Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > О практике защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованных внеплановых проверок (Егупов Д.А.)

О практике защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованных внеплановых проверок (Егупов Д.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

В России построена эффективная система защиты прокурорами прав и интересов хозяйствующих субъектов, свободы экономической деятельности.

Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 года N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 27 марта 2009 года N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) данное направление работы определено одним из приоритетных.

Формирование прокурорами ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволяет значительно сократить число плановых мероприятий по контролю.

Число поступивших в органы прокуратуры предложений контролеров о включении проверок хозяйствующих субъектов в план на 2016 год составило 657 тысяч, тогда как пять лет назад число таких предложений было вдвое больше.

По результатам проводимой прокурорами оценки законности данных предложений ежегодно отклоняется от 45 по 63% от их общего числа. Как следствие, количество плановых проверок неуклонно сокращается.

Следует также добавить, что существенному сокращению количества плановых мероприятий по контролю в ближайшие годы будет способствовать введенный трехлетний мораторий на плановые проверки добросовестных субъектов малого бизнеса.

В сложившихся условиях и с учетом задач, поставленных в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, возрастает актуальность работы по обеспечению законности проводимых контролирующими органами внеплановых проверок, число которых остается значительным.

Серьезным барьером для необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность является институт согласования с прокурором мероприятий по контролю. В 2014 году прокурорами отклонено 40% соответствующих заявлений контролирующих органов, в первом полугодии 2015 года - 45%, что позволило предотвратить около 25 тысяч незаконных проверок предпринимателей.

Чаще всего прокуроры отказывают в согласовании внеплановых выездных проверок ввиду отсутствия оснований для их проведения (61% от общего числа вынесенных в 2014 году решений об отказе в согласовании внеплановой проверки), а также из-за несоблюдения требований, установленных Законом N 294-ФЗ, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки (26%).

Примеры выявленных прокурорами при рассмотрении заявлений контролирующих органов фактов, препятствующих проведению внеплановой проверки, весьма разнообразны.

Анонимность обращений, в том числе поступивших по телефону доверия, послужила основанием для отказа в согласовании проверок, предложенных Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Томской области, Гострудинспекцией Республики Бурятия, Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, Верхне-Донским и Нижне-Волжским управлениями Ростехнадзора, управлениями Россельхознадзора, ФМС России по Саратовской области, управлением Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу, органами государственного пожарного надзора Омской области и многими другими органами государственного контроля (надзора).

Департаменту лесного хозяйства Томской области отказано в согласовании проверки коммерческой организации, организованной на основании обращения ее конкурента, не содержащего сведений о нарушении лесного законодательства.

Прокуратурой Республики Хакасия предотвращено проведение внеплановых проверок по адресам торговых объектов, не указанных в жалобах, на основании которых они были организованы.

Прокуратурой Новосибирской области отказано Сибирскому управлению Ростехнадзора в согласовании проверки в рамках энергонадзора в отношении хозяйствующего субъекта, не являющегося субъектом электроэнергетики.

Нередко органы контроля (надзора) уклоняются от соблюдения установленной Законом N 294-ФЗ процедуры согласования проверок, злоупотребляют правом проведения административных расследований и рейдов.

Для пресечения подобных фактов и иных нарушений законодательства прокуроры активно применяют полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле).

Статьей 28.4 КоАП РФ применение указанной меры административного принуждения отнесено к исключительной компетенции прокурора. В истекшем году санкция данной статьи была усилена вплоть до дисквалификации, срок давности привлечения к ответственности продлен до одного года (соответствующие изменения внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 28 декабря 2014 года N 434-ФЗ), что способствовало активизации работы по ее применению на практике.

Так, за проведение внеплановых мероприятий по контролю без согласования с прокурорами привлечены к административной ответственности должностные лица органов контроля республик Башкортостан, Мордовия, Воронежской, Омской, Оренбургской, Саратовской областей и других субъектов Российской Федерации.

Мероприятия по контролю нередко проводились в отсутствие законных оснований, с превышением компетенции.

Подобные факты пресекались в деятельности органов контроля республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского краев, Воронежской, Калининградской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Томской, Ульяновской областей, органов военного управления и органов контроля на транспорте.

В отсутствие полномочий управлениями Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия проверялось соблюдение законодательства об обеспечении единства измерений, Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области - санитарных требований.

После внесения Генеральной прокуратурой Российской Федерации представления руководителю Росаккредитации прекращена практика проведения этим органом проверок юридических лиц на основании жалоб на действия их правопредшественников.

До настоящего времени не искоренена практика осуществления мероприятий по контролю с нарушением порядка, установленного законом. Допускается проведение проверок без издания распоряжений, с нарушением предельного 20-дневного срока, незаконным изменением формы и мест их осуществления.

Не всегда обеспечивается присутствие представителя проверяемой организации либо саморегулируемой организации при проведении мероприятия по контролю.

Зачастую игнорируются требования к оформлению распоряжений о проверках, их результатов, несвоевременно составляются и не вручаются акты проверок.

Прокурорами республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Мордовия, Тыва, Хакасия, Волгоградской, Курганской, Ростовской, Томской и других областей, транспортными прокурорами пресекались факты выдачи необоснованных предписаний и неправомерного применения мер административного принуждения по результатам проверок.

К участию в проверках зачастую привлекаются неаккредитованные эксперты, а также не уполномоченные на осуществление контроля должностные лица (республики Алтай, Бурятия, Чувашская Республика, Алтайский, Красноярский края, Курганская, Томская области).

В ряде случаев незаконным действиям должностных лиц контролирующих органов дана уголовно-правовая оценка.

Так, по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по одному из регионов, который при проверке юридического лица, обещая привлечение к минимальной административной ответственности, потребовал от руководства хозяйствующего субъекта заключить договор с его аффилированными организациями.

Меры уголовно-правового характера в отношении сотрудников контролирующих органов в текущем году применялись прокурорами республик Мордовия, Татарстан, Приморского края, Астраханской, Воронежской, Московской, Пензенской областей, г. Москвы.

Совершенствованию надзорной практики будет способствовать использование ресурсов федеральной государственной информационной системы "Единый реестр проверок" (ФГИС "ЕРП").

В данную базу данных подлежит включению информация о каждой проверке (в том числе о ее основаниях, форме, сроке, подлежащих проверке обязательных требованиях, должностных лицах, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых экспертов) в день издания контролирующим органом соответствующего распоряжения. Там же размещается информация о результатах каждой проверки, выявленных нарушениях обязательных требований, принятых мерах для их пресечения.

Регулярный мониторинг этой информации позволит оперативно принимать меры к пресечению допускаемых нарушений закона, что позволит обеспечить упреждающий, профилактический характер надзорной работы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

13 апреля 2017 г.
Проект Федерального закона № 148799-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Целями законопроекта являются расширение сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечение к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранение неопределенности в части обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника). 




4 апреля 2017 г.
Президентом РФ подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Основная цель данного Федерального закона - совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 59 ФЗ  направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2016 г.




1 апреля 2017 г.
Проект федерального закона № 137655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"... "

Законопроект разработан в целях развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и направлен на обеспечение взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.




27 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 133709-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Целью законопроекта является установление дополнительных гарантий по оплате труда работников, при банкротстве работодателя. В частности, предлагается обеспечивать погашение требования об оплате труда работников должника вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу (ст. 860.7 ГК РФ), открытом в соответствии с проектируемой законопроектом ст. 130.1 ТК РФ ("Гарантия прав работников на вознаграждение за труд в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности").




17 марта 2017 г.
Проект Федерального закона № 124991-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции определение понятия "туристский информационный центр" и предусмотреть в данном определении, что туристские информационные центры информируют об объектах туристской индустрии не только физических, но и юридических лиц.



В центре внимания:


Защита прокурором прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности (Хромушин П.Н.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

подробнее>>

О новациях в законодательстве, регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса (Шапиева О.Г.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

О состоянии законности при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности (Михалюк Р.В., Разуваев Д.П.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>

Пройти проверку на пять (Трапаидзе К.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

подробнее>>

Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта