Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Индивидуальный предприниматель > Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Профессиональный вычет ИП с "отсрочкой" (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 29.06.2016

Индивидуальные предприниматели на общем режиме налогообложения имеют право на профессиональный вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов. А как быть, если расходы имеют место, но покупателю ИП дал отсрочку на исполнение своих обязательств, то есть доходы фактически так и не были получены? Есть ли для целей применения профвычета связь между расходами и доходами?

При исчислении базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса (далее - Кодекс) имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (п. 1 ст. 221 НК). При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется ИП самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли, установленному гл. 25 Кодекса. Однако практика показывает, что далеко не всегда сделать это просто. Причем в этой части нередко контролирующие органы дают налогоплательщикам "вредные" советы.

Право выбора

Если доходы невозможно подтвердить документами, к вычету принимается фиксированная сумма в пределах норматива (п. 3 ст. 221 НК). При этом при определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива (абз. 4 п. 3 ст. 221 НК). Контролирующие органы толкуют данные нормы следующим образом: в п. 1 ст. 221 Кодекса прямо указано, что профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов производится в случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. И возможность выбора налогоплательщиком по своему усмотрению одного из указанных способов учета расходов, связанных с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, ст. 221 Кодекса не предусмотрена (см. Письмо Минфина от 28 августа 2014 г. N 03-04-05/43001).
Между тем на сей счет есть и иное мнение. Оно озвучено еще в Постановлении Президиума ВАС от 16 февраля 2010 г. N 13158/09. Высшие судьи указали, что налоговые органы и суды должны исходить из того, что если сумма документально подтвержденных расходов меньше 20 процентов от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности в течение налогового периода, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов от общей суммы доходов. То есть право выбора у ИП все же имеется.

Пример. Индивидуальный предприниматель И.И. Иванов по итогам 2015 г. получил доход от предпринимательской деятельности в размере 1 000 000 руб. За указанный период расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, составили 300 000 руб. Однако документально подтвердить он может только затраты в размере 150 000 руб.
При таких обстоятельствах, если ИП воспользуется вычетом в размере документально подтвержденных расходов, НДФЛ за 2015 г. составит 110 500 руб. ((1 000 000 руб. - 150 000 руб.) x 13%).
В то же время, если учесть позицию Президиума ВАС, индивидуальный предприниматель вправе применить "нормируемый" профвычет. В этом случае НДФЛ по итогам 2015 г. составит меньшую сумму - 104 000 руб. ((1 000 000 руб. - 1 000 000 руб. x 20%) x 13%).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ИП выгоднее заявить "нормативный" профвычет, поскольку на часть произведенных расходов у него отсутствует подтверждающая "первичка".

"Безнадежные" расходы

Особое внимание следует уделить расходам ИП в виде безнадежных долгов. Дело в том, что таковые на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса относятся к внереализационным. А раз так, то, по мнению контролирующих органов, их нельзя включить в состав профессионального вычета (см. Письма Минфина от 4 сентября 2014 г. N 03-04-05/44287, от 1 октября 2013 г. N 03-04-05/40601 и др.). Чиновники указывают на то, что п. 1 ст. 221 Кодекса, закрепляя положение о праве ИП на уменьшение облагаемого налогом дохода на профессиональные налоговые вычеты, одновременно определяет условия признания расходов, а именно: расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов. При этом расходами признаются затраты после их фактической оплаты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода. Соблюдение требования о непосредственной связи расходов с извлечением дохода от осуществления предпринимательской деятельности обеспечивается через связь расходов с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг. Ну а поскольку суммы безнадежных долгов, в соответствии со ст. 265 Кодекса, относятся к внереализационным расходам, то таким суммам по определению не место в составе профвычета просто потому, что они не связаны с реализацией.
Утверждение чиновников представляется несколько спорным. Предположим, что ИП полностью оплатил услуги контрагента, которые необходимы для бизнеса, но тот свои обязательства не исполнил. Получается, что расходы и фактически произведены, и документально подтверждены, и даже направлены на получение дохода. То есть все условия для включения их в состав профвычета соблюдены, но... По мнению чиновников, сумму кредиторской задолженности, ставшей безнадежной, учесть в составе профвычета все же нельзя. Согласитесь, что это не совсем логично.

С отсрочкой платежа

Не менее остро стоит проблема с определением состава профвычета в случае, если коммерсант даст своему покупателю отсрочку, но до конца года тот своих обязательств так и не исполнит. Минфин в Письме от 18 апреля 2016 г. N 03-04-05/22206 заявил, что если по окончании налогового периода доходы за отгруженные товары не получены (частично не получены) ввиду предоставления покупателю отсрочки по оплате, то и расходы, связанные с приобретением неоплаченного товара, учесть нельзя.
Свою позицию чиновники аргументировали так. Согласно п. 2 ст. 54 Кодекса ИП исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином. Соответствующий Порядок утвержден совместным Приказом Минфина и ФНС от 13 августа 2012 г. N 86н/БГ-3-04/430. И данным Порядком закреплено, что в доходы включаются все поступления от реализации товаров, а стоимость проданных товаров отражается с учетом фактических затрат на их приобретение (п. п. 4 и 14 Порядка). На этом основании чиновники сделали вывод, что если доходы от реализации товаров так и не поступили, то их стоимость не может быть учтена при определении базы по НДФЛ.
Таким образом, представители Минфина увязали право на включение в состав профессионального вычета расходов с получением соответствующего дохода. Надо сказать, что утверждение опять же небесспорное. Однако, если пойти иным путем, стоит быть готовыми к возникновению претензий со стороны налоговых органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Управление объектами недвижимости. Когда выгоднее использовать ИП (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Индивидуальные предприниматели: порядок регистрации деятельности, уплаты налогов, сборов, страховых взносов (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

подробнее>>

Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя (Шапсугова М.Д.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта