Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Современные тенденции модернизации гражданского законодательства в сфере ликвидации юридических лиц (Лисецкий С.К.)

Современные тенденции модернизации гражданского законодательства в сфере ликвидации юридических лиц (Лисецкий С.К.)

Дата размещения статьи: 14.05.2016

Внесенные в ГК РФ изменения, связанные с институтом юридического лица, касаются многих аспектов функционирования данного субъекта права <1>. Необходимо отметить, что одни легальные новеллы носят принципиальный характер, а другие - уточняющий (детализирующий) <2>. В целом же можно сказать, что указанный институт существенным образом обновился.

--------------------------------
<1> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.
<2> Камышанский В.П. Некоторые проблемы приватизации земельных участков особо охраняемых природных территорий // Хозяйство и право. 2008. N 10. С. 63 - 68.

Прежде всего отметим, что в доктрине применительно к юридическому лицу традиционно говорят о правоспособности и ее видах (общей и специальной). По мнению многих авторов, в подробном изучении дееспособности данного субъекта гражданского права нет особой необходимости, поскольку в отличие от граждан у организации правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно и существуют неразрывно <1>. Полагаем, что для характеристики юридического лица правосубъектность как единство правоспособности и дееспособности имеет существенное значение, поскольку она раскрывает все грани юридической личности организации <2>. К сожалению, этот важный аспект правового статуса указанного субъекта легальные новеллы практически не затрагивают.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. 220 с.
<2> Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы правового положения учреждений по новому законодательству // Юрист. 2007. N 4. С. 7.

В свою очередь, вопрос о правосубъектности юридического лица непосредственно связан с процессом его ликвидации. С началом процедуры ликвидации юридического лица прежде всего происходят существенные изменения в объеме и способах реализации его гражданской правосубъектности, поскольку с момента принятия решения о ликвидации основной целью функционирования юридического лица является его прекращение и поэтому право- и дееспособность ликвидируемой организации претерпевают изменения, объем их существенно ограничивается порядком и целями ликвидации <1>. Объем гражданской правосубъектности этого субъекта права по мере продвижения процесса ликвидации постепенно сужается.
--------------------------------
<1> См.: Хабибуллина А.Ш. О правовом статусе и компетенции высшего органа управления и учредителя (участника) юридического лица на стадии ликвидации // СПС "КонсультантПлюс".

Прежде чем перейти к вопросу о реализации правосубъектности юридического лица в процессе ликвидации, остановимся на понятии последней. Важно видеть, что названный способ прекращения организаций в значительной мере обновлен и прежде всего в части понятия ликвидации. В новой редакции п. 1 ст. 61 ГК РФ говорится об отсутствии в данном случае универсального правопреемства, что означает возможность сингулярного правопреемства. Например, согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. В случае ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом.
Изменения в способах реализации гражданской правосубъектности юридического лица выражаются в целом ряде моментов. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ на начальной стадии ликвидации организации, осуществляемой в добровольном порядке, ее правосубъектность реализуется двумя самостоятельными способами: через действия учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. На его учредителей (участников) или на соответствующий орган обязанности по осуществлению ликвидации этого субъекта могут быть возложены и решением суда о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ). Неисполнение решения суда, в свою очередь, является основанием для осуществления этой процедуры арбитражным управляющим. Причем такая процедура осуществляется за счет имущества юридического лица, что является совершенно новой нормой. Назначение арбитражного управляющего предусмотрено и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации по иску заинтересованного лица или уполномоченного государственного органа, которые при наличии такого нарушения вправе потребовать в судебном порядке ликвидации организации (п. 5 ст. 62 ГК). Таким образом, при наличии определенных условий в процессе ликвидации юридического лица даже при отсутствии оснований для применения процедуры банкротства появляется фигура арбитражного управляющего, который реализует правосубъектность указанного субъекта права.
Правовой статус учредителя и его соотношение со статусом участника мы рассматриваем в так называемом динамическом аспекте. На стадии создания юридического лица субъект, создающий организацию, является учредителем (ст. 50.1 ГК РФ), а с началом ее функционирования его статус трансформируется: он становится участником, сохраняя при этом статус учредителя. Причем после создания юридического лица правовое положение учредителя ничем не будет отличаться от правового положения вновь принятых участников. Применительно к правам и обязанностям участников корпорации, например, ГК РФ об учредителях не упоминает (ст. ст. 65.2, 67 ГК РФ). Вместе с тем относительно утверждения устава организации, ее ликвидации говорится об учредителях (участниках) и др. (ст. ст. 52, 62 и др. статьи ГК РФ). Такой подход законодателя вполне оправдан, поскольку в зависимости от ситуации те или иные действия могут совершаться только учредителями (например, утверждение устава создаваемого юридического лица), или участниками, в число которых входят и учредители (в частности, утверждение внесенных в устав изменений).
Основное отличие учредителей (участников) юридического лица от его органа как субъектов, принимающих решение о ликвидации организации, состоит в следующем. Роль учредителя (участника) в процессе ликвидации организации не сводится только к действиям, связанным собственно с самой процедурой ликвидации. При определенных условиях на них возлагаются обязанности по несению соответствующих имущественных затрат. В ГК РФ введено общее правило о том, что все действия по ликвидации юридического лица должны совершиться за счет имущества последнего, а при недостаточности такого имущества учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (или такие расходы возлагаются на них солидарно по решению суда) (п. 5 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК). В случае невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 62 ГК).
В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. В свою очередь, ликвидационная комиссия также наделяется ГК определенными функциями по реализации правосубъектности юридического лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Она обладает не только правами и обязанностями, реализуемыми внутри юридического лица (например, составляет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы), но во внешней сфере. Так, согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия в установленном порядке осуществляет продажу имущества юридического лица. В силу п. 8 ст. 63 ГК РФ при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Кроме того, ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Таким образом, в качестве истца в суде выступает само юридическое лицо. Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Следовательно, ответчиком в последнем случае называется сама ликвидационная комиссия. Согласно п. 2 ст. 64.1 ГК РФ члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, по требованию последних в порядке и по основаниям, предусмотренным в ст. 53.1 ГК РФ. В связи с этим возникают вопросы, во-первых, о статусе ликвидационной комиссии и, во-вторых, об отграничении ее статуса от статуса членов комиссии. Ответов на поставленные вопросы ГК РФ не содержит. Современное регулирование, как нам представляется, в этом случае создает ситуацию неопределенности с точки зрения традиционного понимания субъектов права. Отметим также, что на протяжении всего периода ликвидации определенную роль продолжают играть учредители (участники) или орган, которые приняли решение о ликвидации юридического лица. В частности, они утверждают промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Руденко Е.Ю. Единоличный исполнительный орган юридического лица: новеллы законодательства // Власть Закона. 2014. N 3(19). С. 136 - 142.

Одна из основных особенностей нормирования порядка ликвидации юридического лица состоит в том, что теперь он согласован с процедурой банкротства, которая в случае ее возбуждения ведет к прекращению ликвидации юридического лица, осуществляемой по общим правилам, о чем ликвидационная комиссия уведомляет всех известных ей кредиторов. Кроме того, в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (п. п. 3, 4 ст. 63 ГК).
Считаем, что изменения ГК РФ в сфере ликвидации юридических лиц содержат законоположения, которые не полностью отвечают современным потребностям дальнейшего развития законодательства в направлении качественного улучшения правового регулирования.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

подробнее>>

Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта