Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль > Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Создание единой финансовой среды ЕАЭС является очень амбициозной, но в то же время необходимой задачей в условиях высокой степени интеграции экономик стран ЕАЭС.

Мировой опыт показывает, что создание единой финансовой среды в той или иной форме и с той или иной степенью глубины имеет много положительных аспектов. Это более стабильная и быстро растущая экономика; более интегрированные финансовые рынки; более внушительное присутствие в глобальной экономике. С другой стороны, единая финансовая среда предоставляет больше выбора и стабильность цен для потребителей, а также большую степень защищенности и возможностей для предпринимателей.

Многие из этих преимуществ взаимосвязаны между собой. Экономическая стабильность способствует эффективному экономическому планированию, а также экономическая стабильность снижает неопределенность в экономической среде и, как следствие, ведет к привлечению инвесторов. Это уже является преимуществом для граждан, которые получают новые рабочие места и более высокий уровень жизни.

В условиях глубокой интеграции, когда созреют предпосылки для введения единой валюты, отпадет необходимость обмена валют, будут устранены дополнительные затраты, риски и отсутствие прозрачности в трансграничных сделках. Единая валюта усиливает интеграцию и дает больше возможностей для развития интегрированного рынка. Единая валюта делает рынки интегрированных стран более привлекательными для зарубежных инвесторов и предпринимателей, способствует внутренней устойчивости к внешним экономическим трудностям.

В то же время использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. К настоящему моменту, например, существуют различные мнения по поводу эффектов, вызванных введением евро, поскольку для понимания и оценки многих из этих эффектов потребуются многие годы. Высказывается множество теорий и предсказаний.

Интеграционные процессы в валютно-финансовой сфере не являются новейшим изобретением.

Необходимо иметь в виду, что юридическое оформление интеграционных процессов в финансовой сфере является вторичным. Юридическая оболочка - это форма, которая должна закреплять сложившиеся и созревшие экономические и финансовые процессы. Юридические и административные инструменты и механизмы оказывают сильное воздействие на реальные процессы, их поспешное и неумелое использование может принести больше вреда, чем пользы, и, как правило, такой вред трудно исправить. Поэтому в такой важной и чувствительной сфере, как функционирование финансовой системы, забегание вперед крайне нежелательно.

Очевидно, процесс создания единого финансового пространства будет проходить в несколько этапов.

На первом этапе может быть создана условная единица для международных расчетов в рамках ЕАЭС. Это не потребует принципиальной переработки национального законодательства, но потребуется формирование объемной дополнительной правовой базы, состоящей из блока международных документов ЕАЭС и внутренних законодательных актов, отражающих специфику каждой страны ЕАЭС.

Здесь можно использовать опыт прошлого, например, переводного рубля СЭВ, который использовался только для безналичных расчетов между странами-участницами; существовал только в виде записей на специальных счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС), Международного инвестиционного банка (МИБ) или в банках стран-участниц.

Встает вопрос об обеспечении такой расчетной единицы. Переводный рубль имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота. Может быть, можно использовать в этих целях совокупность специально созданных каждым государством резервных фондов в объемах сумм оборота взаимной торговли или какой-либо иной показатель.

Также интересен опыт ЭКЮ. Соотношение ЭКЮ с валютами других стран определялось исходя из того, что ЭКЮ служило обобщенным представителем корзины валют стран, входивших тогда в европейскую валютную систему. ЭКЮ также было введено только в безналичный расчет, но во многом имело характеристики настоящей валюты: являлось полноценным эталоном меры; счетной единицей для экономической и финансовой деятельности и учета в Сообществе; являлось резервным стоимостным активом; выпускалось под обеспечение валютных резервов и являлось средством расчетов в операциях между центральными банками стран-участниц.

Для проведения такой деятельности, очевидно, необходимы меры институционного характера - создание специализированного банка и клирингового центра для крупных платежных транзакций. Государствами - участниками ЕАЭС уже создан Евразийский банк развития, т.е. уже есть организационная структура, способная технологически освоить подобные задачи.

Заключительным этапом формирования единой финансовой среды ЕАЭС может стать создание общей валюты. Переход к этому этапу потребует глубокой экономической интеграции и может занять длительный период.

Все государства-члены, желающие вступить в общую валютную зону, должны соответствовать нескольким критериям. Не претендуя на полноту, необходимо отметить, что они, по крайней мере, должны демонстрировать устойчивый уровень финансовой стабильности; низкий уровень инфляции и долгосрочных процентных ставок; стабильность национальной валюты. Кроме того, немаловажную роль играют вес и значение национальных валют стран-участниц в мировых расчетах. Пока же, по данным агентства Bloomberg, в межбанковском обороте в системе SWIFT в период с мая 2013 г. по май 2014 г. доля евро составила 32%, доля американского доллара - 42%, юаня - 1,47%, российского рубля - 0,35% [1].

Переход к единой валюте потребует принципиального пересмотра национального законодательства и создания новой правовой базы.

В первую очередь потребуется внести изменения в Конституцию Российской Федерации в части полномочий и функций Центрального банка Российской Федерации [2]. Напомню, что ст. 75 (глава 3) устанавливает: денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Согласно Конституции введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Кроме того, в качестве основной функции Центрального банка Российской Федерации закреплены защита и обеспечение устойчивости рубля. Эта статья Конституции должна подвергнуться принципиальным изменениям. При этом надо иметь в виду, что согласно ст. 136 Конституции поправки к третьей главе Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Соответственно, необходимо будет переработать многие положения Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [3] и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [4]. Кроме того, потребуется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации [5] и Гражданский кодекс Российской Федерации [6], инвестиционное и иное законодательство.

Для организации функционирования единой валюты нужен единый эмиссионный центр с полномочиями по выработке и осуществлению денежно-кредитной политики, управлению официальными (золотовалютными) резервами ЕАЭС, эксклюзивному праву эмиссии общей валюты, определению ключевых процентных ставок, содействию плавному функционированию платежной системы, поддержанию ценовой стабильности в зоне интеграции. Примером может быть банковская система Европейского союза.

Очень деликатный вопрос - определение квот на эмиссию наличных денег. Здесь требуется высокий уровень доверия между финансовыми и политическими властями государств-участников, что наблюдается не всегда.

Непросто будет определить и согласовать основы обеспечения единой валюты. Вариантов может быть несколько вплоть до возврата к "золотому стандарту".

Создание новых инструментов общего финансового пространства потребует также организации наднационального механизма финансового контроля. Встанет вопрос о создании нового контрольного органа типа Счетной палаты ЕАЭС, построенного на паритетной квотной основе и наделенного наднациональными полномочиями в этой весьма чувствительной сфере.

Указанные проблемы потребуют от ученых-экономистов и практиков глубокого анализа и проработки, а от властей - осторожных и тщательно выверенных действий. Юридическая доктрина и практика способны обеспечить необходимое правовое оформление финансовой среды, адекватной уровню развития интеграционных процессов.

Литература

1. BloombergBusiness. 7 July. 2014.
2. СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
3. СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
4. СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
5. Федеральные законы от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
6. Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; СЗ РФ. 2006. N 52 (часть I). Ст. 5496.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Валютная оговорка в договорах как способ преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

подробнее>>

Формирование финансовой (валютной) системы Евразийского экономического союза (Волова Л.И.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта