Дата размещения статьи: 26.03.2016
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ <1> организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, вправе проводить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с помощью платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Из содержания названной нормы следует, что применение ККТ носит добровольный характер. Иными словами, у плательщиков ЕНВД имеется возможность либо применять ККТ, либо отказаться от ее использования. Данный вопрос "вмененщик" решает самостоятельно.
В случае отказа от применения ККТ Законом о ККТ не запрещено по желанию владельца использовать ее для внутреннего учета. Должны ли "вмененщики" при подобном для себя выборе соблюдать общие требования, предъявляемые к кассовым аппаратам?
В соответствии со ст. 4 Закона о ККТ требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения установлены Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (далее - Положение N 470).
При этом применяемая ККТ должна:
- быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета хозяйствующего субъекта;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
- иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут административную ответственность.
Обратите внимание! Налоговые органы наделены в соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" правом осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
При этом надлежит принимать во внимание тот факт, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 неприменением ККТ, в частности, является как фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия), так и использование контрольно-кассовой машины:
- не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Закона о ККТ);
- не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование закреплено в п. 1 ст. 3 Закона о ККТ);
- без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (ст. 4 Закона о ККТ);
- у которой отсутствует пломба либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Закона о ККТ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к эксплуатации).
Таким образом, указанное Постановление содержит исчерпывающий перечень нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
На основании изложенного отметим: если организация (индивидуальный предприниматель), находящаяся на системе налогообложения в виде ЕНВД, применяет ККТ для внутреннего учета и по требованию покупателей выдает кассовый и товарный чеки, то согласно официальной позиции необходимо соблюдать общий (установленный Законом о ККТ и Положением N 470) порядок ее применения. При этом использование незарегистрированной ККТ приведет плательщика ЕНВД к административной ответственности (Письма Минфина России от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413, от 12.08.2009 N 03-01-15/8-412).
Из разъяснений, представленных в Письме от 13.11.2009 N 03-01-10/3-139, следует, что использование снятой с регистрации ККТ для целей внутреннего учета движения товара Законом о ККТ не регулируется.
На практике же "вмененщики" рассуждают следующим образом: административная ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ наступает только в случае отказа в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), а не за нарушение требований Закона в области регистрации ККТ в налоговых органах, а также надлежащей ее эксплуатации при осуществлении расчетов посредством ККТ.
Полагаем, что подобное мнение могло сложиться на основании представленных в Письме от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@ разъяснений высшего налогового ведомства. В документе ФНС рассмотрела следующий вопрос (п. 10): вправе ли "вмененщик", осуществляющий наличные денежные расчеты с выдачей по требованию покупателей документов, подтверждающих прием денежных средств, применять снятую с учета ККТ, модернизированную для печати указанных документов, содержащих необходимые реквизиты? Налоговики отметили, что плательщик ЕНВД вправе выбирать, применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов или выдавать по требованию покупателей документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). При этом, по мнению ФНС, в случае принятия решения осуществлять наличные денежные расчеты с применением ККТ плательщик ЕНВД обязан соблюдать требования, предъявляемые к ККТ в соответствии с Законом о ККТ и Положением N 470.
Вместе с тем в случае выбора осуществления наличных денежных расчетов с выдачей по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств, "вмененщики" вправе применять ККТ, модернизированную для обеспечения возможности печати документа, содержащего предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ реквизиты, снятую с регистрации в налоговом органе, без фискальной памяти или в нефискальном режиме, что не противоречит действующему законодательству РФ об использовании ККТ. При этом оснащение электронной контрольной лентой защищенной ККТ, модернизированной для обеспечения возможности печати документа, содержащего необходимые реквизиты, снятой с регистрации в налоговом органе, без фискальной памяти или в нефискальном режиме не требуется.
Несмотря на представленные разъяснения высших налоговиков, как показывает анализ арбитражной практики, споры с контролерами на местах не прекращаются. Однако суды занимают невыгодную для хозяйствующих субъектов на "вмененке" позицию. Так, ФАС ВСО (Постановление от 30.12.2010 по делу N А19-14695/10) указал: закон не запрещает плательщику ЕНВД использовать ККТ при приеме денежных средств за реализованный им товар, однако при этом согласно ст. 4 Закона о ККТ эксплуатируемая кассовая техника должна быть в том числе зарегистрирована в налоговых органах по месту его учета в качестве налогоплательщика.
Кроме того, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 N А53-12903/2015 арбитрами отмечено, что предоставленная организациям и индивидуальным предпринимателям возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с помощью платежных карт без применения ККТ не свидетельствует об освобождении таких лиц от ответственности за нарушение требований Закона в области регистрации ККТ в налоговых органах, а также надлежащей эксплуатации ККТ при осуществлении расчетов с ее использованием.
* * *
Плательщик ЕНВД наделен правом выбора, применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов или выдавать по требованию покупателей (клиентов) документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Правда, не стоит забывать, что при осуществлении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении "вмененной" деятельности. В рамках ведения "традиционной" деятельности использование ККТ обязательно. На это указала ФНС России в Информационном сообщении от 29.09.2009.
Официальная позиция сложилась не в пользу плательщиков единого налога: применять ККТ для внутреннего учета можно, но только соблюдая установленный Законом о ККТ порядок ее регистрации и применения. Желающих с этим поспорить "вмененщиков" ожидают судебные тяжбы, одержать победу в которых будет весьма проблематично.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация