Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Кванина В.В.)

Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Кванина В.В.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Малое и среднее предпринимательство в России выступает одним из факторов развития экономики, а также позволяет решить проблему создания среднего класса - основы гражданского общества. Результаты экономических исследований свидетельствуют о том, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики. Обычно для оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства эксперты используют два основных показателя: долю ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; долю активного населения, занятого в данной сфере. Для сравнения можно привести такие данные: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес в России, составляет 20%, доля активного населения, занятого в данной сфере, - 25% <1>; первый показатель в США составляет 50 - 52%, в Италии - около 60%, в Испании и Норвегии - 65 - 75%; второй показатель - в ЕС - 90% <2>, в США - 54%, в Японии - 65%.
--------------------------------
<1> В Минэкономразвития оценили долю малого бизнеса в ВВП в 20% // ИД "Бюджет". 28.09.2015. http://bujet.ru/about/.
<2> См.: Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12.

В России фактическое состояние малого и среднего предпринимательства оценивается как неудовлетворительное. В качестве причин можно назвать следующие факторы: несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников и др. <3>. Преодоление всех этих негативных причин напрямую зависит от реальных проявлений государственной воли.
--------------------------------
<3> См.: Гвоздева О.М. О проблемах и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации // Предпринимательское право. Приложение к журналу. 2013. N 3. С. 30; Кох И.А. Актуальные проблемы взаимоотношений власти и малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. 2004. N 1. С. 73; и др.

Многие граждане хотели бы проявить себя в качестве предпринимателей, но для этого требуется наличие благоприятного предпринимательского климата, что подразумевает в том числе оказание им государственной поддержки. Виды государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего бизнеса, предусмотрены Федеральным законом от 24 июня 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <4> (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве). Как свидетельствует практика, предприниматели чаще всего заинтересованы в имущественной помощи со стороны государства, так как главной проблемой, особенно при начале осуществления бизнеса, выступает отсутствие имущества, в том числе недвижимого имущества, необходимого для ведения бизнеса.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 24.06.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Под имущественной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается передача им во владение и (или) в пользование по целевому назначению государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) (ч. 1 ст. 18 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
Правовой режим форм передачи такого имущества "разбросан" по разным нормативным правовым актам, а также подвержен частым изменениям, в связи с этим вызывает определенные сложности на практике. В рамках данной статьи остановимся на особенностях правового регулирования двух форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: договоре аренды и выкупе данными субъектами арендуемого ими государственного или муниципального имущества.
Передача субъектам малого и среднего предпринимательства указанных объектов сопровождается определенными ограничениями: переданное имущество должно использоваться строго по целевому назначению; запрещается переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5> (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества). Данные ограничения направлены на то, чтобы субъекты малого и среднего предпринимательства использовали переданное им имущество для ведения активной экономической, а не пассивной экономической деятельности.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3615.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о субъектах малого и среднего предпринимательства федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления утверждают Перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего бизнеса), далее - Перечни. Суть данного Перечня заключается в том, что имущество, включенное в него, может быть передано исключительно субъектам малого и среднего бизнеса во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы), а также может быть им отчуждено в соответствии с ч. 2.1 ст. 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <6> заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (исключения перечислены в п. п. 1 - 16 ч. 1 ст. 17.1). Аналогичное требование установлено в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, автономным учреждениям, а также государственного или муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (ч. 3 ст. 17.1), исключения из данного правила предусмотрены в ч. ч. 3.1 - 3.2 ст. 17.1.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" <7> предусмотрены отдельные условия договора аренды недвижимого имущества, включенного в Перечень недвижимого федерального имущества. Им установлено, что стартовый размер арендной платы по договору аренды с субъектом малого и среднего бизнеса определяется на основании отчета об оценке рыночной арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В данном случае речь идет о ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <8>, согласно которой при определении стоимости объектов, являющихся публичной собственностью, в целях их передачи в аренду, проведение оценки является обязательным. Кроме того, указанным выше Постановлением определены срок договора аренды - не менее 5 лет (аналогичная норма содержится и в п. 4.3 ст. 18 Закона о малом и среднем предпринимательстве), а также льготы по оплате арендных платежей: арендатор оплачивает в первый год 40% размера арендной платы, во второй год аренды - 60%, в третий год аренды - 80%, в четвертый год аренды и далее - 100% размера арендной платы, предложенной им на торгах (п. 4).
--------------------------------
<7> Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" // СЗ РФ. 2010. N 35. Ст. 4577.
<8> Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3831.

Обращает на себя внимание, что в п. 4 Постановления речь идет только о субъектах малого предпринимательства, - субъекты среднего предпринимательства в нем отсутствуют. С учетом названия и содержания Постановления можно предположить, что в данном случае законодателем допущена техническая ошибка.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды имущества, указанного в ч. ч. 1 и 3 данной статьи Закона, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется в порядке ст. 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности", минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора. В заключении договора аренды на новый срок может быть отказано только в случае принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; наличия у арендатора задолженности по арендной плате, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды <9>.
--------------------------------
<9> См., например: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2015 по делу N А40-70788/14; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2015 по делу N А40-184520/13 // СПС "КонсультантПлюс".

Относительно возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества, арендуемого субъектами малого или среднего бизнеса, в их собственность, в ст. 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в ч. 3 ст. 14 Закона о малом и среднем предпринимательстве, а также осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 9 данного Закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества или на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный Перечень, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества.
Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе воспользоваться преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, как не включенного, так и включенного в Перечень, по своей инициативе. В первом случае они должны соответствовать вышеуказанным требованиям (ст. 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества). Во втором случае они должны соответствовать следующим условиям: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи заявления; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества или на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (ч. ч. 2.1, 4 ст. 9).
Приобретаемое в таком порядке недвижимое имущество оплачивается единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов РФ, но не должен составлять менее 5 лет (ст. 5 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества).
Предусмотренное вышеуказанным Законом право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендованного ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, будет действовать только до 1 июля 2018 г.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства с заявлением о выкупе арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества, не включенного в план приватизации, возникает конфликт интересов между данными субъектами и публичным собственником. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды чаще всего в этом случае становятся на защиту прав субъектов малого и среднего бизнеса. В качестве обоснования приводятся следующие аргументы: Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20.12.2010 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что введение для некоторых категорий субъектов предпринимательской деятельности упрощенного порядка приватизации публичного имущества преследует конституционно значимые цели: стимулирует свободу предпринимательства, способствует развитию конкуренции, становлению и развитию рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора, гарантирует экономическую самостоятельность более широкому кругу лиц, что, в свою очередь, содействует обеспечению занятости населения и права каждого на защиту от безработицы, успешной реализации принципов социального государства на основе баланса прав и законных интересов местного самоуправления и лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и в итоге способствует упрочению гражданского общества, верховенства права и демократии (п. 3) <10>; из п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что суд может признать наличие у арендатора права на приобретение в том случае, если после опубликования Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о субъектах малого и среднего предпринимательства Перечень); из системного толкования ст. 3, ч. ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества следует, что уполномоченный орган местного самоуправления не вправе отказать субъекту малого или среднего предпринимательства в заключении договора купли-продажи муниципального имущества, следовательно, заключение договора с данным субъектом обязательно для органа местного самоуправления <11>; в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 1 декабря 2011 г. N 9646/11, с учетом того, что имущество, включенное в Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий Перечень после опубликования Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных законом <12>.
--------------------------------
<10> См., например: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 по делу N А74-2394/2015; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2016 по делу N А45-11155/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
<11> См., например: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.02.2016 N Ф09-11425/15; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2015 N Ф09-10177/14; Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2014 по делу N 305-ЭС14-101 // СПС "КонсультантПлюс".
<12> См., например: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2015 по делу N А43-23122/2014 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, при решении вопроса о выкупе арендуемого государственного или муниципального имущества субъектами малого или среднего предпринимательства отдается приоритет частным интересам. Вместе с тем суды обходят своим вниманием правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в п. 4.3 указанного выше Постановления от 20 декабря 2010 г. N 22-П. Говоря о достижении баланса интересов между субъектами малого и среднего предпринимательства и муниципальными образованиями, Конституционный Суд РФ делает вывод, что положения ч. ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества не предполагают возможность принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения.
Из данной правовой позиции Конституционного Суда РФ логично прийти к выводу, что, рассматривая дела о выкупе государственного или муниципального имущества, не включенного в план приватизации, интересы публичного собственника не могут быть проигнорированы, поскольку его интересы зачастую более значимы, чем интересы отдельного субъекта малого или среднего предпринимательства. Тем не менее их доводы во внимание не принимаются <13>.
--------------------------------
<13> См., например: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2015 N Ф09-2357/15 // СПС "КонсультантПлюс".

С подобным односторонним подходом судов к указанной категории дел сложно согласиться. В итоге это может привести к тому, что публичные собственники перестанут передавать субъектам малого и среднего предпринимательства недвижимое имущество по договору аренды. Более того, если отдавать по данному вопросу предпочтение субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим недвижимое имущество, нарушается принцип равенства всех субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в выкупе государственного или муниципального имущества и тем самым происходит ограничение конкуренции, запрещенное Федеральным законом "О защите конкуренции".
Вышеизложенный анализ форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о необходимости консолидации законодательства о субъектах малого и среднего предпринимательства, а также о дальнейшем его совершенствовании.

Список литературы

1. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12.
2. Гвоздева О.М. О проблемах и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации // Предпринимательское право. Приложение к журналу. 2013. N 3.
3. Кох И.А. Актуальные проблемы взаимоотношений власти и малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. 2004. N 1.
4. Можарова Е.А., Пискунова Е.А. Имущественная и финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Законодательство. 2011. N 6.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

14 января 2017 г.
Проект Федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах"

Законопроект направлен на создание в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещенных гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".Его принятие позволит укрепить доверие со стороны российских инвесторов к российскому фондовому рынку, что будет способствовать притоку дополнительных долгосрочных инвестиций в экономику Российской Федерации. 




4 января 2017 г.
Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социал

Указанным постановлением вводятся типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.




21 декабря 2016 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Закон направлен на унифицирование механизма осуществления конкурсного производства в делах о банкротстве страховых организаций по аналогии с банкротством кредитных организаций. Так Закон предусматривает, что руководителем временной администрации страховой организации назначается служащий Банка России.




14 декабря 2016 г.
Проект федерального закона № 54490-7

Законопроект "О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности. 




1 декабря 2016 г.
Проект Федерального закона № 42849-7

Законопроектом "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предлагаются изменения, которые позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку развитие туристской индустрии может являться источником устойчивого развития экономической базы муниципальных образований.



В центре внимания:


Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении (Ермолова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

подробнее>>

Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Кванина В.В.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

подробнее>>

Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации (Трофимчук Н.В.)

Дата размещения статьи: 17.09.2016

подробнее>>

О практике защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованных внеплановых проверок (Егупов Д.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 "Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489" (Сухов А.Б.)

Дата размещения статьи: 31.03.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта