Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Сделки с недвижимостью > Единый государственный реестр недвижимости - новый информационный ресурс (Болтанова Е.С.)

Единый государственный реестр недвижимости - новый информационный ресурс (Болтанова Е.С.)

Дата размещения статьи: 08.09.2016

Долгое время в России отсутствовала единая информационная система учета объектов недвижимости, технические возможности информационных систем субъектов Российской Федерации были разрознены и во многом зависели от их уровня экономического развития, что, соответственно, усложняло информационное взаимодействие между органами государственной власти. К 2012 году все подведомственные Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) учреждения перешли на централизованное ведение кадастрового учета с применением автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости, которая в настоящее время охватывает информационным пространством всю территорию России. При этом базовые информационные ресурсы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные системы, что приводит к дублированию либо к противоречивости содержащихся в них сведений. Именно по этим причинам еще в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости. Из-за отсутствия общего закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете, а также требующегося финансирования единая федеральная информационная система недвижимости в планируемые сроки не была создана.
С 1 октября 2013 года Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) предусматривает, что сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ГКН, являются сведениями ЕГРП. 10 октября 2013 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)". Среди задач программы названы:
- объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс - Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН);
- обеспечение организации предоставления услуг по принципу "одного окна" <1>.
--------------------------------
<1> Например, доля объектов недвижимости, учтенных в ЕГРП, документы по которым переведены в электронный вид, к 2012 году составляла только 7,2 процента, к 2018 году ожидается увеличение этой цифры (в ЕГРН) до 71,7 процента, к 2019 году - до 100 процентов.

В федеральном бюджете на 2016 год, а также на плановый период 2017 года [14, 15] предусмотрены средства на реализацию названной Федеральной целевой программы. С 1 января 2017 года вступают в силу основные положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ о госрегистрации). Таким образом, необходимые предпосылки для создания в России Единого государственного реестра недвижимости <2> созданы. Планируется, что к 2018 году ЕГРН будет введен в 85 субъектах Российской Федерации.
--------------------------------
<2> По-прежнему свои информационные системы предусмотрены для прав на такие объекты недвижимости, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

В пояснительной записке законопроекта ФЗ о госрегистрации были указаны несколько целей, которые должны быть достигнуты:
- осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
- уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
- распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственности органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
- уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;
- сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме.
Разработчики законопроекта подчеркивали, что создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям.
В настоящей статье речь пойдет именно о введении единого государственного информационного ресурса (реестра) в отношении объектов недвижимости.
Любой реестр - это свод определенных данных, сведений об объектах, обладающий признаком систематизированности.
Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ГКН определяется как свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, сведений о границах публичных образований, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Понятие ЕГРП в Федеральном законе отсутствует, но в подзаконном акте [10] ЕГРП определен как учетная система федерального органа государственной власти, предназначенная для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей на бумажном носителе о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.
В судебной практике на основании статьи 12 Закона о государственной регистрации прав разъясняется, что ЕГРП должен содержать информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, то есть "отражать действительные права на недвижимое имущество, возникшие на основании определенных правоустанавливающих документов" <3>.
--------------------------------
<3> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2015 года N Ф04-17243/2015.

В соответствии со статьей 1 ФЗ о госрегистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Как можно заметить, в этом понятии законодатель отразил основные виды сведений, содержащихся в ГКН и ЕГРП, сделав больший "крен" к сведениям, содержащимся сейчас в ЕГРП, но оставив "люфт" и для другой юридически значимой информации под фразой "иные сведения".
Сведения, содержащиеся в ЕГРН в текстовой и графической формах, подлежат постоянному хранению и должны обладать двумя характеристиками:
1) систематизированность, то есть сведения упорядочены в определенной заранее установленной системе;
2) достоверность, то есть сведения соответствуют действительности.
Сведения в ЕГРН вносятся на основании представленных в Росреестр документов, предусмотренных нормативными правовыми актами (см. ст. 18 ФЗ о госрегистрации), в том числе в порядке информационного взаимодействия. Достоверность государственного реестра - один из принципов его ведения (ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
После внесения соответствующих сведений в ЕГРН уже сам реестр становится достоверным источником информации.
Так, по одному из дел суд пояснил, что "в совокупности записи реестра должны соответствовать правоустанавливающим и другим документам, представляемым на государственную регистрацию, а сведения, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права, - записям в реестре" <4>. Отсюда и следующие важные правовые последствия: зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, ст. 1 ФЗ о госрегистрации), и в силу статьи 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента регистрации права в реестре, за исключением случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя. Именно в этом выражается принцип публичной достоверности ЕГРН.
--------------------------------
<4> Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу N А39-5198/2013.

Следует учитывать, что для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права. При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В настоящее время ГКН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем приоритет имеет информация, содержащаяся на бумажном носителе. ЕГРН будет вестись в электронной форме. Допускается ведение реестровых дел в бумажной форме, только если заявителем представлены оформленные в простой письменной форме и в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.
Ведение ЕГРН в электронной форме - это не только "веяние времени", но и острая необходимость для нормального функционирования органов Росреестра. В настоящее время в России ситуация характеризуется стабильно растущим количеством регистрационных и учетных действий. В условиях необходимости постоянного (бессрочного) хранения значительной части регулярно прирастающего объема документов происходит увеличение затрат на осуществление такого хранения, которое приводит к дефициту соответствующих ресурсов. Сегодня загруженность существующих архивохранилищ оценивается как довольно высокая, и она продолжает увеличиваться. Так, в среднем загруженность архивохранилищ территориальных органов Росреестра в субъектах Российской Федерации составляет 97,8. Перевод хранящихся документов в электронный вид осуществляется неравномерно. Например, сканирование документов в сфере регистрации прав практически не осуществляется, и хотя сканирование документов государственного кадастрового учета и осуществляется во всех субъектах Российской Федерации, однако объем отсканированных дел пока незначителен. К окончанию 2019 года планируется 100 процентов архивных документов перевести в электронный вид, а это 116 миллионов дел - правоустанавливающих документов (78 миллионов дел) и кадастровых и учетных дел (38 миллионов) <5>.
--------------------------------
<5> Стратегия архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел, утвержденная Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 сентября 2014 года N П/426.

Внесение Росреестром или его территориальными органами сведений в ЕГРН в зависимости от их вида будет осуществляться в результате различных действий:
1) перенос информации из ГКН и ЕГРП;
2) кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
3) межведомственное взаимодействие (обязанность направлять необходимые документы установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими определенных решений (актов). Например, нотариусы должны направлять сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, органы государственной власти и органы местного самоуправления - решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка);
4) уведомление (для дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет переход, прекращение, ограничение права или обременения объекта недвижимости).
В ЕГРН войдут:
- реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
- реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
- реестр границ;
- реестровые дела, кадастровые карты и книги учета документов.
Многие нормы, регулирующие общественные отношения по ведению ЕГРН, восприняты из Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В реестре объектов недвижимости (кадастре недвижимости) в основном будет содержаться информация, которая сегодня включается в государственный кадастр недвижимости, но с учетом того, что отдельно будет выделен реестр границ. Кроме того, в реестре объектов недвижимости появятся новые самостоятельные объекты - предприятие (как имущественный комплекс) и единый имущественный комплекс.
На юридическую оценку используемых законодателем терминов "реестр" и "кадастр" существуют различные точки зрения. Следует учитывать, что первоначально термин "кадастр" произошел от слова "capitastrum" (лат.) - опись (реестр) податных предметов <6>. Исторически кадастр появился для выполнения государственно значимой цели - обеспечения поземельного налогообложения и представлял собой список объектов налогообложения. В России кадастр также выполнял фискальную функцию, и его сведения являлись основой для начисления налогов на недвижимое имущество. Так, Ф.Л. Малиновский выделял в Российской империи "кадастрационное" межевание, понимая под ним установление границ (межевание) в целях оценки имения, для приведения в известность его чистого дохода, "чтобы наложить справедливым образом подать с земли" <7>. В 1985 году международная группа экспертов по землеустройству и информационным системам в землепользовании утвердила определение кадастра как "систематически поддерживаемого публичного реестра сведений о недвижимости на территории страны или региона, основанного на топографической съемке границ участков собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. Очертания границ участков и их обозначения отображают на крупномасштабных картах" <8>.
--------------------------------
<6> Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. М.: КолосС, 2004. Т. 1. Теоретические основы государственного земельного кадастра. С. 9.
<7> См.: Малиновский Ф.Л. Исторический взгляд на межевание в России до 1765 г. СПб., 1944. С. 1 - 5.
<8> Варламов А.А. Указ. соч. С. 354.

