Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налоговый механизм как комплексный институт налогового права (Красноперова О.А.)

Налоговый механизм как комплексный институт налогового права (Красноперова О.А.)

Дата размещения статьи: 19.08.2012

Для реализации выработанной государством налоговой политики необходим соответствующий налоговый механизм, представляющий собой совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная от планирования налогов и заканчивая их учетом и составлением налоговой отчетности.
Налоговый механизм имеет очень важное значение для публичной власти, поскольку он формально и фактически является связующим звеном между обществом и государством. Именно с помощью налогового механизма государство осуществляет правовое регулирование в налоговой сфере и создает условия для эффективного функционирования и тесного взаимодействия всех субъектов налоговых отношений - уполномоченных органов между собой, уполномоченных органов с обязанными лицами.
Вместе с тем должное правовое регулирование рассматриваемого института на сегодняшний день далеко от совершенства. Как очень верно подметил К.В. Шундиков, российский законодатель далеко не всегда столь грамотно выстраивает инструментальную компоненту правовых конструкций. Новейшая история дает массу примеров неграмотности, ошибок и неудач правотворческих структур в деле "строительства" правовых механизмов <1>.
--------------------------------
<1> Шундиков К.В. Правовые механизмы: Основы теории // Государство и право. 2006. N 12. С. 15.

В основном источнике налогового права - НК РФ - отсутствуют специальный раздел или глава, которые определяли бы понятие, признаки, функции, особенности, а также раскрывали сущность налогового механизма. Правовые нормы, регулирующие его отдельные элементы, рассредоточены по разным главам части первой НК РФ и тоже далеко не всегда отличаются исчерпывающим и четким внутренним содержанием.
Сам термин "налоговый механизм" иногда используется в отдельных нормативных и доктринальных источниках. Однако, как правило, этот термин отражает лишь тот или иной аспект налогового механизма как сложного комплексного юридического института. Так, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством РФ 7 августа 2011 г. <2>, дается анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов, под которыми понимаются установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговые льготы, а также практика их применения и администрирования. В данном определении акцент делается исключительно на налоговых льготах - одном из слагаемых юридической структуры налога, являющейся важнейшей составной частью налогового механизма.
--------------------------------
<2> Социальный мир. 2011. N 35.

Аналогичный смысл вкладывается в понятие налогового механизма Л.К. Улыбиной и И.Я. Исаковым, которые отмечают, что "для активизации налогового механизма в целях создания благоприятного инвестиционного климата в отечественной экономике необходимо теоретическое обоснование и практическое применение адекватных форм и методов налогового стимулирования" <3>.
--------------------------------
<3> Улыбина Л.К., Исаков И.Я. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Налоги и налогообложение. 2011. N 3. С. 5.

По мнению А.З. Дадашева, механизм налогового регулирования представляет собой средство увеличения прибыли хозяйствующих субъектов и роста объема их собственных финансовых ресурсов <4>. В.А. Терехова пишет о механизме налогового регулирования отраслевого развития, который "реализуется через повышение или понижение налоговых ставок, их дифференциацию для различных категорий налогоплательщиков, изменение периодичности уплаты налогов, предоставление налоговых льгот и др." <5>.
--------------------------------
<4> Дадашев А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности // Финансы. 2008. N 5. С. 30 - 35.
<5> Терехова В.А. О налоговом регулировании отраслевого развития экономики // Все для бухгалтера. 2010. N 9. С. 44.

"С помощью механизмов налогообложения создаются благоприятные условия для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами", - отмечает Л.В. Полежарова <6>.
--------------------------------
<6> Полежарова Л.В. Изменения механизма налогообложения прибыли в свете поставленных задач инновационного развития экономики // Финансы. 2011. N 2. С. 36.

Е.А. Аринин и А.Г. Щербинин предлагают рассматривать налоговый механизм в контексте государственного управления общественными отношениями <7>, что, по нашему мнению, также не совсем правильно, поскольку управленческий аспект хотя и присутствует в налоговом механизме, но играет отнюдь не доминирующую роль, поскольку правовое регулирование его структурных элементов в основном является прерогативой законодательной власти.
--------------------------------
<7> Аринин Е.А. Конституционно-правовые аспекты организационно-правового механизма налогообложения в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3; Щербинин А.Г. Правовые основы налогового контроля // Финансы. 1998. N 5. С. 27.

Однако все авторы, занимающиеся исследуемой проблематикой, едины в том, что именно через налоговый механизм реализуется налоговая политика государства, а следовательно, степень эффективности ее реализации зависит в первую очередь от правильной организации этого института и его надлежащей правовой регламентации.
Основная задача налогового механизма - консолидация денежных средств, необходимых для осуществления государственных функций, и одновременное соблюдение разумного баланса между финансовыми интересами публичной власти и налогоплательщиков <8>. Для соблюдения этого баланса недостаточно формального законодательного закрепления элементов налогового механизма. Необходимо еще и наличие действенных механизмов их практического применения. Таким образом, мы имеем общий налоговый механизм как совокупность определенных правовых институтов, направленных на реализацию государственной налоговой политики, и одновременно механизм реализации каждого из указанных институтов - отдельных элементов налогового механизма.
--------------------------------
<8> Суляева Д.Д. Налоговые вычеты как механизм обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков // Финансовое право. 2011. N 6. С. 32.

Эффективность правового регулирования налогового механизма во многом предопределяется границами предмета налогового права, кругом общественных отношений, подлежащих регулированию посредством налогово-правовых норм. Налоговый механизм складывается и развивается в сфере налогообложения, поэтому ему присущи все отличительные особенности последнего.
Общепризнанным в отечественной финансово-правовой науке является взгляд на налогообложение как иерархически сложное, многоаспектное понятие. В частности, Е.Н. Евстигнеев относит систему налогообложения к классу сложных систем <9>. По мнению Н.И. Осетровой, налогообложение - это "процесс введения, установления, исчисления, уплаты налогов, контроля за поступлением налогов в бюджетную систему и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах" <10>.
--------------------------------
<9> Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. СПб., 2004. С. 10 - 12.
<10> Осетрова Н.И. Генезис терминов "налоговая система", "налогообложение", "налоговое администрирование" // Вестник Финансовой академии. 2008. N 1 (45). С. 78.

Таким же единым, но в то же время разноплановым понятием следует признать и налоговый механизм. В юридическом смысле он может быть определен как сложный, комплексный правовой институт, объединяющий нормы налогового законодательства, которые регламентируют принципы налогообложения, налоговую систему, налоговый федерализм, элементы налога, налоговый процесс, налоговый контроль, учет и отчетность по налогам, прогнозирование и планирование налоговых платежей.
К тому же сам термин "механизм" означает целостную совокупность явлений правовой действительности, представленных, говоря словами одного из основоположников российской теории права С.С. Алексеева, "в работающем, системно воздействующем виде" <11>.
--------------------------------
<11> Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 364.

Действительно, все перечисленные выше элементы налогового механизма тесно связаны между собой и образуют единую целостную систему. Например, посредством осуществления налогового контроля достигается равенство субъектов экономической деятельности - конкретных налогоплательщиков, что, в свою очередь, способствует реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. А сам налоговый контроль основывается на принципах законности и экономической обоснованности налогообложения. Результатом налогового процесса является акт налогового законодательства и т.д.
По субъектному составу внутренние связи в рамках налогового механизма можно подразделить на прямые и обратные. "Налоговые отношения возникают только как правовая связь, в силу которой налогоплательщик обязан уплатить сумму налога, а финансовый орган вправе требовать уплаты налога", - отмечал С.С. Алексеев <12>. К категории прямых относятся связи по линии "государство - налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент". В пределах указанных связей происходят законное установление налогов, информирование налогоплательщиков о вносимых в налоговое законодательство изменениях и дополнениях, проведение разъяснительной работы по применению конкретных налоговых норм.
--------------------------------
<12> Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций: в 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 261 - 262.

Обратные связи, выражаемые формулой "налогоплательщик - государство", состоят в том, что государство в лице уполномоченных налоговых органов получает необходимую информацию о деятельности конкретных физических лиц и организаций, их налоговых обязательствах и степени исполнения последних.
Отдельным элементам налогового механизма в определенной степени присуще свойство иерархичности. Особенно явно и четко данное свойство проявляется в таких элементах, как налоговое законодательство, налоговая система, налоговый контроль, учет и отчетность по налогам.
В частности, в налоговом законодательстве действует строгая иерархия правовых норм. Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, т.е. региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с нормами НК РФ, законами субъектов РФ о налогах. При этом региональные законы о налогах не должны противоречить федеральному законодательству.
Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право определять в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются нормами федерального уровня. Законодательными органами субъектов РФ в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На административно-управленческих началах основывается деятельность системы налоговых органов, осуществляющих учет налогоплательщиков, контрольные мероприятия в налоговой сфере.
Налоговый механизм выполняет несколько функций.
Применительно к социальным наукам термин "функция" означает роль (назначение) явления в обществе <13>. Что касается нормативно-правового аспекта данного понятия, то, по мнению С.С. Алексеева, в функциях права - направлениях правового воздействия - выражается его активная роль в организации (упорядочивании) общественных отношений <14>.
--------------------------------
<13> Большая советская энциклопедия. Т. 28. М., 1978. С. 138.
<14> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. С. 45.

В связи с тем что одним из элементов налогового механизма является налоговое законодательство, налоговому механизму присущи все функции налогового права - фискальная, регулирующая, в том числе стимулирующая, контрольная и охранительная. Фискальная функция нацелена на достижение необходимого уровня поступлений доходов от уплаты налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ. Ни одно государство не может существовать без налоговых доходов, поэтому посредством фискальной функции налогового механизма обеспечивается налоговая составляющая государственного суверенитета.
Регулирование налоговых отношений в рамках налогового механизма осуществляется в нормативном порядке. Регулятивная функция налога, заключающаяся "в поддержании равновесия экономической системы, способности влиять на развитие экономических процессов в государстве" <15>, имеющая чисто экономическую природу, конечной целью которой выступает, говоря словами С.Г. Пепеляева, "обеспечение платежеспособности субъектов публичной власти" <16>, преломляется в налоговом механизме в регулирующую функцию налогового законодательства, которая, в свою очередь, может рассматриваться в качестве элемента регулирующей функции налогового права в целом.
--------------------------------
<15> Гуркин А.С. Регулятивная функция налога и регулятивная функция налогового права: соотношение понятий // Налоги и налогообложение. 2011. N 5. С. 53.
<16> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С. 26.

Большая часть норм налогового права носит регулирующий характер, что обусловлено целью данной отрасли права - урегулированием отношений в налоговой сфере посредством установления субъектов этих отношений, их обязанностей и прав, порядка реализации и т.д. <17>. Регулирующими являются нормы НК РФ, посвященные отдельным федеральным, региональным и местным налогам, в которых определяются налогоплательщики и все иные элементы конкретных налогов. Стимулирующую нагрузку несут нормы налогового законодательства о налоговых льготах.
--------------------------------
<17> Карасева М.В. Глава 7. Нормы налогового права // Налоговое право России / отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 176.

Отражая политику государства по вопросам налогообложения, налоговое законодательство демонстрирует ее приоритеты в тот или иной период развития общества. Так, способствуя развитию предпринимательской деятельности и стремясь ликвидировать последствия мирового экономического кризиса и несколько облегчить положение плательщиков налога на прибыль организаций, государство приняло решение снизить ставку данного налога с 1 января 2009 г. с 24% до 20% (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <18>).
--------------------------------
<18> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5519.

А вот еще один пример: субъектам РФ предоставлено право самостоятельно определять конкретные ставки транспортного налога, в полном объеме поступающего в региональные бюджеты и являющегося важным источником их пополнения. При этом сравнительно невысокие налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены региональными законодателями в 10 раз (пп. "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <19>).
--------------------------------
<19> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6248.

Нормы охранительного характера, устанавливающие ответственность за правонарушения в налоговой сфере по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и др., являются общими для всех видов налогов и сборов и закреплены в части первой НК РФ. Например, с работающих граждан налог на доходы физических лиц удерживается у источника выплаты дохода, т.е. налоговым агентом. В гл. 23 НК РФ включен целый ряд норм, регламентирующих права и обязанности налоговых агентов по удержанию и перечислению в бюджет начисленных сумм налога на доходы физических лиц. В частности, п. 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
Ответственность налоговых агентов за неисполнение своих установленных законом обязанностей предусмотрена в части первой НК РФ - ст. ст. 120, 123 и 126. Так, согласно ст. 120 НК РФ на организацию за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения может быть наложен штраф в размере 10 000 руб. По нарушениям, совершенным в течение более одного налогового периода, размер штрафа составляет 30 000 руб. Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, применяется штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. Данные меры ответственности применяются за отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, а также за отсутствие регистров налогового учета.
Статьей 123 НК РФ установлена ответственность налоговых агентов за невыполнение ими обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов - штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В ст. 126 НК РФ закреплены меры ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в 200 руб. за каждый непредставленный документ, содержащий сведения о доходах физических лиц.
Нормы о налоговом контроле, посредством которых реализуется контрольная функция налогового механизма, также сосредоточены в части первой НК РФ. Смысл института налогового контроля очень точно выразила Е.Ю. Грачева: "Сущность контроля состоит в том, чтобы субъект управления осуществлял учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Контроль направляет процесс управления по установленным идеальным моделям, корректируя поведение подконтрольного объекта" <20>.
--------------------------------
<20> Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 80.

Таким образом, налоговый механизм нацелен на создание более совершенной системы налогообложения, предотвращение нарушений норм налогового права, призван обеспечивать возможность реализации налогоплательщиками своих прав и обязанностей, способствовать стабилизации и дальнейшему развитию экономики страны и рыночных структур, т.е. "оптимальное сочетание статики и динамики налогово-правового регулирования" <21>.
--------------------------------
<21> Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003. С. 130 - 150.

Правовая регламентация российского налогового механизма должна эволюционировать в направлении гармонизации норм национального законодательства о налогах и сборах с международно-правовыми нормами по налоговым вопросам, и в первую очередь с налоговым законодательством государств - членов Европейского союза. Причем гармонизировать можно все без исключения элементы налогового механизма: налоговое законодательство - посредством создания унифицированных правовых норм, налоговую систему - путем выравнивания налоговых ставок, элементы налога - с помощью устранения двойного налогообложения одних и тех же объектов налогообложения, налоговый контроль - посредством внедрения самых совершенных форм и методов его проведения, эффективность которых доказана опытом их практического применения и т.д.
Положительный опыт, накопленный зарубежными странами, мог бы стать очень полезным для совершенствования российской системы налогообложения. Так, во многих государствах работу с налогоплательщиками по разъяснению налогового законодательства осуществляют не только государственные органы, но и частные информационно-консультационные структуры. Сайты налоговых служб в сети Интернет настолько совершенны и понятны для пользователей и располагают налогоплательщиков к сотрудничеству с налоговыми органами, что на порядок снижают степень негативного отношения налогоплательщиков к исполнению налоговой обязанности. Указанные структуры могли бы также стать дополнительным звеном в цепочке прямых связей в рамках российского налогового механизма, которая на сегодняшний день, как было отмечено выше, состоит лишь из двух элементов - налоговых органов и обязанных лиц - налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
В Германии, Франции, Канаде, США в отличие от нашей страны налоговые проверки не проводятся без предварительного уведомления налогоплательщиков. Последние вправе обжаловать решение о проведении проверки. По ходатайству налогоплательщика и при признании оснований такого ходатайства уважительными срок проверки может быть перенесен.
Таким образом, система налогового контроля в целом ряде зарубежных стран основывается на высокой степени доверия к налогоплательщику и уважении его интересов. Данный фактор также мог бы быть учтен российским налоговым законодательством.
Итак, налоговый механизм является комплексным правовым институтом, посредством которого публичная власть воздействует на участников налоговых отношений и определяет границы их дозволенного поведения в сфере налогообложения. В рамках налогового механизма действуют устойчивые системные связи, что является одним из основных условий его эффективного функционирования. Налоговый механизм нуждается в более совершенном правовом оформлении, в связи с чем представляется целесообразным разработать и принять специальный федеральный закон о налоговом механизме.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи