Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (Мамбеталиева А.)

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (Мамбеталиева А.)

Дата размещения статьи: 26.03.2016

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) <1> создана с целью выработки международных стандартов в сфере противодействия и профилактики легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. Кроме этого, ФАТФ по решению международного сообщества занимается и контролем соответствия национальных организационно-правовых мер по противодействию отмыванию денег международным стандартам. Каждая страна должна предпринимать комплексные меры, которые в международном праве получили название в виде аббревиатуры ПОД/ФТ <2>.

--------------------------------

<1> The Financial Action Task Force (FATF).

<2> Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. 

Основные положения рекомендаций ФАТФ <3>:

- требование о признании отмывания преступных доходов правонарушением в государстве;

- создание правового механизма, обеспечивающего получение информации, несмотря на требования о банковской тайне;

- применение мер по идентификации клиентов, контроль за запутанными, сложными операциями;

- создание правового механизма направления сообщений о подозрительных операциях в уполномоченный орган государства;

- учреждение органа, который собирает и анализирует информацию о подозрительных операциях;

- обеспечение механизма оказания взаимной правовой помощи иностранным государствам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

--------------------------------

<3> Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения // Сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) www.eurasiangroup.org. 

Российская Федерация вступила в постоянные члены ФАТФ в 2003 г. Такое вступление означало приведение российского законодательства в полное соответствие Рекомендациям ФАТФ, а также полное их соблюдение.

Проанализируем соответствие законодательства Российской Федерации основным положениям Рекомендаций ФАТФ.

1. Странам следует определить и оценить риски отмывания денег и финансирования терроризма для страны и следует предпринять шаги, в том числе определив орган или механизм по координации мер по оценке рисков.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3314. 

2. Странам следует иметь национальную политику в сфере ПОД/ФТ, основанную на выявленных рисках, которая должна регулярно пересматриваться, а также следует определить орган или иметь координационный или иной механизм, который отвечал бы за выработку такой политики.

В Российской Федерации национальная политика направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

3. Странам следует применять понятие преступления отмывания денег ко всем серьезным преступлениям с целью охвата как можно более широкого круга предикатных преступлений.

Законодательством Российской Федерации закреплены основные понятия, относящиеся к легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, охватывающие широкий круг преступлений. Например:

- доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (ст. 3 Федерального закона предусмотрены основные термины и понятия в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), и т.п.

4. Странам следует принять меры, в том числе законодательные меры, позволяющие их компетентным органам замораживать или арестовывать и конфисковывать без ущерба для прав добросовестных третьих сторон следующее:

a) отмытое имущество;

b) доходы, полученные от отмывания денег или предикатных преступлений, или инструменты, использованные или предназначавшиеся для отмывания денег или совершения предикатных преступлений;

c) имущество, которое является доходом или используется, или предполагается, или предназначено для финансирования терроризма, террористических актов или террористических организаций;

d) имущество эквивалентной стоимости.

Странам следует рассмотреть достаточность законов и инструкций, регулирующих деятельность организаций, которые могут быть использованы в нарушение закона в целях финансирования терроризма.

30 июня 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ), которым внесены изменения в 26 федеральных законов. Вносимые изменения преследовали цель создания условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, в том числе с использованием фирм-"однодневок", а также противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получению коррупционных доходов <1>.

--------------------------------

<1> Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" // СКП "КонсультантПлюс". 

Значительные изменения, направленные на пресечение незаконных финансовых операций и учитывающие рекомендации ФАТФ, внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) и касаются изменений функций организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым (среди прочих) относятся кредитные организации.

5. Рекомендации: 10 "Надлежащая проверка клиентов", 24 "Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц", 25 "Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических образований".

Указанные Рекомендации требуют особого внимания, так как они также были учтены в Федеральном законе N 134-ФЗ.

Согласно Рекомендации 10 финансовые учреждения должны принимать следующие меры по надлежащей проверке клиентов (НПК):

1) идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;

2) определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. 

Обратите внимание! Для юридических лиц и образований это должно включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента; 

3) понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;

4) проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений для того, чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств <1>.

--------------------------------

<1> Указанные положения отражены в ст. 13 Федерального закона N 134-ФЗ. 

Финансовые учреждения обязаны проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами.

В тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования, указанные в п. п. 1 - 4, с учетом применения риск-ориентированного подхода, оно обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку; или оно обязано прекратить деловые отношения; и ему следует рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в отношении этого клиента.

Эти требования должны применяться ко всем новым клиентам, хотя финансовым учреждениям следует также применять эту рекомендацию в отношении существующих клиентов исходя из масштаба деловых отношений и риска, а также проводить надлежащую проверку таких существующих отношений в соответствующие сроки.

Таким образом, учитывая Рекомендации ФАТФ в части идентификации клиента и бенефициарного собственника клиента, Федеральный закон N 134-ФЗ возложил на кредитные организации новые обязанности.

Так, кредитные организации должны:

- при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с кредитной организацией;

- на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

Кроме того, введено положение о том, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ст. 13 Федерального закона N 134-ФЗ).

6. Также нельзя оставлять без внимания Рекомендацию 72 "Публичные должностные лица", в соответствии с которой финансовые учреждения должны быть обязаны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент или бенефициарный собственник публичным должностным лицом своей страны или лицом, которому вверены или были вверены важные функции международной организацией.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" установлен круг лиц, которым запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Такими лицами являются лица, замещающие (занимающие):

а) государственные должности Российской Федерации;

б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

в) должности членов Совета директоров Банка России;

г) государственные должности субъектов Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2306. 

7. Финансовые учреждения обязаны хранить все необходимые записи об операциях (сделках), чтобы иметь возможность оперативно реагировать на запросы компетентных органов о предоставлении информации.

Обязанность по ведению (составлению) и хранению всех необходимых документов также установлена законодательством Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона N 134-ФЗ).

8. Разглашение и конфиденциальность.

Законодательством Российской Федерации также установлены требования к разглашению и конфиденциальности информации по счетам, вкладам, операциям по счетам и т.п.

Кроме того, предусмотрено, что граждане, организации, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность <2>.

--------------------------------

<2> Статья 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492. 

9. Рекомендация 32 "Курьеры наличных".

Рекомендация 32 разработана с целью противодействия физическому перемещению через границу наличных денежных средств и оборотных инструментов на предъявителя террористами и иными преступными элементами.

Согласно Рекомендации 32 странам необходимо иметь в наличии меры по выявлению физического трансграничного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов на предъявителя.

При этом допускается выполнение данного требования посредством системы декларирования и/или системы информирования. Для входящих и исходящих трансграничных перемещений наличных денежных средств или оборотных инструментов на предъявителя допустимо использовать разные типы систем декларирования и/или информирования.

Если рассматривать государства, входящие в Таможенный союз, с точки зрения степени имплементации Рекомендации 32, то участие страны в интеграционном проекте и, как следствие, отсутствие таможенного контроля с другим государством - участником Таможенного союза может рассматриваться как несоответствие требованиям, предъявляемым указанной Рекомендацией.

В том числе присоединение Республики Кыргызстан и наличие проблемы наркотрафика и сопряженных с ним финансовых потоков (в том числе больших объемов наличности) не будут способствовать усилению позиции Российской Федерации по данному направлению при проведении взаимной оценки по линии ФАТФ <1>.

--------------------------------

<1> Сорокин К.Г. Особенности имплементации Рекомендации ФАТФ 32 - "Курьеры наличных" - в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2013. N 1. С. 31 - 38. 

10. Замораживание, конфискация.

Понятие "замораживание" используется в Рекомендациях ФАТФ в контексте конфискации и обеспечительных мер <2> и означает запрет перевода, конверсии, распоряжения или передвижения любых средств, имущества, доходов или инструментов на основании и в течение всего срока действия решения, принятого компетентным органом или судом в рамках механизма замораживания, или до принятия компетентным органом решения о конфискации или об обращении в доход государства. Во всех других случаях замороженное имущество, оборудование, инструменты, средства или другие активы остаются в собственности физического (юридического лица) (лиц), имеющего долю в них на момент замораживания, или могут оставаться в управлении третьих лиц, либо оставаться в собственности согласно другим договоренностям, достигнутым до начала действия замораживающего механизма, или в соответствии с другими национальными положениями.

--------------------------------

<2> Рекомендации ФАТФ 32, 38. 

Среди новых понятий, введенных Федеральным законом N 134-ФЗ, выделяется понятие блокирования (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - это адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень (ст. 13 Федерального закона 134-ФЗ).

Федеральный закон N 134-ФЗ предусматривает следующий механизм блокирования (замораживания) денежных средств.

Межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма (создание которого предусматривает указанный Закон), при наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности принимает решение о блокировании (замораживании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица. Росфинмониторинг незамедлительно размещает указанное решение в сети Интернет на своем официальном сайте <3>. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения указанного решения, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг.

--------------------------------

<3> http://www.fedsfm.ru/. 

Таким образом, механизм блокирования (замораживания) денежных средств предусматривает осуществление кредитными организациями постоянного мониторинга сайта Росфинмониторинга. При этом Федеральный закон N 134-ФЗ не раскрывает перечень мер по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Запрет кредитным организациям открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев дополнен запретом открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы), что соответствует рекомендациям ФАТФ, согласно которым финансовым учреждениям должно быть запрещено вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена.

Подводя итог анализу рекомендаций ФАТФ и вносимых изменений в законодательство Российской Федерации в области противодействия и профилактики легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, необходимо отметить следующее.

В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, представляет (направляет) непосредственно в уполномоченный орган следующие сведения:

1) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю (ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ);

2) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников данной организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо из этих операций осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ следующие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю:

1) операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

а) операции с денежными средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

б) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

в) операции по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

г) иные сделки с движимым имуществом:

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

2) сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;

3) операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 руб., или превышает ее;

4) операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников данной организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что эти операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, направляются в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или не относятся указанные операции к операциям, подлежащим обязательному контролю.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона обслуживающее лицо обязано до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив следующие сведения:

- в отношении физического лица - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

- в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Идентификация клиента также включает следующие мероприятия:

- определение принадлежности клиента к иностранному публичному должностному лицу (проводится в отношении физических лиц);

- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - степень (уровень) риска);

- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В рамках идентификации клиента, а также при проведении операций и сделок обслуживающее лицо оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска и осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Также следует отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносились изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - расширен перечень разрешенных операций по зачислению средств на иностранные счета валютных резидентов РФ.

Так, на зарубежные банковские счета физических лиц, являющихся резидентами, помимо ранее разрешенных операций, можно зачислять следующие средства, полученные от нерезидентов:

- заработную плату и иные выплаты, полученные в связи с выполнением трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации по трудовым договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами;

- суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах);

- сумму минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада);

- наличные денежные средства, вносимые на счет (вклад);

- денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета;

- пенсии, стипендии, алименты, иные выплаты социального характера;

- суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;

- страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;

- средства, выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных или ошибочно перечисленных средств физическими лицами - резидентами нерезидентам за ранее купленные у нерезидентов товары или оплаченные услуги.

Кроме того, на счета валютных резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, разрешено зачисление следующих средств от нерезидентов:

- доходы физического лица - резидента от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам недвижимого или иного имущества за пределами Российской Федерации;

- гранты;

- накопленный процентный (купонный) доход, выплата которого предусмотрена условиями выпуска иностранных ценных бумаг, принадлежащих физическому лицу - резиденту, иные доходы по иностранным ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ценной бумаги) (ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Кроме того, с 1 января 2015 г. физические лица - резиденты обязаны отчитываться о движении денежных средств по своим счетам (вкладам) в иностранных банках.

Отчет представляется налоговым органам по месту учета с подтверждающими банковскими документами.

Таким образом, физические лица - резиденты РФ имеют право открывать счета в иностранных банках и их филиалах, расположенных исключительно на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и/или Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ).

Такое ограничение связано с тем, что Российская Федерация заявила о своем активном участии в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.