Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Сделки с недвижимостью > К вопросу о признании парковочных мест объектом недвижимости (Иванова Ж.Б., Закарьяев Ш.З.)

К вопросу о признании парковочных мест объектом недвижимости (Иванова Ж.Б., Закарьяев Ш.З.)

Дата размещения статьи: 09.09.2016

Для того чтобы ответить на вопрос, являются ли парковочные места объектом недвижимости, прежде всего стоит обратиться к некоторым историческим аспектам правовой регламентации отношений в сфере недвижимого имущества.

Впервые нормы об обороте недвижимого имущества были закреплены в 1649 г. в Соборном Уложении [1]. Однако само понятие недвижимости в данном правовом акте закреплено не было.

Указ от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" устанавливал единый правовой режим для вотчин и поместий, которые получили общее название недвижимости.

Если обратиться к Своду законов, введенному в действие в 1835 г. и просуществовавшему вплоть до 1917 г. [1], то мы увидим, что он давал описательное определение недвижимости, относил к ним "земли и угодья, дома, заводы, лавки, всякие строения и пустые дворовые места, а также железные дороги". Однако качественные характеристики недвижимого имущества (неразрывная связь с землей и т.д.) в Своде законов отсутствовали [2].

В настоящее время объектами недвижимости признают земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 Гражданского кодекса РФ) [3]. Однако эта норма не устанавливает конкретный перечень таких объектов, а указывает лишь общий критерий отнесения имущества к недвижимости. В частности, к данной категории относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.

Парковочное место имеет тесную связь с землей, и в этой связи целесообразно проанализировать определения парковочных мест, содержащиеся в источниках права.

Так, согласно Приказу МЧС России от 21 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении Свода правил "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности" стоянкой для автомобилей (автостоянкой) признается здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей [4].

На основании определения, содержащегося в п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795, автостоянка представляет собой здание, сооружение (часть задания, сооружения) или специальную открытую площадку, предназначенные для хранения автомототранспортных средств [5].

На практике подобные формулировки вызывают споры в отношении широкого круга активов, в том числе и автостоянок (парковок).

Департамент недвижимости Минэкономразвития России разъяснил, что такой объект, как парковка (парковочное место), может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств [6].

Обращаясь к судебной практике по исследуемому нами вопросу, хотелось бы в качестве примера привести следующее решение [7].

Мэрия города Ярославля (далее - мэрия) и Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление) обратились с иском в Арбитражный суд Ярославской области к индивидуальному предпринимателю Ефиманову Александру Георгиевичу (далее - предприниматель) о признании права собственности ответчика на автостоянку отсутствующим.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Исходя из смысла приведенных правовых норм объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится; наличие у объекта полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, ограждением определяются границы земельного участка, используемого для автостоянки. Указанные объекты не обладают самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшают полезные свойства земельного участка, на котором они находятся и который используется для определенных целей.

В рассматриваемом случае объектом недвижимости является земельный участок, а спорные объекты своим назначением лишь определяют целевое использование этого земельного участка.

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отличие от зданий, строений и сооружений, являющихся объектами недвижимости, спорные объекты - автостоянка и здание кафе - не имеют конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при их перемещении. Материалы, из которых они изготовлены, и при их переносе не теряют качества, необходимые для их дальнейшего использования.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (п. 52 Постановления N 10/22).

В связи с указанным суд пришел к выводу о том, что спорные объекты не относятся к недвижимому имуществу, и обоснованно удовлетворил требования истцов о признании отсутствующим права собственности Ефиманова А.Г. на автостоянку.

По другому судебному делу также удовлетворено требование о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности общества на открытую автостоянку, поскольку спорный объект не относится к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

Так, Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Арис-Северо-Запад" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на открытую автостоянку.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Гатчины от 6 декабря 1996 г. N 946 ООО "Норма" отведен земельный участок площадью 1 га по Киевскому шоссе на въезде в г. Гатчину для организации открытой автомобильной стоянки, ремонта автомобилей и АЗС сроком на пять лет.

Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Ленинградской области выдала ООО "Норма" разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по устройству открытой автостоянки с АЗС.

ООО "Норма" (заказчик), ООО "Арис-Северо-Запад" (инвестор) и ЗАО "Дорожно-строительная фирма "Гатчинадорстрой" (подрядчик) заключили договор подряда на строительство автостоянки. Согласно п. 1.3 договора право собственности на результаты работ, выполненных подрядчиком по поручению заказчика, будет принадлежать инвестору.

Актом, утвержденным постановлением главы муниципального образования "Город Гатчина", принят и введен в эксплуатацию законченный строительством объект - автостоянка на въезде в г. Гатчину между Киевским и Пушкинским шоссе.

На основании постановления главы муниципального образования "Город Гатчина" администрация города и ООО "Арис-Северо-Запад" заключили договор земельного участка площадью 6824 кв. м для размещения открытой платной автостоянки сроком на пять лет.

По акту приемки-передачи заказчик передал инвестору законченную строительством автостоянку, в состав которой вошли: нежилое строение (караульное), асфальтобетонное покрытие площадью 5580 кв. м, хозяйственно-противопожарная водопроводная сеть, сеть освещения, металлический забор ограждения, блочно-модульные очистные сооружения.

На основании акта приемки и ввода в эксплуатацию, постановления главы муниципального образования "Город Гатчина", договора подряда и акта приемки-передачи зарегистрировано право собственности ООО "Арис-Северо-Запад" на открытую автостоянку - двухэтажное нежилое строение (караульное) с производственными сооружениями площадью 22,3 кв. м.

Судом в ходе производства по делу было установлено, что земельный участок, на котором построен спорный объект, был предоставлен для организации автомобильной стоянки ООО "Норма"; ответчику земельный участок для строительства спорного объекта не предоставлялся, разрешение на строительство данного объекта не выдавалось; в установленном порядке этот объект в эксплуатацию не вводился; спорный объект (открытая автостоянка в виде караульного помещения площадью 22,3 кв. м) с металлическими стенами и перекрытиями, не имеющий фундамента, по своим физическим (техническим) характеристикам не обладает признаками недвижимого имущества, приведенными в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации [8].

Результаты выборочного изучения нами судебной практики показали, что парковочные места, не ограниченные строительными конструкциями, то есть не изолированные и не обособленные от других помещений в здании (сооружении), не являются объектом недвижимости и поэтому не могут быть учтены в государственном кадастре недвижимости.

Разметка или маркировка парковочного места линиями не является изолированностью парковочного места, а лишь закрепляет пространственные границы места для автомобиля и не превращает парковку в самостоятельный объект недвижимости.

Литература

1. Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. М.: Юридическая литература, 1986. Т. 3: Акты Земских Соборов. С. 76 - 443.
2. Шеметова Н.Ю. Правовая регламентация отношений в сфере оборота недвижимого имущества в России с XVII в. до земельных реформ 1861 г. // Вопросы правоведения. 2016. N 1. С. 317.
3. Гражданский кодекс РФ (ч. I), принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. // Российская газета. 1994. 8 дек. Ст. 453.
4. Приказ МЧС России от 21 февраля 2013 г. N 117 "Об утверждении Свода правил "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 154.13130.2013. Свод правил...") // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве". 2013. N 3.
5. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок" // Российская газета. 2001. N 239. 5 дек.
6. Письмо от 26 мая 2015 г. N ОГ-Д23-7475 относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на "машиноместа". URL: http://economy.gov.ru.
7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2015 г. N Ф01-3710/2015 по делу N А82-6289/2014 // СПС "КонсультантПлюс".
8. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июня 2013 г. по делу N А56-56244/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


Госрегистрация прав на недвижимость. О нововведениях с 2017 года (Азжеуров Д.)

Дата размещения статьи: 23.03.2017

подробнее>>

Новый Закон о регистрации недвижимости (Харламова И.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>

Юридические признаки недвижимых вещей в современном гражданском праве (Мотлохова Е.А.)

Дата размещения статьи: 09.12.2016

подробнее>>

Защита преимущественного права покупки доли в праве собственности на недвижимое имущество: проблемы практической реализации (Суслова С.И., Хликова О.Г.)

Дата размещения статьи: 14.10.2016

подробнее>>

Особенности государственной регистрации прав по договору купли-продажи недвижимости (Пугина О.А., Захарцева Е.А.)

Дата размещения статьи: 05.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта