необходимо не только сохранить имеющиеся резервы, но и приумножить их и привлечь дополнительные доходы в федеральный бюджет. Основной целью деятельности по управлению резервами является обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и поддержание доходности резервных активов. При этом стоит сделать важную оговорку: в соответствии с целями деятельности ЦБ РФ извлечение прибыли не является основной его целью, что ограничивает возможности Банка по использованию финансовых инструментов при управлении золотовалютными резервами.

Непосредственное управление золотовалютными резервами Российской Федерации, как уже было отмечено ранее, осуществляется Минфином России в отношении ценностей Госфонда России, а также Банком России - в отношении золотовалютных резервов Банка России.

Несмотря на нормативное регламентирование порядка учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, определения цен на них, порядка представления заявок на приобретение аффинированных драгоценных металлов из Госфонда России, информацию о применении данных норм найти не удается, что позволяет говорить об ограниченности такой информации для общественности.

Следует согласиться с позицией С.В. Янкевича, отмечающего динамичность золотого запаса Госфонда России по сравнению с его иными частями. Специальный режим золотого запаса Госфонда России и его особую роль в обеспечении финансовой устойчивости Российской Федерации подчеркивает факт, что решение о его реализации принимает Президент РФ на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ. Указанное представление должно содержать информацию о количестве и стоимости предлагаемого для отпуска золота, целях и условиях отпуска, общем количестве золота, находящегося на хранении в Госфонде России на момент направления представления, планируемых поступлениях золота, конкретных направлениях расходования средств от предполагаемых операций с отпускаемым золотом, а также о фактическом исполнении предшествовавших решений Президента РФ об отпуске золота.

Управление золотовалютными резервами Банка России осуществляется в соответствии с международными стандартами и правилами. Так, при разработке данных о международных резервах Российской Федерации за основу берутся термины и определения, содержащиеся в методологических изданиях Международного валютного фонда (МВФ, Фонда) (шестое издание "Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6) и "Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы" (2012 г.)), а также в действующем законодательстве и принятых Советом директоров Банка России Основных принципах управления валютными резервами Банка России, нормах и процедурах, установленных другими регламентирующими актами Банка России. К основным критериям, на основе которых Советом директоров Банка России принимается решение о целевой валютной структуре валютных резервов, относятся валютная структура внешнего долга Российской Федерации, в том числе структура платежей в краткосрочной перспективе, структура основных мировых рынков государственных облигаций и ряд других факторов. При этом управление активами Банка России в золоте осуществляется отдельно от управления резервными валютными активами Банка России.

На основании актуальных отчетных документов можно увидеть следующий результат управления золотовалютными резервами банка России. Географическое распределение резервных валютных активов было представлено следующим образом: на Францию приходилось 36,1% активов, США - 26,9%, Германию - 17,4%, Соединенное Королевство - 10,1%, на остальные страны и международные финансовые институты - 9,5%. За 2014 г. активы Банка России в золоте увеличились на 165,6 т, и на 1 января 2015 г. их объем составил 1256,7 т. Объем монетарного золота в 2014 г. вырос на 166,3 т за счет покупки золота на внутреннем рынке и составил 1178,9 т. Стоимость монетарного золота на 1 января 2015 г. составила 46,1 млрд. долл. Увеличение металлического компонента резервов в 2014 г. на 6,1 млрд. долл. определялось ростом авуаров в физической форме. С начала года доля золота в международных резервах повысилась с 7,8 до 12,0%.

В то же время по состоянию на 1 декабря 2015 г. международные резервы Российской Федерации составляли 364708 млн. долл., из которых на валютные резервы уже приходилось 31708 млн. долл. Последние, в свою очередь, включали иностранную валюту в размере 306658 млн. долл., специальные права заимствования - 7811 млн. долл. и резервную позицию в МВФ - 2560 млн. долл., а также доля монетарного золота составляла 47680 млн. долл.

В целях обеспечения финансовой устойчивости золотовалютные резервы Российской Федерации должны отвечать определенным критериям, позволяющим говорить о достаточности данных резервов выполнять свои функции. В теории международных валютно-кредитных и финансовых отношений рассматриваются следующие возможные критерии:

- покрытие резервами определенного числа месяцев импорта товаров и услуг (минимальное значение - три месяца);

- покрытие годового объема выплат по внешнему долгу страны без осуществления новых внешних заимствований (критерий Гвидотти);

- одновременное покрытие резервами определенного числа месяцев импорта товаров и услуг и годового объема выплат по внешнему долгу страны (критерий Редди);

- новая метрика МВФ (позволяет оценить устойчивость резервов перед всеми ключевыми рисками).

Уровень достаточности международных резервов в Российской Федерации в 2014 г. сократился по сравнению с предшествующим годом с 13 до 11 месяцев импорта, что соответствующим образом отразилось на рейтинге по достаточности - Россия переместилась с 9-го на 11-е место. По состоянию на 1 января 2015 г. объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 11 месяцев (на 1 января 2014 г. - 13 месяцев).

О несомненной важности и значимости золотовалютных резервов для обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации говорит и факт, что законодатель устанавливает определенные ограничения на совершение отдельных валютных операций, которые могли бы привести к существенному сокращению золотовалютных резервов. Аналогичное правило закреплено в международном договоре о создании Евразийского экономического союза, в частности, им предусмотрено, что каждое из государств-членов в исключительных случаях, к которым относится помимо иных негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов государства-члена ниже допустимого уровня (если ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики), вправе вводить валютные ограничения на срок не более одного года. В случае ухудшения состояния платежного баланса, существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса национальной валюты или угрозы этого государство-член может вводить ограничения в отношении ряда переводов и платежей, предусмотренных Протоколом о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (п. 8).

Таким образом, нельзя недооценивать роль золотовалютных резервов для обеспечения финансовой устойчивости государства. При этом в условиях глобализации экономики существенно изменяется роль международных (золотовалютных) резервов вообще и золотого запаса в частности. В последнее десятилетие в управлении международными резервами развивающихся стран все отчетливее стала проявляться тенденция трансформации их роли из защитного, оградительного механизма (чрезвычайного фонда поддержки валютного курса и выполнения внешних обязательств государства) в средство абсорбирования проникающих на внутренний рынок избыточных "горячих" капиталов.

Как уже было отмечено выше, золотой запас Российской Федерации предназначен исключительно для осуществления финансовой политики и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях. Поскольку необходимость полноценного функционирования механизма обеспечения финансовой устойчивости возникает лишь под действием различных вызовов, в том числе чрезвычайных ситуаций, справедливым представляется уделить большее внимание именно данной части золотовалютных резервов, не умаляя значения и роли всего объема резерва. Тем более что исторические факты свидетельствуют о неоднократном использовании Российским государством в различные периоды своего развития золотых запасов в качестве платежного инструмента в чрезвычайных ситуациях и в период экономической нестабильности. Относительно современное представление о золотых резервах мы получили по итогам Бреттон-Вудской международной финансовой конференции в 1944 г., решением которой была определена роль золота в качестве государственного резерва в целях погашения возможного дефицита платежного баланса. В несколько трансформированном виде данная идея продолжает существовать и в настоящее время.

Следует согласиться с авторами, утверждающими, что надежность вложений в золото не вызывает сомнений, поскольку в отличие от вложений в валютные активы операции с золотом не связаны ни с кредитным риском учреждений, в которых хранятся авуары, ни с риском резкого снижения стоимости базового актива, ни с риском принятия решений эмитента, ни с риском резких ценовых колебаний и потери стоимости. Доходность от золотых запасов является весьма стабильной и покрывается за счет повышения стоимости металла, а ликвидность золотого запаса находится в разумных границах и не вызывает каких-либо рисков для обеспечения финансовой устойчивости государства.

Золото по-прежнему рассматривается в качестве ликвидного средства сохранения накопленного капитала. До сих пор не существует альтернативы желтому металлу как сокровищу. Объем золотого запаса отражает валютно-финансовые позиции государства и служит одним из показателей его платежеспособности. Чем больше золотые резервы страны, тем прочнее ее позиции в мировой экономике и политике.

Тезис "золотой запас страны как гарантия стабильности ее экономики" показал себя в реальных условиях. Формирование золотовалютного резерва предназначено для покрытия дефицита и стабилизации валюты страны. Несмотря на исключение золота из перечня валютных ценностей, оно обладает основными их качествами, такими как смешанный вещно-обязательственный характер, а именно может выступать как средством платежа, так и единицей измерения платежа в обязательствах. Следует помнить и об ограниченном количестве мировых запасов этого благородного металла. В связи с этим золото выступает мощным стабилизатором мировых экономических систем и, безусловно, требует особого порядка регулирования.

Следует отметить, что роль и значение золотых запасов для обеспечения финансовой устойчивости значительно повышается в условиях возникновения различных негативных ситуаций, влияющих на нормальное и стабильное функционирование публичных финансов. В данных критических условиях и нестабильности золото играет роль чрезвычайных денег, выступает в роли резервного фонда государства и становится одним из первоочередных объектов для расходования наряду с резервными фондами государства и государственными заимствованиями.

В то же время при определении уполномоченными органами необходимого уровня золотого запаса, необходимого для обеспечения финансовой устойчивости государства, по мнению А.В. Навоя и Е.П. Пака, следует учитывать следующие факторы:

- определение потребности запаса золота на случай непредсказуемого ухудшения международной политической обстановки, возможных осложнений с обслуживанием счетов России в европейских банках и в банках США;

- использование в качестве ориентира уровня золотого запаса в резервах стран с близкими к России характеристиками, а также стран, претендующих на лидирующие позиции в международных финансовых и валютно-кредитных отношениях;

- объем резервов в золоте должен отражать реалии международного рынка этого актива в целях мобилизации необходимых объемов финансовых ресурсов без риска существенных потерь. При этом решение органов об определении объема золотого запаса также должно соответствовать балансу требований надежности, доходности и ликвидности.

В современных условиях золотой запас России является определенным стабилизационным фондом, который в случае различных рисков и угроз может быть использован для решения финансовых проблем. В связи с этим накопление золотых запасов России и увеличение объемов добычи золота и других драгоценных металлов должны стать приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

Таким образом, состояние золотого запаса России - это значимый фактор, оказывающий влияние на развитие и стабильность финансового положения страны, а также выступающий гарантом сохранения публичных финансов. Несмотря на то, что золотой запас России имеет достаточно длительную историю, интерес к обсуждению данной темы со временем только возрастает.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие характерные черты (признаки) золотого запаса Российской Федерации.

К общим признакам относится следующее:

- является ли он федеральной собственностью;

- является ли он частью золотовалютных резервов Российской Федерации;

- предназначен ли для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях;

- являются ли сведения о размерах золотого запаса открытыми и не относящимися к государственной тайне;

- операции с золотым запасом осуществляются без взимания оплаты за совершение операций с золотовалютными резервами.

Специальные (особые) признаки, характерные для каждой части золотого запаса Российской Федерации, представлены в таблице.

 

 

Таблица 

Основание

Золотой запас Госфонда России

Золотой запас, хранящийся в Банке России

По основному источнику регулирования

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N  41-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Российская газета. 1998. N  67).

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2003 г. N  127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации".

Приказ Минфина России от 18 апреля 2003 г. N  36н "О Порядке представления заявок на приобретение аффинированных драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации".

Приказ Минфина России от 12 мая 2003 г. N  131 "О заключении договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней" и др.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N  86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Официальная информация Банка России (изложенная в официальных изданиях и на официальном сайте Банка России)

По отношению к федеральному бюджету

Средства, полученные от управления, являются источником внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

Средства, полученные от управления, являются прибылью Банка России (в составе общей прибыли ЦБ РФ зачисляются в федеральный бюджет в качестве неналоговых доходов)

По управляющему органу

Гохран России

Минфин России

Правительство РФ

Президент РФ

Банк России

Правительство РФ

По ограничению цели использования

Не ограничена какими-либо иными условиями

Ограничена целями деятельности Банка России

По характеристикам золота

Слитки из аффинированного золота

Стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 999/1000

По степени открытости данных на официальных сайтах уполномоченных органов по управлению и об объемах золотого запаса

Отсутствует на официальных сайтах Гохрана России и Минфина России

Официальный сайт Банка России содержит информацию о размерах золотого запаса и частично об управлении ими

Несмотря на существенные различия в правовом регулировании, понимании и методах и формах управления, можно констатировать, что Госфонд России и золотовалютные (международные) резервы Банка России являются составными элементами золотовалютных резервов Российской Федерации, состоят из драгоценных металлов, драгоценных камней, иностранной валюты, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и служат финансовой гарантией полноценного и качественного развития Российской Федерации.

В заключение можно сформулировать следующие выводы:

- золотовалютные резервы выступают надежной основой обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации;

- золотовалютные резервы являются особым, специфичным объектом правового регулирования финансовой деятельности Российской Федерации;

- являются признаком суверенности государства;

- выполняют защитную, компенсационную и стабилизирующую функции;

- выступают гарантом выполнения государством своих международных обязательств;

- для золотовалютных резервов Российской Федерации характерна двойственность подходов уполномоченных органов к открытости информации о составе и управлении ими.

 

Библиография

Алферов В.Т., Навой А.В. Золото в структуре международных резервов Российской Федерации: трансформация подходов к управлению // Деньги и кредит. 2014. N 10.
Андрианов В. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура и эффективность использования // http://viperson.ru/articles/vladimir-andrianov-zolotovalyutnye-rezervy-printsipy-formirovaniya-struktura-i-effektivnost-ispolzovaniya.
Борцова Д. Правовая природа и структура современной валютной системы России // www.law-n-life.ru.
Выборова Е.Н. К вопросу о регулировании международных (золотовалютных) резервов // Деньги и кредит. 2011. N 10.
Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2002.
Лаптев В.А. Золото как объект регулирования на современном этапе // Финансовое право. 2013. N 9.
Малахова Т.С. Анализ и динамика золотовалютных (международных) резервов ведущих стран мира // КУбГАУ. 2012. N 77(03).
Навой А.В., Пак Е.Н. Международные резервные активы Российской Федерации: анализ объема и структуры // Деньги и кредит. 2006. N 10. С. 43.
Ольшаный А.И. Золотовалютные резервы Российской Федерации: структура и управление // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. N 12.
Ольшаный А.И. Международные резервные активы Российской Федерации: проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2009. N 1.
Погудаева М.Ю., Погудаев Ю.И. Перспективы развития рынка золота и тенденции его изменения в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. N 9(59).
Татаринов С.В. К истории создания золотовалютных резервов России // Деньги и кредит. 2013. N 5.
Тогузова И.З., Кайтмазов В.А. Роль международных резервов в проведении денежно-кредитной политики // http://www.science-education.ru/pdf/2014/3/317.pdf.
Фетисов Г. Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление // Вопросы экономики. 2005. N 1.
Форов А.Ю. Управление золотовалютными резервами: проблемы и перспективы // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. N 12.
Чувахина Л.Г. Роль золота в мировой валютной системе XXI века // Финансовый журнал. 2013. N 3.
Янкевич С.В. Правовое регулирование обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации (финансово-правовое аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
Янкевич С.В. Драгоценные металлы и драгоценные камни // Артюхин Р.Е., Богданова А.В., Гинзбург Ю.В. и др. Казна и бюджет / Отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.