Соответственно, с учетом этимологических предпосылок и законодательных установлений слова "реестр" и "кадастр" используются как синонимы. В то же время необходимо отметить, что кадастру свойственна более сложная структура, включение в его состав, например, картографических материалов; реестр, в свою очередь, в большей степени ориентирован на включение записей, описания объектов. ЕГРН - реестр - не очень точное название, более точно было бы именовать вводимую систему как "единый государственный кадастр недвижимости". Закрепление в новом законе термина "ЕГРН", скорее, можно объяснить действующей сегодня системой ЕГРП, терминология которой приоритетно была использована в принятом ФЗ о госрегистрации.
Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) формируют две группы сведений:
1) основные - характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений и помещений, перепланировки помещений (вид объекта недвижимости, кадастровый номер, описание местоположения и т.д.);
2) дополнительные - сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления; сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (кроме основных сведений), и сведения, которые в соответствии ФЗ о госрегистрации вносятся в уведомительном порядке (сведения о кадастровой стоимости, категории земель, назначении здания, адресе объекта недвижимости и т.д.).
В реестр прав на недвижимость будет вноситься информация о правах, об ограничениях прав, обременениях объектов недвижимости, о подлежащих государственной регистрации сделках, а также дополнительные сведения (адрес электронной почты и (или) почтовый адрес правообладателя, сведения о решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и т.д.).
В Законе о государственной регистрации прав ограничения и обременения отождествлялись, но в юридической литературе специалисты давно высказывались о необходимости разграничения этих понятий. Так, В.А. Микрюков считает, что ограничения являются установлением или сужением пределов осуществления права собственности и выражаются в сужении дозволений, наложении запретов и дополнительных обязанностей, а обременения - это наличие вещных прав у третьих лиц, которые устанавливаются законом, договором или актом собственника, дополнительно к праву собственности на имущество и следуют за объектом права собственности (не зависят от смены собственника) <9>.
--------------------------------
<9> Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.: Статут, 2007. С. 58.

В ФЗ о госрегистрации в продолжение норм статьи 8.1 ГК РФ разграничиваются такие категории, как "ограничение прав" и "обременение объектов недвижимости". Исходя из новых норм, можно сделать вывод о том, что ограничения прав - это пределы прав (юридических возможностей правообладателей), обременения недвижимого имущества - права третьих лиц на такое имущество. В законе в качестве самостоятельных называются ограничения в использовании земельных участков, иных объектов недвижимости в связи с их расположением в зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, на территориях объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территориях; обременениями признаются сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (статьи 1, 8, 10, 34 ФЗ о госрегистрации).
Кадастровый учет объектов и государственная регистрация прав будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, то его учет в кадастре недвижимости и государственная регистрация прав в реестре прав на недвижимость будут осуществляться одновременно. Исключения составят указанные в законе случаи, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной регистрации, и наоборот (ст. 14 ФЗ о госрегистрации). Кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, отражающем содержание сделки.
Учитывая, что зонирование территорий приобретает для России все большее значение, многообразие и юридическую значимость, выделение в ЕГРН самостоятельного реестра границ можно только приветствовать. Границы, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый Росреестром.
В этом реестре наряду с той информацией, которая уже находит отражение в ГКН (о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах), будет включена информация о новых объектах (о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об охотничьих угодьях).
Для правообладателей, потенциальных приобретателей объектов недвижимости, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, на территориях объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территориях, важно, что в реестре границ должны быть отражены сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (ст. 10 ФЗ о госрегистрации). Более того, также в кадастр недвижимости по каждому объекту будут включаться дополнительные сведения о расположении земельного участка в границах особо выделенных зон и территорий, установленные для такой зоны ограничения. В настоящее время в ГКН такая информация не включена (ср. п. 5 ст. 8 ФЗ о госрегистрации и ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Наличие реестра границ и информация из него имеют значение не только для установления правового режима земельного участка, в том числе в части ограничения прав на него, но и для образования земельных участков, поскольку границы земельного участка не должны пересекать установленные границы муниципального образования, населенного пункта, а также за отдельными исключениями - границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 11 ст. 22, п. 1 ст. 26 ФЗ о госрегистрации).
Возможно, более пристальное внимание в ЕГРН к особо выделенным зонам и территориям позволит обеспечить их особый правовой режим, принимать грамотные (прежде всего экологически обоснованные) управленческие решения. К сожалению, пока даже в новом Законе не нашло закрепления высказываемое в юридической литературе <10> предложение о необходимости включения в реестр информации о специальных зонах не только в порядке информационного взаимодействия (именно такая процедура предусмотрена в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" и ФЗ о госрегистрации), но и по заявлению любого лица. Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 17 декабря 2009 года N 22066-ИМ/Д23 также высказывало мнение о том, что в ряде случаев лицом, заинтересованным во внесении в ГКН сведений о зонах, является правообладатель объекта, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается соответствующая зона. В связи с этим документы, необходимые для внесения в ГКН сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом, а его полномочия могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа.
--------------------------------
<10> См.: Иванова Е.И. Правовое регулирование кадастрового учета земель: эколого-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.

Реестровые дела - совокупность документов, на основании которых внесены сведения в ЕГРН. Например, в реестровое дело помещаются документы-подлинники на бумажном носителе, отражающие содержание совершенной в простой письменной форме сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества. Согласно статье 62 ФЗ о госрегистрации копии таких документов на бумажном носителе или в электронной форме могут быть выданы по заявлению правообладателя, его законного представителя, лица, получившего доверенность от правообладателя, или его законного представителя.
Книги учета документов содержат информацию о принятых Росреестром документах. На основании статьи 18 ФЗ о госрегистрации при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов должностное лицо Росреестра должно внести соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. Порядок ведения, порядок и сроки хранения книг учета документов, а также реестровых дел устанавливаются Росреестром. С 1 января 2015 года действуют Приказы Росреестра от 22 сентября 2014 года N П/439 "Об утверждении Порядка и сроков хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 24 июля 2014 года N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН. В новом Законе названы только два вида кадастровых карт <11>:
--------------------------------
<11> Наряду с названными двумя видами карт Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 октября 2009 года N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт" предусмотрены кадастровые карты территорий муниципальных образований, предназначенные для использования органами местного самоуправления, и кадастровые карты территорий субъектов Российской Федерации, представляющие совокупность кадастровых карт территорий муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, и предназначенные для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;
- дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении ЕГРН.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1481 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" к полномочиям Росреестра, в частности, отнесены ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт в электронной форме, воспроизведение дополнительных сведений на публичных кадастровых картах, а также размещение публичных кадастровых карт на официальном сайте Росреестра (http://maps.rosreestr.ru).
На публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные кадастровые сведения о границах (в том числе земельных участков, территориальных зон, особых экономических зон), контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, кадастровые номера и сведения о форме собственности объектов недвижимости, сведения о кадастровой стоимости, площади земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения, виды разрешенного использования земельных участков, назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства и другие сведения. Росреестр несет ответственность за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в ЕГРН (ст. 66 ФЗ о госрегистрации).
Как утверждает руководитель Росреестра, в России процедуры регистрации собственности "абсолютно прозрачны, их количество не избыточно, срок разумен и идет не в ущерб качеству юридической экспертизы" <12>. В то же время в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним планируются значительные изменения, реализация которых потребует как принятия новых нормативных правовых актов, так и правильного толкования правоприменителем принятых норм, взаимодействия между различными лицами. В итоге планируется, что ЕГРН станет информационным ресурсом, который позволит обеспечить права и законные интересы субъектов соответствующих правоотношений, стабильность гражданского оборота.
--------------------------------
<12> См.: Интервью руководителя Росреестра И. Васильева от 3 ноября 2015 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2846614.

Литература и информационные источники

1. Бадулина Е.В. Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости: предпосылки принятия и некоторые новеллы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 10.
2. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. М.: КолосС, 2004. Т. 1. Теоретические основы государственного земельного кадастра.
3. Землякова Г.Л. Ведение государственного кадастра недвижимости как функция государственного управления в сфере использования и охраны земель: Монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013.
4. Иванова Е.И. Правовое регулирование кадастрового учета земель: эколого-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
5. Интервью руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии И. Васильева от 3 ноября 2015 года. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2846614.
6. Малиновский Ф.Л. Исторический взгляд на межевание в России до 1765 г. СПб., 1944.
7. Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.: Статут, 2007.
8. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу N А39-5198/2013.
9. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2015 года N Ф04-17243/2015.
10. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 мая 2010 года N П/219 "О формировании информационных ресурсов, содержащих сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (вместе с "Порядком формирования территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии территориальных информационных ресурсов, содержащих сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости", "Порядком формирования федерального информационного ресурса, содержащего сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости")".
11. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 сентября 2014 года N П/426 "Об утверждении Стратегии архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел")".
12. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
14. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
15. Федеральный закон от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
16. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
17. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
19. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.
20. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
21. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 22066-ИМ/Д23.
22. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 сентября 2014 года N П/439 "Об утверждении Порядка и сроков хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
23. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 июля 2014 года N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1481 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
25. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: http://maps.rosreestr.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Покупка недвижимости: как правильно за нее рассчитаться (анализ судебной практики) (Чакински А.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Кадастровая стоимость недвижимости. Как определяется и от чего она зависит (Фоменко Б.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>

Опасные связи: посредники в сделках с коммерческой недвижимостью (Васильева С.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Продажа недвижимости с убытком (Николаев С.А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Концептуальные проблемы налогообложения недвижимости в Российской Федерации (Коростелев С.П.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта