Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/3-411 <НДФЛ: суммы возмещения судебных расходов> (Дзапарова М.А.)

Комментарий к Письму Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/3-411 <НДФЛ: суммы возмещения судебных расходов> (Дзапарова М.А.)

Дата размещения статьи: 20.08.2012

В представленном Письме речь идет об обложении НДФЛ сумм возмещения понесенных физическим лицом судебных расходов на оплату госпошлины при подаче иска в суд.
Начнем с того, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Это установлено в п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и представителей и др.
Не относятся к судебным издержкам затраты истца на приобретение юридической литературы и папки для бумаг, затраты на оплату заправки картриджа и оплату услуг бизнес-центра. Такие затраты причисляются к расходам в рамках осуществления предпринимательской деятельности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2011 по делу N А26-2097/2010).
При определении базы по НДФЛ в нее нужно включать все доходы физлица, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Физическое лицо подает иск в суд, например, о расторжении договора, обязательства по которому фирма не исполнила. При подаче иска в суд оно уплачивает государственную пошлину. Если решение суда состоится в пользу физлица, ему присуждается возмещение другой стороной всех понесенных по делу судебных расходов. Вот с этих возмещенных судебных сумм физлицо обязано уплатить в бюджет НДФЛ, потому что такого рода компенсации не включены в исчерпывающий перечень выплат компенсационного характера, освобожденных от НДФЛ (Письма Минфина России от 07.12.2011 N 03-04-05/3-1008, от 28.09.2011 N 03-04-05/3-693).
Обратите внимание: законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов, если решение принято не в их пользу (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2010 по делу N А27-18115/2009).
В данном судебном решении говорится, что отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. В состав судебных затрат законодательство включает государственную пошлину. Государственные и муниципальные органы не освобождены от возмещения судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Поэтому если сторонами судебного спора выступают плательщик и налоговая инспекция и положительное решение вынесено в сторону плательщика, то судебные затраты обществу возмещает инспекция.
Судьи встают на сторону плательщика, ссылаясь на то, что общество выплачивало судебные расходы по судебному решению. В данном случае работник не получает дохода в натуральной форме и не имеет материальной выгоды, так как фактически компенсирует свои расходы в сумме, указанной в решении суда. Следовательно, компенсация судебных издержек не может быть признана доходом работника.

Облагать НДФЛ или не облагать?

Несмотря на установленные положения относительно того, что перечень компенсационных выплат закрытый, между инспекцией и плательщиками возникают разногласия по обложению НДФЛ возмещенных судебных расходов.
Организации доначислены пени по НДФЛ на сумму судебных издержек, выплаченные работникам на основании исполнительных листов суда общей юрисдикции.
Арбитражный суд признал, что общество не выплачивало физическим лицам доход, а исполняло решение суда в рамках требования законодательства о судопроизводстве и исполнении судебных актов. В решении говорилось, что фирма не могла удержать НДФЛ с сумм, выплаченных на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции. На это у суда нашелся аргумент: выплата средств производилась после прекращения трудовых отношений на основании исполнительного листа, в котором отсутствовало указание на взыскание НДФЛ.
Судьи склоняются к тому, что работодатель не выплачивал доход, а перечислял средства Федеральной службе судебных приставов на основании постановлений. Поэтому у налогового агента отсутствовала возможность по исчислению и удержанию НДФЛ с сумм компенсаций судебных расходов, перечисленных в адрес службы судебных приставов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2011 по делу N А27-4701/2010).
Налоговые инспекторы настаивают, что работодатель занижает базу по НДФЛ на суммы судебных издержек, выплаченных сотрудникам по исполнительным листам (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.08.2010 по делу N А29-10481/2009).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи