Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Теневой банкинг: понятие и перспективы его развития на современном этапе (Исмаилов И.Ш.)

Теневой банкинг: понятие и перспективы его развития на современном этапе (Исмаилов И.Ш.)

Дата размещения статьи: 13.04.2016

Понятия "теневой банковский сектор" или "теневой банкинг" достаточно новые для финансовой системы, поэтому существуют некоторые неопределенности при определении данных понятий и отделении их от классического банковского сектора среди многих ученых-правоведов и практикующих юристов и финансистов, осуществляющих свою исследовательскую или правоприменительную деятельность в области банковского права и банковского дела, причем как в России, так и за рубежом. Некоторые ученые выделяют признак отсутствия надзора как определяющий при отделении теневого банкинга от классического, некоторые выделяют сущность включаемых операций и наличие лицензий на их выполнение, включая в данную категорию кредитные организации, осуществляющие банковскую деятельность без соответствующей лицензии.
Позиция Центрального банка Российской Федерации по вопросу трактовки теневого банковского сектора заключается в его интерпретации в качестве параллельного банковского сектора. Параллельность заключается в предоставлении лицензируемых услуг финансовыми институтами, которые не являются банками и не имеют соответствующих лицензий для осуществления банковской деятельности, а тем самым избегают и надзора за их деятельностью со стороны мегарегулятора <1>. То есть в понимании надзорного органа оба критерия являются определяющими, так как вытекают друг из друга. Такие схемы осуществления деятельности реализуются в хедж-фондах, фондах прямых инвестиций, брокерских компаниях, фондах денежного рынка и ряде других структур. Отсутствие надзора ведет к возможности ведения ими высокорисковой деятельности или деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Однако важно учесть, что представители теневого банковского сектора далеко не всегда осуществляют какую-то незаконную деятельность, что характеризует невозможность однозначного отнесения данной категории к преступной деятельности <2>. Данное положение является достаточно важным, так как в России нередко теневая банковская деятельность воспринимается как абсолютно незаконная. Сходная позиция по вопросам определения понятия "теневой банкинг" разделяется и Федеральной резервной системой Соединенных Штатов Америки.
--------------------------------
<1> См.: Дворецкая А.Е. Теневой банкинг: институциональное и функциональное регулирование // Деньги и кредит. 2013. N 4. С. 14.
<2> Абрамова М.А., Мамута М.В. "Shadow Banking" в России: факторы распространения, возможности регулирования // Вестник Финансового университета. 2014. N 5. С. 55 - 62.

Аналогичная трактовка понятия "теневой банковский сектор" была дана в опубликованном 30 октября 2014 г. докладе Совета по финансовой стабильности (FSB) Global Shadow Banking Monitoring Report 2014 <3>, целью которого было изучение основных тенденций развития теневых банковских структур, которые стали активно замещать традиционные банки, анализ динамики доли на рынке финансовых институтов, замещающих банки при кредитовании реального сектора экономики и инвестиционной деятельности, а также исследование состояния и перспектив небанковских финансовых посредников и институтов в различных государствах. В частности, Советом по финансовой стабильности сделан вывод о том, что активное развитие параллельной банковской системы связано с увеличивающимся регулированием классической банковской деятельности, начавшимся после банковского кризиса 2008 г., от которого нетрадиционные финансовые институты пострадали даже больше банков, ввиду того что их деятельность построена на рисковой составляющей, но на более выгодных условиях, однако в периоды нехватки ликвидности у населения риск пересиливает выгоду.
--------------------------------
<3> Global Shadow Banking Monitoring Report 2014 of Financial Stability Board. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_141030.pdf.

Финансовый кризис обнажил необходимость в более классических инструментах сбережения и инвестирования, отличающихся большей надежностью, возможностями контроля и стабильной доходностью, хоть и меньшей. Устойчивость банковской системы, являясь условием развития экономики, становится крайне важной характеристикой для экономики, находящейся в трансформационной фазе, требующей возможно большего объема долгосрочных инвестиций. Для экономики вообще, а для экономики переходного периода системный кризис (в отдельных случаях даже банкротство отдельного крупного системообразующего банка) означает порой не просто выпадение пусть важного, но все-таки элемента экономических отношений <4>.
--------------------------------
<4> Ермаков С.Л. Экономико-правовое регулирование банковской деятельности в условиях мирового финансового кризиса // Банковское право. 2009. N 3. С. 10 - 14.

Однако большее падение и вызвало последующий больший рост теневого банковского сектора по сравнению с традиционным. Усиление регулирования деятельности банков привело к заметному понижению их прибыльности, а соответственно и ухудшению условий предлагаемых кредитных и инвестиционных решений. Новые требования Базель-III существенно понизили допустимые планки кредитных рисков, ввели новые критерии оценки качества капитала, существенно сократили возможности использования заемных средств для осуществления банковской деятельности. Такая агрессивная среда позволила существенно наверстать и улучшить свое положение и долю на рынке небанковским финансовым институтам, которые смогли достигнуть в 2013 г. рекордного показателя в 24,5% от всех активов мировой финансовой системы, а также хоть и не рекордного, но солидного показателя в 123,4% от мирового ВВП <5>.
--------------------------------
<5> Global Shadow Banking Monitoring Report 2014 of Financial Stability Board. URL: http://www.financialstabilityboard.org/wp-content/uploads/r_141030.pdf.

Так же как и для традиционной банковской системы, для теневого банковского сектора характерно то, что наибольшие показатели роста показываются финансовыми институтами в развивающихся государствах, таких как Аргентина, Китай и Российская Федерация, а наибольшие абсолютные показатели характерны для развитых стран, таких как США и Великобритания.
Хотя Соединенные Штаты Америки и являются "оплотом" борьбы с такими явлениями, именно там теневой банковский сектор развивался особо активно, в том числе потому, что в конце прошлого века была проведена некоторая либерализация регулирования и надзора над банковским сектором и иными финансовыми операциями в связи с отменой в 1999 г. Закона Гласса-Стиголла 1933 г., который представлял собой один из основных регулирующих банковскую систему США законов. В частности, многие правоведы воспринимают именно этот шаг как начало развития теневого банкинга в США и как предпосылку к последующему кризису 2008 г.
Как пример, в Соединенных Штатах Америки именно в результате сомнительных операций на рынке ценных бумаг, а именно сделок "РЕПО105", проводимых с целью временного перемещения долговых обязательств на сумму в 50 млрд долларов со своего баланса активов и достижения более привлекательных показателей и инвестиционных рейтингов, банк Lehman Brothers Holdings обанкротился и предзнаменовал тем самым наступление острой фазы последнего мирового финансового кризиса <6>.
--------------------------------
<6> Егикян С.Г. Lehman Brothers рухнул по схеме // Коммерсантъ. 2010. N 43/П (4343).

Развитие параллельного банковского сектора воспринимается финансистами и юристами крайне смешанно. С одной стороны, альтернативные институты поддержки и финансирования помогают развиваться реальному сектору экономики, причем нередко даже более эффективно, чем классические банки, так как могут предложить более выгодные условия. С другой стороны, активное развитие теневого банковского сектора может привести к масштабным и системным кризисным явлениям, которые не получится пресекать по сходной схеме с классическими банками. Так как классические схемы пресечения высоких системных рисков завязаны на использовании пруденциального надзора и пруденциальных нормативов финансовой деятельности <7>, используемых в целях определения величины данных системных рисков, можно сделать вывод о том, что отсутствие такого надзора или его меньший объем, который свойственен надзору за небанковскими кредитными организациями, приведет к бесконтрольному повышению рисковой составляющей кредитной и инвестиционной деятельности, а также к таким явлениям, как отток капитала за рубеж, взятки и откаты чиновникам, финансирование серого импорта, реализация схем по уклонению от уплаты налогов, легализации доходов, полученных преступным путем, и другие.
--------------------------------
<7> Ларионова И.В., Панова Г.С. О модернизации банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2010. N 10.

Безусловно, одним из важнейших факторов для модернизации и актуализации правового регулирования теневой банковской деятельности является необходимость закрепления данного понятия в нормативных правовых актах, а также формирование более строгой и современной системы лицензирования деятельности. При помощи данных мер станет возможным и развитие системы надзора за теневым банкингом, в том числе адаптирование надзорных процедур к таким финансовым институтам в зависимости от их деятельности. Определяющее значение в развитии системы надзора за параллельным банковским сектором может сыграть реформа финансового регулирования 2013 г., которая расширила функции Банка России, превратив его в мегарегулятора финансового рынка <8>. Так как многие процедуры и способы осуществления теневой банковской деятельности опираются на операции на рынке ценных бумаг, поднадзорность этого рынка Банку России может позволить существенно эффективнее предотвращать нарушения и системные кризисы. Также важным фактором является заметно повысившееся в последние годы внимание к сделкам РЕПО, которые позволяют быстро трансформировать ценные бумаги и ликвидность. Безусловно, с момента принятием Банком России под свой контроль рынка ценных бумаг сделки РЕПО кредитных организаций стали более прозрачными.
--------------------------------
<8> Исмаилов И.Ш. Перспективы мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации // Материалы межвузовской научной конференции "Весенние дни науки 2014". 2014. С. 55 - 61.

Необходимо учесть, что остается открытым вопрос противодействия другим видам теневой банковской деятельности, в том числе пользующейся огромной популярностью в Соединенных Штатах альтернативной системы ипотечных кредитов. По некоторым данным, в апреле 2015 г. доля ипотечных кредитов, выданных в США теневыми финансовыми организациями, составила 53% всех ипотечных кредитов <9>. Если вспоминать события 2008 г., то именно проблемы в сфере ипотечных кредитов привели к масштабным и системным кризисным явлениям.
--------------------------------
<9> Коммерсантъ. 2015. N 94.

Все приведенные выше обстоятельства говорят о неотвратимости развития теневого банковского сектора, о его повышающейся роли в современной финансовой системе общества. Безусловно, одним из факторов, требующих большей проработанности и однозначности, является необходимость формирования единого представления о сущности теневого банкинга как явления, закрепления понятия теневой банковской деятельности как параллельной банковской деятельности. На современном этапе в обществе существует представление об обязательной связи теневого банкинга с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, что далеко не всегда является корректным. Однако во многих случаях именно через теневой банкинг осуществляются финансирование и организация незаконной деятельности.
Недавним примером предотвращения использования параллельной банковской деятельности как инструмента вывода денежных средств за рубеж является произведенное 25 июня 2015 г. задержание организованной группы, осуществлявшей без необходимых лицензионно-разрешительных документов денежные переводы по поручениям физических и юридических лиц, в том числе в целях вывода капиталов за рубеж, а также обналичивание денежных средств. Сотрудниками полиции в Москве и Московской области проведено более 40 обысков жилых и офисных помещений, изъяты печати и учредительные документы более 100 организаций, задействованных в схеме, 68 электронных носителей с системой удаленного управления расчетными счетами юридических лиц "банк - клиент", свыше 250 печатей фирм-однодневок, "черновая" бухгалтерия, 50 электронных носителей информации, другие предметы и документы, имеющие значение для расследования уголовного дела <10>. И это лишь один из примеров, что подчеркивает масштаб данной проблемы. Большинство же подобных преступных схем и организованных преступных группировок остаются незамеченными и продолжают свою деятельность.
--------------------------------
<10> URL: https://mvd.ru/news/item/6117911/.

При этом необходимо отметить, что развитие теневого банковского сектора может принести положительные плоды, в частности привести к развитию реальной экономики, улучшению условий по кредитованию у классических финансовых посредников, а также расширить возможности населения по накоплению и инвестированию капиталов. Но важно помнить, что теневой банкинг в случае бесконтрольности и отсутствия должного надзора может принести и массу отрицательных последствий, таких как возможность осуществления преступной деятельности и высокорисковой деятельности на финансовых рынках, которая, в свою очередь, может повлечь системные финансовые кризисы и иные отрицательные явления.
Поэтому, учитывая структуру современной финансовой системы и особенности функционирования банковского сектора Российской Федерации, ключевую роль в развитии и регулировании теневого банковского сектора будет играть модернизация системы надзора, причем как за классическими банковскими структурами, так и за теневыми финансовыми институтами. Совершенствование надзора позволит избежать излишне рискового характера деятельности перечисленных финансовых институтов, а также позволит избежать глобальных финансовых кризисов, которые носят деструктивный характер как для классических банков, так и для представителей теневого банковского сектора.
Для достижения данных целей необходимо расширить полномочия Банка России для проведения проверок не только самих банковских структур, но и создаваемых ими компаний и финансовых "прокладок", которые необходимы лишь для проведения операций на рынке ценных бумаг и осуществления инвестиционной и кредитной деятельности. Примером сходных процедур является проведение встречных проверок налоговыми органами, которые имеют возможность истребовать информацию о деятельности контрагентов проверяемой организации. Безусловно, такие правомочия могли бы привести к существенному осложнению жизни для финансовых посредников, снизить их уровень доходности и сократить количество таких организаций.

Литература

1. Дворецкая А.Е. Теневой банкинг: институциональное и функциональное регулирование // Деньги и кредит. 2013. N 4.
2. Ермаков С.Л. Экономико-правовое регулирование банковской деятельности в условиях мирового финансового кризиса // Банковское право. 2009. N 3. С. 10 - 14.
3. Егикян С.Г. Lehman Brothers рухнул по схеме // Коммерсантъ. 2010. N 43/П (4343).
4. Исмаилов И.Ш. Перспективы мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации // Сборник материалов межвузовской научной конференции "Весенние дни науки 2014". 2014.
5. Ларионова И.В., Панова Г.С. О модернизации банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2010. N 10.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>

Информация Банка России о ключевой ставке: правовое значение и функции (Кондукторов А.С.)

Дата размещения статьи: 20.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта