Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проверки кассы и ККТ: чего ожидать от инспекторов (Мартынюк Н.А.)

Проверки кассы и ККТ: чего ожидать от инспекторов (Мартынюк Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.04.2016

Так называемые кассовые проверки бывают двух видов:
- проверка применения ККТ, а у тех, кто освобожден от ее применения, - проверка выдачи БСО либо по требованию покупателя товарных чеков, квитанций, иных подтверждающих получение оплаты документов;
- проверка полноты оприходования наличной выручки. Фактически это проверка соблюдения всех требований кассовой дисциплины. Ведь для того, чтобы проверить, полностью ли оприходована наличная выручка, налоговикам нужно посмотреть большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения, и это будет законным поводом для штрафа за них <1>. Точно так же инспекторы могут обнаружить в ходе этой проверки и нарушения работы с ККТ.
Проходить эти две проверки могут как по отдельности, так и одновременно.
--------------------------------
<1> Пункт 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

На чем все основано

Кассовые проверки, хотя их и проводят налоговые инспекции <2>, не являются налоговыми проверками <3>. Не подпадают кассовые проверки и под действие Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля <4>.
Поэтому на кассовые проверки не распространяются все установленные этим Законом и НК правила проведения проверок, гарантии прав проверяемых и ограничения для проверяющих - по частоте, продолжительности и глубине проверок, запросу документов и т.д. И введенный с 2016 г. трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса <5> кассовых проверок не касается.
А детальных правил проведения кассовых проверок нет. Есть два разработанных Минфином Регламента их проведения: один - для проверок ККТ <6>, другой - для проверок полноты оприходования наличной выручки <7>. Но они, во-первых, довольно скудные, а во-вторых, адресованы прежде всего самим проверяющим.
Вам эти Регламенты полезны лишь как информация о том, чего ожидать от инспекторов. Не стоит рассчитывать на то, что если они нарушат Регламент, то суд отменит назначенный по итогам проверки штраф как основанный на недопустимых доказательствах <8>.
Суды среди прочего отмечают, что в самих Регламентах нет перечня нарушений порядка проведения проверки, при которых полученные в ходе проверки доказательства становятся недопустимыми <9>. Бывают, как вы увидите дальше, исключения, но это единичные случаи.
--------------------------------
<2> Пункт 1 ст. 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ); п. 1 ст. 7 Закона 21.03.1991 N 943-1.
<3> Статья 87 НК РФ.
<4> Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1130/10; Письмо Генпрокуратуры РФ от 25.06.2009 N 73/3-133-2009.
<5> Часть 1 ст. 26.1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
<6> Административный регламент, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее - Регламент N 132н).
<7> Административный регламент, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Регламент N 133н).
<8> Часть 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
<9> Постановления 5 ААС от 27.08.2014 N 05АП-10280/2014; 14 ААС от 30.01.2013 N А13-6920/2012.

К кому могут прийти с проверкой

Как инспекция выбирает, к кому прийти, в общедоступных документах не сказано. Но понятно, что ее интересуют те, кто активно работает с наличными. Это прежде всего торговые точки (офисы продаж).
Также о том, что вы получаете или расходуете наличные, инспекция может узнать, в частности:
- из данных, которые банки передают налоговикам, - в них будут фигурировать сведения о внесении на расчетный счет наличной выручки, о снятии денег на хозрасходы и зарплату;
- при проверке вашего контрагента, у которого вы принимали или которому выдавали наличные и у которого остался документ об этом;
- из жалоб ваших покупателей, в том числе и тех, которым вы не выдали чек ККТ <10>.
От проверки кассовой дисциплины не застрахованы:
- ИП, несмотря на то что они пользуются правом не вести кассовую книгу и не оформлять ПКО и РКО <11>. Инспекторов может интересовать, соблюдает ли ИП лимит расчетов наличными с другими ИП и организациями. Заодно они посмотрят, ведет ли предприниматель книгу учета доходов и расходов, так как от оформления кассовых книг и ордеров освобождены лишь ИП, ведущие КУДиР;
- малые предприятия <12>, хотя они и вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить там любую сумму без ограничения <13>. Ведь все остальные кассовые правила для них обязательны.

Примечание
Нарушения кассовой дисциплины и применения ККТ инспекторы могут обнаружить в ходе налоговой проверки. В этом случае проводящий налоговую проверку инспектор сообщит о найденном нарушении в профильный отдел своей ИФНС, чтобы он при наличии оснований привлек вас к ответственности <14>.

--------------------------------
<10> Постановления 9 ААС от 28.09.2015 N 09АП-28709/2015; 13 ААС от 02.02.2015 N 13АП-29562/2014.
<11> Пункты 4.1, 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У).
<12> Статья 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
<13> Пункт 2 Указания N 3210-У.
<14> Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (п. 1.1).

Когда могут прийти

С проверкой могут прийти в любое время. Заранее предупреждать о проверке, даже если она плановая, налоговики не обязаны <15> (не путайте с плановыми проверками других контролирующих служб, для которых законом предусмотрено обязательное предупреждение о дате начала проверки не позднее чем за 3 рабочих дня <16>).

Рассказываем руководителю
У директора (другого законного представителя организации, ИП) есть право присутствовать при проведении проверки <17>. Он должен ознакомиться с поручением на проверку, расписаться в нем и поставить дату <18>.

Инспекторы вправе начать проверку, даже если директора (ИП) нет на месте. Так считают и ФНС, и суды.
ФНС указывает, что в этом случае проверка начинается без представителя организации (ИП), не приостанавливается и не продлевается. Инспекторы должны <19>:
- ознакомить с поручением на проведение проверки того работника, который работает с наличными, и получить его подпись об ознакомлении;
- сделать в поручении отметку об отсутствии директора (ИП) <18>;
- само поручение отправить в адрес организации (ИП) по почте.
И оспорить в суде штраф из-за того, что проверку начали в отсутствие директора (ИП), обычно не удается. Общий смысл судебных решений таков: достаточно, чтобы директор (ИП) или законный представитель был ознакомлен с актом проверки и присутствовал при подписании протокола либо был надлежащим образом извещен о месте и времени его подписания. Тогда права организаций (ИП) не нарушены, так как у них есть возможность представить свои объяснения и возражения <20>.
Не помогает оспорить штраф и ссылка на то, что по КоАП осмотр принадлежащих организации помещений, территорий, находящихся там вещей и документов может проводиться только в присутствии представителя юрлица (ИП) <21>. Это правило <22> применяется с момента возбуждения дела об административном нарушении <23>, то есть уже после того как проверка проведена и составлен акт по ее результатам.
Если же директор (ИП) присутствует, но отказывается ставить подпись в поручении, инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении <24>. А вот отсутствие в нем и подписи об ознакомлении, и отметки об отказе (уклонении) от подписания может быть одним из оснований для отмены штрафа судом <25>.
--------------------------------
<15> Постановления 3 ААС от 22.07.2015 N А69-291/2015; 14 ААС от 21.05.2015 N А05-282/2015; 20 ААС от 29.12.2015 N 20АП-6595/2015.
<16> Часть 12 ст. 9 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
<17> Подпункт 1 п. 9 Регламента N 132н; пп. 1 п. 9 Регламента N 133н.
<18> Пункт 28 Регламента N 132н; п. 23 Регламента N 133н.
<19> Письмо ФНС России от 19.03.2013 N АС-4-2/4547.
<20> Пункт 28 Регламента N 132н; п. 23 Регламента N 133н.
<21> Постановления 2 ААС от 19.03.2014 N А28-14104/2013; 11 ААС от 11.02.2014 N 11АП-23538/2013; 14 ААС от 17.11.2014 N А05-8240/2014, от 30.10.2014 N А05-7024/2014; 17 ААС от 19.11.2014 N 17АП-13085/2014-АК.
<22> Постановление 3 ААС от 17.02.2015 N А33-10526/2014.
<23> Статья 27.8 КоАП РФ.
<24> Постановление 2 ААС от 19.03.2014 N А28-14104/2013.
<25> Постановление 3 ААС от 25.11.2014 N А69-2610/2014.

Куда могут прийти

Прийти с проверкой могут не только в главный офис. Если у организации есть обособленные подразделения, работающие с наличными, могут проверить отдельно одно из них. Напомним, в каждом ОП, где есть операции с наличными, должны быть:
- свой кассир <26>;
- своя кассовая книга <27> - ее отсутствие расценивается как неполное оприходование наличных, даже если кассовые операции ОП записываются в кассовой книге головного подразделения или другого ОП;
- зарегистрированная именно по этому адресу ККТ (если, конечно, есть прием наличных, который предполагает ее применение <28>).

Рассказываем руководителю
Проверить применение ККТ также могут и в принадлежащих фирме платежных терминалах.

--------------------------------
<26> Пункты 2, 4 Указания N 3210-У.
<27> Пункт 4.6 Указания N 3210-У; Постановление ВС РФ от 18.11.2015 N 310-АД15-14386.
<28> Пункт 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Как часто могут приходить

Хоть каждый день с новой проверкой - никаких ограничений по частоте проведения кассовых проверок не существует <29>.
--------------------------------
<29> Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195 (п. 3).

Это надолго?

Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Этот срок не может быть больше:
- по проверкам ККТ - 5 рабочих дней с даты выписки поручения до дня составления акта по результатам проверки <30>. Однако суд не счел основанием для отмены штрафа составление акта проверки позже этого срока (с опозданием на 1 рабочий день), поскольку это не лишило директора (ИП) возможности представить возражения, документы и доказательства <31>;
- по проверкам полноты учета выручки - 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения до дня составления акта по результатам проверки <32>.
--------------------------------
<30> Пункт 19 Регламента N 132н.
<31> Постановление 3 ААС от 21.03.2013 N А33-15247/2012.
<32> Пункт 19 Регламента N 133н.

Какой период могут проверить

Любой - ограничений не установлено <33>. Срок давности по кассовым нарушениям - 2 месяца <34>. Поэтому более ранние периоды, по идее, не должны интересовать инспекцию. Однако иногда налоговики требуют документы за последний год или даже за последние несколько лет <35>. Это не запрещено, и вы должны будете их представить (конечно, не считая случая, когда срок хранения документа уже истек).

Совет
В большинстве ситуаций не нужно тратить время и силы на то, чтобы дооформить и привести в порядок относящиеся к операциям более двухмесячной давности документы. За это все равно не оштрафуют. Исключением является ситуация, когда ваше нарушение - длящееся. Тогда 2 месяца срока давности отсчитывают от даты обнаружения нарушения. Но длящиеся нарушения в сфере кассовой дисциплины и ККТ - редкость (это, например, отсутствие кассовой книги) <36>.

Регламенты N N 132н и 133н не предусматривают указания в поручении на проверку периода, который эта проверка должна охватывать. Его инспекторы определяют сами на месте. По крайней мере, отсутствие такого указания суды не считают основанием для отмены штрафа <37>.
Запрет на повторную проверку кассы и ККТ и, соответственно, на повторное истребование документов за уже проверенный период не установлен. Впрочем, и особого смысла проводить повторные проверки нет.
--------------------------------
<33> Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195 (п. 3).
<34> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
<35> Постановление 5 ААС от 27.08.2014 N 05АП-10280/2014.
<36> Постановление 14 ААС от 30.06.2014 N А05-2033/2014.
<37> Постановления 6 ААС от 12.02.2013 N 06АП-43/2013; 17 ААС от 19.11.2014 N 17АП-13085/2014-АК.

С чего начинается проверка

Это зависит от того, с какой из двух проверок к вам пришли.

Проверка полноты оприходования наличной выручки

Начинается она с предъявления поручения на проверку и служебных удостоверений <38>.

Примечание
Бывает и такое, что инспекторы не являются лично, а присылают письмо с требованием представить документы. В нем ссылаются на проводимую в отношении вас проверку полноты оприходования выручки. Если к требованию не приложено поручение на проведение проверки и вы убедились, что до этого вам его не присылали, не предъявляли и вас не вызывали в инспекцию для его предъявления, то вы не обязаны представлять документы <39>.

--------------------------------
<38> Пункт 23 Регламента N 133н.
<39> Пункты 23, 27 Регламента N 133н.

Проверка ККТ

Об этой проверке вы узнаете тогда, когда она уже будет идти полным ходом. Сначала инспекторы, не объявляясь, проверяют:
- применяете ли вы ККТ при расчете наличными;
- выдаете ли вы при получении оплаты чеки ККТ, БСО или по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денег (товарный чек, квитанцию и т.п.).
Для этого инспекторы:
(или) сами купят у вас что-то. ВС недавно подтвердил, что такая форма контроля за применением ККТ правомерна, а составленный по результатам такой покупки акт должен приниматься судами в качестве доказательства нарушения <40>;
(или) будут наблюдать (возможно, с фото- или видеосъемкой <41>) за приемом денег от покупателей.
Только после завершения этой части проверки инспекторы обнаружат себя: предъявят вам поручение на проверку <42> и свои удостоверения.
При проверке ККТ в платежном терминале (по месту нахождения которого отсутствуют рабочие места вашей организации (ИП)) инспекция должна:
- сначала проверить выдачу надлежащего чека терминалом;
- в поручении на проверку сделать отметку об отсутствии директора (ИП) <43>;
- вручить вам поручение на проведение проверки (например, отправить его почтой или даже вызвать для его получения вас к себе письмом, телеграммой, по телефону) и дать вам возможность представить пояснения, возражения, необходимые документы и прочие доказательства своей невиновности.
Если же у инспекции нет доказательств уведомления организации (ИП) о проверке или уклонения руководителя (ИП) от получения поручения на проверку, то суд может отменить штраф <44>.
Вывод об уклонении от получения поручения на проверку, от ознакомления с актом проверки и от явки для подписания протокола суд может сделать, если у инспекции есть почтовое уведомление с отметкой о получении <45>. А вот представленные инспекцией телефонограмму и распечатку звонков на номер проверяемого ИП суд не принял как доказательство уведомления надлежащего лица <44>.
--------------------------------
<40> Раздел "Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Обзора N 2 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 26.06.2015.
<41> Пункт 23 Регламента N 132н.
<42> Пункты 22, 27, 28 Регламента N 132н.
<43> Пункт 28 Регламента N 132н.
<44> Постановление 3 ААС от 25.04.2014 N А33-22858/2013.
<45> Постановление 15 ААС от 06.05.2015 N 15АП-5308/2015.

Недочеты в поручении на проведение проверки

Некоторые из них дают вам:
(или) шанс оспорить в суде штраф за найденные в результате проверки нарушения;
(или) право вовсе не пустить проверяющих на проверку.
Другие же, наоборот, хотя и кажутся вопиющими нарушениями, но не рассматриваются судами как нарушение ваших прав и основание для отмены штрафа.
В любом случае, подписывая предъявленное вам поручение, напишите рядом со своей подписью обо всем, что вас в поручении смущает. А смутить вас должно, в частности, следующее.

Поручение с истекшим "сроком годности"

Проверка ККТ. Предъявленное вам поручение должно быть датировано не позднее вчерашнего дня. Это следует из Регламента N 132н, который на проверку выдачи чеков дает "1 рабочий день от даты поручения" <46>.
Бывает, что в поручении вообще не указана дата его выписки. Суд отменил штраф по итогам проверки, проведенной на основании такого поручения. В нем были указаны только даты, в которые проверка должна была начаться и закончиться. Инспекция пришла с проверкой накануне последнего дня срока. И суд решил, что однодневный срок нарушен <47>. И уж тем более суд отменил штраф, когда на момент начала проверки с выписки поручения прошло больше 5 рабочих дней, отведенных Регламентом N 132н на всю проверку. Суд указал, что по истечении срока проверки поручение становится недействительным <48>.
Проверка полноты оприходования наличной выручки. На предъявление поручения Регламент N 133н дает инспекторам 2 рабочих дня от его выписки <49>. Соответственно, можно считать, что после истечения этого срока поручение утрачивает силу.
--------------------------------
<46> Пункт 24 Регламента N 132н.
<47> Постановление 20 ААС от 05.11.2015 N 20АП-4938/2015.
<48> Постановление 19 ААС от 25.12.2012 N А14-13597/2012.
<49> Пункт 24 Регламента N 133н.

Нельзя точно определить, кого должны проверить по такому поручению

В Регламенте N 132н ничего не сказано о том, как должна быть обозначена проверяемая организация (ИП). И при проверках ККТ нередко бывает, что инспекторы, получив поручение, самостоятельно от руки дописывают в него через запятую наименования или адреса других, изначально не указанных в нем организаций (ИП) и проводят у них проверку. Один суд в таком случае (инспекция проверила организацию, чье местонахождение было вписано от руки в поручение на массовую проверку предпринимателей другого района) штраф из-за этого отменил <50>.

Примечание
Бывает, что в поручении вообще не указано, на проверку какой организации (ИП) оно выписано. Это так называемая рейдовая проверка, когда в поручении обозначена только территория (улица, район), на которой она должна быть проведена. И есть решение суда о том, что это правомерно <51>.

--------------------------------
<50> Постановление 3 ААС от 27.01.2015 N А74-4459/2014.
<51> Постановление АС ЗСО от 09.11.2015 N Ф04-24578/2015.

В поручении нет Ф.И.О. тех, кто пришел с проверкой

Проверьте, чтобы Ф.И.О. пришедших к вам проверяющих из ИФНС совпадали с названными в поручении. Если проводить проверку будут не те, кто указан в поручении, или в нем вообще не будет фамилий инспекторов, то есть шансы штраф оспорить <52>.
--------------------------------
<52> Постановление 3 ААС от 06.11.2014 N А69-1173/2014.

Кем подписано

Поручение должно быть подписано руководителем инспекции или его заместителем <53>. Если подписал кто-то другой, то поручение нельзя считать действительным.

Примечание
К указываемой в поручении формулировке предмета проверки в инспекциях порой относятся небрежно. Но это не повод не пускать проверяющих. В Регламентах N N 132н и 133н нет четких требований к обозначению в поручении предмета проверки. В случае когда в поручении было указано "проверка финансовой деятельности общества", суд не усмотрел основания для отмены штрафа за неоприходование наличной выручки <54>.

--------------------------------
<53> Пункт 19 Регламента N 132н; п. 19 Регламента N 133н.
<54> Постановление 14 ААС от 30.01.2013 N А13-6920/2012.

Что предоставить налоговикам

После того как вам предъявили поручение, вы должны по требованию проверяющих <55>:
- выдать им документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также с учетом наличных денег <56>. Если инспекторы хотят изучить документы прямо у вас на месте, удобнее дать им оригиналы. Изымая их у вас в качестве доказательств нарушения, налоговики должны составить протокол <57>. Документацию, которая ведется в электронном виде, нужно распечатать - по мнению ФНС, представить ее в электронном виде нельзя <58>. Если вас просят принести документы в инспекцию, сделайте заверенные подписью руководителя (ИП) копии, составьте опись документов и получите на ней штамп инспекции о приеме.

Внимание! Инспекторам запрещено требовать у вас документы, не имеющие отношения к предмету проверки <59>;

- предоставить доступ к ККТ, к использованным накопителям фискальной памяти и контрольным лентам, к паролям ККТ для снятия отчетов и к автоматизированной системе, формирующей БСО (если вы пользуетесь такой системой, а не заказываете бланки в типографии);
- дать возможность пересчитать деньги в кассе при проверках полноты учета наличной выручки <60>;
- дать возможность пересчитать наличные в денежном ящике ККТ. О результатах пересчета инспекторы должны составить отдельный акт, один экземпляр которого обязаны вручить вам. До начала пересчета кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в ящике ККТ личных денег и о представлении всех имеющихся у него кассовых документов и документов, связанных с ККТ <61>. Также проверяющим нужно представить документ о сумме наличных, выданных кассиру до начала смены в качестве размена;
- дать возможность пересчитать бланки строгой отчетности. По результатам пересчета тоже составляется отдельный акт в двух экземплярах: один - проверяющим, другой - вам <62>;
- дать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, об их заполнении и выпуске.

Предупреждаем руководителя
За воспрепятствование проверке (не обеспечили доступ, не дали документы и информацию) возможен штраф <63>:
- для организации - от 5000 до 10 000 руб.;
- для директора или предпринимателя - от 2000 до 4000 руб.
Если же из-за ваших действий оказалось вовсе невозможно провести или завершить проверку, то штраф будет больше: от 20 000 до 50 000 руб. и от 5000 до 10 000 руб. соответственно <64>.

Также инспекторы в ходе проверки вправе:
- требовать от вас объяснения по предмету проверки;
- привлекать сторонних специалистов для проведения экспертизы <65> (например, инспекторы могут назначить ее, если заподозрят вмешательство в фискальную память).
--------------------------------
<55> Пункт 7 Регламента N 132н; п. 7 Регламента N 133н; п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ.
<56> Пункт 34 Регламента N 132н; п. 29 Регламента N 133н.
<57> Часть 5 ст. 27.10 КоАП РФ.
<58> Письмо ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17581 (п. п. 4 - 6).
<59> Пункт 35 Регламента N 132н; п. 30 Регламента N 133н.
<60> Подпункт 3 п. 7 Регламента N 133н.
<61> Пункты 35, 36 Регламента N 133н.
<62> Пункт 41 Регламента N 133н.
<63> Часть 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
<64> Часть 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
<65> Пункт 41 Регламента N 132н; п. 35 Регламента N 133н.

Что и как будут искать

Искать будут все нарушения работы с наличностью, за которые положен административный штраф.

Кассовые нарушения

Штраф от 40 000 до 50 000 руб. для организации и от 4000 до 5000 руб. для директора и ИП <66> предусмотрен <67> за следующие нарушения.
Неоприходование (неполное оприходование) в кассу наличных. Проверят, чтобы у вас на каждую операцию с наличными:
- были оформленные по всем правилам ПКО и РКО, в том числе и по операциям того дня, в который проводится проверка (исключение - наличные, принятые за текущий день/смену через ККТ, на них на основании Z-отчета составляется один ПКО в конце дня/смены <68>);
- все эти ПКО и РКО были записаны в кассовой книге, причем за тот день, в который были оформлены, это и есть полное оприходование наличных <69>.
Если у вас есть продажи за наличные через ККТ, то сопоставят сумму наличных, находящихся в ящике ККТ (за минусом выданного до начала смены размена и личных денег кассира), с данными фискального отчета, контрольной ленты, актов возврата денег покупателям и записями в журнале кассира-операциониста. Затем сверят записи в журнале кассира-операциониста с ПКО и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов (если вы на спецрежиме или являетесь ИП) и бухгалтерских регистров <70> (обычно смотрят счет 50 "Касса" и субсчет "Выручка" счета 90 "Продажи").
Также проверят наличие на контрольной ленте всех порядковых номеров кассовых чеков, сверят их номера и суммы с номерами и суммами ваших чеков, имеющихся у инспекторов.
Если вместо ККТ у вас БСО, то сопоставлять с данными кассовой документации будут суммы в корешках использованных БСО. Также проверят фактическое наличие БСО, сверят количество копий (корешков) БСО за проверяемый период с данными книги учета бланков, актов их приемки и инвентаризации.
Если проверяют обособленное подразделение, то также посмотрят, есть ли у него своя отдельная кассовая книга и записаны ли в нее все ПКО и РКО по операциям подразделения.
Накопление в кассе наличных сверх лимита. Проверят правильность расчета лимита остатка наличных в кассе (если с проверкой пришли в ОП - расчета лимита для этого ОП) <71> и документы, которыми подтверждаются вошедшие в расчет лимита показатели (включая кассовую книгу, ПКО и РКО за соответствующие даты). Сверят с верным лимитом выведенные в кассовой книге суммы остатка кассы на конец каждого дня.
Несоблюдение порядка хранения свободных (то есть сверхлимитных) наличных (они должны храниться на банковском счете <72>). Под это нарушение налоговики обычно пытаются "подтянуть", например, расходование наличной выручки на запрещенные Банком России цели <73> (выдачу и возврат займов, выплату дивидендов и т.п.), выдачу денег под отчет без оформления заявлений от работников. Посмотрят ПКО и РКО, а также договоры и первичные документы, по которым происходили выдача и прием денег.
Расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договору <74>. Посмотрят ПКО и РКО, выписанные на представителей юрлиц и ИП, договоры и первичные документы.
--------------------------------
<66> Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.
<67> Статья 15.1 КоАП РФ.
<68> Пункт 5.2 Указания Банка России N 3210-У.
<69> Пункт 4.6 Указания N 3210-У.
<70> Пункт 37 Регламента N 133н.
<71> Абзацы 4, 5 п. 2; Приложение к Указанию N 3210-У.
<72> Пункт 2 Указания N 3210-У.
<73> Пункт 2 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У.
<74> Пункт 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У.

ККТ-нарушения

Оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. - директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. - организацию могут <75> за следующие нарушения.
Неприменение ККТ или БСО, невыдача чека, БСО, документа об оплате (товарного чека, квитанции и т.п.), который оформляется по требованию покупателя. Чтобы выявить такие нарушения, инспекторы могут сами что-то купить у вас или понаблюдать, как вы принимаете оплату от покупателей <76>. Также они посмотрят, есть ли данные о ранее попавших в инспекцию ваших кассовых чеках в фискальной памяти вашей ККТ.
Также, если вы пользуетесь правом не применять ККТ, инспекторы убедятся в том, что реквизиты БСО и (или) документов, выполненных на БСО, соответствуют установленному для них перечню реквизитов. То же и с документами, выдаваемыми по требованию покупателя вмененщиками и ИП на патенте <77>.

Примечание
Если проверяют вмененщика или ИП на патенте, оказывающего услуги населению, то оштрафовать его за невыдачу БСО можно, даже если покупатель и не просил выдать ему этот документ <78>. Поэтому лучше выдавать БСО всем подряд, не дожидаясь просьбы.

Применение ККТ, которая не соответствует предъявляемым к ней требованиям, применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации <79>. Проверят целостность корпуса, срок эксплуатации, исправность, та ли это ККТ, что была заявлена при регистрации, наличие знаков, марок-пломб и т.д. Посмотрят, соответствуют ли:
- реквизиты, отпечатанные ККТ на чеке, - перечню установленных для этой модели реквизитов и легко ли они читаются;
- время на чеке - времени покупки и реальному времени (допускается расхождение максимум в 5 минут <80>);
- место установки ККТ - тому, что было заявлено при ее регистрации.
Также посмотрят всю документацию, связанную с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию ККТ, данные контрольных лент, накопителей фискальной памяти.
--------------------------------
<75> Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
<76> Пункты 20, 23 Регламента N 132н.
<77> Пункт 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
<78> Постановление ВС РФ от 11.02.2016 N 301-АД15-14856.
<79> Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470; п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.
<80> Информация ФНС России от 30.12.2015; разд. II Протокола ГМЭК от 15.06.2000 N 2/56-2000 (Письмо МНС России от 20.07.2000 N ВНК-6-16/549); Постановление ВС РФ от 24.11.2015 N 308-АД15-10504.

В какой срок представить документы

Обязаны ли вы дать инспекторам запрошенные ими документы сразу в первый же день проверки? Этот вопрос обычно возникает, если:
(или) в документах что-то не в порядке (не заполнена кассовая книга за последние несколько дней, нет подотчетных заявлений и т.п.) и вам нужно время все дооформить;
(или) в момент начала проверки на месте нет кассира либо бухгалтера (главбуха), которые заведуют всеми этими документами.
Регламенты N N 132н и 133н на "процедуру рассмотрения документов" отводят 1 рабочий день с даты предъявления поручения на проверку <81>. Из этого можно сделать вывод, что 1 рабочий день - это срок, в который вы должны представить документы (даже сама ФНС об этом пишет <82>). Получается, что если инспекторы поручение на проверку предъявили и документы потребовали сегодня, то представить вы их обязаны не позднее чем завтра (а если завтра - выходной, то в следующий за ним рабочий день).
Однако есть решения судов о том, что документы должны быть представлены инспекторам в тот же день, когда вам предъявлено поручение на проверку, ведь иначе теряется ее смысл. В одной такой истории у фирмы на начало проверки не было оформленных кассовых книги и ордеров, но она представила их инспекции уже на следующий день. Инспекция отказалась их принять и оштрафовала за неоприходование наличных, а суд ее поддержал <83>. В некоторых решениях судов подчеркивается, что кассовые ордера и кассовая книга должны заполняться непосредственно при совершении кассовой операции, поэтому предполагается, что у организации есть возможность представить их сразу, а если она сделала это позже, пусть даже и до составления акта и протокола, штраф правомерен <84>. И неудивительно, что, когда документы были представлены только в суд, судьи не сочли это доказательством того, что представленные документы существовали на момент проверки <85>.
А если главбух, бухгалтер либо кассир в длительном отсутствии - в отпуске или на больничном? Это тоже не причина задерживать представление запрошенных проверяющими документов хотя бы на день. Так, инспекция оштрафовала за неоприходование выручки организацию, у которой на первый день проверки отсутствовала кассовая книга за полтора последних месяца из-за того, что кассир все это время была на больничном. Заполненная кассовая книга была доставлена в инспекцию уже на следующий день, но это не помогло - инспекция отказалась принять этот документ, а суд признал ее правоту <86>. Он решил, что установленный Регламентами 1 рабочий день - это срок, в который инспекторы обязаны рассмотреть уже представленные документы, а вовсе не срок представления самих документов.

Предупреждаем руководителя
Представление налоговикам заполненной кассовой книги, которая на начало проверки заполнена не была, свидетельствует лишь об исправлении нарушения, но от штрафа за него не избавляет <88>.

В другом аналогичном случае директор в суде ссылался на то, что полномочий кассира больше ни у кого из сотрудников нет, поэтому в тот день представить кассовую книгу было невозможно. Но суд не принял это во внимание <87>. И правильно. Ведь как заменить того или иного работника на время его отсутствия - забота самой организации. Если кассир "выпал" из рабочего процесса, а операции с наличными продолжаются, нужно временно назначить кассиром другого человека из числа работников <89>. Подходящих работников нет? Тогда обязанности кассира директор (ИП) должен выполнять сам <90>.

Внимание! Факт получения от вас документов инспекторы должны зафиксировать в акте проверки <91>.

А если бухгалтер приходящий и кассовая документация ведется не в электронном виде с подписанием ее ЭЦП, а на бумаге? Нередко бывает, что бумажную кассовую книгу, а иногда даже и ПКО с РКО составляет "удаленный" бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору. Ему передают данные обо всех операциях за день, а он делает на них кассовую документацию и время от времени привозит ее для подписания. В этом случае представить их проверяющим в тот же день тоже бывает невозможно. Такая организация работы неправильная и закономерно приведет к штрафу за неоприходование наличных.
Дело в том, что приходные и расходные ордера и кассовую книгу должен оформлять тот, кто ведет кассовые операции, то есть принимает и выдает наличные. Его и следует назначить кассиром <92>. Причем ПКО и РКО оформляют в момент приема и выдачи денег соответственно <93>. А кассовая книга должна ежедневно находиться в месте операций с наличными, потому что <94>:
- записи в ней кассир должен делать непосредственно в день получения или выдачи денег - только тогда они считаются оприходованными <95>;
- бухгалтер после подписания кассиром листа книги за день тут же сверяет записи с кассовыми ордерами и подписывает лист книги.
Как видим, безопаснее вести всю документацию по кассе и ККТ так, чтобы она в любой момент была готова к проверке.
--------------------------------
<81> Пункт 36 Регламента N 132н; п. 31 Регламента N 133н.
<82> Письмо ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17581 (п. 3).
<83> Постановление 6 ААС от 24.09.2015 N 06АП-4906/2015.
<84> Постановления 17 ААС от 04.12.2015 N 17АП-15607/2015-АК; 15 ААС от 13.11.2013 N 15АП-17645/2013, от 22.03.2013 N 15АП-1997/2013.
<85> Постановление 6 ААС от 12.02.2013 N 06АП-43/2013.
<86> Постановление 6 ААС от 24.09.2015 N 06АП-4906/2015.
<87> Постановление 5 ААС от 24.08.2015 N 05АП-6514/2015.
<88> Постановления 5 ААС от 27.08.2014 N 05АП-10280/2014; 7 ААС от 16.01.2014 N А45-12320/2013.
<89> Пункты 4, 2 Указания N 3210-У.
<90> Абзацы 1, 3 п. 4 Указания N 3210-У.
<91> Пункты 37, 38 Регламента N 132н; п. п. 32, 33 Регламента N 133н.
<92> Пункты 4, 2, 5.1, 6.1 Указания N 3210-У.
<93> Пункты 5.1, 6.2 Указания N 3210-У.
<94> Пункт 4.6 Указания N 3210-У.
<95> Постановления 5 ААС от 24.08.2015 N 05АП-6514/2015; 7 ААС от 16.01.2014 N А45-12320/2013, от 05.10.2012 N А03-8421/2012; 20 ААС от 29.12.2015 N 20АП-6595/2015.

Если требуют "необязательные" документы

Налоговики при запросе документов часто используют стандартный их перечень, приведенный в Регламентах N N 132н и 133н. В нем могут быть такие документы, которые вы в силу разных причин не обязаны составлять, например:
- журнал регистрации ПКО и РКО. Со времен утверждения Регламента N 133н кассовый порядок изменился <96> и больше не предусматривает ведение этого журнала;
- кассовая книга, ПКО, РКО у предпринимателей <97>.
В этих и подобных случаях нужно письменно уведомить инспекторов о причине непредставления документов.
--------------------------------
<96> Пункт 8.2 Указания N 3210-У.
<97> Пункты 4.1, 4.6 Указания N 3210-У.

Если требуют "непрофильные" документы

Инспекторы вправе требовать у вас только документы и сведения, которые относятся к предмету проверки <98>. И если к вам пришли проверять только применение ККТ, то, получается, не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т.д.), а также регистры бухучета. А если что-то из этого запросят, то вы можете отказаться представлять документы, потребовав от инспекторов отдельное поручение на проведение проверки полноты оприходования выручки.
Вместе с тем сам Регламент N 133н предписывает инспекторам в ходе проверки полноты оприходования выручки требовать некоторые документы, не имеющие к ней прямого отношения <99>.
--------------------------------
<98> Пункт 35 Регламента N 132н; п. 30 Регламента N 133н.
<99> Подпункты "с" - "ц" п. 29 Регламента N 133н.

КУДиР у организаций-спецрежимников и ИП

Напрямую с предметом проверки эта книга связана только у предпринимателей - служит подтверждением того, что ИП правомерно пользуется правом не оформлять кассовые ордера и кассовую книгу <97>. Что до организаций на УСН и ЕСХН, то их КУДиР не имеет отношения к предмету кассовых проверок, так как является регистром налогового, а не кассового учета. Поэтому требовать ее инспекторы не имеют права. А вы, соответственно, не обязаны ее представлять. И оштрафовать вас за противодействие проверке в этом случае нельзя.
Но противиться не имеет смысла, даже если на момент проверки в КУДиР нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге. Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь оприходование наличных - это отражение составленных на их прием и выдачу ПКО и РКО именно в кассовой книге <100>. А нарушения в ведении КУДиР являются предметом совсем другой проверки - налоговой.
--------------------------------
<100> Пункт 4.6 Указания N 3210-У.

Регистры бухучета

Обычно инспекторы хотят проверить счет 50 "Касса" и субсчет "Выручка" счета 90 "Продажи". Но к оприходованию наличной выручки в "кассовом" смысле они не относятся. То есть с ними все так же, как и с КУДиР организаций.

Приказ о лимите кассы и расчет лимита

Напрямую этот приказ с предметом проверки полноты оприходования наличных не связан. Но если вы откажетесь его представить, есть вероятность, что инспекторы попытаются вас оштрафовать за накопление наличных сверх лимита. Ведь отсутствие приказа о лимите означает, что лимит у вас вообще не установлен, то есть равен нулю, и хранить деньги в кассе вам вообще нельзя. Поэтому проще выдать его проверяющим.
Если приказ о лимите не содержит его расчета, то инспекция потребует у вас пояснения <101> и вы должны будете дать ей расчет.
Также инспекция может потребовать документы о наличных выручке или расходах, исходя из которых рассчитан лимит. Так она проверяет, верен ли расчет. Если расчет неверный, например в него включены суммы, которые не должны учитываться при подсчете лимита, то налоговики пересчитают лимит по правилам и сравнят результат своего расчета с остатками в кассе. За превышение - оштрафуют <102>.
--------------------------------
<101> Пункт 7 Регламента N 133н.
<102> Постановление 11 ААС от 10.12.2014 N 11АП-16703/2014.

Даем объяснения

Вы вправе представлять их по собственной инициативе на любом этапе проверки: и в день вручения поручения на проверку, и позже - при составлении акта, рассмотрении материалов административного дела, в день составления протокола <103>.
Также объяснения у вас могут потребовать инспекторы <104>. А по каждому факту расхождений (между суммами в документах и фактически имеющимися наличными, между разными документами и т.п.) они обязаны получить ваши объяснения <105>.
Оформляйте объяснения письменно и прикладывайте заверенные копии подтверждающих документов - тогда инспекторы должны будут указать все это в акте и приложить к материалам проверки <106>.
--------------------------------
<103> Подпункт 1 п. 9, п. 41 Регламента N 132н; пп. 1 п. 9, п. 49 Регламента N 133н.
<104> Подпункт 3 п. 10, пп. 2 п. 7 Регламента N 132н; пп. 3 п. 10, п. 35 Регламента N 133н.
<105> Пункты 37, 40 Регламента N 133н.
<106> Подпункт 5 п. 47 Регламента N 132н; пп. 5 п. 48 Регламента N 133н; Письмо ФНС России от 06.05.2013 N АС-4-2/8265 (п. 3).

Чем заканчивается проверка

Заключительный этап - окончательное оформление и подписание акта проверки (даже если нарушений не обнаружено) <107>. Если инспекторы нашли нарушения, то акт будет основанием для возбуждения административного дела и наложения штрафа <108>.
--------------------------------
<107> Пункты 11, 52 Регламента N 132н; п. п. 11, 53 Регламента N 133н.
<108> Пункт 53 Регламента N 132н; п. 54 Регламента N 133н.

Оформление акта

Инспекторы обязаны составить акт в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (ИП) и затем передать ему один экземпляр <109>. Директор (ИП) вправе поставить в акте отметку о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Учтите, что при проверке ККТ все замечания и возражения можно самостоятельно вписать в акт либо оформить отдельным документом, сделав на него в акте ссылку <110>. А при проверке полноты оприходования выручки письменные объяснения и возражения представляются отдельным документом, а запись о нем инспектор должен сделать в акте сам <111>.
В акте, помимо реквизитов организации (ИП), Ф.И.О. и подписей инспекторов, должны быть указаны следующие данные <112>:

Проверка ККТ

Проверка полноты учета выручки

- дата и номер поручения на проверку;

- перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;

- даты начала и окончания проверки;

- дата самого акта проверки;

- документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых

В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Правда, отсутствие этих ссылок суд признал не настолько существенным нарушением Регламента, чтобы отменить штраф <113>

- результат контроля за выдачей чеков ККТ (БСО) <114>;

- результат рассмотрения документов, запрошенных у организации (ИП) <115>;

- результат проверки соблюдения требований к ККТ (БСО) <116>

- результат рассмотрения ваших документов <117>;

- результат собственно контроля полноты оприходования наличных <118>;

- период, за который проведена проверка

Инспекторам не обязательно составлять акт в присутствии директора (ИП) <119>, но они должны вручить его директору (ИП) либо представителю организации (ИП) или отправить организации (ИП) почтой. Если акт вручили другим работникам, не имеющим доверенности, которая позволяла бы им действовать от имени фирмы, то это может быть одним из оснований для отмены штрафа судом <120>. А вот если у инспекции есть доказательство отправки акта почтой, но организация (ИП) по каким-то причинам его не получила, то оспорить штраф вряд ли удастся <121>.
Срок составления акта по проверкам ККТ - 5 рабочих дней с даты выписки поручения <122>, а по проверкам полноты оприходования наличных - 20 рабочих дней с даты предъявления поручения <123>.
--------------------------------
<109> Пункты 46, 51 Регламента N 132н; п. п. 46, 47, 52 Регламента N 133н.
<110> Пункт 48 Регламента N 132н.
<111> Пункт 49 Регламента N 133н.
<112> Пункт 47 Регламента N 132н; п. 48 Регламента N 133н.
<113> Постановление 14 ААС от 30.01.2013 N А13-6920/2012.
<114> Пункты 22, 26 Регламента N 132н.
<115> Пункты 32, 38 Регламента N 132н.
<116> Пункты 39, 44 Регламента N 132н.
<117> Пункты 27, 33 Регламента N 133н.
<118> Пункты 34, 44 Регламента N 133н.
<119> Постановления 14 ААС от 17.11.2014 N А05-8240/2014, от 30.10.2014 N А05-7024/2014.
<120> Постановление 3 ААС от 27.01.2015 N А74-4459/2014.
<121> Постановление 3 ААС от 17.06.2013 N А69-272/2013.
<122> Пункт 19 Регламента N 132н.
<123> Пункт 19 Регламента N 133н.

Наложение штрафа

На основании акта с нарушениями ИФНС составляет протокол и начинает производство об административном правонарушении <124>. С этого момента процесс регулируется уже не Регламентами, а КоАП <125>. В КоАП есть сроки составления протокола <126>:
(или) немедленно после выявления нарушения;
(или) когда необходимо дополнительное выяснение каких-то обстоятельств - в течение 2 суток;
(или) когда необходимо административное расследование <127> - после его проведения.
Однако если протокол составлен позже, то это не причина для отмены штрафа, при условии что на момент составления протокола не прошло 2 месяцев со дня совершения нарушения (со дня выявления нарушения, если оно - длящееся) <128>.
Директор (ИП) должен подписать протокол, а инспекция обязана вручить ему под расписку копию протокола <129>. Затем инспекция рассматривает материалы административного дела и не позже чем через 15 календарных дней со дня составления протокола <130> выносит постановление о привлечении к ответственности - если, конечно, есть за что.

Рассказываем руководителю
Постановление о штрафе должно быть вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности - 2 месяца со дня совершения нарушения, иначе штраф незаконен <131>.

Директор (ИП) вправе присутствовать и при составлении протокола, и при вынесении постановления, чтобы дать объяснения, иные сведения и представить доказательства в свою пользу <132>. Поэтому о датах и времени составления протокола и постановления инспекторы должны вас известить (принять для этого все меры). Если этого не было сделано и протокол или постановление составлены в отсутствие директора, то суд может отменить штраф <133>. Причем инспекция может направить такие извещения в электронном виде по ТКС в рамках налогового документооборота. Регламенты такого порядка уведомления не предусматривают, а кассовые проверки, как мы уже сказали, не являются налоговыми. Однако суд может признать это надлежащим уведомлением <134>.
--------------------------------
<124> Пункт 53 Регламента N 132н; п. 54 Регламента N 133н; ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ.
<125> Часть 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
<126> Статья 28.5 КоАП РФ.
<127> Статья 28.7 КоАП РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 24.06.2011 N 17-14/061289@.
<128> Постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2003 N 10964/03; 15 ААС от 06.05.2015 N 15АП-5308/2015; п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
<129> Части 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ.
<130> Часть 1 ст. 29.6, ст. 4.8 КоАП РФ.
<131> Статья 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
<132> Части 2 - 5 ст. 28.2 КоАП РФ.
<133> Пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
<134> Постановление 17 ААС от 04.12.2015 N 17АП-15607/2015-АК.

Вы не согласны со штрафом

В таком случае вы вправе обратиться с жалобой на постановление о штрафе как в суд, так и в УФНС (к вышестоящему должностному лицу) <135>. Действовать нужно быстро, так как срок для обжалования - 10 суток (включая выходные и праздничные дни) со дня вручения или получения копии постановления о штрафе <136>. Досудебное обжалование штрафов по результатам кассовых проверок, в отличие от решений по налоговым проверкам, не является обязательным.

* * *

Также вы можете пожаловаться вышестоящим налоговикам на инспекторов, которые действовали не по правилам, то есть с нарушением Регламентов N N 132н и 133н и КоАП, либо некорректно себя повели. Они несут за это персональную ответственность <137>. Такую жалобу можно направить не только на бумаге, но и через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. На ее рассмотрение отведено 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30 <138>. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши права <139>.
Чтобы жаловаться обоснованно, письменно фиксируйте допущенные инспекторами нарушения - лучше прямо в поручении на проверку при его предъявлении и в актах, составляемых инспекторами в ходе проверки и по ее результатам.
--------------------------------
<135> Части 1, 2, 3 ст. 30.1 КоАП РФ.
<136> Часть 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
<137> Пункты 59, 60 Регламента N 132н; п. п. 60, 61 Регламента N 133н.
<138> Пункты 66, 67 Регламента N 132н; п. п. 67, 68 Регламента N 133н.
<139> Пункты 61, 72 Регламента N 132н; п. п. 62, 74 Регламента N 133н.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта