Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Вычитаемое - торговый сбор (Иоффе Л.)

Вычитаемое - торговый сбор (Иоффе Л.)

Дата размещения статьи: 12.04.2016

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которым введена с 2015 г. гл. 33 "Торговый сбор" в часть вторую НК РФ, были внесены дополнения и в гл. 23, 25, 26.2 НК РФ. Введенные нормы в указанные главы позволяют учитывать сумму фактически уплаченного торгового сбора при общей системе налогообложения, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, а также при УСН в уменьшение исчисляемого налога. Однако такое уменьшение в некоторых случаях, к сожалению, может быть осуществлено не в полной сумме, а иногда и вовсе не поспособствует снижению его величины.

Воспользоваться же правом на уменьшение налога могут только плательщики торгового сбора, представившие в налоговый орган уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма N ТС-1, утв. Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@) (абз. 2 п. 5 ст. 225, абз. 2 п. 10 ст. 286, абз. 2 п. 8 ст. 346.21 НК РФ).
Плательщику сбора такое уведомление надлежит представить в ИФНС России по месту своего учета или месту учета используемого объекта недвижимости не позднее пяти рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 416 НК РФ).

Уменьшение

- налога на прибыль

- у москвичей

В гл. 25 НК РФ изменения затронули ст. ст. 270 и 286 НК РФ (п. п. 19 и 20 ст. 2 Закона N 382-ФЗ).
Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, согласно дополнению, внесенному в п. 19 ст. 270 НК РФ, не вправе включать сумму уплаченного торгового сбора в расходы при исчислении налоговой базы, поскольку таковая отнесена к расходам, не учитываемым в целях налогообложения.
Введенный же п. 10 в ст. 286 НК РФ позволяет налогоплательщику в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Дата уплаты сбора - 25-е число месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал (п. 2 ст. 417, ст. 414 НК РФ), - наступает ранее даты уплаты авансового платежа по налогу на прибыль (28 календарных дней после окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев) и налога - 28 марта года, следующего после окончания налогового периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289, п. 2 ст. 285 НК РФ). Поэтому добросовестный налогоплательщик, уплативший торговый сбор, может уменьшить исчисленную за отчетный (налоговый) период составляющую авансового платежа по налогу на прибыль (налога), зачисляемую в бюджет г. Москвы.
Если сумма сбора за квартал превысит составляющую исчисленного за отчетный период авансового платежа по налогу на прибыль, направляемую в бюджет субъекта РФ, тогда на оставшуюся величину сбора в совокупности со значением сбора за следующий квартал ему можно будет уменьшить сумму авансового платежа за следующий отчетный период или налог на прибыль за год.
Возможность учета разницы между суммами торгового сбора и исчисленного по итогам отчетного периода авансового платежа по налогу на прибыль при исчислении суммы соответствующего авансового платежа по итогам следующего отчетного периода или налога на прибыль за текущий налоговый период подтверждена в Письмах Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15560, ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@.

Пример 1. Организация во втором полугодии 2015 г. занималась помимо прочего развозной торговлей на территории г. Москвы с использованием автолавки, в третьем и четвертом кварталах ею использовалось для торговли одно транспортное средство. Сумму торгового сбора за третий квартал налогоплательщик уплатил 14 октября, за четвертый квартал - 20 января. Величина исчисленного организацией авансового платежа по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы за 9 месяцев 2015 г. составила 39 157 руб., за 2015 г. - 93 689 руб.
Ставка сбора при развозной торговле установлена в расчете на объект осуществления торговли. Такой у организации один. Исходя из этого по итогам III квартала 2015 г. исчисленная сумма торгового сбора составила 40 500 руб. (40 500 руб/об. x 1 об.).
Уплаченная организацией сумма торгового сбора за III квартал 2015 г. 40 500 руб. превзошла исчисленную величину авансового платежа по налогу на прибыль 39 157 руб., направляемую в бюджет города. Исходя из этого составляющая налога, направляемая в бюджет города, уменьшается до 0, оставшаяся же разница 1343 руб. (40 500 - 39 157) при этом не учитывается.
Поскольку налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года, то исчисленное его значение в бюджет г. Москвы может быть уменьшено на совокупность уплаченных сумм торгового сбора за III и IV кварталы 2015 г.
Использование для развозной торговли в четвертом квартале одного объекта осуществления торговли обязывает организацию по его окончании уплатить в бюджет г. Москвы торговый сбор в размере 40 500 руб. (40 500 руб/об. x 1 об.). Всего же за второе полугодие организацией в качестве торгового сбора уплачено 81 000 руб. (40 500 + 40 500). Поскольку эта сумма не превышает исчисленную величину налога на прибыль, направляемую в бюджет г. Москвы за 2015 г. (81 000 < 93 689), то на нее целиком уменьшается исчисленная сумма налога.

Действующая на момент подписания номера в печать форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@), а также Порядок ее заполнения не предусматривают возможность отражения в ней суммы торгового сбора, уплаченного в течение текущего налогового (отчетного) периода, с целью уменьшения величины налога на прибыль (авансового платежа по налогу), направляемого в бюджет субъекта РФ.
В Письме ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@ разъяснен порядок отражения уменьшения суммы авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), направляемой в бюджет субъекта РФ, в котором введен торговый сбор, на величину уплаченного сбора.
До внесения соответствующих изменений в налоговую декларацию для отражения торгового сбора фискалы предлагают использовать:
- строки листа 02 "Расчет налога":
240 "Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации";
260 "в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации";
- строку 090 "Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога" Приложения 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения" к листу 02.
Сумму уплаченного торгового сбора организации, не имеющей обособленных подразделений, как было сказано выше, надлежит учитывать при формировании показателей, заносимых по строкам 240 и 260 листа 02. Сумма учитываемого торгового сбора при этом не может превышать величину авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), исчисленного для уплаты в бюджет г. Москвы, которая приведена по строке 200 "Сумма исчисленного налога, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации" листа 02 декларации.
Если сумма торгового сбора превышает величину исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога на прибыль), то торговый сбор учитывается в налоговой декларации в пределах этой исчисленной величины.

Продолжение примера 1. Поскольку уплаченная сумма торгового сбора за III квартал 2015 г. превзошла исчисленную величину авансового платежа по налогу на прибыль, направляемую в бюджет г. Москвы (40 500 > 39 157) (последняя величина приведена по строке 200 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г.), то по строкам 240 и 260 листа 02 организация заносит сумму 39 157 руб.

В строках 240 и 260 листа 2 налоговой декларации по налогу на прибыль суммы указываются нарастающим итогом с начала налогового периода. Поэтому при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль за налоговый период в этих строках указывается совокупность уплаченных сумм торгового сбора за III и IV кварталы 2015 г. при условии их перечисления до 28 марта 2016 г.
Если сумма исчисленного налога на прибыль для уплаты в бюджет г. Москвы по итогам года превысит совокупность уплаченного торгового сбора за третий и четвертый кварталы, то в налоговой декларации за календарный год торговый сбор может быть учтен в уменьшение исчисленной суммы налога в указанной совокупности.

Примечание. На сумму торгового сбора, учтенного по строке 260 листа 02 в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 г., уменьшается показатель по строке 230 листа 02 налоговой декларации за 2015 г.

Продолжение примера 1. Исчисленная величина налога на прибыль, направляемая в бюджет г. Москвы, за 2015 г. превышает совокупность уплаченных сумм торгового сбора за третий и четвертый кварталы (93 689 > 81 000 (40 500 + 40 500)). Поэтому по строкам 240 и 260 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2015 г. приводится 81 000 руб.

Если налогоплательщик производит зачет налога, уплаченного за пределами РФ, и уплачивает торговый сбор, то суммы засчитываемого налога и торгового сбора для заполнения строк 240 и 260 листа 02 налоговой декларации суммируются. При этом их совокупность, приводимая по указанным строкам листа 02, не может превышать сумму налога (авансового платежа), занесенную по строке 200 листа 02 налоговой декларации.
Для исключения двойного учета сумм торгового сбора при исчислении налога на прибыль (авансовых платежей) нарастающим итогом и определения налоговых обязательств с учетом ранее начисленных авансовых платежей при расчете показателя по строке 230 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации" листа 02 величина начисленных авансовых платежей уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение налога (авансового платежа) в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Так, на сумму торгового сбора, учтенного по строке 260 листа 2 в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 г., уменьшается показатель по строке 230 листа 02 налоговой декларации за 2015 г.
Уменьшение же показателя строки 230 влечет за собой и уменьшение суммы, вносимой по строке 210 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего".

Окончание примера 1. По строке 230 листа 02 декларации по налогу на прибыль за 2015 г. организацией в качестве суммы начисленного авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. указывается 0, хотя в самой декларации за этот период по строке 200 "Сумма исчисленного налога в бюджет субъекта РФ" было приведено 39 157 руб. Уменьшение суммы начисленного авансового платежа за девять месяцев производится на 39 157 руб. для незадваивания этой величины, поскольку она входит в сумму торгового сбора, приводимую по строкам 240 и 260 листа 02 (81 000 руб. (40 500 + (39 157 + 1343))).
По строке же 210 листа 02 в таком случае повторяется сумма начисленного авансового платежа за девять месяцев, направляемая в федеральный бюджет, которая указана в строке 220 этого листа, - 4351 руб. (4350,78 руб. (39 157 руб. : 18% x 2%)).

Перечисление суммы торгового сбора за IV квартал 2015 г. в бюджет г. Москвы в январе 2016 г. позволяет организации уменьшить:
- исчисленный налог на прибыль, направляемый в бюджет города, в налоговой декларации за 2015 г.;
- исчисленный авансовый платеж в бюджет г. Москвы в налоговой декларации за I квартал 2016 г.
Такой вариантностью организация может воспользоваться в случае, когда совокупность уплаченных сумм торгового сбора за год будет превосходить составляющую исчисленного налога на прибыль за налоговый период, направляемую в бюджет субъекта РФ.
Отметим, что в устных разъяснениях специалисты Минфина России не находят нарушения норм налогового законодательства РФ при учете организацией уплаченной в январе суммы торгового сбора за четвертый квартал частями в уменьшение составляющей, направляемой в бюджет г. Москвы:
- налога на прибыль за 2015 г.;
- авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2016 г.
Как видим, уменьшение составляющей налога на прибыль, направляемой в бюджет субъекта РФ, может быть осуществлено:
- на всю сумму уплаченного торгового сбора;
- на часть этой суммы, если величина уплаченного сбора превзошла указанную составляющую налога.
Если организацией по итогам налогового (отчетного) периода получен убыток (отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ), то в данном налоговом (отчетном) периоде налоговая база в силу п. 8 ст. 274 НК РФ признается равной нулю. Исчисленная сумма налога (авансового платежа по налогу), как и обе ее составляющие, направляемые в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, в таком случае также равны нулю. В связи с этим невозможно и уменьшение налога (авансового платежа по налогу), зачисляемого в бюджет субъекта РФ, на уплаченную сумму торгового сбора.

- у плательщиков из других регионов

У плательщиков торгового сбора - немосквичей при осуществлении видов предпринимательской деятельности с использованием объекта движимого или недвижимого имущества, в отношении которых установлен торговый сбор, в городе на объекте торговли создаются рабочие места. Это, в свою очередь, приводит к образованию обособленного подразделения в Москве.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Определяются же они исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Данная же доля, в свою очередь, исчисляется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Следовательно, хоть на какую-то часть уплаченного торгового сбора (а может быть, и всю сумму) плательщик налога на прибыль сможет уменьшить исчисленную сумму авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль) в бюджет г. Москвы. Меньшая из сумм торгового сбора и исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), направляемого в бюджет города, приводится по упомянутой строке 090 Приложения 5 к листу 02 налоговой декларации.
Сама же сумма исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль) отражается по строке 070 "Сумма налога" Приложения 5 к листу 02.
При зачете налогоплательщиком налога, выплаченного за пределами РФ, совокупность сумм засчитываемого налога и торгового сбора не может превышать величину исчисленного авансового платежа (налога), приводимую по строке 070 Приложения 5 к листу 02.
При определении показателя по строке 080 "Начислено налога в бюджет субъекта Российской Федерации" Приложения 5 к листу 2 величина начисленных авансовых платежей уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Так, на сумму торгового сбора, учтенного по строке 090 указанного Приложения в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 г., уменьшается показатель по строке 080 Приложения 5 к листу 02 налоговой декларации за 2015 г.
Помимо отражения в Приложении 5 к листу 02 в налоговых декларациях организаций, у которых в Москве образовались обособленные подразделения в связи с рассматриваемыми видами торговой деятельности, уплаченный торговый сбор учитывается при расчете показателей листа 02. Так, в листе 02 уплаченный торговый сбор учитывается при формировании показателей по строкам 240 и 260, а при расчете показателей для строк 210 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего" и 230 начисленные суммы авансовых платежей уменьшаются на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.
Суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, по мнению финансистов, формируют ее расходы по обычным видам деятельности (Письмо Минфина России от 24.07.2015 N 07-01-06/42799). Поскольку уплата торгового сбора связана с торговой деятельностью, то его начисление в бухгалтерском учете логично отражать на счете 44 "Расходы на продажу", на котором обобщается информация обо всех издержках обращения, связанных с продажей товаров (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Начисление и перечисление суммы торгового сбора в таком случае сопровождаются следующими записями:
Дебет 44 Кредит 68, субсчет "Расчеты по торговому сбору",
- начислен торговый сбор;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по торговому сбору", Кредит 51
- перечислена в бюджет сумма торгового сбора.
При расчете налога на прибыль торговый сбор в силу упомянутого п. 19 ст. 270 НК РФ в расходы не включается, в связи с чем в бухгалтерском учете возникает разница в расходах, которая учитывается при определении бухгалтерской прибыли и облагаемой базы по налогу на прибыль. И это обязывает организацию обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Данная разница является постоянной. Ее наличие приводит к необходимости начисления постоянного налогового обязательства:
Дебет 99, субсчет "Постоянные налоговые обязательства (активы)", Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",
- начислено постоянное налоговое обязательство.
Выше приводилось, что торговый сбор уменьшает налог на прибыль, зачисляемый в бюджет г. Москвы. При таком уменьшении в бухгалтерском учете логично было бы уменьшить величину ранее начисленного постоянного налогового обязательства:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 99, субсчет "Постоянные налоговые обязательства (активы)",
- уменьшена сумма исчисленного налога на величину уплаченного торгового сбора.

- налога при УСН

"Упрощенцы" в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в силу введенного с начала 2015 г. п. 8 ст. 346.21 НК РФ (п. 24 ст. 2 Закона N 382-ФЗ) вправе уменьшить величину налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджеты городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.
Напомним, что налог при УСН уплачивается "упрощенцами" в субъекте РФ, где они зарегистрированы. Согласно п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ этот налог подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%.
Ссылка во введенном дополнении на п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ означает, что приведенной нормой могут воспользоваться только "упрощенцы", выбравшие объект обложения "доходы".
Положения же п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в свою очередь, позволяют указанным "упрощенцам" уменьшить величину налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с использованием УСН, исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы:
- страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм):
на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя в силу пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
- платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за три дня временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных выше расходов более чем на 50%.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.
Поскольку во введенном п. 8 ст. 346.21 НК РФ использована формулировка "в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1", то "упрощенцы" могут снизить остающуюся после уменьшения на расходы, перечисленные в п. 3.1, часть налога (авансового платежа по налогу) на сумму торгового сбора вплоть до нуля.
То, что ограничение вычета величин торгового сбора из сумм налога в рамках упрощенной системы налогообложения (если объект налогообложения - доходы) в размере не более чем 50% от его суммы п. 8 ст. 346.21 НК РФ не установлено, Минфин России подтвердил в Письмах от 07.10.2015 N 03-11-03/2/57373, от 02.10.2015 N 03-11-11/56492, от 15.07.2015 N 03-11-10/40730. Имеющееся ограничение в размере 50% от суммы налога применяется только для целей п. 3.1 указанной статьи НК РФ.
Еще одно необходимое действие при рассматриваемом уменьшении финансисты предлагают совершать "упрощенцам" с объектом "доходы", которые осуществляют несколько видов деятельности, в том числе и тот, по которому уплачивается торговый сбор. Чиновники при прочтении приведенной выше нормы п. 8 ст. 346.21 НК РФ делают упор на выражение "по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности", в связи с чем они позволяют уменьшить на сумму торгового сбора только величину налога, исчисленного с объекта налогообложения по виду деятельности, в отношении которого установлен указанный сбор (Письма Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494, от 27.03.2015 N 03-11-11/16902 (указанное Письмо N 03-11-09/42494 руководство ФНС России направило Письмом от 12.08.2015 N ГД-4-3/14233 нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе с поручением довести его до налогоплательщиков)). Для этого "упрощенцам"-"доходникам" настоятельно рекомендуют вести раздельный учет доходов и дохода по виду предпринимательской деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.
Раздельное ведение доходов повлечет за собой необходимость ведения раздельного учета начисленных сумм заработной платы работников организации, занятых в видах деятельности, подпадающих под уплату торгового сбора. Ведь с этих сумм исчисляются страховые взносы, на которые, как было сказано выше, уменьшается исчисленный "упрощенный" налог (авансовые платежи по налогу). Делить следует и выплачиваемые за счет работодателя пособия по временной нетрудоспособности. В противном случае налог (авансовые платежи по налогу) будет уменьшен некорректно. Как вести такой раздельный учет, чиновники умалчивают. Если работников нельзя отнести к конкретному виду деятельности, вероятно, сумму уплаченных страховых взносов и выплаченных пособий, приходящихся на торговую деятельность, следует делить пропорционально доходу от торговой деятельности в общей сумме доходов "упрощенца".
Выше приводилось, что плательщику налога на прибыль позволено уменьшить исчисленную величину налога (авансового платежа) на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа) (то есть до 28 апреля, 28 июля, 28 октября, 28 марта следующего года). "Упрощенец" же с объектом в виде доходов вправе уменьшить налог (авансовый платеж по налогу) на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (то есть до 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря). А поскольку большинство "упрощенцев" перечислят суммы торгового сбора за отчетный квартал в первом месяце следующего квартала, то на уплаченную величину сбора они смогут уменьшать исчисляемую по окончании этого квартала сумму авансового платежа по "упрощенному" налогу (налога).

Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: организация применяет "упрощенку" с объектом "доходы", развозная торговля для нее является лишь одним из видов предпринимательской деятельности.
Воспользоваться возможностью уменьшения "упрощенного" налога за 2015 г. на сумму уплаченного торгового сбора за III квартал 2015 г. организация, по мнению Минфина России, сможет лишь в том случае, если будет вести раздельный учет доходов, получаемых от развозной торговли, и доходов от остальных видов деятельности. Причем уменьшаемой величиной в этом случае будет налог, исчисленный только с доходов, полученных от развозной торговли.
Раздельное ведение доходов повлечет за собой необходимость ведения раздельного учета начисленных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и выплат пособий по временной нетрудоспособности, на величину которых уменьшается сумма исчисленного налога в пределах 50%.
Перечисленная же в январе 2016 г. величина торгового сбора за IV квартал 2015 г. будет учитываться в уменьшение исчисленной суммы авансового платежа по "упрощенному" налогу за I квартал 2016 г.

Если уплаченная в течение года совокупность сбора окажется больше суммы налога, исчисленного за этот год, то оставшуюся часть сбора в следующем году учесть "упрощенцу" не удастся.
Действующая на момент подписания номера в печать форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (утв. Приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@), а также Порядок ее заполнения не предусматривают возможность отражения в представляемом документе суммы торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода, с целью уменьшения величины налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением УСН, исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода.
ФНС России Письмом от 14.08.2015 N ГД-4-3/14386@ разъяснила порядок отражения уменьшения авансовых платежей по налогу (налога) на сумму уплаченного торгового сбора в налоговой декларации.
До внесения изменений в форму декларации и Порядок ее заполнения "упрощенцам" - плательщикам торгового сбора налоговики рекомендовали уменьшать исчисленную в декларации сумму налога (авансового платежа по налогу) на уплаченные в течение данного налогового (отчетного) периода суммы торгового сбора путем отражения их нарастающим итогом по строкам 140 - 143 ("Сумма страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования (нарастающим итогом), предусмотренных пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшающая сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансового платежа по налогу): за первый квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период") разд. 2.1 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения доходы)" декларации вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренных п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.
При этом на таких налогоплательщиков (указавших по строке 102 признак налогоплательщика "1" - налогоплательщик, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) не распространяется ограничение в виде 50% (значения по строкам 140 - 143 не должны быть больше 1/2 суммы исчисленного налога (авансовых платежей по налогу)), указанное в алгоритме для строки 102 с показателем "1" по строкам 140 - 143 разд. 2.1 декларации.
Напомним, что "упрощенцы" обязаны представлять налоговую декларацию за налоговый период: организации - не позднее 31 марта, индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
При уменьшении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму уплаченного торгового сбора в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по "упрощенному" налогу", Кредит 99, субсчет "Расчеты по "упрощенному" налогу",
- уменьшена сумма исчисленного налога на величину уплаченного торгового сбора.
В незавидное положение попали "упрощенцы"-немосквичи - плательщики торгового сбора, которые выбрали объект обложения "доходы".
Налог (авансовый платеж по налогу) в связи с применением УСН, как было сказано выше, можно уменьшать на суммы уплаченного торгового сбора только при условии, что он зачисляется в бюджет г. Москвы.
В рассматриваемой ситуации налог по УСН уплачивается ими в субъекте РФ, где они зарегистрированы. Выше приводилось, что "упрощенный" налог подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Соответственно, в бюджет г. Москвы он не поступает. Поэтому правовых оснований для уменьшения налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму торгового сбора (который подлежит уплате, поскольку ведется торговая деятельность в Москве) у данных "упрощенцев" не имеется.
Минфин России Письмом от 02.11.2015 N 03-11-06/63155 разъяснил, что организация, применяющая УСН и зарегистрированная в налоговой инспекции какой-либо области, при осуществлении торговой деятельности через обособленное подразделение, расположенное в г. Москве, уменьшать сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода и уплачиваемого в бюджет области, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода в бюджет г. Москвы, не вправе.
В части индивидуального предпринимателя, проживающего в Московской области и применяющего УСН, который осуществляет торговую деятельность через объект недвижимого имущества, находящийся в Москве, аналогичное разъяснение было дано несколько ранее, в Письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-09/40621 (руководство ФНС России Письмом от 12.08.2015 N ГД-4-3/14230 направило Письмо N 03-11-09/40621 нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе с поручением довести его до налогоплательщиков).
Дополнительной нормы для "упрощенцев", выбравших в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, которые уплатят торговый сбор, в гл. 26.2 НК РФ не появилось. Указанные "упрощенцы" при определении налоговой базы, как известно, учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Согласно же пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ они при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением величины налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.
Исходя из этого налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", сумму уплаченного торгового сбора финансисты предлагают учитывать в составе расходов на основании все того же пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (упомянутые Письма Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494, от 27.03.2015 N 03-11-11/16902).
В приведенном же Письме ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14386@ им рекомендовано сумму уплаченного торгового сбора на основании опять же пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ учитывать при формировании показателей, отражаемых по строкам 220 - 223 "Сумма произведенных расходов нарастающим итогом: за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, за налоговый период" разд. 2.2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов)".
Казалось бы, "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" оказались в худшем положении, чем их коллеги с объектом "доходы". Ведь "доходники" уменьшают налог на сумму сбора напрямую, а "расходники" - через расходы, то есть их проигрыш составляет 85% (100 - 15) от суммы сбора. Но это в какой-то мере (а может быть, и в превосходящей) компенсируется следующим:
- в расходы можно включить всю сумму торгового сбора, она не ограничена суммой исчисленного авансового платежа (налога) за отчетный (налоговый) период. Учет сбора в расходах при этом осуществляется на дату его перечисления в бюджет (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
- не возникает необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов именно от торговой деятельности, по которой уплачивается сбор;
- при получении убытка сумма сбора его размер лишь увеличит, получаемая же совокупность может быть перенесена на будущее в течение следующих десяти лет. Причем осуществлять такой перенос можно как целиком, так и по частям (абз. 2 - 4 п. 7 ст. 346.18 НК РФ).
Ну и однозначно в выигрыше оказываются "упрощенцы" - плательщики сбора, зарегистрированные в других субъектах РФ. Ведь они вправе включить в расходы уплаченную сумму торгового сбора целиком, поскольку в норме о включении сбора в расходы отсутствуют какие-либо дополнительные условия по его учету, за исключением того, что сбор уплачивается в соответствии с законодательством РФ.

- НДФЛ

С начала прошлого года ст. 225 гл. 23 НК РФ дополнена п. 5 (п. 14 ст. 2 Закона N 382-ФЗ). Согласно введенной норме индивидуальный предприниматель, осуществляющий в субъекте РФ по месту своего учета вид предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, вправе уменьшить величину НДФЛ, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Положительным в указанной норме по сравнению с "упрощенцем"-"доходником" является то, что отсутствует требование об уменьшении на торговый сбор НДФЛ, исчисленного именно с этого вида торговой деятельности. При ведении предпринимателем нескольких видов деятельности у него:
- не возникает необходимости ведения раздельного учета доходов и расходов торговой деятельности, по которой уплачивается торговый сбор;
- повышается вероятность уменьшения исчисленного значения НДФЛ на всю сумму торгового сбора за счет возрастания величины налога.
Негатив же повторяет недостатки "упрощенцев"-"доходников".
Сумма вычитаемого из налога на доходы физических лиц торгового сбора не может быть больше суммы самого налога. Если по итогам года величина сбора окажется больше исчисленного НДФЛ за этот год, то на следующий год превосходящая часть сбора не переносится. При получении же предпринимателем по итогам года убытка вычитаемая сумма сбора будет нулевой, поскольку само уменьшаемое (налог) равно нулю.
Уменьшить НДФЛ на торговый сбор можно только в том случае, если предприниматель состоит на учете в ИФНС в Москве по своему месту жительства и ведет торговую деятельность в Москве. Если же он состоит на учете в ИФНС в другом субъекте РФ (по своему месту жительства), а торговую деятельность ведет в Москве (неважно, через объект недвижимости или через объекты нестационарной торговой сети), то уменьшить исчисленную сумму НДФЛ на уплаченный сбор он не может.
Несколько усугубляет положение индивидуального предпринимателя еще и то, что он в отличие от других плательщиков сбора сумму сбора, как и они, уплачивает ежеквартально, а осуществить уменьшение НДФЛ в отличие от них он может лишь по окончании календарного года при представлении налоговой декларации по НДФЛ.
Действующая на момент подписания номера в печать форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@), а также Порядок ее заполнения не предусматривают возможности уменьшения исчисленной величины налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора.
Финансисты до внесения соответствующих изменений в форму декларации и в Порядок ее заполнения предлагают предпринимателям отражать по строке 130 "Сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет" разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%" налоговой декларации сумму НДФЛ, подлежащую уплате (доплате) в бюджет, скорректированную на величины торгового сбора, уплаченного в налоговом периоде.
В таких случаях одновременно с представлением налоговой декларации рекомендовано направлять в налоговый орган пояснительную записку с указанием произведенной налогоплательщиком корректировки суммы налога на доходы физических лиц на величину торгового сбора (Письмо Минфина России от 10.08.2015 N 03-04-07/45937 (руководство ФНС России Письмом от 13.08.2015 N ПА-4-11/14285 направило упомянутое Письмо нижестоящим налоговым органам)).
Повторимся, воспользоваться правом на уменьшение налога на прибыль, НДФЛ и "упрощенного" налога могут только плательщики торгового сбора, представившие в налоговый орган соответствующее уведомление о постановке их на учет. В случае же неподачи такого уведомления учесть уплаченную сумму торгового сбора в уменьшение налога налогоплательщик не сможет.
Несвоевременное же представление налогоплательщиком уведомления о постановке его на учет в качестве плательщика торгового сбора не лишает его права на уменьшение соответствующей суммы налога в порядке, предусмотренном упомянутыми п. 5 ст. 225, п. 10 ст. 286 или п. 8 ст. 346.21 НК РФ (абз. 2 п. 6.2 Письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи