Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Бухгалтерский учет > Ошибки в бухгалтерском учете: ответственность все жестче (Казаков Е.С.)

Ошибки в бухгалтерском учете: ответственность все жестче (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 02.06.2016

Организации Республики Крым и г. Севастополя за истекшие два года должны были привыкнуть к особенностям бухгалтерского учета в РФ, ведь он имеет много общего с украинским. За прошедшее время бухгалтерам предприятий новых регионов РФ необходимо было прежде всего ознакомиться с конкретными требованиями нормативных документов, которые регулируют бухгалтерский учет в нашей стране.

Теперь это особенно важно, так как существенно усиливается административная ответственность за вынужденные и умышленные ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета. Это видно из изменений, которые внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Названный Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.03.2016 и в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ вступил в силу по истечении 10 дней с даты опубликования.

Бухгалтеры знают, что всякая выездная проверка, проведенная налоговиками, может привести не только к доначислениям собственно налогов, но и к штрафам за ошибки в бухгалтерском учете, которые легко выявляют те же инспекторы.
Основания для вынесения указанных штрафов поименованы в ст. 15.11 КоАП РФ. Впрочем, из названия данной статьи в ее прежней редакции можно было понять, что она могла до сих пор применяться не во всех случаях. Нарушителем требований обозначенной статьи становился тот, кто занизил суммы начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% или также на 10% исказил любую статью (строку) формы бухгалтерской отчетности. Теперь же грубым (каково же тогда негрубое?) может оказаться единственное нарушение в области бухгалтерского учета.
Правда, указанное прежнее понимание такого нарушения сохранилось, хотя и скорректировалось. То есть к нарушению будет относиться занижение сумм налогов и сборов (уточнено: не обязательно начисленных) не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также искажение любого показателя (не статьи или строки, как ранее) бухгалтерской (финансовой) отчетности (уточнено: выраженного в денежном измерении) не менее чем на 10%.

Отражайте в бухгалтерском учете правду и только правду

Появились дополнительные поводы для применения ст. 15.11 КоАП РФ. В частности, это регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Очевидно, что достаточно одного такого случая, и будет признано имевшим место грубое нарушение бухгалтерского учета.
Хотя законодателей, пожалуй, можно понять. Подобное нарушение не выглядит случайным и представляет собой умышленную попытку за счет искажения учетных данных уменьшить налоговую нагрузку. Ведь ясно, что, если объект не зарегистрирован в регистрах бухгалтерского учета, вряд ли он будет учтен и в целях налогового учета.
В ч. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете <1> поясняется, что под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета - объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Здесь же отметим, что притворной сделкой является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, а мнимой сделкой - сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (ст. 170 ГК РФ). Такие сделки признаются ничтожными, а теперь ответственные лица понесут еще и административное наказание, поскольку данные сделки наверняка будут сопровождаться и созданием упомянутых мнимых и притворных объектов.

Обратите внимание! Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Пользуйтесь регистрами бухгалтерского учета и только ими

Другое новое основание для применения ст. 15.11 КоАП РФ - ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.
Действительно, в ч. 3 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете указывается, что не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). Исходя из п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <2> перечень этих регистров является элементом учетной политики по бухгалтерскому учету.
--------------------------------
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются (ч. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете):
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Причем с 01.01.2013 формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Закона о бухгалтерском учете, не являются обязательными к применению (см. Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012).
Кроме того, отдельным основанием для применения ст. 15.11 КоАП РФ теперь будет являться составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Здесь также, очевидно, должны иметься в виду регистры, утвержденные организацией.

Ваши документы!..

Указанная статья КоАП РФ в прежней редакции применялась еще при нарушении порядка и сроков хранения учетных документов. Теперь же подобное нарушение будет само признаваться грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и приводить к административной ответственности уже в этом качестве.
Его смысл будет заключаться в отсутствии у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о такой отчетности (в случае если проведение аудита данной отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения названных документов.
Напомним, что в силу ч. 1 и 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Конкретные сроки хранения в отношении определенных первичных документов приведены в разд. 4.1 (п. п. 351 - 463) Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения <3>.
--------------------------------
<3> Утвержден Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

При этом согласно п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <4> инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации, но не менее пяти лет.
--------------------------------
<4> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год <5> указывается также, что до утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, для организации хранения документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете <6> и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях <7> (см. также Письмо Минфина России от 23.03.2016 N 03-02-08/16273).
--------------------------------
<5> Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355.
<6> Утверждено Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее).
<7> Утверждены Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.

Кроме того, особое внимание надо обратить на пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно которому в течение четырех лет налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных не только налогового, но и бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Сколько будет "стоить" нарушение бухгалтерского учета?

В итоге можно прийти к выводу, что штраф, предусмотренный ст. 15.11 КоАП РФ, может быть наложен независимо от того, повлияло нарушение на исчисление налогов или нет. Размер этого штрафа вырос.
В прежней редакции нормы должностные лица наказывались на сумму от 2000 до 3000 руб. Неприятный, но, надо признать, не слишком-то обременяющий довесок к возможным санкциям по итогам налоговой проверки.
Теперь же должностное лицо будет наказываться за такое нарушение штрафом в размере от 5000 до 10 000 руб. Более того, дополнительно введено увеличенное наказание за повторное совершение данного нарушения. И это наказание будет заключаться не только в более высокой сумме штрафа (от 10 000 до 20 000 руб.), но и - в качестве альтернативы по усмотрению суда - в дисквалификации должностного лица на срок от одного года до двух лет.

К сведению. Из пункта 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ следует, что под повторным совершением однородного административного правонарушения надо понимать совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, то есть со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6).

Что касается дисквалификации, под ней в нашем случае нужно понимать лишение физического лица прав занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП РФ).
Такая дисквалификация может быть применена только к руководителю организации, то есть к лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.
Ужесточение порядка применения ст. 15.11 КоАП РФ проявилось и в том, что увеличился срок исковой давности в отношении нарушения, которое ею предусмотрено. Соответствующим образом изменена ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Теперь этот срок составляет два года со дня совершения нарушения.
Фактически он исчисляется с момента обнаружения нарушения. Причем данное нарушение не является длящимся (см. Постановление ВС РФ от 08.02.2012 N 49-АД12-1).
Ранее нарушения законодательства РФ в области бухгалтерского учета в указанной норме не упоминались, поэтому к ним с учетом положений ст. 23.1 КоАП РФ <8> применялся срок исковой давности, равный трем месяцам, что существенно усложняло для налоговиков вынесение штрафов по ст. 15.11, когда они проводили проверки периодов, с момента окончания которых предельные три месяца уже истекли.
--------------------------------
<8> Дела об административных правонарушениях, связанных с грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, рассматриваются судьями.

Повинную голову меч не сечет

При ужесточении ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, экономическим субъектам по-прежнему дается возможность ее избежать.
Так, этого можно добиться, представив уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатив на основании названной налоговой декларации (расчета) не уплаченную вследствие искажения данных бухгалтерского учета сумму налога (сбора), а также уплатив соответствующие пени с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ, - иными словами, фактически совершив те же действия, которые позволяют избежать налоговой ответственности, которая неизбежно возникнет, если, пусть и по причине нарушений, связанных с неправильным бухгалтерским учетом, сумма налога (сбора) оказалась недоплаченной.
Дополнительные условия, которые позволят избежать и налоговой, и административной ответственности (ст. 81 НК РФ), одинаковы.
То есть в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, должностное лицо не будет оштрафовано, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда организация узнала об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
Но если срок уплаты налога уже истек, то должностное лицо не будет оштрафовано в случаях:
- представления уточненной налоговой декларации до момента, когда организация узнала об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации она уплатила недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
- представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (то есть ошибки были, но их обнаружили не проверяющие, а сама организация-налогоплательщик) (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Поименованные условия распространяются и на налоговых агентов (п. 6 ст. 81 НК РФ).
В то же время, как видим, не все нарушения, за которые должностное лицо штрафуется по ст. 15.11 КоАП РФ, выражаются в совершении ошибок в начислении налогов, а представляют собой нарушение правил организации и ведения бухгалтерского учета. То есть для того, чтобы избежать соответствующей ответственности, представление уточненных деклараций не имеет смысла.
Вместо этого нужно исправить ошибку в установленном порядке, включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сделать это надо до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке.
Правда, такой порядок (в отношении представления пересмотренной отчетности) не вполне ясен. Ведь очевидно, что бухгалтерская (финансовая) отчетность сначала утверждается и только потом уже представляется в контролирующие органы. Поэтому бессмысленно говорить о представлении пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности до того, как она будет утверждена. То есть важно все же исправить ошибку именно до даты утверждения отчетности <9>.
--------------------------------
<9> О применении Федерального закона N 77-ФЗ см. также Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-1.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

31 мая 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.




27 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 162019-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" и статью 11.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект разработан в целях принятия дополнительных мер противодействия актам незаконного вмешательства и обеспечения общественной безопасности, а также устранения противоречий положений статьи 12 Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-Ф3 отдельным нормам законодательства Российской Федерации. Статьей 12 федерального закона № 374-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2003 года №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". 




13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.



В центре внимания:


Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Основы мониторинга эффективности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

Готовимся к годовому отчету. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2016 год (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>

Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета (Рабинович А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

подробнее>>

Бюджетная деятельность государства и бухучет (краткие тезисы доклада) (Новиков О.В.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта