Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (Подкопаев М.В.)

Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (Подкопаев М.В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2012

Новый Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ) посвящен разным отраслям налогового законодательства, хотя первоначально он касался главным образом электронного документооборота между банками и налоговыми органами.

Примечание. Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.07.2012.

С этой целью установлен единый способ обмена документами между банками и налоговыми органами путем внесения изменений в п. 4 ст. 76 и п. 2 ст. 86 НК РФ. Данные нормы предусматривают обязанность налоговых органов направлять в банки соответствующие решения и мотивированные запросы о представлении банками справок о наличии счетов в банках и (или) остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в электронном виде. Также установлен порядок направления налоговым органом в банк мотивированного запроса, аналогичный порядку, предусмотренному п. 4 ст. 76 НК РФ.
Довольно революционное изменение внесено в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В настоящее время этим пунктом установлено, что организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Напомним, что данный Закон действует до конца 2012 г. Им установлено, что организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15).
С 01.01.2013 вместо данного документа вступит в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1> (далее - Закон о бухгалтерском учете). В комментарии к этому Закону мы отметили, что в общем случае годовая бухгалтерская отчетность сдается за отчетный период, которым признается календарный год.
--------------------------------
<1> Текст данного Закона и комментарий к нему опубликованы в N N 7 и 8, 2012.

В п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете говорится также о том, что экономические субъекты составляют и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетные периоды меньше отчетного года. Причем новый нормативный акт не содержит норм, обязывающих данных субъектов сдавать промежуточную отчетность (в отличие от п. 2 ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ).
Более того, в нем уточняется, что такая отчетность составляется в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Подобная отсылка к законодательству РФ по поводу необходимости составления промежуточной отчетности есть и в п. 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <2>.
--------------------------------
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Под соответствующей частью законодательства РФ как раз следует понимать пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Теперь он без отсылок к нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет, требует представлять в налоговый орган по месту нахождения организации только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. То есть уже за I квартал 2013 г. промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять не нужно.

Примечание. С 2013 г. в органы контроля представляется только годовая бухгалтерская отчетность.

По-прежнему не все экономические субъекты будут обязаны представлять даже годовую бухгалтерскую отчетность. Имеются в виду организации, которые в соответствии с Законом о бухгалтерском учете не обязаны вести бухгалтерский учет.
Произошло изменение в одном из терминов, содержащемся во многих статьях Налогового кодекса. Вместо слов "в электронном виде" появятся слова "в электронной форме".
Дополнительно в п. 7 ст. 23 НК РФ указывается, что если в электронной форме передаются сообщения, предусмотренные п. п. 2 и 3 данной статьи, то они должны заверяться не просто электронной цифровой подписью, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Имеются в виду сообщения:
- об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов);
- о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях о таких подразделениях.
Именно использование усиленной квалифицированной электронной подписи предусмотрено Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Порядка заполнения форм сообщений и Порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронная подпись имеет следующие дополнительные признаки:
- ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для ее создания и проверки используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным данным Законом.
В ст. 11 вышеназванного Закона описан порядок признания квалифицированной электронной подписи таковой.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Пунктами 4 - 6 той же статьи в настоящее время предусмотрено, что соответствующие заявления подаются налогоплательщиком в письменном виде. Теперь можно будет представлять эти заявления в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Аналогичные возможности предоставлены налогоплательщику при подаче им заявления о возврате сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов (ст. 79 НК РФ), а также о возврате на расчетный счет или направлении в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам сумм возмещенного НДС (п. 6 ст. 176 НК РФ).
В отношении налоговой декларации и счета-фактуры подчеркнуто, что их электронная форма также заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 80 и п. 6 ст. 169 НК РФ).
Внесено дополнение в ст. 288.1 НК РФ, которая устанавливает особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами особой экономической зоны в Калининградской области. Законодатели посчитали необходимым отдельно указать, как учитываются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающие при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Минфин в своих разъяснениях неоднократно обращался к этой теме. Так, в Письме от 14.02.2012 N 03-03-06/1/84 он указал, что доходы в виде положительной курсовой разницы от переоценки обязательств по кредитному договору, заключенному в целях реализации инвестиционного проекта, учитываются резидентами особой экономической зоны в Калининградской области при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке, в то время как отрицательная курсовая разница от переоценки обязательств по данному кредитному договору будет учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта (см. также Письма от 10.02.2012 N 03-03-06/1/77, от 03.02.2012 N 03-03-10/7).
Законодатели установили иное. Как доходы, так и расходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте РФ, установленного Банком России, переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, за исключением выданных (полученных) авансов, а также в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в целях применения ст. 288.1 НК РФ.
Данное изменение вступает в силу со дня опубликования Федерального закона N 97-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 (п. п. 2 и 6 ст. 5 данного Закона).
Внесены поправки в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с процентных доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ (ст. ст. 309, 310 НК РФ). Уточнено, что налоговый агент не обязан исчислять и удерживать налог на прибыль с процентных доходов:
- по государственным и муниципальным ценным бумагам;
- по обращающимся облигациям;
- по долговым обязательствам при одновременном выполнении двух условий: если обязательства возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций и данные иностранные организации имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет договоры об избежании двойного налогообложения.
В целях обложения налогом на прибыль установлены критерии отнесения облигаций (долговых обязательств) к облигациям (долговым обязательствам), обращающимся на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовых биржах.
Данные изменения также распространяются на правоотношения по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшие с 01.01.2007, и применяются к правоотношениям по исчислению и удержанию налога с доходов иностранных организаций, возникшим в связи с размещением обращающихся облигаций, выпуск которых осуществлен до 01.01.2014 (п. 7 ст. 5 Федерального закона N 97-ФЗ).
До принятия этих поправок существовала неопределенность в законодательстве о налогах и сборах относительно налогообложения процентов, выплачиваемых российскими банками и компаниями по депозитным (кредитным) договорам, заключенным данными российскими организациями и иностранными компаниями. Имеется в виду процентный доход, который российские банки и компании выплачивают по средствам, привлеченным в результате выпуска еврооблигаций иностранными компаниями и размещенным в виде депозита (кредита) в данных российских банках. Теперь эта неопределенность устранена.
Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ, посвященный значительным изменениям в порядке применения различных спецрежимов, и комментарий к нему были опубликованы в N 14, 2012. Из данного Закона следует, что Правительство РФ планирует постепенно заменить спецрежим в виде ЕНВД патентной системой. При этом в нем не сказано, когда такая замена произойдет полностью. Однако данное указание по неизвестной причине включено в п. 8 ст. 5 Федерального закона N 97-ФЗ. В нем отмечено, что система налогообложения в виде ЕНВД перестанет применяться с 01.01.2018.

Примечание. Спецрежим в виде ЕНВД не будет применяться с 01.01.2018.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи