Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Формирование принципа свободного передвижения трудовых ресурсов в Евразийском экономическом союзе (Оганесян А.Л., Гуков А.С.)

Формирование принципа свободного передвижения трудовых ресурсов в Евразийском экономическом союзе (Оганесян А.Л., Гуков А.С.)

Дата размещения статьи: 08.04.2016

Formation of principal of free movement of labour force in the Eurasian Economic Union
A.L. Oganesyan, A.S. Gukov

Oganesyan Armen L., Candidate of Juridical Sciences, Deputy Head of Department - Head of Judicial Protection Department of Judical Support Administration of Federal Migration Service, Moscow. 

Gukov Alibek S., Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Associate Professor of Chair of "Theory and History of State and Law", Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. 

The article deals with the formation of the principle of free movement of labor force in the Eurasian Economic Union. By analysis of the international legal acts which were adopted in the period from 1993 till 2015 the authors had pointed out three time periods and came to the conclusion that the formation of the principle of free movement of labor force is inextricably connected with stages of establishment and functioning of common economic union between the CIS countries, the Customs Union and the Eurasian Economic Union within Eurasian Economic integration. During steps of the studies of each stage it becomes apparent that the subject of free movement of labor force in the Eurasian Economic Union has repeatedly changed in recent years. However for the time being it suits most accurately the needs of both EEU member states and their working people which nevertheless does not deny the necessity of the further development. 

Key words: EEU, Eurasian Economic Union, free movement, labor force, labor activity, worker, migrant worker. 

1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая 2014 года (далее - Договор), которым учреждена международная организация - Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС) в составе трех государств: Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В течение 2015 года к ЕАЭС присоединились Республика Армения и Республика Кыргызстан, в результате чего общая численность населения государств - участников ЕАЭС составила 182,1 млн. человек.

В основе евразийской экономической интеграции лежит стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза. Т.е. полноценное функционирование общего Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) в рамках ЕАЭС возможно только при реализации принципа свободного передвижения трудовых ресурсов, наряду с другими основными принципами интеграционных процессов.

Формирование принципа свободного передвижения трудовых ресурсов в рамках евразийской экономической интеграции неразрывно связано с этапами создания и функционирования единого экономического союза между странами СНГ, Таможенного союза и ЕЭП в рамках евразийской экономической интеграции.

В процессе формирования принципа свободного передвижения трудовых ресурсов можно выделить три временных этапа: первый этап - период создания Экономического союза СНГ, второй этап - период формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства и учреждения Евразийского экономического сообщества, третий этап - учреждение ЕАЭС.

Первый этап связан с подписанием 24 сентября 1993 г. Договора "О создании Экономического союза", предполагающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории государств СНГ. Стороны Договора приняли на себя обязательства по обеспечению безвизового режима перемещения их граждан в пределах территории Экономического союза и недопущению дискриминации граждан по национальному или любому иному признаку в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, обеспечения других условий работы, предоставления социальных гарантий.

На данном этапе принцип свободного передвижения трудовых ресурсов сводился к осуществлению трудовой деятельности гражданами СНГ на территории государства трудоустройства, что было отражено в Соглашении от 15 апреля 1994 г. "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов".

Таким образом, на первом этапе интеграции страны СНГ предусмотрели, что существование Экономического союза предполагает свободное передвижение трудовых ресурсов по территории Содружества, для реализации чего был установлен безвизовый режим перемещения граждан стран СНГ в пределах территории Экономического союза.

Второй этап связан с периодом формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан и учреждением в 2000 году международной организации "Евразийское экономическое сообщество" (далее - ЕврАзЭС или Сообщество). 26 февраля 1999 года был подписан Договор "О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" (далее - Договор о ТС и ЕЭП).

Согласно статье 39 Договора о ТС и ЕЭП принцип свободного передвижения трудовых ресурсов на втором этапе своего становления предполагал отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости, включая возможности:

- свободно передвигаться, занимаясь трудовой деятельностью, по территории Сторон;

- максимально упрощать процедуры принятия и выхода из гражданства;

- предоставления гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории любой из Сторон, правового статуса, максимально приближенного к статусу граждан страны проживания;

- оставаться на территории одного из государств - участников после завершения трудовой деятельности в этом государстве.

Спустя более чем через 10 лет Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан во исполнение предписания статьи 39 Договора о ТС и ЕЭП подписали Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (г. Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года).

Соглашением в целях реализации принципа свободного передвижения трудовых ресурсов в ЕЭП в рамках ЕврАзЭС предусматривались следующие преференции для трудящихся мигрантов - граждан Договаривающихся сторон при осуществлении трудовой деятельности на территории государства трудоустройства:

- деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон;

- трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;

- в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства.

Наряду с указанными преференциями Соглашение устанавливало, что социальное обеспечение, в том числе реализация права на получение медицинской (неотложной) помощи, права посещения детей трудящегося-мигранта дошкольных учреждений и получения образования, осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Таким образом, на втором этапе становления евразийской экономической интеграции принцип свободного передвижения трудовых ресурсов претерпел существенные изменения, направленные на эффективное функционирование ЕЭП и соответственно свободное передвижение трудовых ресурсов.

Третий этап обусловлен учреждением международной организации региональной экономической интеграции - Евразийского экономического союза с одновременным прекращением деятельности ЕврАзЭС.

Договор о создании ЕАЭС вывел на качественно новый уровень вопросы трудовой миграции для участников Союза.

В статье 28 Договора закреплено, что Союз принимает меры по обеспечению функционирования внутреннего рынка, который охватывает экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов.

В Договоре не используется свойственный международному законодательству и миграционному законодательству государств - членов Союза термин "трудящийся мигрант". Вместо этого Договором введено новое понятие "трудящийся государства-члена", обозначающее лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Это нововведение подчеркивает особый статус трудящихся государств - членов ЕАЭС [1].

Договор устанавливает, что трудящийся государства - члена ЕАЭС на территории государства трудоустройства осуществляет трудовую деятельность без дополнительных разрешительных документов, даже в случаях, когда их получение предусмотрено миграционным законодательством государства - члена Союза.

Договор также устанавливает общее правило, согласно которому трудящийся государства - члена Союза вправе осуществлять профессиональную деятельность в соответствии со специальностью и квалификацией, указанными в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с настоящим Договором и законодательством государства трудоустройства.

В этих целях Договором предусматривается, что в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании. В случаях, когда осуществление профессиональной деятельности трудящегося государства - члена Союза в другом государстве-члене связана с педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью, документы об образовании по данным специальностям проходят процедуру признания. Кроме того, допуск трудящегося одного государства-члена на занятие к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов, признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Трудящимся государств - членов Союза предоставляются единые условия налогообложения доходов физических лиц с первого дня трудовой деятельности наравне с гражданами государства трудоустройства. Социальное страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

Трудящийся государства - члена Союза и члены его семьи имеют право на получение бесплатной скорой медицинской помощи, дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов его семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Из вышеизложенного следует, что на третьем этапе своего формирования принцип свободного передвижения трудовых ресурсов в Союзе предусмотрел ряд существенных преференций для трудящихся государства - члена ЕАЭС и членов семей. В частности, речь идет о том, что гражданам государств - членов Союза предоставляются, за некоторыми исключениями, равные права на осуществление трудовой деятельности в пределах территории Союза, гарантии социального обеспечения (кроме пенсионного) на тех же условиях и в том же порядке, что и гражданам государства трудоустройства. При этом членам семьи трудящегося государства - члена Союза предоставляется возможность пребывать в государстве трудоустройства в течение срока действия договора, заключенного между трудящимся государства - члена Союза и работодателем государства трудоустройства.

Необходимо учитывать, что свойственный российской правовой системе коллизионный принцип "закон места работы" (lex loci laboris) в полной мере распространяется на трудовые отношения трудящихся государств - членов Союза [2], т.е. правоотношения по осуществлению трудовой деятельности на территории государства - члена Союза, как установлено Договором, регулируются законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора.

Кроме того, несмотря на то что принцип свободного передвижения трудовых ресурсов в Евразийском экономическом союзе предоставляет достаточно широкие возможности трудящемуся государства - члена Союза на территории государства трудоустройства, это ни в коем случае не освобождает ни его, ни членов его семьи от обязанности соблюдать законодательство государства трудоустройства как в части, связанной с осуществлением трудовой деятельности, так и в части, не связанной с ней.

Вопросы соблюдения законодательства приобретают особенное значение, если учесть, что во всех странах, привлекательных с точки зрения миграции, в том числе трудовой, регистрируется большое количество правонарушений, совершаемых гражданами других государств, в том числе прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности. Нельзя упускать из виду и возможный культурный, в том числе правокультурный, конфликт между населением государства трудоустройства и трудящимися из других государств - членов Союза. Особое значение в этой ситуации приобретают также вопросы правового сознания, которое имеет свои особенности у граждан различных государств исходя из культурных, религиозных, этнических, политических, экономических и иных факторов [3].

Этот факт отчасти объясняет то, что государства - члены Союза на данном этапе предпочитают ряд своих суверенных функций не передавать наднациональному учреждению - ЕАЭС [4]. В частности, предполагается распространение на трудящихся государств-членов ограничений, предусмотренных национальным законодательством государства трудоустройства за нарушение правил в области миграции. Несмотря на то что данный фактор будет являться препятствием для достижения основной цели Союза - формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, государства-члены на более серьезные шаги в этом направлении пока не готовы.

Следовательно, органам Союза и уполномоченным органам государств - членов Союза необходимо и в дальнейшем работать над выработкой механизмов, направленных на эффективное функционирование принципа свободного передвижения трудовых ресурсов в ЕАЭС.

Список литературы:

1. Алимов Э.В., Григорьев А.В. Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза // Журнал российского права. 2015. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Оганесян А.Л. Правосубъектность трудящихся мигрантов по российскому законодательству // Вестник МВД России. 2011. N 1. С. 23 - 28.
3. Гуков А.С. О некоторых этнических аспектах правового сознания // Современный юрист. 2012. N 1. С. 49 - 52.
4. Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского союза: интеграция и наднационализм // Международное правосудие. 2014. N 2. С. 57 - 70.

References:

1. Alimov E.V., Grigoriev A.V. The social and legal status of migrant workers in the countries of the Eurasian Economic Union [Sotsial'no-pravovoe polozhenie trudovyih migrantov v stranah Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza] // Magazine of Russian law [Zhurnal rossiyskogo prava]. 2015. N 10. Consul'tantPlus [SPS "Konsul'tantPlyus"] [in Russian].
2. Oganesyan A.L. Legal personality of migrant workers under the Russian legislation [Pravosub''ektnost' trudyashchihsya migrantov po rossijskomu zakonodatel'stvu] // Bulletin of the Russian Interior Ministry [Vestnik MVD Rossii]. 2011. N 1. P. 23 - 28 [in Russian].
3. Gukov A.S. Some ethnic aspects of legal consciousness [O nekotoryh ehtnicheskih aspektah pravovogo soznaniya] // Modern lawer [Sovremennyj yurist]. 2012. N 1. P. 49 - 52 [in Russian].
4. Neshataeva T.N. On the question of the creation of the Eurasian Union: Integration and internationalism [K voprosu o sozdanii Evraziyskogo soyuza: integratsiya i nadnatsionalizm] // International justice [Mezhdunarodnoe pravosudie]. 2014. N 2. P. 57 - 70 [in Russian].

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.