Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Формы участия банков в инвестиционных отношениях (Ушакова Е.Ю.)

Формы участия банков в инвестиционных отношениях (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 12.04.2016

Банковская система более чем какие-либо иные правовые или экономические явления может способствовать экономическому росту и социально-политической стабильности государства и общества. В то же время нестабильность банковской сферы провоцирует кризисные явления, способные привести к социально-политической нестабильности <1>. Каким бы ни было развитым государство, весь хозяйственный оборот в нем зависит от банковской системы, и ее кризис неизбежно приведет к серьезным негативным явлениям в экономике и существенному падению жизненного уровня населения <2>.
--------------------------------
<1> Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003 (для СПС "КонсультантПлюс").
<2> См.: Кравченко Д.В. Конституционно-экономическое осмысление статуса государственных корпораций в разрезе становления института юридических лиц публичного права. Очерки конституционной экономики. Госкорпорации - юридические лица публичного права / под ред. Г.А. Гаджиева. М., 2010. С. 346.

Таким образом, несмотря на то что банки являются коммерческими организациями, созданными с целью систематического получения прибыли, они реализуют социально значимые публичные и частные интересы. В отличие от иных субъектов, действующих в социально значимых отраслях экономики, кредитные организации выступают в инвестиционных процессах и как объекты, в которые вкладываются инвестиции, и как инвесторы, осуществляющие вложения в инвестиционные проекты, и как посредники в инвестиционных проектах. Более того, если говорить о финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, то нельзя не согласиться с Г.Ф. Ручкиной, которая обоснованно считает, что кредитные организации являются "элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства" <3>.
--------------------------------
<3> Ручкина Г.Ф. Кредитные организации в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые правовые вопросы // Банковское право. 2015. N 3. С. 10.

На сегодняшний день банковский сектор не справляется в полной мере с озвученными выше задачами, вследствие чего в российской экономике ощутимы серьезные противоречия между развитием реального сектора и финансово-кредитной сферы <4>. О необходимости преодоления отставания банковского сектора и создании экономической среды, стимулирующей его развитие, говорится давно и на разных уровнях государственной иерархии, в частности и в самой банковской среде (например, в разработанной Ассоциацией российских банков Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы Российской Федерации <5>).
--------------------------------
<4> См.: Бобрик М.А. Кредитование реального сектора экономики // Банковское кредитование. 2014. N 3.
<5> См.: Стратегия повышения конкурентоспособности национальной банковской системы Российской Федерации. Одобрена на XVI Съезде Ассоциации российских банков в апреле 2005 г. // Вестник Ассоциации российских банков. 2005. N 9.

Правительство Российской Федерации вместе с Банком России разработало Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года <6>, согласно которой создаются условия для повышения роли банковского сектора в процессе модернизации российской экономики за счет увеличения эффективности трансформации временно свободных средств в кредиты и инвестиции. При этом указывается на необходимость развития современных финансовых инструментов, существенного расширения инвестиций в передовые банковские технологии, банковские продукты.
--------------------------------
<6> Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" // Вестник Банка России. 2011. N 21.

Вполне понятно, что существующая на сегодняшний день политическая обстановка и сформировавшаяся за последние два с лишним десятилетия зависимость российского финансового сектора от внешнего капитала внесли коррективы в запланированную модернизацию банковского сектора <7>, увеличив присутствие в нем государства.
--------------------------------
<7> Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р целевыми ориентирами для банковского сектора являются следующие задачи: повышение уровня банковского кредитования экономики с 40% валового внутреннего продукта в 2007 г. до 70 - 75% валового внутреннего продукта в 2015 г. и 80 - 85% валового внутреннего продукта в 2020 г.; повышение вклада банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал с 9,4% в 2007 г. до 20 - 25% в 2020 г., в том числе благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития и усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489).

Такое положение вполне закономерно, так как, несмотря на значительные финансовые возможности банков, основным инвестором в российской экономике, особенно для социально значимых отраслей, является государство. Банки в государственном инвестиционном процессе осуществляют материальные и/или организационные функции, являясь инструментами государственной инвестиционной политики. При этом следует дифференцировать банковскую систему не только как двухуровневую, где на первом уровне находится Банк России, а на втором - остальные кредитные организации, но и как состоящую из двух видов субъектов, различающихся по отношению их активов к публичной или частной собственности, т.е. государственных (или с государственным участием) и частных банков.
Кредитные учреждения, находящиеся в собственности государства либо контрольный пакет которых находится у государства <8>, непосредственно управляются государственными органами либо своими исполнительными органами, состав которых формируется государством. Именно такие кредитные учреждения играют наиболее важную роль для экономики страны, в силу того что, имея определенные рычаги влияния на частные банки, самостоятельно или опосредованно через последние обеспечивают финансирование государственных инвестиционных программ <9>.
--------------------------------
<8> Например: ОАО "Банк ВТБ" - доля государства 60,9% акций; ПАО "Банк ВТБ 24" - ОАО "Банк ВТБ" контролирует 99,92% акций ВТБ 24, в то время как акционеры-миноритарии только 0,08%; ОАО "Сбербанк России" - 50% плюс одна акция банка контролируется Банком России, более 40% акций принадлежит зарубежным компаниям; ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (Россельхозбанк) - 100% акций находятся в государственной собственности (источник: Banki.ru).
<9> См.: Государственные банки как оплот стабильности экономики. URL: www.realtypress.ru/article/article_1330.html.

Что касается частных кредитных организаций, то они не выполняют прямых директив власти, действуют ситуативно, извлекая для себя пользу в обстановке, смоделированной государством <10>.
--------------------------------
<10> См.: Морозов А.Е. Финансово-правовое регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 8.

Поддерживая созданную экономическую модель, государство при необходимости (особенно в периоды кризиса) вкладывает в кредитные организации требуемые денежные средства, чтобы сохранить устойчивость банковской системы, в том числе и для стабильного поддержания социально значимых отраслей экономики. В этом можно видеть сочетание финансовой выгоды, получаемой от инвестиций, и достижение полезного социального эффекта, в частности обеспечение защиты интересов российских граждан.
В настоящее время санкции США и Евросоюза, во-первых, закрыли инвестирование проектов в России (18 июля Европейский инвестиционный банк по рекомендации Европейского совета прекратил новое финансирование проектов в России <11>), а во-вторых, затронули такие системно значимые для государства банки (Внешэкономбанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк), которые обеспечивают проведение всех государственных программ во всех сферах экономики. Согласно Постановлению Совета ЕС от 17 марта 2014 г. N 269/2014 "Об ограничительных мерах в ответ на действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины" <12> указанным кредитным организациям запрещается предоставлять финансирование и осуществлять иные операции в отношении нового долгового капитала сроком погашения более 90 дней.
--------------------------------
<11> Council Implementing Regulation (EU) No 810/2014 of 25 July 2014 implementing Regulation (EU) No 269/2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.L_.2014.221.01.0001.01.ENG.
<12> DECISIONS COUNCIL DECISION 2014/145/CFSP of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine // Decision 2014/145/CFSP.

Для нивелирования такого деструктивного воздействия государству необходимо как своими ресурсами, так и финансами населения, привлеченными во вклады, заменить иностранных кредиторов. Во исполнение данной финансовой политики Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 13 мая 2015 г. N 877-р утвердило Перечень банков, привилегированные акции которых приобретаются Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования, в который вошли Банк ВТБ, Газпромбанк, Российский сельскохозяйственный банк, Акционерный коммерческий банк "Российский капитал". Указанным распоряжением Правительство Российской Федерации утвердило также Перечень банков для целей осуществления мер по повышению их капитализации путем предоставления банкам субординированных займов (оплаты субординированных облигаций банков) со сроком возврата не менее 50 лет. В данный Перечень вошли Акционерный банк "Россия", Банк "Северный морской путь", Акционерный банк "Содействие общественным инициативам", Российский национальный коммерческий банк.
Банк России в свою очередь объявил о поддержке как санкционных банков, учитывая их значение для российской экономики, так и всей банковской системы. Причем данная поддержка носит как материальный характер, так и нематериальный и осуществляется через смягчение пруденциальных требований к деятельности кредитных организаций <13> посредством изменения расчетов рисков, определяющих нормативы <14> устойчивости банка, которые, по сути, фиксируют максимальное соотношение инвестируемых банком сумм к собственным средствам (капиталу).
--------------------------------
<13> Информация Банка России от 17 декабря 2014 г. "О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (ред. от 1 июля 2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И (ред. от 25 ноября 2014 г.) "Об обязательных нормативах банков" // Вестник Банка России. 2012. N 74.

Следует отметить, что государство пытается поддерживать и более мелкие кредитные организации, занимающиеся реализацией пусть не столь значительных инвестиционных проектов, как вышеуказанные банки, на периферии страны. Так, вопрос докапитализации региональных банков рассматривался на совещании Правительства РФ (13 мая 2015 г.), по итогам которого было заявлено, что региональные банки получат дополнительный капитал, который будет использован для кредитования промышленности <15>. Вполне понятно, что если и будет произведена такая докапитализация, то ею смогут воспользоваться далеко не все кредитные организации.
--------------------------------
<15> См.: Совещание о ситуации в банковском секторе и состояние финансового рынка. URL: government.ru/news/18064/.

Говоря о кредитовании, Правительство Российской Федерации не устанавливает для кредитных организаций, получивших материальные преференции, обязанность поддерживать предпринимателей исключительно путем их кредитования. Возможно использование различных финансовых инструментов. Инвестиционные действия представляют собой различные виды гражданско-правовых сделок, например приобретение ценных бумаг, акций или долей в хозяйственных обществах, объектов недвижимости, машин и оборудования, учредительные договоры, договоры о совместной деятельности, займа, подряда, оказания услуг, лизинга, иных <16>.
--------------------------------
<16> См., например: Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: НОРМА, 2001. С. 182.

Большое значение в инвестиционном процессе занимают договоры по кредитованию инвестиционных программ и проектов предприятий реального сектора экономики. Для этого Правительство Российской Федерации предлагает создавать в регионах страны специализированные агентства, которые смогут готовить обоснования и комплекты базовой документации, необходимой для рассмотрения банками кредитных заявок, нормировать формирование резервов кредитных организаций для указанных целей. Также предлагается более активно использовать механизмы государственных гарантий и систем страхования рисков по кредитным сделкам, совершенствовать правовое регулирование залогового обеспечения по банковским кредитам, развивать институциональную инфраструктуру кредитного рынка, систематизировать законодательство, регулирующее деятельность по взысканию задолженности <17>.
--------------------------------
<17> Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 2074-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 51. Ст. 7542.

В настоящее время банки уже разработали различные способы минимизации проектных рисков. Для этих целей проводятся анализ и оценка отдельных видов рисков, в том числе нефинансового характера, с привлечением лицензионных оценщиков и аудиторов. Также кредиторы в ходе реализации проекта осуществляют мониторинг соответствующих рисков посредством технического надзора, инжиниринговых и сюрвейерских услуг, проводят детальное изучение структур и лиц, участвующих в проекте. При принятии решений о финансировании инвестиционных проектов особое значение придается юридическому заключению по всем аспектам его реализации <18>.
--------------------------------
<18> См.: Смирнов А.Л. Юридические риски проектного финансирования // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. N 1.

Однако этого недостаточно для инвестирования, связанного с развитием малого и среднего предпринимательства. Здесь следует обратить внимание на зарубежный опыт, когда финансирование инвестиционных проектов дифференцируется в зависимости от объема регресса на заемщика и представляет собой финансирование с полным регрессом, ограниченным регрессом и без регресса.
Учитывая, что малые и средние российские предприятия, как правило, имеют проблемы с обеспечением обязательств и обычные кредиты для них недоступны в силу слишком больших процентов, которые банки берут за риск, который для такого кредитования входит в пятую группу, согласно Положению, утвержденному Банком России 26 марта 2004 г. N 254-П <19> (имеются в виду инвестиционные проекты, финансируемые не под государственные гарантии и не входящие в региональные инвестиционные программы), финансирование инвестиционных проектов без регресса, когда обеспечением может являться набор прав, которыми обладает заемщик на момент возникновения обязательства и которые реализуются при выполнении проекта (подготовленная для инвестиционного проекта документация, уже заключенные сделки или их проекты на работы и поставку оборудования, лицензии, разрешения, уже заключенные договоры на поставку будущего продукта), является актуальным и перспективным.
--------------------------------
<19> Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26 марта 2004 г. N 254-П) (ред. от 18 декабря 2014 г.) // Вестник Банка России. 2004. N 28.

Особенно это касается предприятий в самом начале деятельности, когда невозможно дать позитивную банковскую оценку их финансового положения, в силу того что оно не подлежит анализу, а обязательные в таких случаях поручительства совладельцев проекта не имеют под собой реальной финансовой базы.
Статья 329 ГК РФ не ограничивает перечень способов обеспечения исполнения обязательств, в том числе допускает возможность сторонам самостоятельно их конструировать и фиксировать в договоре (для исследуемых отношений - обеспечительная уступка кредитной организации различных прав заемщика, вытекающих из его соглашений и договоров). Тем не менее легитимизация такого обеспечения, представляющего совокупность прав, сопровождающих исполнение инвестиционного проекта, позволит уменьшить стоимость финансирования инвестиционных проектов, переведя заемное обязательство в обеспеченное специальным инвестиционным залогом. При этом не обязательно обеспечивать обязательство всем объемом указанных прав. Достаточно определить их в части, пропорциональной объему финансирования инвестиционного проекта кредитной организацией к стоимости всего инвестиционного проекта.

Литература

1. Бобрик М.А. Кредитование реального сектора экономики // Банковское кредитование. 2014. N 3.
2. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: НОРМА, 2001.
3. Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003.
4. Госкорпорации - юридические лица публичного права / под ред. Г.А. Гаджиева. М., 2010.
5. Государственные банки как оплот стабильности экономики. URL: www.realtypress.ru/artide/article_1330.html.
6. Кравченко Д.В. Конституционно-экономическое осмысление статуса государственных корпораций в разрезе становления института юридических лиц публичного права. Очерки конституционной экономики. Госкорпорации - юридические лица публичного права / под ред. Г.А. Гаджиева. М., 2010.
7. Морозов А.Е. Финансово-правовое регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
8. Ручкина Г.Ф. Кредитные организации в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые правовые вопросы // Банковское право. 2015. N 3. С. 10.
9. Смирнов А.Л. Юридические риски проектного финансирования // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. N 1.
10. Стратегия повышения конкурентоспособности национальной банковской системы Российской Федерации. Одобрена на XVI Съезде Ассоциации российских банков в апреле 2005 г. // Вестник Ассоциации российских банков. 2005. N 9.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи