Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Индивидуальный предприниматель > Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 29.06.2016

Индивидуальные предприниматели на общем режиме налогообложения имеют право на профессиональный вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов. А как быть, если расходы имеют место, но покупателю ИП дал отсрочку на исполнение своих обязательств, то есть доходы фактически так и не были получены? Есть ли для целей применения профвычета связь между расходами и доходами?

При исчислении базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса (далее - Кодекс) имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (п. 1 ст. 221 НК). При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется ИП самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли, установленному гл. 25 Кодекса. Однако практика показывает, что далеко не всегда сделать это просто. Причем в этой части нередко контролирующие органы дают налогоплательщикам "вредные" советы.

Право выбора

Если доходы невозможно подтвердить документами, к вычету принимается фиксированная сумма в пределах норматива (п. 3 ст. 221 НК). При этом при определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива (абз. 4 п. 3 ст. 221 НК). Контролирующие органы толкуют данные нормы следующим образом: в п. 1 ст. 221 Кодекса прямо указано, что профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов производится в случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. И возможность выбора налогоплательщиком по своему усмотрению одного из указанных способов учета расходов, связанных с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, ст. 221 Кодекса не предусмотрена (см. Письмо Минфина от 28 августа 2014 г. N 03-04-05/43001).
Между тем на сей счет есть и иное мнение. Оно озвучено еще в Постановлении Президиума ВАС от 16 февраля 2010 г. N 13158/09. Высшие судьи указали, что налоговые органы и суды должны исходить из того, что если сумма документально подтвержденных расходов меньше 20 процентов от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности в течение налогового периода, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов от общей суммы доходов. То есть право выбора у ИП все же имеется.

Пример. Индивидуальный предприниматель И.И. Иванов по итогам 2015 г. получил доход от предпринимательской деятельности в размере 1 000 000 руб. За указанный период расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, составили 300 000 руб. Однако документально подтвердить он может только затраты в размере 150 000 руб.
При таких обстоятельствах, если ИП воспользуется вычетом в размере документально подтвержденных расходов, НДФЛ за 2015 г. составит 110 500 руб. ((1 000 000 руб. - 150 000 руб.) x 13%).
В то же время, если учесть позицию Президиума ВАС, индивидуальный предприниматель вправе применить "нормируемый" профвычет. В этом случае НДФЛ по итогам 2015 г. составит меньшую сумму - 104 000 руб. ((1 000 000 руб. - 1 000 000 руб. x 20%) x 13%).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ИП выгоднее заявить "нормативный" профвычет, поскольку на часть произведенных расходов у него отсутствует подтверждающая "первичка".

"Безнадежные" расходы

Особое внимание следует уделить расходам ИП в виде безнадежных долгов. Дело в том, что таковые на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса относятся к внереализационным. А раз так, то, по мнению контролирующих органов, их нельзя включить в состав профессионального вычета (см. Письма Минфина от 4 сентября 2014 г. N 03-04-05/44287, от 1 октября 2013 г. N 03-04-05/40601 и др.). Чиновники указывают на то, что п. 1 ст. 221 Кодекса, закрепляя положение о праве ИП на уменьшение облагаемого налогом дохода на профессиональные налоговые вычеты, одновременно определяет условия признания расходов, а именно: расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов. При этом расходами признаются затраты после их фактической оплаты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Соблюдение требования о непосредственной связи расходов с извлечением дохода от осуществления предпринимательской деятельности обеспечивается через связь расходов с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг. Ну а поскольку суммы безнадежных долгов, в соответствии со ст. 265 Кодекса, относятся к внереализационным расходам, то таким суммам по определению не место в составе профвычета просто потому, что они не связаны с реализацией.
Утверждение чиновников представляется несколько спорным. Предположим, что ИП полностью оплатил услуги контрагента, которые необходимы для бизнеса, но тот свои обязательства не исполнил. Получается, что расходы и фактически произведены, и документально подтверждены, и даже направлены на получение дохода. То есть все условия для включения их в состав профвычета соблюдены, но... По мнению чиновников, сумму кредиторской задолженности, ставшей безнадежной, учесть в составе профвычета все же нельзя. Согласитесь, что это не совсем логично.

С отсрочкой платежа

Не менее остро стоит проблема с определением состава профвычета в случае, если коммерсант даст своему покупателю отсрочку, но до конца года тот своих обязательств так и не исполнит. Минфин в Письме от 18 апреля 2016 г. N 03-04-05/22206 заявил, что если по окончании налогового периода доходы за отгруженные товары не получены (частично не получены) ввиду предоставления покупателю отсрочки по оплате, то и расходы, связанные с приобретением неоплаченного товара, учесть нельзя.
Свою позицию чиновники аргументировали так. Согласно п. 2 ст. 54 Кодекса ИП исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином. Соответствующий Порядок утвержден совместным Приказом Минфина и ФНС от 13 августа 2012 г. N 86н/БГ-3-04/430. И данным Порядком закреплено, что в доходы включаются все поступления от реализации товаров, а стоимость проданных товаров отражается с учетом фактических затрат на их приобретение (п. п. 4 и 14 Порядка). На этом основании чиновники сделали вывод, что если доходы от реализации товаров так и не поступили, то их стоимость не может быть учтена при определении базы по НДФЛ.
Таким образом, представители Минфина увязали право на включение в состав профессионального вычета расходов с получением соответствующего дохода. Надо сказать, что утверждение опять же небесспорное. Однако, если пойти иным путем, стоит быть готовыми к возникновению претензий со стороны налоговых органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


Управление объектами недвижимости. Когда выгоднее использовать ИП (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Индивидуальные предприниматели: порядок регистрации деятельности, уплаты налогов, сборов, страховых взносов (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

подробнее>>

Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя (Шапсугова М.Д.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи