Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/3-411 <НДФЛ: суммы возмещения судебных расходов> (Дзапарова М.А.)

Комментарий к Письму Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-05/3-411 <НДФЛ: суммы возмещения судебных расходов> (Дзапарова М.А.)

Дата размещения статьи: 20.08.2012

В представленном Письме речь идет об обложении НДФЛ сумм возмещения понесенных физическим лицом судебных расходов на оплату госпошлины при подаче иска в суд.
Начнем с того, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Это установлено в п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и представителей и др.
Не относятся к судебным издержкам затраты истца на приобретение юридической литературы и папки для бумаг, затраты на оплату заправки картриджа и оплату услуг бизнес-центра. Такие затраты причисляются к расходам в рамках осуществления предпринимательской деятельности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2011 по делу N А26-2097/2010).
При определении базы по НДФЛ в нее нужно включать все доходы физлица, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Физическое лицо подает иск в суд, например, о расторжении договора, обязательства по которому фирма не исполнила. При подаче иска в суд оно уплачивает государственную пошлину. Если решение суда состоится в пользу физлица, ему присуждается возмещение другой стороной всех понесенных по делу судебных расходов. Вот с этих возмещенных судебных сумм физлицо обязано уплатить в бюджет НДФЛ, потому что такого рода компенсации не включены в исчерпывающий перечень выплат компенсационного характера, освобожденных от НДФЛ (Письма Минфина России от 07.12.2011 N 03-04-05/3-1008, от 28.09.2011 N 03-04-05/3-693).
Обратите внимание: законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов, если решение принято не в их пользу (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2010 по делу N А27-18115/2009).
В данном судебном решении говорится, что отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. В состав судебных затрат законодательство включает государственную пошлину. Государственные и муниципальные органы не освобождены от возмещения судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Поэтому если сторонами судебного спора выступают плательщик и налоговая инспекция и положительное решение вынесено в сторону плательщика, то судебные затраты обществу возмещает инспекция.
Судьи встают на сторону плательщика, ссылаясь на то, что общество выплачивало судебные расходы по судебному решению. В данном случае работник не получает дохода в натуральной форме и не имеет материальной выгоды, так как фактически компенсирует свои расходы в сумме, указанной в решении суда. Следовательно, компенсация судебных издержек не может быть признана доходом работника.

Облагать НДФЛ или не облагать?

Несмотря на установленные положения относительно того, что перечень компенсационных выплат закрытый, между инспекцией и плательщиками возникают разногласия по обложению НДФЛ возмещенных судебных расходов.
Организации доначислены пени по НДФЛ на сумму судебных издержек, выплаченные работникам на основании исполнительных листов суда общей юрисдикции.
Арбитражный суд признал, что общество не выплачивало физическим лицам доход, а исполняло решение суда в рамках требования законодательства о судопроизводстве и исполнении судебных актов. В решении говорилось, что фирма не могла удержать НДФЛ с сумм, выплаченных на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции. На это у суда нашелся аргумент: выплата средств производилась после прекращения трудовых отношений на основании исполнительного листа, в котором отсутствовало указание на взыскание НДФЛ.
Судьи склоняются к тому, что работодатель не выплачивал доход, а перечислял средства Федеральной службе судебных приставов на основании постановлений. Поэтому у налогового агента отсутствовала возможность по исчислению и удержанию НДФЛ с сумм компенсаций судебных расходов, перечисленных в адрес службы судебных приставов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2011 по делу N А27-4701/2010).
Налоговые инспекторы настаивают, что работодатель занижает базу по НДФЛ на суммы судебных издержек, выплаченных сотрудникам по исполнительным листам (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.08.2010 по делу N А29-10481/2009).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи