Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Внешнеэкономическая деятельность > Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров (Мухтарова А.Р., Семёнов А.В.)

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров (Мухтарова А.Р., Семёнов А.В.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

. Данный международный акт регулирует действие контрактов по продаже товаров между контрагентами, предприятия которых находятся в разных странах. Однако из данного правила есть одно исключение, когда фактическое нахождение предприятий контрагентов в разных государствах не учитывается, если это нельзя установить ни из контракта, ни из наличия (до или в момент его заключения) деловых связей или обмена информацией между контрагентами.

--------------------------------

<1> Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. // Вестн. Высш. арбитражного суда Российской Федерации. 1994. N 1. 

Международная купля-продажа как вид внешнеэкономической сделки имеет ряд особенностей, позволяющих отграничить ее от коммерческих сделок во внутригосударственном обороте.

Первое различие состоит в форме и порядке заключения договора. Так, отсутствует требование о том, чтобы договор купли-продажи был составлен или подтвержден в письменной форме, а также подчинялся иному требованию в отношении формы. То, что договор заключен, можно подтвердить различными средствами, в том числе свидетельскими показаниями.

В соответствии с нашим законодательством форма внешнеэкономических сделок, заключаемых отечественными организациями и гражданами, определяется независимо от места их совершения законодательством России. При этом в соответствии с п. 1 ст. 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации совершенная за границей сделка, хотя бы одной из сторон которой выступает лицо, чьим личным законом является российское право, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки <2>.

--------------------------------

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552. 

Следует отметить, что правовое регулирование внешнеэкономической сделки не ограничивается только нормами гражданского законодательства, так не менее важное значение в таком регулировании отведено Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <3>. Данный нормативно-правовой акт предусматривает таможенно-тарифное регулирование внешней торговли товарами и в исключительных случаях нетарифное регулирование, а именно квотирование или лицензирование. Также в Законе дано определение внешней торговли товарами, под которой понимается импорт и (или) экспорт товаров. При этом "внешнеторговая деятельность" - более широкое понятие и включает деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

--------------------------------

<3> Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федер. закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850. 

Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрен контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, а также полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям <4>. Для реализации указанных целей участники внешнеторговой сделки обязаны оформить паспорт сделки, который должен содержать основные сведения о ней, исходя из содержания контракта. Паспорт сделки предоставляется в уполномоченный банк, а последний передает оформленный паспорт сделки в электронном виде органу и агенту валютного контроля.

--------------------------------

<4> О валютном регулировании и валютном контроле: Федер. закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. 

С особой внимательностью следует отнестись к содержанию договора международной купли-продажи товаров (далее - контракт). Среди обязательных условий контракта выделяют предмет контракта, объект контракта, валюту платежа, условие конфиденциальности сделки, арбитражную оговорку и др. Содержание контракта, как правило, включает следующие разделы: Наименование сторон; Предмет контракта; Цена и общая сумма контракта; Сроки поставки товаров; Условия платежа; Упаковка и маркировка товаров; Переход права собственности на товары; Гарантии продавца; Штрафы и возмещение убытков; Форс-мажор; Страхование; Применимое право; Арбитраж.

Выделим отдельные особенности указанных разделов контракта. Так, при определении предмета контракта необходимо четко прописать обязанности продавца и покупателя в соответствии с положениями Венской Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, а именно: согласно ст. 30 указанной Конвенции в обязанности поставщика входит передача товара, а также документов, относящихся к нему, и передача права собственности на товар в соответствии с требованиями контракта и Конвенции. Статья 53 Конвенции предусматривает основные обязанности покупателя - произвести оплату товара и принять товар согласно условиям контракта и Конвенции. При этом в соответствии со ст. 54 Конвенции обязательство покупателя оплатить товар предполагает такие действия и меры, а также формальности, которые следует соблюсти согласно договору или требованиям закона с целью возможности осуществления платежа.

В международной торговле используют несколько способов установления и фиксации цен. Рассмотрим их ниже.

Твердые цены не могут изменяться в ходе выполнения контракта. Полагаем, что, если контракт заключен на короткий срок, следует установить твердую цену на товар, так как уровень мировых цен значительно колеблется, и одна из сторон контракта может понести значительные убытки в результате изменения мировых цен.

Скользящие цены используют в международных долгосрочных контрактах поставки товаров, во время действия которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться.

Цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников. К примеру, договором может быть установлено, что цены по нему определяются согласно уровню цен мирового рынка на определенную дату или день поставки товара покупателю. Источниками цен в контракте могут быть указаны: биржевые котировки; цены, публикуемые в различного рода справочниках и отраслевых журналах, а также цены, реально складывающиеся на мировом рынке и определяемые по достоверным конкурентным материалам. Считаем, что установление цен по согласованным источникам является достаточно сложным этапом заключения контракта и требует от сторон высокого профессионализма и опыта ведения таких переговоров.

Объектом контракта выступает только движимое имущество, за исключением товаров, приобретаемых для личного, семейного или домашнего использования, т.е. товары должны приобретаться только в предпринимательских целях. Объект контракта может производиться как самим продавцом, так и закупаться у третьих лиц (производителей) для передачи покупателю.

Также нужно учитывать, что из сферы применения Венской конвенции исключены такие виды продаж товара, как с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; продажа фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов, денег, судов водного и воздушного транспорта и судов на воздушной подушке, электроэнергии.

Указанное выше ограничение установлено Конвенцией и в отношении продажи товаров, изготовленных или произведенных из материалов заказчика, когда последний обязуется поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства товаров, а также относительно контрактов, в которых обязательства стороны, поставляющей товар, заключаются в основном в выполнении работы или предоставлении иных услуг.

Права и обязанности из договора международной купли-продажи товаров возникают в момент его заключения, в связи с чем данный договор является консенсуальным. В международной торговле широко используется применение типовых договоров купли-продажи товаров, что облегчает их согласование и позволяет сторонам контракта предусмотреть наряду с общими типовыми условиями дополнительные условия исходя из особенности заключаемой сделки.

Несмотря на возможность использования типовых договоров купли-продажи товаров и детальную регламентацию всех условий договора, стороны контракта в период его действия могут столкнуться с разногласиями по содержанию условий контракта, в том числе условий, не включенных в контракт. В результате возникает необходимость применения иностранного права (права продавца, места нахождения товара, места выполнения услуги и т.д.), включая его выбор. Поэтому в контракте необходимо предусмотреть условие о праве, применимом к договору с целью устранения применения коллизионных привязок, в том числе такой коллизионной привязки, как закон суда.

Еще одной особенностью рассматриваемого контракта является необходимость определения при его заключении порядка разрешения споров, которые могут возникнуть в ходе действия договора. Так, при исполнении контрактов между контрагентами возможны споры в связи с неодинаковым пониманием взаимных обязательств ввиду разного толкования условий договора или отсутствия каких-либо условий. Значительное число разногласий устраняется путем переговоров, поэтому стороны должны включить в договор при его заключении оговорку о согласительной процедуре. В случае если разногласия не устранены, то стороны должны выбрать тот или иной вариант рассмотрения спора: предусмотреть в условиях договора право на обращение в суд для разрешения спора либо обратиться в третейский арбитражный суд (например, в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ).

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда (далее - МКАС) регулируется Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <5>, а также Регламентом <6> данного арбитража.

--------------------------------

<5> О международном коммерческом арбитраже: Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 (в действ. ред.) // Рос. газета от 14 авг. 1993 г.

<6> Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: сб. норм. док. и справ. материалов Междунар. коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. М., 2007. 

В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров, возникающих при осуществлении международных контрактов в случае, когда предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории Российской Федерации. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации.

Преимуществом международного коммерческого арбитража является то, что арбитражный процесс в нем достаточно упрощен и не требует значительных расходов на его проведение.

При этом рассмотрение спора в Международном коммерческом арбитраже не урегулировано многочисленными процедурными нормами, регламентирующими судебную процедуру, следствием этого является достаточно ускоренное по времени рассмотрение дела.

Менее формализованная процедура, а также тот факт, что решения арбитража не подлежат обжалованию, поскольку решение сразу после вынесения вступает в законную силу, позволяют участникам процесса сэкономить не только на времени, но и на судебных расходах. Важно отметить и такой положительный момент, как рассмотрение споров в закрытом заседании, что является гарантией соблюдения коммерческой тайны.

Бесспорным преимуществом является и тот факт, что стороны имеют право на свободный выбор арбитров, применимого права, места и языка арбитражного разбирательства, могут полностью или частично определять арбитражную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести.

Важно указать то, что арбитры избираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики. Право на самостоятельный выбор арбитров дает возможность избрать сторонам на эти должности квалифицированных специалистов, которые компетентны рассматривать такого рода спор, разрешив его в короткие сроки, и вынести обоснованное, мотивированное решение.

Таким образом, арбитражное решение вступает в силу после его оглашения, не подлежит обжалованию и обязательно для исполнения в принудительном порядке. Гарантия принудительного исполнения иностранных арбитражных решений закреплена в многочисленных международно-правовых договорах о взаимном признании и исполнении арбитражных решений.

Подведя итог исследованию, следует еще раз подчеркнуть важность подробной регламентации всех обязательных и дополнительных условий в содержании договора международной купли-продажи товаров для исключения в последующем возможных разногласий между сторонами контракта.

 


Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 нояб. 2001 г. N 146-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
2. Международное частное право: сб. нормат. актов / сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 160 - 236.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федер. закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
4. О международном коммерческом арбитраже (в действ. ред.): Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 // Рос. газета от 14 авг. 1993.
5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федер. закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
6. Образцы договоров с комментариями. Международный коммерческий арбитраж (конвенции и регламенты). М.: Финансы и статистика, 1998. С. 4 - 27.
7. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: сб. нормат. док. и справ. материалов Междунар. коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. М., 2007.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования (Дианова В.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

подробнее>>

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере энергетики (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров (Мухтарова А.Р., Семёнов А.В.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи