Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Методология обоснования восстановления платежеспособности (Ряховская А.Н., Кован С.Е.)

Методология обоснования восстановления платежеспособности (Ряховская А.Н., Кован С.Е.)

Дата размещения статьи: 18.08.2012

Реабилитационная направленность

Важнейшей задачей института банкротства России на современном этапе его развития является изменение вектора движения с ликвидационной на реабилитационную направленность, успешность решения которой в значительной степени зависит от качества нормативно-законодательной базы, уровня профессионализма арбитражных управляющих, четкости выполнения ими предписанных действующим законодательством функций и других параметров. В рамках решения указанной задачи особое значение имеет обоснование наиболее целесообразной процедуры банкротства.
Усиление реабилитационной направленности института банкротства обозначено Минэкономразвития России как одна из целей в области совершенствования законодательства. Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что реабилитационный потенциал действующего в настоящее время Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) значительно недооценен и не используется в полной мере.
В частности, значительным препятствием на пути к достижению поставленной цели является отсутствие четкого алгоритма обоснования механизма возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника. В нормативных документах отсутствует экономически обоснованная методика принятия такого решения. Это приводит к тому, что принимается наиболее простое решение - ликвидация в конкурсном производстве. Причем ликвидация осуществляется также наиболее простым способом - путем раздельной распродажи имущества должника, даже в том случае, если его производственный комплекс остается работоспособным и позволяет решать важные социальные и производственные задачи. Таким образом, ликвидация организации-должника в процедуре банкротства сопровождается разрушением ее бизнеса. Этому способствует недостаточная квалификация арбитражных управляющих и лиц, которых они привлекают для помощи в выполнении своих функций.
Указанный пробел мы попытались ликвидировать в ходе выполнения НИР в Финансовом университете при Правительстве РФ. В рамках проведенного исследования на основе предложенного ранее алгоритма выбора процедуры банкротства <1> рассмотрены возможные сценарии развития событий при реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве.
--------------------------------
<1> Кован С.Е. Алгоритм выбора процедуры банкротства // Арбитражный управляющий. N 3 (28). 2007.

Выбор и обоснования наиболее целесообразной процедуры банкротства должны осуществляться на основании анализа финансово-экономического состояния, положения организации-должника на рынке, данных о возможных дополнительных внутренних и внешних источниках поступления денежных средств организации <2>.
--------------------------------
<2> Там же.

Проведение процедур банкротства - это состязательный процесс, в котором сталкиваются интересы и позиции конкурирующих сторон - должника и кредиторов. Поэтому позиция лиц, участвующих в деле о банкротстве, включая также арбитражных управляющих, назначенных арбитражными судами для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, должна быть не только активной, но также гибкой и учитывать результаты финансово-экономического анализа ситуации, реальный потенциал организации-должника, ее собственников и возможность привлечения инвесторов.
Основой выработки позиции является решение о возможности и целесообразности применения мер по восстановлению платежеспособности организации. Может быть принято принципиальное решение о восстановлении платежеспособности всеми доступными средствами в реабилитационных процедурах или решение незаинтересованных участвующих лиц в сохранении организации, что может впоследствии привести к ее ликвидации в конкурсном производстве.
Решение о нецелесообразности восстанавливать платежеспособность организации-должника является наиболее частым. Проведение в отношении организации процедуры конкурсного производства может быть признано целесообразным в случаях значительного превышения суммы кредиторской задолженности стоимости имущества, нецелесообразности вложения дополнительных ресурсов для восстановления платежеспособности, бесперспективности бизнеса организации и др.
После определения в качестве основной стратегической линии курса на сохранение организации надо, кроме этого, сформировать позицию о наиболее целесообразной процедуре банкротства, которая может привести к восстановлению ее платежеспособности.

Варианты развития событий

В качестве исходной точки будем считать окончание процедуры наблюдения, в которой принимается решение о последующих вариантах развития событий, дифференцируемых на прямые и синтетические. При этом к прямым сценариям, соответствующим процедурам, применяемым в делах о банкротстве, относятся:
Сценарий 1. Введение финансового оздоровления. Данный сценарий может быть принят в качестве модели развития, если финансово-экономические условия обеспечивают возможность восстановления платежеспособности должника в сроки, установленные Законом о банкротстве. Базовые сроки установлены п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве и составляют два года. Дополнительным условием для введения финансового оздоровления являются наличие ходатайства перед арбитражным судом от собственников организации-должника или третьего лица (лиц) о введении данной процедуры и предоставление обеспечения платежей должника по графику финансового оздоровления. Предоставление указанного обеспечения не является обязательным только в том случае, если ходатайство подготовлено собственниками и решение о введении финансового оздоровления поддержано первым собранием кредиторов.
Должником определяются источники поступления денежных средств, составляются график погашения задолженности и план финансового оздоровления (ст. 84 Закона о банкротстве). План, в соответствии с положениями Закона на дату подготовки настоящей работы, составляется собственниками должника в случае отсутствия обеспечения графика погашения задолженности.
Сценарий 2. Введение внешнего управления. Данный сценарий может быть принят в качестве модели развития аналогично предыдущему, то есть если финансово-экономические условия обеспечивают возможность восстановления платежеспособности в сроки, установленные Законом о банкротстве. В том случае, если своевременно не представлены документы, содержащие ходатайство и/или обеспечение по графику платежей финансового оздоровления, при наличии возможности восстановления платежеспособности должника в установленные сроки, наиболее целесообразным является введение внешнего управления. Отметим, что при сравнении величин прибылей и долгов необходимо учитывать возможности продажи бизнеса должника.
Далее разрабатывается план внешнего управления, в котором должно быть обосновано наличие возможности получения денежных средств путем увеличения уставного капитала организации за счет дополнительных вкладов учредителей (участников), проведения дополнительной эмиссии акций, замещения активов, реализации других мероприятий (ст. ст. 114, 115 Закона о банкротстве).
Соответствующие решения должны быть своевременно приняты органами управления организации-должника, уполномоченными учредительными документами принимать такие решения. Заинтересованные собственники должны заблаговременно инициировать принятие указанных решений.
Сценарий 3. Мировое соглашение. Модель развития в рамках мирового соглашения должника и его кредиторов может основываться на финансово-экономических обстоятельствах, которые подтверждают, что должник в состоянии расплатиться по долгам, но сроки погашения долгов не укладываются в сроки, установленные Законом о банкротстве для проведения реабилитационных процедур.
Решение о мировом соглашении принимается собранием кредиторов большинством голосов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Дополнительными условиями погашения задолженности при заключении мирового соглашения являются: погашение задолженности по требованиям кредиторов 1-й и 2-й очереди; погашение задолженности по обязательным платежам в срок не более 12 месяцев действия соглашения. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве.
Сценарий 4. Введение конкурсного производства. Финансово-экономическим основанием для принятия данной модели развития является невозможность рассчитаться по долгам в установленные сроки или невозможность заключить мировое соглашение по основаниям, указанным при рассмотрении предыдущего сценария. Данная модель подразумевает распродажу имущества должника по частям или в виде имущественного комплекса. В последнем случае, то есть при реализации имущества должника в виде имущественного комплекса, появляется возможность сохранения его бизнеса от разрушения.
Указанные выше сценарии развития организации-должника в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, являются прямыми сценариями, реализация которых возможна в случае принятия соответствующего решения арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве.
Вместе с тем при разработке модели финансово-экономического развития организации необходимо учитывать возможность реализации синтетических сценариев, которые объединяют несколько прямых сценариев в различной последовательности, в том числе:
Сценарий 5. Внешнее управление после финансового оздоровления. Этот вариант развития событий предусмотрен Законом о банкротстве (ст. 92). Если при проведении финансового оздоровления выявлены нарушения платежей по графику погашения задолженности либо другие нарушения, собранием кредиторов может быть принято решение об окончании финансового оздоровления. В том случае, если у должника сохраняется возможность восстановления платежеспособности (накопления прибыли для покрытия долгов) в срок до 2-х лет после введения финансового оздоровления, арбитражным судом может быть принято решение о введении внешнего управления. На этапе прогнозирования данный сценарий по своим последствиям практически не отличается от сценария 2, рассмотренного выше.
Сценарий 6. Мировое соглашение после финансового оздоровления. С учетом того что мировое соглашение может быть достигнуто на любом этапе проведения процедур банкротства, рассматриваемый сценарий является одним из возможных вариантов развития событий. Экономическим основанием для реализации такого сценария является отсутствие нарушений в ходе осуществления платежей по графику финансового оздоровления, но накопление новых долгов в ходе реализации процедуры, погашение которых в установленные сроки недостижимо. В этом случае может быть заключено мировое соглашение, основной целью которого является сохранение организации-должника.
Сценарий 7. Мировое соглашение после внешнего управления. В случае если в ходе внешнего управления не удается накопить необходимую сумму для расчета по долгам, но есть реальная возможность ее получения в сроки после завершения внешнего управления, кредиторами может быть принято решение заключения мирового соглашения.
При этом введение процедур финансового оздоровления и внешнего управления в сценариях 6 и 7 представляет собой промежуточный этап для последующего заключения мирового соглашения. Если кредиторы по каким-либо причинам не могут (не готовы) на заключение мирового соглашения на дату окончания наблюдения, то положительное решение может быть принято ими через некоторое время в ходе проведения реабилитационной процедуры. Дополнительным основанием при этом может быть улучшение финансово-экономического состояния должника в период проведения реабилитационных процедур, например выход на безубыточную работу, получение внешней поддержки и т.п.
В этом случае, фактически в обход Закона о несостоятельности (банкротстве), увеличиваются сроки проведения реабилитации должника без нарушения каких-либо норм закона.
Указанный сценарий может оказаться единственно возможным для сохранения социально и экономически значимых организаций (градообразующих, стратегических и т.п.) в том случае, если экономические условия не позволяют быстро принять решение о выделении средств государственной поддержки, найти инвестора, готового оказать финансовую помощь и т.п., а нормы судебного рассмотрения дела о банкротстве не позволяют отложить сроки принятия решения.
Сценарий 8. Внешнее управление после введения конкурсного производства. Этот сценарий также предусмотрен действующим законодательством (ст. 146), практика применения которого фактически отсутствует. При этом законодательно установлено, что в случае введения конкурсного производства непосредственно после процедуры наблюдения и выяснения в последующем наличия у должника реальной возможности восстановления платежеспособности (например, получена значительная помощь, оспорены сделки, по которым было отчуждено имущество, коренным образом изменилась ситуация на рынке продукции должника) по ходатайству собрания кредиторов, инициированного арбитражным управляющим, арбитражный суд может ввести процедуру внешнего управления.
Указанный сценарий в действительности представляется несколько экзотическим, поскольку в этой ситуации более обоснованным является выход из процедур банкротства заключением мирового соглашения (см. сценарий ниже).
Сценарий 9. Мировое соглашение после конкурсного производства. Такой вариант развития может быть реализован при осознании кредиторами того факта, что при распродаже имущества должника и оплаты всех долгов кредиторы получат меньшее удовлетворение своих требований, чем в случае сохранения должника и взятия им на себя обязательств по погашению долгов в мировом соглашении. По сути, кредиторов ставят перед выбором - (А) коп. на рубль долга "сейчас" или (Б) коп. на рубль через какое-то время. При этом А < Б.
Сценарий 10. Конкурсное производство после одной из реабилитационных процедур. В случае неудачного завершения реабилитационной процедуры (финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения), под которым понимают выявленную невозможность полного погашения долгов, введение конкурсного производства представляет собой неизбежное последствие. В этом случае все попытки сохранения должника как хозяйствующего субъекта завершились неудачей и конкурсное производство является вполне обоснованным.
Ликвидация организации-должника и реализация ее имущества в конкурсном производстве не означает, что одновременно будет полностью разрушен соответствующий бизнес.
Бизнес может быть сохранен и даже очищен от излишних функций и непокрытых долгов в том случае, если в конкурсном производстве реализация имущества (основное мероприятие в соответствии с действующим законодательством о банкротстве) организации-должника будет проводиться не путем раздельной распродажи, а путем реализации единого имущественного комплекса. Указанные возможности предусмотрены законодательством о банкротстве и могут быть реализованы в 2-х вариантах: путем продажи предприятия-должника, путем проведения замещения активов должника.
Эти мероприятия отличаются в некоторых деталях. В частности, замещение активов является более выгодным из-за льготного налогообложения продажи ценных бумаг в российском законодательстве.
Однако в этой схеме есть недостаток. Даже в случае, если бизнес ликвидируемой организации является работоспособным, чаще всего он все же требует дополнительных финансовых вложений для модификации, реорганизации и т.п. Не всегда можно быстро найти покупателя на бизнес, доведенный до критического состояния. Одним из возможных покупателей является государство, которое часто вынуждено в силу своих обязанностей, а также функций сохранять этот бизнес.
Естественно, государство не может быть покупателем во всех случаях всех организаций в процедурах банкротства. Для этого нет достаточных финансовых ресурсов, а также оснований. Но в отношении особой категории социально и экономически значимых предприятий и организаций такая стратегия может быть обоснованной.
Ликвидационные процедуры института банкротства могут быть действенными для защиты бизнеса от разрушения, но только в случае наличия заинтересованности третьих лиц или государства в сохранении такого бизнеса.
В рамках данного исследования рассмотрены различные сценарии проведения процедур банкротства и выбора наиболее подходящей из них с учетом различных обстоятельств, исследованы не только прямые сценарии проведения процедур, указанные в Законе "О несостоятельности (банкротстве)", но и комбинированные сценарии, которые предусматривают последовательное введение различных процедур из числа применяемых в деле о банкротстве. Указанное рассмотрение представляет общие возможности законодательства о банкротстве при разработке лицами, участвующими в деле о банкротстве, своей позиции в отношении модели развития организации-должника, неоднократно апробированной на практике.

Примечание. В 2012 г. в Орле планируется завершить процедуры банкротства 53 организаций и ИП
Обеспечение фискальных интересов государства при реализации процедур банкротства осуществляет Федеральная налоговая служба, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 является уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В различных процедурах банкротства по состоянию на 01.01.2012 находятся 107 организаций и индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в ИФНС России по г. Орлу, с общей суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов по обязательным платежам и денежным обязательствам, более 442 млн руб. Процедура наблюдения применяется в отношении 13 организаций и индивидуальных предпринимателей, конкурсное производство введено в отношении 93 должников. По одному предприятию в г. Орле введена процедура финансового оздоровления.
Взыскание текущей задолженности по налогам организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процедурах банкротства, осуществляется налоговым органом в соответствии с НК РФ. По состоянию на 1 января 2012 г. сумма задолженности по текущим платежам равна 319 млн руб.
Инспекцией ФНС России по г. Орлу прилагаются большие усилия, направленные на снижение и количества процедур банкротства, и их совокупной задолженности.
В целях недопущения затягивания процедур инспекцией на постоянной основе проводится анализ деятельности арбитражных управляющих, в случае выявления нарушений направляются жалобы на неправомерные действия арбитражных управляющих в арбитражный суд, органы госрегистрации, саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
На постоянной основе проводится анализ предприятий-банкротов на предмет причинения арбитражными управляющими убытков в процедурах банкротства, готовятся иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражных управляющих.
По материалам ИФНС России по Орловской области.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.