Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Внешнеэкономическая деятельность > Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

Гостиница специализируется на приеме иностранных делегаций, ввиду чего заключает с иностранными партнерами внешнеэкономические контракты об оказании услуг на территории РФ. Периодически заказчики задерживают оплату услуг, в связи с этим возникает вопрос: распространяется ли действие ст. 317.1 ГК РФ о праве на получение с должника процентов за пользование денежными средствами на внешнеэкономические договоры? Если распространяется, то надо ли выставлять должникам счета на проценты? Какие документы нужно предъявлять в банк? Можно ли отказаться от получения процентов и какие последствия (валютные и налоговые) будет иметь такое решение?

Статья 317.1 ГК РФ и внешнеэкономические сделки

Выбор права сторонами договора осуществляется в соответствии с положениями ст. 1210 ГК РФ. Согласно данной норме стороны могут определить, какое законодательство будет применяться к их правам и обязанностям, как при заключении договора, так и после. Независимо от того, когда сделан выбор, договоренность в отношении применяемого права должна вытекать из условий контракта или совокупности обстоятельств дела. Поэтому идеальной является ситуация, когда в договоре с иностранным партнером четко указано, законодательство какой страны применяется.
Если в договоре есть ссылка на то, что к сделке применяется законодательство РФ, то положения ст. 317.1 ГК РФ распространяются на данный договор. Напоминаем, что положения ст. 317.1 касаются правоотношений, возникших с 01.06.2015.
Пункт 1 ст. 317.1 ГК РФ. Если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).
В рассматриваемой ситуации исполнитель услуг является кредитором по денежному обязательству (заказчик обязан произвести оплату товара в установленный срок), поэтому за нарушение срока оплаты исполнитель услуг вправе требовать с заказчика уплаты процентов по ст. 317.1 ГК РФ, а заказчик обязан их уплатить.

Документы на законные проценты

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными традиционно предъявляемыми требованиями.
Согласно позиции Минфина, выраженной в Письме от 09.12.2015 N 03-03-РЗ/67486, если в договоре, на основании которого возникло денежное обязательство, не прописан порядок начисления процентов, по такому обязательству у кредитора по умолчанию возникает право требовать с должника законные проценты.
Отсюда можно сделать вывод, что право исполнителя требовать с заказчика законные проценты возникает из существа договора и положений ст. 317.1 ГК РФ. В связи с этим необходимость составлять отдельный счет на проценты, по нашему мнению, отсутствует. Однако такой документ можно составить во избежание недопонимания между сторонами договора относительно величины законных процентов, подлежащих уплате исполнителю, порядка их расчета, применяемой процентной ставки и т.д. Документ на проценты может быть составлен в форме бухгалтерской справки, утвержденной и используемой исполнителем в качестве первичного учетного документа (ст. 9 Закона N 402-ФЗ <1>).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Документы для банка

Согласно ст. 20 Закона N 173-ФЗ <2> при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами оформляется паспорт сделки (далее - ПС). Основные реквизиты, которые должны содержаться в данном документе, названы в Федеральном законе: общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке) и др. Эти сведения отражаются в ПС на основании документов, представленных резидентами. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, закреплен в Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И (далее - Инструкция N 138-И).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Справка о валютных операциях

Согласно п. 2.1 Инструкции N 138-И резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты, представляет в банк следующие документы:
- справку о валютных операциях;
- документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Справка о валютных операциях и Порядок ее заполнения приведены в Приложении 1 к Инструкции N 138-И.
Срок представления названных документов и справки при совершении операции в виде зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента - 15 рабочих дней после даты зачисления валюты (п. 2.3 Инструкции N 138-И).

Справка о подтверждающих документах

Главой 9 Инструкции N 138-И определен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении ПС. В частности, в п. 9.1 данной главы указано, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС:
- справку о подтверждающих документах, заполненную в соответствии с Приложением 5 к Инструкции N 138-И;
- документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору).
В данном случае при получении законных процентов в соответствии со ст. 317.1 ГК РФ неуместно говорить об исполнении обязательств по контракту способом, отличным от исполнения обязательств в виде расчетов, либо об изменении обязательств по контракту. Поэтому позволим себе предположить, что у исполнителя не возникает обязанности представлять в банк документы, перечисленные в п. 9.1 гл. 9 Инструкции N 138-И, и он должен оформить для банка только справку о валютных операциях и документы, перечисленные в ней (п. 2.1 Инструкции N 138-И).

Рекомендация. Во избежание риска быть привлеченным к административной ответственности по ч. 6, 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ советуем исполнителю обратиться в банк ПС за дополнительными разъяснениями об обмене документами в отношении законных процентов. Кроме того, нужно согласовать с банком код вида валютной операции, проставляемый в справке о ней (в частности, им может быть код 35 030 "Расчеты нерезидента в пользу резидента по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10 - 23", Приложение 2 к Инструкции N 138-И).

Отказ от получения процентов по ст. 317.1 ГК РФ: последствия и риски

Согласно разъяснениям Минфина, если в договоре неприменение ст. 317.1 не предусмотрено, не прописан порядок начисления процентов, то у кредитора право требования законных процентов возникает по умолчанию. Подобная трактовка норм ГК РФ образует для клиента следующие риски в области валютного и налогового контроля.

Валютный контроль

Статья 19 Закона N 173-ФЗ обязывает участников внешнеторговых сделок обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за оказанные нерезидентам услуги. Кроме того, резиденты должны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых согласно условиям договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам).

Штраф по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Невыполнение резидентом в определенный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за оказанные нерезидентам услуги, влечет наложение на должностных и юридических лиц административного штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

О том, что положения ст. 19 Закона N 173-ФЗ и ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ применимы и в отношении процентов за пользование денежными средствами, причитающихся резидентам (кредиторам), свидетельствуют отдельные судебные решения, в частности Постановление АС СЗО от 16.12.2014 по делу N А05-9937/2013.
Отсюда следует, что при бездействии резидента в вопросе взыскания с должника законных процентов по ст. 317.1 ГК РФ существует вероятность привлечения данного резидента к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Так что лучше и этот вопрос урегулировать с банком ПС путем направления соответствующего запроса о распространении действия ст. 19 Закона N 173-ФЗ на законные проценты по внешнеэкономическому контракту.

Налоговый контроль

Поскольку право требования законных процентов возникает у кредитора по умолчанию (при условии, что стороны не отказались от применения ст. 317.1 ГК РФ и не установили в договоре свой порядок начисления процентов), сумма процентов, причитающихся кредитору, образует на его стороне внереализационные доходы в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Сумма дохода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается налогоплательщиком на последнюю дату отчетного (налогового) периода согласно положениям ст. 271 НК РФ.
На этом настаивают Минфин и ФНС (Письма от 09.12.2015 N 03-03-РЗ/67486, от 04.03.2016 N СД-4-3/3618), одновременно полагая, что кредитор вправе отказаться от получения процентов, предусмотренных ст. 317.1 ГК РФ. В таком случае задолженность заказчика в виде суммы процентов по денежному обязательству списывается путем прощения долга, что создает препятствия исполнителю в признании величины прощенного долга в составе налоговых расходов.

* * *

Итак, если в договоре с иностранным партнером предусмотрено, что российское законодательство применяется к данным отношениям, это в полной мере распространяется и на ст. 317.1 ГК РФ, то есть при задержке оплаты оказанных услуг гостиница вправе руководствоваться нормами о законных процентах и требовать их уплаты. Причем составлять отдельный документ на сумму процентов необязательно, но это не будет лишним, так как позволит снять большинство вопросов о сумме долга и порядке его начисления. При получении процентов на счет следует представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, названные в ней. При отказе от взыскания с контрагента процентов исполнитель может быть привлечен к административной ответственности. Для целей налогообложения проценты признаются в составе доходов независимо от факта их получения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования (Дианова В.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

подробнее>>

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере энергетики (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров (Мухтарова А.Р., Семёнов А.В.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи