Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Искажение информации. Административная и уголовная ответственность (Семенихин В.)

Искажение информации. Административная и уголовная ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 02.06.2016

Информация в реалиях сегодняшнего дня имеет очень важное, в некоторых ситуациях ключевое, значение. Замалчивание, сокрытие и искажение ее нарушает конституционные права каждого человека. В условиях безграничной динамики общественных отношений все действия с различными видами информации должны неукоснительно соответствовать действующему законодательству.

Административные правонарушения в области информации

Статья 13.11 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах установлен в ряде нормативных документов в разных областях жизнедеятельности общества. Для примера приведем положения ст. 946 части второй ГК РФ, в соответствии с которой страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц (см. гл. 14 "Защита персональных данных работника" ТК РФ, ст. 85.1 "Персональные данные пассажиров воздушных судов" Воздушного кодекса РФ).
Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, в соответствии со ст. 13.11.1, КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан - от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 15 000 руб.
Объективную сторону правонарушений ст. 13.12 КоАП РФ под названием "Нарушение правил защиты информации" составляют:
- нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) (см. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Положение N 313); Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"; Правительства РФ от 03.03.2012 N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации";
- использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну) (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.05.2009 N А43-30500/2008-1-415, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2009 N А21-759/2009);
- нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны");
- использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну (Приказ ФСБ России от 13.11.1999 N 564 "Об утверждении Положений о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия");
- грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну);
- нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1, 2 и 5 ст. 13.12 КоАП РФ;
- нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 13.12 КоАП РФ, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В примечании к рассматриваемой статье КоАП РФ отмечается, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (Положение N 313).
Согласно положениям ст. 13.13 КоАП РФ административной ответственности подлежит занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), а также занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2008 N Ф03-А73/08-2/3277, ФАС Уральского округа от 25.05.2010 N Ф09-3862/10-С1).
Интересна ст. 13.14 КоАП РФ, которая регламентирует ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, т.е. к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Как усматривается из дефиниции этой нормы, субъект данного правонарушения является специальным (например, ст. 1123 "Тайна завещания" части третьей ГК РФ).
Объективную сторону правонарушений, закрепленных в ст. 13.15 КоАП РФ, составляют:
- изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;
- распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (ст. 9 Закона N 114-ФЗ);
- незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (Федеральный закон от 05.04.2013 N 50-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)");
- публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет);
- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;
- производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности (за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ).
Статья 13.15.1 КоАП РФ регламентирует ответственность за непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания влечет в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Ответственность за непредставление или нарушение сроков предоставления статистической информации, а также за ее искажение установлена ст. 13.19 КоАП РФ.
Так, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц - от 20 тыс. до 70 тыс. руб.
Повторное совершение указанного правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а на юридических лиц - от 100 тыс. до 150 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета").
Ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет регламентирует ст. 13.27 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушений составляют:
- нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления;
- неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена законом.
Статья 13.27.1 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушения требований, предъявляемых к размещению на территории РФ технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями.
Положения ст. 13.28 КоАП РФ закрепляют ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, либо за незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо за нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена.
Статьей 13.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет.
Объективной стороной правонарушений, закрепленных в данной статье, является неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет следующих обязанностей:
- уведомление уполномоченного федерального органа исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет;
- хранение и (или) предоставление уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации о таких пользователях;
- обеспечение реализации установленных требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Следует отметить, что за указанные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести административную ответственность как юридические лица.
Положения ст. 19.7.10 КоАП РФ предусматривают ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В частности, непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение сайта или страницы сайта в сети Интернет, данных, позволяющих идентифицировать блогера, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 300 тыс. руб.
За повторное правонарушение предусмотрен штраф на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации

Глава 28 УК РФ носит название "Преступления в сфере компьютерной информации" и содержит 3 самостоятельных статьи, видовым объектом которых являются общественные отношения в сфере компьютерной информации, а родовым - общественная безопасность и порядок.
Часть 1 ст. 272 данной главы УК РФ устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.
Квалифицированные составы, регламентирующие более жесткое наказание за то же деяние, составляют:
- то же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности (ч. 2);
- деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3);
- деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или ч. 3, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления (ч. 4).
Примечания к рассматриваемой норме гласят, что под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Крупным ущербом в статьях указанной главы признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 273 УК РФ создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.
Перечень квалифицирующих и особо квалифицирующих составов этого преступления составляют:
- данные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности (ч. 2);
- деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления (ч. 3).
Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб, подлежит наказанию согласно ч. 1 ст. 274 УК РФ.
Если такое деяние повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, оно квалифицируется по ч. 2 этой нормы и наказывается более строго.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи