Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей (Воробьев С.Д.)

Надзор за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей (Воробьев С.Д.)

Дата размещения статьи: 27.03.2016

Вопросам прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей в последнее время уделяется особенное внимание <1>.

--------------------------------

<1> В Ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ этому направлению общественной жизни посвятил отдельную часть. Он обратил внимание на необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов, снятия ограничений с бизнеса, избавления его от навязчивого надзора и контроля // Российская газета. 2014. 5 декабря. N 278. 

Новые изменения и дополнения федерального законодательства закрепили последовательный отказ от принципа тотального, бесконечного контроля, а также ввели "надзорные каникулы" для малого бизнеса <2>. Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) дополнен ст. 8.1 "Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)", предусматривающей метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в определенных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

--------------------------------

<2> См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований. Критерии отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности, если они не установлены федеральным законом, определяются Правительством РФ.

При этом в соответствии с дополнениями, внесенными в ст. 9 Закона N 294-ФЗ, которые вступят в действие с 1 января 2018 г., Правительством РФ в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка их деятельности не проводится, может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок, установлен сокращенный срок проведения проверки.

Также в Закон N 294-ФЗ введена ст. 26.1 "Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства", в соответствии с положениями которой с определенными оговорками с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства. Исключения закреплены в этой же статье. К ним относятся случаи, когда ранее в отношении такого субъекта принималось решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, им совершалось грубое административное правонарушение. Однако нововведения не коснулись порядка осуществления федерального государственного надзора в некоторых областях. Например, в области промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности.

Произошедшие изменения законодательства должны быть учтены в практике прокурорского надзора, который подчинен задаче обеспечения соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе путем действенных предупредительных мер и организации информационного взаимодействия с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами <3>.

--------------------------------

<3> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности". 

Так, органами прокуратуры Южного федерального округа за 2014 г. было выявлено свыше 14 тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, для устранения которых внесено почти 5,5 тыс. актов реагирования.

В первом полугодии 2015 года прокурорами в округе уже выявлено более 10,6 тыс. нарушений законов в этой сфере. В целях их устранения внесено 2,1 тыс. представлений, принесено 1,1 тыс. протестов, в суды направлено больше 300 исковых заявлений. По результатам рассмотрения актов реагирования дисциплинарную и административную ответственность понесли 1,8 тыс. должностных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел.

Отчасти росту числа выявленных нарушений закона способствует целенаправленная работа прокуроров. Генеральной прокуратурой РФ на постоянной основе осуществляется методическая поддержка прокуроров, которым регулярно направляются информационные письма, рекомендации и разъяснения, касающиеся осуществления надзора на этом направлении. В июне 2015 года на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ были обсуждены вопросы защиты прав предпринимателей, обеспечения законности при развитии малого и среднего бизнеса.

Во втором полугодии 2015 года, в соответствии с поручением Президента России, органами прокуратуры будут проведены проверки соблюдения уполномоченными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля законодательства РФ о государственном контроле при осуществлении внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <4>. Особое внимание планируется уделить обоснованности их организации и сроков проведения, в том числе потому, что именно эти нормы зачастую не соблюдаются контролирующими органами.

--------------------------------

<4> См.: поручение N Пр-815ГС, данное по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 г. // www.kremlin.ru. 

К примеру, управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе в ходе проверки исполнения федерального законодательства управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) установило, что в ходе рейда на территории Сочинского национального парка государственными инспекторами управления без соблюдения требований ст. ст. 10, 14 Закона N 294-ФЗ фактически были проведены внеплановые проверки ООО "Дедал", ООО "Орхидея", от которых неправомерно истребованы документы, по итогам проверок составлены акты о выявленных нарушениях обязательных требований. Также должностные лица управления не соблюдали предусмотренные законодательством запреты и ограничения при организации и проведении контрольных мероприятий. Хозяйствующим субъектам предъявлялись требования, не основанные на законе. Так, государственные инспекторы управления, нарушая требования Закона N 294-ФЗ, в уведомлениях о проведении внеплановых документарных проверок юридических лиц требовали присутствия руководителей организаций при их проведении. Несмотря на проведение плановых выездных проверок, требовали представлять документы непосредственно в управление. В ходе плановых документарных проверок обязывали представителей организаций лично представить в управление документы, допускали иные нарушения. Для устранения этих и иных нарушений закона руководителю управления было внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные должностные лица понесли дисциплинарную ответственность.

В ходе прокурорских проверок нередко приходится преодолевать пробелы в праве. В частности, управлением Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе в ходе проверок исполнения федерального законодательства межрегиональными территориальными подразделениями Ространснадзора установлено, что эти органы при осуществлении федерального государственного надзора в области автомобильного транспорта в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний проводили внеплановые проверки. Вместе с тем анализ нормативно-правовой базы показал, что указанные действия не предусмотрены федеральным законодательством.

В силу п. 9 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении в числе прочих федерального государственного транспортного надзора.

В соответствии с п. 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре (далее - Положение) федеральный государственный транспортный надзор включает в себя также государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории РФ, государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения <5>.

--------------------------------

<5> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре". 

Согласно п. 5 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного транспортного надзора, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <6>.

--------------------------------

<6> См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ. 

Исходя из положений ч. 4 ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений не является основанием для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию.

В результате межрегиональные территориальные подразделения Ространснадзора фактически лишены возможности проводить проверки исполнения ранее выданных предписаний, что создает условия для бесконтрольного осуществления хозяйствующими субъектами деятельности в области автомобильного транспорта.

В связи с этим целесообразно внесение изменений в ч. 4 ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта относительно указания дополнительного основания для проведения внеплановой проверки - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. До этого же, полагаем, следует применять по аналогии нормы Закона N 294-ФЗ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Защита прокурором прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности (Хромушин П.Н.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

О новациях в законодательстве, регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса (Шапиева О.Г.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

О состоянии законности при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности (Михалюк Р.В., Разуваев Д.П.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>

Пройти проверку на пять (Трапаидзе К.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

подробнее>>

Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта