Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль > Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Создание единой финансовой среды ЕАЭС является очень амбициозной, но в то же время необходимой задачей в условиях высокой степени интеграции экономик стран ЕАЭС.

Мировой опыт показывает, что создание единой финансовой среды в той или иной форме и с той или иной степенью глубины имеет много положительных аспектов. Это более стабильная и быстро растущая экономика; более интегрированные финансовые рынки; более внушительное присутствие в глобальной экономике. С другой стороны, единая финансовая среда предоставляет больше выбора и стабильность цен для потребителей, а также большую степень защищенности и возможностей для предпринимателей.

Многие из этих преимуществ взаимосвязаны между собой. Экономическая стабильность способствует эффективному экономическому планированию, а также экономическая стабильность снижает неопределенность в экономической среде и, как следствие, ведет к привлечению инвесторов. Это уже является преимуществом для граждан, которые получают новые рабочие места и более высокий уровень жизни.

В условиях глубокой интеграции, когда созреют предпосылки для введения единой валюты, отпадет необходимость обмена валют, будут устранены дополнительные затраты, риски и отсутствие прозрачности в трансграничных сделках. Единая валюта усиливает интеграцию и дает больше возможностей для развития интегрированного рынка. Единая валюта делает рынки интегрированных стран более привлекательными для зарубежных инвесторов и предпринимателей, способствует внутренней устойчивости к внешним экономическим трудностям.

В то же время использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. К настоящему моменту, например, существуют различные мнения по поводу эффектов, вызванных введением евро, поскольку для понимания и оценки многих из этих эффектов потребуются многие годы. Высказывается множество теорий и предсказаний.

Интеграционные процессы в валютно-финансовой сфере не являются новейшим изобретением.

Необходимо иметь в виду, что юридическое оформление интеграционных процессов в финансовой сфере является вторичным. Юридическая оболочка - это форма, которая должна закреплять сложившиеся и созревшие экономические и финансовые процессы. Юридические и административные инструменты и механизмы оказывают сильное воздействие на реальные процессы, их поспешное и неумелое использование может принести больше вреда, чем пользы, и, как правило, такой вред трудно исправить. Поэтому в такой важной и чувствительной сфере, как функционирование финансовой системы, забегание вперед крайне нежелательно.

Очевидно, процесс создания единого финансового пространства будет проходить в несколько этапов.

На первом этапе может быть создана условная единица для международных расчетов в рамках ЕАЭС. Это не потребует принципиальной переработки национального законодательства, но потребуется формирование объемной дополнительной правовой базы, состоящей из блока международных документов ЕАЭС и внутренних законодательных актов, отражающих специфику каждой страны ЕАЭС.

Здесь можно использовать опыт прошлого, например, переводного рубля СЭВ, который использовался только для безналичных расчетов между странами-участницами; существовал только в виде записей на специальных счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС), Международного инвестиционного банка (МИБ) или в банках стран-участниц.

Встает вопрос об обеспечении такой расчетной единицы. Переводный рубль имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота. Может быть, можно использовать в этих целях совокупность специально созданных каждым государством резервных фондов в объемах сумм оборота взаимной торговли или какой-либо иной показатель.

Также интересен опыт ЭКЮ. Соотношение ЭКЮ с валютами других стран определялось исходя из того, что ЭКЮ служило обобщенным представителем корзины валют стран, входивших тогда в европейскую валютную систему. ЭКЮ также было введено только в безналичный расчет, но во многом имело характеристики настоящей валюты: являлось полноценным эталоном меры; счетной единицей для экономической и финансовой деятельности и учета в Сообществе; являлось резервным стоимостным активом; выпускалось под обеспечение валютных резервов и являлось средством расчетов в операциях между центральными банками стран-участниц.

Для проведения такой деятельности, очевидно, необходимы меры институционного характера - создание специализированного банка и клирингового центра для крупных платежных транзакций. Государствами - участниками ЕАЭС уже создан Евразийский банк развития, т.е. уже есть организационная структура, способная технологически освоить подобные задачи.

Заключительным этапом формирования единой финансовой среды ЕАЭС может стать создание общей валюты. Переход к этому этапу потребует глубокой экономической интеграции и может занять длительный период.

Все государства-члены, желающие вступить в общую валютную зону, должны соответствовать нескольким критериям. Не претендуя на полноту, необходимо отметить, что они, по крайней мере, должны демонстрировать устойчивый уровень финансовой стабильности; низкий уровень инфляции и долгосрочных процентных ставок; стабильность национальной валюты. Кроме того, немаловажную роль играют вес и значение национальных валют стран-участниц в мировых расчетах. Пока же, по данным агентства Bloomberg, в межбанковском обороте в системе SWIFT в период с мая 2013 г. по май 2014 г. доля евро составила 32%, доля американского доллара - 42%, юаня - 1,47%, российского рубля - 0,35% [1].

Переход к единой валюте потребует принципиального пересмотра национального законодательства и создания новой правовой базы.

В первую очередь потребуется внести изменения в Конституцию Российской Федерации в части полномочий и функций Центрального банка Российской Федерации [2]. Напомню, что ст. 75 (глава 3) устанавливает: денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Согласно Конституции введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Кроме того, в качестве основной функции Центрального банка Российской Федерации закреплены защита и обеспечение устойчивости рубля. Эта статья Конституции должна подвергнуться принципиальным изменениям. При этом надо иметь в виду, что согласно ст. 136 Конституции поправки к третьей главе Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Соответственно, необходимо будет переработать многие положения Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [3] и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [4]. Кроме того, потребуется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации [5] и Гражданский кодекс Российской Федерации [6], инвестиционное и иное законодательство.

Для организации функционирования единой валюты нужен единый эмиссионный центр с полномочиями по выработке и осуществлению денежно-кредитной политики, управлению официальными (золотовалютными) резервами ЕАЭС, эксклюзивному праву эмиссии общей валюты, определению ключевых процентных ставок, содействию плавному функционированию платежной системы, поддержанию ценовой стабильности в зоне интеграции. Примером может быть банковская система Европейского союза.

Очень деликатный вопрос - определение квот на эмиссию наличных денег. Здесь требуется высокий уровень доверия между финансовыми и политическими властями государств-участников, что наблюдается не всегда.

Непросто будет определить и согласовать основы обеспечения единой валюты. Вариантов может быть несколько вплоть до возврата к "золотому стандарту".

Создание новых инструментов общего финансового пространства потребует также организации наднационального механизма финансового контроля. Встанет вопрос о создании нового контрольного органа типа Счетной палаты ЕАЭС, построенного на паритетной квотной основе и наделенного наднациональными полномочиями в этой весьма чувствительной сфере.

Указанные проблемы потребуют от ученых-экономистов и практиков глубокого анализа и проработки, а от властей - осторожных и тщательно выверенных действий. Юридическая доктрина и практика способны обеспечить необходимое правовое оформление финансовой среды, адекватной уровню развития интеграционных процессов.

Литература

1. BloombergBusiness. 7 July. 2014.
2. СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
3. СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
4. СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
5. Федеральные законы от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
6. Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; СЗ РФ. 2006. N 52 (часть I). Ст. 5496.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>

Валютная оговорка в договорах как способ преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

подробнее>>

Формирование финансовой (валютной) системы Евразийского экономического союза (Волова Л.И.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта