Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль > Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

Основы формирования нормативно-правовой базы единой валюты ЕАЭС (Шохин С.О.)

Дата размещения статьи: 19.09.2016

Создание единой финансовой среды ЕАЭС является очень амбициозной, но в то же время необходимой задачей в условиях высокой степени интеграции экономик стран ЕАЭС.

Мировой опыт показывает, что создание единой финансовой среды в той или иной форме и с той или иной степенью глубины имеет много положительных аспектов. Это более стабильная и быстро растущая экономика; более интегрированные финансовые рынки; более внушительное присутствие в глобальной экономике. С другой стороны, единая финансовая среда предоставляет больше выбора и стабильность цен для потребителей, а также большую степень защищенности и возможностей для предпринимателей.

Многие из этих преимуществ взаимосвязаны между собой. Экономическая стабильность способствует эффективному экономическому планированию, а также экономическая стабильность снижает неопределенность в экономической среде и, как следствие, ведет к привлечению инвесторов. Это уже является преимуществом для граждан, которые получают новые рабочие места и более высокий уровень жизни.

В условиях глубокой интеграции, когда созреют предпосылки для введения единой валюты, отпадет необходимость обмена валют, будут устранены дополнительные затраты, риски и отсутствие прозрачности в трансграничных сделках. Единая валюта усиливает интеграцию и дает больше возможностей для развития интегрированного рынка. Единая валюта делает рынки интегрированных стран более привлекательными для зарубежных инвесторов и предпринимателей, способствует внутренней устойчивости к внешним экономическим трудностям.

В то же время использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. К настоящему моменту, например, существуют различные мнения по поводу эффектов, вызванных введением евро, поскольку для понимания и оценки многих из этих эффектов потребуются многие годы. Высказывается множество теорий и предсказаний.

Интеграционные процессы в валютно-финансовой сфере не являются новейшим изобретением.

Необходимо иметь в виду, что юридическое оформление интеграционных процессов в финансовой сфере является вторичным. Юридическая оболочка - это форма, которая должна закреплять сложившиеся и созревшие экономические и финансовые процессы. Юридические и административные инструменты и механизмы оказывают сильное воздействие на реальные процессы, их поспешное и неумелое использование может принести больше вреда, чем пользы, и, как правило, такой вред трудно исправить. Поэтому в такой важной и чувствительной сфере, как функционирование финансовой системы, забегание вперед крайне нежелательно.

Очевидно, процесс создания единого финансового пространства будет проходить в несколько этапов.

На первом этапе может быть создана условная единица для международных расчетов в рамках ЕАЭС. Это не потребует принципиальной переработки национального законодательства, но потребуется формирование объемной дополнительной правовой базы, состоящей из блока международных документов ЕАЭС и внутренних законодательных актов, отражающих специфику каждой страны ЕАЭС.

Здесь можно использовать опыт прошлого, например, переводного рубля СЭВ, который использовался только для безналичных расчетов между странами-участницами; существовал только в виде записей на специальных счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС), Международного инвестиционного банка (МИБ) или в банках стран-участниц.

Встает вопрос об обеспечении такой расчетной единицы. Переводный рубль имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота. Может быть, можно использовать в этих целях совокупность специально созданных каждым государством резервных фондов в объемах сумм оборота взаимной торговли или какой-либо иной показатель.

Также интересен опыт ЭКЮ. Соотношение ЭКЮ с валютами других стран определялось исходя из того, что ЭКЮ служило обобщенным представителем корзины валют стран, входивших тогда в европейскую валютную систему. ЭКЮ также было введено только в безналичный расчет, но во многом имело характеристики настоящей валюты: являлось полноценным эталоном меры; счетной единицей для экономической и финансовой деятельности и учета в Сообществе; являлось резервным стоимостным активом; выпускалось под обеспечение валютных резервов и являлось средством расчетов в операциях между центральными банками стран-участниц.

Для проведения такой деятельности, очевидно, необходимы меры институционного характера - создание специализированного банка и клирингового центра для крупных платежных транзакций. Государствами - участниками ЕАЭС уже создан Евразийский банк развития, т.е. уже есть организационная структура, способная технологически освоить подобные задачи.

Заключительным этапом формирования единой финансовой среды ЕАЭС может стать создание общей валюты. Переход к этому этапу потребует глубокой экономической интеграции и может занять длительный период.

Все государства-члены, желающие вступить в общую валютную зону, должны соответствовать нескольким критериям. Не претендуя на полноту, необходимо отметить, что они, по крайней мере, должны демонстрировать устойчивый уровень финансовой стабильности; низкий уровень инфляции и долгосрочных процентных ставок; стабильность национальной валюты. Кроме того, немаловажную роль играют вес и значение национальных валют стран-участниц в мировых расчетах. Пока же, по данным агентства Bloomberg, в межбанковском обороте в системе SWIFT в период с мая 2013 г. по май 2014 г. доля евро составила 32%, доля американского доллара - 42%, юаня - 1,47%, российского рубля - 0,35% [1].

Переход к единой валюте потребует принципиального пересмотра национального законодательства и создания новой правовой базы.

В первую очередь потребуется внести изменения в Конституцию Российской Федерации в части полномочий и функций Центрального банка Российской Федерации [2]. Напомню, что ст. 75 (глава 3) устанавливает: денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Согласно Конституции введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Кроме того, в качестве основной функции Центрального банка Российской Федерации закреплены защита и обеспечение устойчивости рубля. Эта статья Конституции должна подвергнуться принципиальным изменениям. При этом надо иметь в виду, что согласно ст. 136 Конституции поправки к третьей главе Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Соответственно, необходимо будет переработать многие положения Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [3] и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [4]. Кроме того, потребуется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации [5] и Гражданский кодекс Российской Федерации [6], инвестиционное и иное законодательство.

Для организации функционирования единой валюты нужен единый эмиссионный центр с полномочиями по выработке и осуществлению денежно-кредитной политики, управлению официальными (золотовалютными) резервами ЕАЭС, эксклюзивному праву эмиссии общей валюты, определению ключевых процентных ставок, содействию плавному функционированию платежной системы, поддержанию ценовой стабильности в зоне интеграции. Примером может быть банковская система Европейского союза.

Очень деликатный вопрос - определение квот на эмиссию наличных денег. Здесь требуется высокий уровень доверия между финансовыми и политическими властями государств-участников, что наблюдается не всегда.

Непросто будет определить и согласовать основы обеспечения единой валюты. Вариантов может быть несколько вплоть до возврата к "золотому стандарту".

Создание новых инструментов общего финансового пространства потребует также организации наднационального механизма финансового контроля. Встанет вопрос о создании нового контрольного органа типа Счетной палаты ЕАЭС, построенного на паритетной квотной основе и наделенного наднациональными полномочиями в этой весьма чувствительной сфере.

Указанные проблемы потребуют от ученых-экономистов и практиков глубокого анализа и проработки, а от властей - осторожных и тщательно выверенных действий. Юридическая доктрина и практика способны обеспечить необходимое правовое оформление финансовой среды, адекватной уровню развития интеграционных процессов.

Литература

1. BloombergBusiness. 7 July. 2014.
2. СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
3. СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
4. СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
5. Федеральные законы от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
6. Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; СЗ РФ. 2006. N 52 (часть I). Ст. 5496.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа"

Цель законопроекта - создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные  проекты в Российской Федерации




2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.




23 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"

Цель законопроекта - реализация дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии COVID-19. Реализация мер предлагаемых законопроектом позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.




15 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 956425-7 "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Цель законопроекта - дополнительное обеспечение защиты прав граждан-заемщиков в принятии взвешенного решения при заключении договора кредита (займа). В настоящее время несовершенство правового регулирования рекламы кредитов (займов) позволяет рекламодателям формировать у потребителя ошибочное представление о бесплатности кредитного продукта и отсутствии возможных негативных последствий для заемщика.




7 мая 2020 г.
Проект Федерального закона № 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"

Законопроект разработан с целью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. В частности, предлагается расширение перечня сфер, на которые будет распространяться принцип "лицензия автоматом", наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей организации предоставления государственных и муниципальных услуг и иные изменения.



В центре внимания:


Что должен учесть банк, сопровождая сделки юридических лиц с иностранной валютой? (Земцова А., Ахметова С.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (Овечкин А.П.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Что должен учесть банк, сопровождая сделки юридических лиц с иностранной валютой? (Земцова А., Ахметова С.)

Дата размещения статьи: 16.08.2019

подробнее>>

Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи