Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в рамках ЕАЭС (Мамбеталиева А.)

О мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в рамках ЕАЭС (Мамбеталиева А.)

Дата размещения статьи: 17.09.2016

Статья освещает вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС, обмена информацией в данной сфере.

Проблема отмывания преступных денежных средств в настоящее время представляет собой негативное явление и одну из наиболее актуальных проблем как для России, так и для многих стран.
Негативный характер такого явления обусловлен несколькими факторами:
- происходит нарушение сложившихся экономических отношений, так как порождает после себя противозаконные отношения, связанные с использованием средств или имущества, полученных преступным путем, и, как следствие, наносится ущерб не только интересам отдельных субъектов предпринимательской деятельности, но и стратегическим интересам государства: создаются неблагоприятные условия для развития инвестиционных процессов, происходит торможение экономического, технического и научного развития страны;
- такое явление способствует дальнейшему росту преступности не только экономической направленности, но и иной, в том числе организованной (отмывание доходов, полученных преступным путем, является одним из элементов организованной преступной деятельности и выступает финансовым рычагом террористической деятельности);
- легализация преступных доходов породила международный криминальный бизнес;
- с развитием Евразийского экономического союза в результате такого явления происходит нарушение и ограничение основополагающих принципов, устанавливающих единство экономического пространства, а именно свободное перемещение экономических свобод.
Не секрет, что международная финансовая система активно развивается и совершенствуется. За этим, безусловно, следует развитие быстрых и достаточно эффективных способов декриминализации преступных доходов <1>.
--------------------------------
<1> Бондарь Е.О., Изутина С.В. Актуальные тенденции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации с учетом изменения международных стандартов // Современное право. 2014. N 10. С. 97 - 100.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) <2> создана с целью выработки международных стандартов в сфере противодействия и профилактики легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. Кроме этого, ФАТФ по решению международного сообщества занимается и контролем соответствия национальных организационно-правовых мер по противодействию отмыванию денег международным стандартам.
--------------------------------
<2> The Financial Action Task Force (FATF).

Россия также активно участвует в борьбе с отмыванием преступных денежных средств. Например, 26 марта 2014 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было принято Постановление N 101-СФ "О вопросах противодействия на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики" <3>, в соответствии с которым устанавливается обязанность организаций, действующих на территории Российской Федерации, получать, хранить и предоставлять уполномоченным государственным органам информацию о своих бенефициарных владельцах и о структуре собственности. Кроме того, предусматривается обязанность по раскрытию информации о бенефициарных владельцах компаний, являющихся поставщиками по государственным и муниципальным контрактам, а также получающих меры государственной поддержки, и т.п. В этой связи изменениям также подверглись Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и др.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства РФ. 31.03.2014. N 13. Ст. 1378.

В государствах, входящих в состав ЕАЭС, Рекомендации ФАТФ реализуются через подразделения финансовых разведок, которые ответственны за сбор и анализ информации в финансовой сфере с целью выявления и пресечения потоков финансовых средств, полученных преступным путем:
- Центр финансового мониторинга Центрального банка Республики Армения;
- Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан;
- Служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу <4>.
--------------------------------
<4> http://www.fedsfm.ru/activity/bilateral-interagency-agreements.

В июне 2016 г. на Пленарном заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) <5>, которое состоялось в г. Астане (Республика Казахстан), Евразийская экономическая комиссия получила статус наблюдателя ЕАГ. Такой статус является основой сотрудничества в сфере противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, а также по выявлению и пресечению "серых схем" вывоза капиталов из государств ЕАЭС, так как одним из приоритетов интеграционного взаимодействия государств, входящих в состав ЕАЭС, является формирование общего финансового рынка.
--------------------------------
<5> Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) является региональной группой по типу ФАТФ. ЕАГ была учреждена в 2004 г., имеет статус ассоциированного члена ФАТФ. ЕАГ объединяет 9 государств (в том числе Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию). Статус наблюдателя предоставлен 15 странам (в том числе Армении) и 18 международным организациям // http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/history.php.

Если рассматривать страны ЕАЭС, то участие стран в интеграционном объединении и, как следствие, отсутствие таможенного контроля на внутренней границе Союза также порождают много причин для появления проблемы отмывания преступных денежных средств, в том числе ввиду присоединения новых стран (Республики Армения и Республики Кыргызстан), наличия проблемы наркотрафика и сопряженных с ним финансовых потоков <1>.
--------------------------------
<1> Сорокин К.Г. Особенности имплементации Рекомендации ФАТФ 32 - "Курьеры наличных" - в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2013. N 1. С. 31 - 38.

Так, особое внимание в рамках ЕАЭС обращается на решение проблем законодательства о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, на вопросы взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и другими контролирующими органами, а также центральными (национальными) банками по вопросам получения информации о незаконных финансовых операциях, а также об использовании схем уклонения от уплаты налогов и о размывании налогооблагаемой базы.
В целях борьбы с проблемой отмывания преступных денежных средств Евразийской экономической комиссией ведется работа над проектом соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - проект соглашения) <2>, который разработан в рамках реализации положений Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г. (далее - Договор).
--------------------------------
<2> http://www.alta.ru/tamdoc/16r00037/.

Обратите внимание! Как известно, в 2010 г. в Таможенный кодекс Таможенного союза были внесены дополнения и на таможенные органы была возложена новая задача - при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты, ценных бумаг, валютных ценностей, дорожных чеков обеспечить применение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <3>.
--------------------------------
<3> Статья 6 Таможенного кодекса Таможенного союза // Собрание законодательства Российской Федерации. N 50. Ст. 6615.

Договор входит в право ЕАЭС, но не кодифицировался в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе, так как кодификации подлежали только международные соглашения, регламентирующие различные аспекты интеграции государств-членов в экономической сфере.
Согласно Договору стороны принимают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза и на основании информации правоохранительных органов своего государства таможенные органы обязаны приостанавливать перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и денежных инструментов. Получив информацию от правоохранителей, таможенные органы отслеживают перемещение через границу указанных в запросе лиц. При выявлении таких лиц инспектор таможни приостанавливает перемещение ввозимых или вывозимых денежных средств и денежных инструментов и оформляет соответствующий акт (форма акта утверждена Решением Коллегии ЕЭК от 12.03.2013 N 37 <1>).
--------------------------------
<1> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 37 "О форме акта о приостановлении перемещения через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 13.03.2013.

После составления акта таможня незамедлительно информирует об этом орган, направивший запрос на приостановление. Правоохранительному органу предоставлено 30 календарных дней для принятия решения либо о возврате наличных денежных средств и денежных инструментов, либо (при выявлении их связи с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма) об их изъятии (аресте).
Также принят Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 г. <2>, согласно которому перемещение физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС осуществляется без ограничений. Вместе с тем при единовременном ввозе/вывозе денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4867.

Ввоз/вывоз денежных инструментов (векселей, банковских чеков, ценных бумаг в документарной форме, за исключением дорожных чеков) осуществляется только при условии их таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Проект соглашения устанавливает систему информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и предусматривает следующее:
1. В государствах-членах определяется орган, ответственный за формирование базы данных о перемещении наличных денежных средств и денежных инструментов и представление содержащихся в ней сведений другим государствам - членам Союза.
Согласно проекту соглашения такие органы должны быть определены в течение 1 месяца со дня вступления соглашения в силу.
2. База данных формируется на основании сведений, заявленных физическими лицами в дополнительном формуляре к пассажирской таможенной декларации "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов" (заполняется при единовременном ввозе/вывозе через таможенную границу Союза денежных средств на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США).
Перечень подлежащих декларированию сведений определен ст. 6 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 г. и включает следующие данные:
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- сумма перемещаемых наличных денежных средств, количество и стоимость денежных инструментов, дата перемещения;
- сведения о происхождении денежных средств и денежных инструментов, предполагаемом использовании, маршруте и способе перевозки (виде транспорта).
3. Обмен информацией осуществляется по запросам уполномоченных органов государств-членов. Проект соглашения закрепляет порядок оформления запросов, срок их исполнения, случаи отказа в исполнении.
Согласно проекту соглашения запрос на получение информации оформляется в письменной форме, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа, ответственного за информационное взаимодействие, и содержит:
- наименование запрашивающего и запрашиваемого органов, ссылку на соглашение;
- основания направления запроса;
- краткое изложение существа запроса;
- информацию, необходимую для идентификации лица, в отношении которого направляется запрос;
- период или дату (даты), за которые запрашивается информация;
- иные сведения, необходимые для исполнения запроса.
Срок исполнения запроса не может превышать 30 календарных дней с даты его получения запрашиваемым органом. При необходимости исполнения запроса в более короткие сроки в запросе делается соответствующая оговорка с указанием основания и желаемого срока. Срок исполнения срочного запроса не может превышать 10 календарных дней с даты его получения запрашиваемым органом.
В исполнении запроса отказывается, если:
- запрос не соответствует установленным соглашением требованиям;
- запрашивающий орган не представил необходимую информацию запрашиваемому органу в течение 2 месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения запроса;
- запрос объективно не может быть исполнен по независящим от запрашиваемого органа причинам.
4. Информация, полученная в рамках соглашения, является конфиденциальной и не сможет использоваться без письменного согласия представившего такую информацию органа в иных целях, чем те, для которых она запрашивалась и была представлена.
Интересным является предложение сторон концептуально пересмотреть подходы к информационному взаимодействию в рамках рассматриваемого проекта и вместо запросного принципа предусмотреть регулярный обмен всей информацией о перемещении физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов.
При этом необходимо учесть, что при регулярном обмене информацией (например, ежедневно или еженедельно) потребуется разработка соответствующего унифицированного программного продукта, что является затратным и трудоемким процессом. Также следует отметить, что не ясна степень востребованности формирования на постоянной основе единой базы данных для уполномоченных органов сторон.
По результатам проработки вопроса было принято и согласовано заинтересованными министерствами и ведомствами решение о применении запросного принципа информационного взаимодействия, который и нашел отражение в проекте.
В связи с возрастанием угроз международной безопасности и экономическому развитию, связанных с распространением терроризма (в частности, его финансирования) и криминальных практик легализации доходов, полученных преступным путем, мировое сообщество предпринимает активные меры по борьбе с такими явлениями, используя в этих целях существующие международные организации и структуры и создавая новые специализированные органы и институты. ЕАЭС также не остается в стороне.
Принятие соглашения будет означать принятие эффективного инструмента профилактики отмывания преступных доходов - системы противодействия легализации преступных доходов, основанной на бескомпромиссных международных нормах и нормах закона.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.