Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Сделки с недвижимостью > Единый государственный реестр недвижимости - новый информационный ресурс (Болтанова Е.С.)

Единый государственный реестр недвижимости - новый информационный ресурс (Болтанова Е.С.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

Долгое время в России отсутствовала единая информационная система учета объектов недвижимости, технические возможности информационных систем субъектов Российской Федерации были разрознены и во многом зависели от их уровня экономического развития, что, соответственно, усложняло информационное взаимодействие между органами государственной власти. К 2012 году все подведомственные Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) учреждения перешли на централизованное ведение кадастрового учета с применением автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости, которая в настоящее время охватывает информационным пространством всю территорию России. При этом базовые информационные ресурсы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные системы, что приводит к дублированию либо к противоречивости содержащихся в них сведений. Именно по этим причинам еще в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости. Из-за отсутствия общего закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете, а также требующегося финансирования единая федеральная информационная система недвижимости в планируемые сроки не была создана.
С 1 октября 2013 года Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) предусматривает, что сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ГКН, являются сведениями ЕГРП. 10 октября 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)". Среди задач программы названы:
- объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс - Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН);
- обеспечение организации предоставления услуг по принципу "одного окна" <1>.
--------------------------------
<1> Например, доля объектов недвижимости, учтенных в ЕГРП, документы по которым переведены в электронный вид, к 2012 году составляла только 7,2 процента, к 2018 году ожидается увеличение этой цифры (в ЕГРН) до 71,7 процента, к 2019 году - до 100 процентов.

В федеральном бюджете на 2016 год, а также на плановый период 2017 года [14, 15] предусмотрены средства на реализацию названной Федеральной целевой программы. С 1 января 2017 года вступают в силу основные положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ о госрегистрации). Таким образом, необходимые предпосылки для создания в России Единого государственного реестра недвижимости <2> созданы. Планируется, что к 2018 году ЕГРН будет введен в 85 субъектах Российской Федерации.
--------------------------------
<2> По-прежнему свои информационные системы предусмотрены для прав на такие объекты недвижимости, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

В пояснительной записке законопроекта ФЗ о госрегистрации были указаны несколько целей, которые должны быть достигнуты:
- осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
- уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
- распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственности органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
- уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;
- сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме.
Разработчики законопроекта подчеркивали, что создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям.
В настоящей статье речь пойдет именно о введении единого государственного информационного ресурса (реестра) в отношении объектов недвижимости.
Любой реестр - это свод определенных данных, сведений об объектах, обладающий признаком систематизированности.
Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ГКН определяется как свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, сведений о границах публичных образований, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Понятие ЕГРП в Федеральном законе отсутствует, но в подзаконном акте [10] ЕГРП определен как учетная система федерального органа государственной власти, предназначенная для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей на бумажном носителе о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.
В судебной практике на основании статьи 12 Закона о государственной регистрации прав разъясняется, что ЕГРП должен содержать информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, то есть "отражать действительные права на недвижимое имущество, возникшие на основании определенных правоустанавливающих документов" <3>.
--------------------------------
<3> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2015 года N Ф04-17243/2015.

В соответствии со статьей 1 ФЗ о госрегистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Как можно заметить, в этом понятии законодатель отразил основные виды сведений, содержащихся в ГКН и ЕГРП, сделав больший "крен" к сведениям, содержащимся сейчас в ЕГРП, но оставив "люфт" и для другой юридически значимой информации под фразой "иные сведения".
Сведения, содержащиеся в ЕГРН в текстовой и графической формах, подлежат постоянному хранению и должны обладать двумя характеристиками:
1) систематизированность, то есть сведения упорядочены в определенной заранее установленной системе;
2) достоверность, то есть сведения соответствуют действительности.
Сведения в ЕГРН вносятся на основании представленных в Росреестр документов, предусмотренных нормативными правовыми актами (см. ст. 18 ФЗ о госрегистрации), в том числе в порядке информационного взаимодействия. Достоверность государственного реестра - один из принципов его ведения (ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
После внесения соответствующих сведений в ЕГРН уже сам реестр становится достоверным источником информации.
Так, по одному из дел суд пояснил, что "в совокупности записи реестра должны соответствовать правоустанавливающим и другим документам, представляемым на государственную регистрацию, а сведения, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права, - записям в реестре" <4>. Отсюда и следующие важные правовые последствия: зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, ст. 1 ФЗ о госрегистрации), и в силу статьи 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента регистрации права в реестре, за исключением случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя. Именно в этом выражается принцип публичной достоверности ЕГРН.
--------------------------------
<4> Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу N А39-5198/2013.

Следует учитывать, что для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права. При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В настоящее время ГКН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем приоритет имеет информация, содержащаяся на бумажном носителе. ЕГРН будет вестись в электронной форме. Допускается ведение реестровых дел в бумажной форме, только если заявителем представлены оформленные в простой письменной форме и в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.
Ведение ЕГРН в электронной форме - это не только "веяние времени", но и острая необходимость для нормального функционирования органов Росреестра. В настоящее время в России ситуация характеризуется стабильно растущим количеством регистрационных и учетных действий. В условиях необходимости постоянного (бессрочного) хранения значительной части регулярно прирастающего объема документов происходит увеличение затрат на осуществление такого хранения, которое приводит к дефициту соответствующих ресурсов. Сегодня загруженность существующих архивохранилищ оценивается как довольно высокая, и она продолжает увеличиваться. Так, в среднем загруженность архивохранилищ территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации составляет 97,8. Перевод хранящихся документов в электронный вид осуществляется неравномерно. Например, сканирование документов в сфере регистрации прав практически не осуществляется, и хотя сканирование документов государственного кадастрового учета и осуществляется во всех субъектах Российской Федерации, однако объем отсканированных дел пока незначителен. К окончанию 2019 года планируется 100 процентов архивных документов перевести в электронный вид, а это 116 миллионов дел - правоустанавливающих документов (78 миллионов дел) и кадастровых и учетных дел (38 миллионов) <5>.
--------------------------------
<5> Стратегия архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел, утвержденная Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 сентября 2014 года N П/426.

Внесение Росреестром или его территориальными органами сведений в ЕГРН в зависимости от их вида будет осуществляться в результате различных действий:
1) перенос информации из ГКН и ЕГРП;
2) кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
3) межведомственное взаимодействие (обязанность направлять необходимые документы установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими определенных решений (актов). Например, нотариусы должны направлять сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, органы государственной власти и органы местного самоуправления - решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка);
4) уведомление (для дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет переход, прекращение, ограничение права или обременения объекта недвижимости).
В ЕГРН войдут:
- реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
- реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
- реестр границ;
- реестровые дела, кадастровые карты и книги учета документов.
Многие нормы, регулирующие общественные отношения по ведению ЕГРН, восприняты из Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В реестре объектов недвижимости (кадастре недвижимости) в основном будет содержаться информация, которая сегодня включается в государственный кадастр недвижимости, но с учетом того, что отдельно будет выделен реестр границ. Кроме того, в реестре объектов недвижимости появятся новые самостоятельные объекты - предприятие (как имущественный комплекс) и единый имущественный комплекс.
На юридическую оценку используемых законодателем терминов "реестр" и "кадастр" существуют различные точки зрения. Следует учитывать, что первоначально термин "кадастр" произошел от слова "capitastrum" (лат.) - опись (реестр) податных предметов <6>. Исторически кадастр появился для выполнения государственно значимой цели - обеспечения поземельного налогообложения и представлял собой список объектов налогообложения. В России кадастр также выполнял фискальную функцию, и его сведения являлись основой для начисления налогов на недвижимое имущество. Так, Ф.Л. Малиновский выделял в Российской империи "кадастрационное" межевание, понимая под ним установление границ (межевание) в целях оценки имения, для приведения в известность его чистого дохода, "чтобы наложить справедливым образом подать с земли" <7>. В 1985 году международная группа экспертов по землеустройству и информационным системам в землепользовании утвердила определение кадастра как "систематически поддерживаемого публичного реестра сведений о недвижимости на территории страны или региона, основанного на топографической съемке границ участков собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. Очертания границ участков и их обозначения отображают на крупномасштабных картах" <8>.
--------------------------------
<6> Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. М.: КолосС, 2004. Т. 1. Теоретические основы государственного земельного кадастра. С. 9.
<7> См.: Малиновский Ф.Л. Исторический взгляд на межевание в России до 1765 г. СПб., 1944. С. 1 - 5.
<8> Варламов А.А. Указ. соч. С. 354.

Соответственно, с учетом этимологических предпосылок и законодательных установлений слова "реестр" и "кадастр" используются как синонимы. В то же время необходимо отметить, что кадастру свойственна более сложная структура, включение в его состав, например, картографических материалов; реестр, в свою очередь, в большей степени ориентирован на включение записей, описания объектов. ЕГРН - реестр - не очень точное название, более точно было бы именовать вводимую систему как "единый государственный кадастр недвижимости". Закрепление в новом законе термина "ЕГРН", скорее, можно объяснить действующей сегодня системой ЕГРП, терминология которой приоритетно была использована в принятом ФЗ о госрегистрации.
Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) формируют две группы сведений:
1) основные - характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений и помещений, перепланировки помещений (вид объекта недвижимости, кадастровый номер, описание местоположения и т.д.);
2) дополнительные - сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления; сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (кроме основных сведений), и сведения, которые в соответствии ФЗ о госрегистрации вносятся в уведомительном порядке (сведения о кадастровой стоимости, категории земель, назначении здания, адресе объекта недвижимости и т.д.).
В реестр прав на недвижимость будет вноситься информация о правах, об ограничениях прав, обременениях объектов недвижимости, о подлежащих государственной регистрации сделках, а также дополнительные сведения (адрес электронной почты и (или) почтовый адрес правообладателя, сведения о решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и т.д.).
В Законе о государственной регистрации прав ограничения и обременения отождествлялись, но в юридической литературе специалисты давно высказывались о необходимости разграничения этих понятий. Так, В.А. Микрюков считает, что ограничения являются установлением или сужением пределов осуществления права собственности и выражаются в сужении дозволений, наложении запретов и дополнительных обязанностей, а обременения - это наличие вещных прав у третьих лиц, которые устанавливаются законом, договором или актом собственника, дополнительно к праву собственности на имущество и следуют за объектом права собственности (не зависят от смены собственника) <9>.
--------------------------------
<9> Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.: Статут, 2007. С. 58.

В ФЗ о госрегистрации в продолжение норм статьи 8.1 ГК РФ разграничиваются такие категории, как "ограничение прав" и "обременение объектов недвижимости". Исходя из новых норм, можно сделать вывод о том, что ограничения прав - это пределы прав (юридических возможностей правообладателей), обременения недвижимого имущества - права третьих лиц на такое имущество. В законе в качестве самостоятельных называются ограничения в использовании земельных участков, иных объектов недвижимости в связи с их расположением в зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, на территориях объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территориях; обременениями признаются сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (статьи 1, 8, 10, 34 ФЗ о госрегистрации).
Кадастровый учет объектов и государственная регистрация прав будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, то его учет в кадастре недвижимости и государственная регистрация прав в реестре прав на недвижимость будут осуществляться одновременно. Исключения составят указанные в законе случаи, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной регистрации, и наоборот (ст. 14 ФЗ о госрегистрации). Кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, отражающем содержание сделки.
Учитывая, что зонирование территорий приобретает для России все большее значение, многообразие и юридическую значимость, выделение в ЕГРН самостоятельного реестра границ можно только приветствовать. Границы, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый Росреестром.
В этом реестре наряду с той информацией, которая уже находит отражение в ГКН (о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах), будет включена информация о новых объектах (о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об охотничьих угодьях).
Для правообладателей, потенциальных приобретателей объектов недвижимости, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, на территориях объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территориях, важно, что в реестре границ должны быть отражены сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (ст. 10 ФЗ о госрегистрации). Более того, также в кадастр недвижимости по каждому объекту будут включаться дополнительные сведения о расположении земельного участка в границах особо выделенных зон и территорий, установленные для такой зоны ограничения. В настоящее время в ГКН такая информация не включена (ср. п. 5 ст. 8 ФЗ о госрегистрации и ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Наличие реестра границ и информация из него имеют значение не только для установления правового режима земельного участка, в том числе в части ограничения прав на него, но и для образования земельных участков, поскольку границы земельного участка не должны пересекать установленные границы муниципального образования, населенного пункта, а также за отдельными исключениями - границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 11 ст. 22, п. 1 ст. 26 ФЗ о госрегистрации).
Возможно, более пристальное внимание в ЕГРН к особо выделенным зонам и территориям позволит обеспечить их особый правовой режим, принимать грамотные (прежде всего экологически обоснованные) управленческие решения. К сожалению, пока даже в новом Законе не нашло закрепления высказываемое в юридической литературе <10> предложение о необходимости включения в реестр информации о специальных зонах не только в порядке информационного взаимодействия (именно такая процедура предусмотрена в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" и ФЗ о госрегистрации), но и по заявлению любого лица. Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 17 декабря 2009 года N 22066-ИМ/Д23 также высказывало мнение о том, что в ряде случаев лицом, заинтересованным во внесении в ГКН сведений о зонах, является правообладатель объекта, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается соответствующая зона. В связи с этим документы, необходимые для внесения в ГКН сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом, а его полномочия могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа.
--------------------------------
<10> См.: Иванова Е.И. Правовое регулирование кадастрового учета земель: эколого-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.

Реестровые дела - совокупность документов, на основании которых внесены сведения в ЕГРН. Например, в реестровое дело помещаются документы-подлинники на бумажном носителе, отражающие содержание совершенной в простой письменной форме сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества. Согласно статье 62 ФЗ о госрегистрации копии таких документов на бумажном носителе или в электронной форме могут быть выданы по заявлению правообладателя, его законного представителя, лица, получившего доверенность от правообладателя, или его законного представителя.
Книги учета документов содержат информацию о принятых Росреестром документах. На основании статьи 18 ФЗ о госрегистрации при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов должностное лицо Росреестра должно внести соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. Порядок ведения, порядок и сроки хранения книг учета документов, а также реестровых дел устанавливаются Росреестром. С 1 января 2015 года действуют Приказы Росреестра от 22 сентября 2014 года N П/439 "Об утверждении Порядка и сроков хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 24 июля 2014 года N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН. В новом Законе названы только два вида кадастровых карт <11>:
--------------------------------
<11> Наряду с названными двумя видами карт Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 октября 2009 года N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт" предусмотрены кадастровые карты территорий муниципальных образований, предназначенные для использования органами местного самоуправления, и кадастровые карты территорий субъектов Российской Федерации, представляющие совокупность кадастровых карт территорий муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, и предназначенные для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;
- дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении ЕГРН.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1481 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" к полномочиям Росреестра, в частности, отнесены ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт в электронной форме, воспроизведение дополнительных сведений на публичных кадастровых картах, а также размещение публичных кадастровых карт на официальном сайте Росреестра (http://maps.rosreestr.ru).
На публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные кадастровые сведения о границах (в том числе земельных участков, территориальных зон, особых экономических зон), контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, кадастровые номера и сведения о форме собственности объектов недвижимости, сведения о кадастровой стоимости, площади земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения, виды разрешенного использования земельных участков, назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства и другие сведения. Росреестр несет ответственность за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в ЕГРН (ст. 66 ФЗ о госрегистрации).
Как утверждает руководитель Росреестра, в России процедуры регистрации собственности "абсолютно прозрачны, их количество не избыточно, срок разумен и идет не в ущерб качеству юридической экспертизы" <12>. В то же время в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним планируются значительные изменения, реализация которых потребует как принятия новых нормативных правовых актов, так и правильного толкования правоприменителем принятых норм, взаимодействия между различными лицами. В итоге планируется, что ЕГРН станет информационным ресурсом, который позволит обеспечить права и законные интересы субъектов соответствующих правоотношений, стабильность гражданского оборота.
--------------------------------
<12> См.: Интервью руководителя Росреестра И. Васильева от 3 ноября 2015 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2846614.

Литература и информационные источники

1. Бадулина Е.В. Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости: предпосылки принятия и некоторые новеллы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 10.
2. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. М.: КолосС, 2004. Т. 1. Теоретические основы государственного земельного кадастра.
3. Землякова Г.Л. Ведение государственного кадастра недвижимости как функция государственного управления в сфере использования и охраны земель: Монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013.
4. Иванова Е.И. Правовое регулирование кадастрового учета земель: эколого-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
5. Интервью руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии И. Васильева от 3 ноября 2015 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2846614.
6. Малиновский Ф.Л. Исторический взгляд на межевание в России до 1765 г. СПб., 1944.
7. Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.: Статут, 2007.
8. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу N А39-5198/2013.
9. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2015 года N Ф04-17243/2015.
10. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 мая 2010 года N П/219 "О формировании информационных ресурсов, содержащих сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (вместе с "Порядком формирования территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии территориальных информационных ресурсов, содержащих сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости", "Порядком формирования федерального информационного ресурса, содержащего сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости")".
11. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 сентября 2014 года N П/426 "Об утверждении Стратегии архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел")".
12. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
14. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
15. Федеральный закон от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
16. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
17. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
19. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.
20. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
21. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 22066-ИМ/Д23.
22. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 сентября 2014 года N П/439 "Об утверждении Порядка и сроков хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
23. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 июля 2014 года N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1481 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
25. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: http://maps.rosreestr.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Идеальная проверка квартиры - дело дотошного покупателя! (Пластинина Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Новое в законодательстве (Новикова Е.)

Дата размещения статьи: 16.08.2019

подробнее>>

Правовой статус недвижимой вещи до государственной регистрации права на нее (Алексеев В.А.)

Дата размещения статьи: 12.04.2019

подробнее>>

Покупка недвижимости: как правильно за нее рассчитаться (анализ судебной практики) (Чакински А.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Кадастровая стоимость недвижимости. Как определяется и от чего она зависит (Фоменко Б.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи